Немного о мате в литературе. эссе
О некоторых аспектах употребления мата в литературе.
Писалось об этом уже много и многими. Но всё больше про морально-
этические стороны этого дела. Я же хотел бы подойти к вопросу с
несколько иной стороны.
Мат как часть родной речи:
Можно спорить о корнях мата (наследие ли это татаро-монголов или исконно
славянское), но тот факт, что мат древен, никто не оспаривает. Наберите
в поисковике «русский мат» - и там уйма исследований на данную тему.
Это, безусловно, древнейшая и важная часть нашего языка. Следовательно,
жил, живёт и жить будет – но вот КАК?
Мат как особо экспрессивная форма слова
Среди множества слов всегда есть особые группы, употребление которых
обуславливалось именно некими ситуациями, когда другие слова –
синонимичные или нет – не годились в силу разных причин. Мат всегда
относился к словам особого, сакрального смысла, употребление которых
диктовалось или важностью момента, или необходимостью особо
экспрессивного выражения чувств. Даже ругань в русском языке можно
разделить (с некоей условностью, конечно) на бытовую, цензурную и то,
что раньше называли «чёрной бранью», куда входили в т. ч. слова, нынче
не матерные; равно как и в нынешнюю ругань входят слова не ругательные
ранее – скажем, «падло» (от падаль). Язык меняется! Ну, и ругань тоже:
кто бы подумал, что словечко «трахнуть» за каких-нибудь пять лет прямо
на моих глазах (точнее, ушах!) приобретёт совершенно неприличный смысл!
Мат как часть литературы
Те, кто изучал древнеславянский, или просто читал, скажем, былины
(неадаптированные к современной речи), знает, что там довольно спокойно
употреблялись слова, ныне считающиеся мало- а то и вовсе неприличными
(зависит от интеллигентности читающего), например: «Ах ты, сука, ****ь,
блудова жена!...» и прочее. Но и в древности, и сейчас всегда был язык
литературный, и бытовой. Былины всё же ближе к бытовому. Однако мат в
литературе применяли, хотя раньше очень осторожно, не в пример нонешнему
времени. Барков – всё ж не вполне литература, что-то вроде андеграунда
тех веков...
Особенности употребления мата в наши дни
То, что происходит сейчас, можно определить словами В. В. Маяковского, слегка их переиначив:
Слова у нас, до самого «чёрного»,
В привычку входят: сказал – и не ахнут;
Взамен «падшей женщины» - « ****а подзаборная»;
Вместо «Да ну тебя!» - «Пошёл на ***!»
Язык на глазах «матереет» стремительно,
Из зоны рванувшись в широкие массы;
И вот уж не «здОрово!», а «охуительно»,
Лепечет детёныш в начальных классах...
Я могу совершенно точно утверждать, что сейчас, по сравнению с временами
моего детства и юности, мат просто невероятно расширил ареал своего
социального употребления. Я, как и многие, был довольно шпанистым в те
года, и матерком беседовал народ – но уж никак не в общественных местах,
и даже не среди относительно приличного чисто мужского или женского
общества. Даже работая с уголовниками в геологоразведке, не слыхал
такого постоянного «бля»канья, каковое слышу в беседах учеников средней
школы, не говоря уж про колледжи... И на работе (на заводах проработал
полжизни) тоже ТАК, как нынче, не матерились. А то, что я слыхал в
последние годы в офисах приличных вроде бы фирм среди отнюдь не уборщиц,
а спецов (особенно молодых) с высшим образованием – и при этом в
общении совершенно без разграничения пола и возраста – вообще не лезет
ни в какие ворота!
Происходит ДЕВАЛЬВАЦИЯ МАТА!
И ничего смешного и хорошего ни для языка, ни для самого мата в это нет.
Исчезает ЭКСПРЕССИЯ выражений, сам смысл, суть мата как особой
лексической группы речи. ЭТО ОБЕДНЯЕТ ЯЗЫК, обедняет, как ни странно, и
культуру речи. В чём, как мне кажется, причины этого?
Многие говорят: за годы сталинизма и чуть позже много народу сидело в
лагерях, и лексика зоны пошла в народ. Это не вполне верно. Да, сидели;
но мат был и до сталинизма, и после; однако он не был обыденной, бытовой
формой речи, как в наши дни в обычном, не «зонном» обществе. Тем более
среди интеллигенции. То есть и она материлась, и многие знали в этом
деле толк! - но на уровне нормального общения вполне обходились без
него.
1. В перестройку изменились социальные ценности, социальные ориентиры.
Если раньше было престижно быть интеллигентным и культурным человеком,
то теперь «сливки общества» - это новые русские, половина которых
является обизнесменившейся уголовщиной. Деньги есть, фирмы есть, а вот
культуры нет. Но это - «уважаемые господа», и стиль их общения друг с
другом и с другими стали перенимать те, кто работал с ними, и/или хотел
походить на них: людям вообще свойственно подражательство «кумирам». А
они давно уж стали кумирами народа; в песнях, эстраде, фильмах,
литературе и театре – да везде! - воспевались именно удачливые,
отчаянные, такие родные и «свои в доску» БРАТКИ («Брат 1 и 2», Бумер»,
«Бригады» и т. д.). Ну, и начали материться – это же круто!!!
2. В перестройку изменились стандарты в образовании.
Огромное количество балбесов, имеющих высшее специальное ( и часто
прекрасные спецы в своём деле), но не имеющих начального культурного, не
знающих – и НЕ ЛЮБЯЩИХ! - литературу, родной язык, историю (страны,
науки, искусств) - следствие нововведений в системе образования. Они не
могут грамотно писать! - так о какой культуре речи может идти речь?!
ЯЗЫК ИХ БЕДЕН. И не может не быть бедным, если это уже третье поколение,
которое практически не читает художественной литературы, которая только
и способна дать эту самую культуру речи. Половина из них и рада бы
говорить нормально, ДА СЛОВ НЕ ХВАТАЕТ!!! А «коренных» матюков
сравнительно немного, запомнить легко, и применимы к чему угодно,
благодаря гибкости и богатству форм русской грамматики – и исходя из
контекста сообразишь, о чём речь.
3. В перестройку изменились стандарты в самой культуре! (и это – самое страшное).
На гребне «демократических свобод» выползла всякая шушера во всех
областях культуры. Да, раньше была цензура – но была и культура (да хоть
и идеологизированная!), уровень которой поддерживали. А теперь можно
всё, лишь бы деньги давало! А что даёт самые большие деньги? - порок и
то, что запретно. Ну, мат был запретен? - щас заговорим, ребята!! да так
заговорим... и в литературе, и на эстраде, и в театре, и везде. Ведь
это же «правда жизни», верно? Вот и слушайте все – от младенцев до
ветеранов «старой» культуры; от «зонных отморозков» до членов
правительства на заседаниях и концертах по праздникам! Особенно страшна в
этом деле всеобщего оболванивания и обескультуривания роль TV как
самого массового СМИ.
4. В пост-перестроечной России мат почти утерял значение «запретной», сакральной лексики.
Растущие поколения уже не воспринимают мат как нечто запретное, а как
разновидность бытовой лексики. ОНА ИМ ПРИВЫЧНА – вот что плохо. Скоро на
заборах хулиганы будут писать не то, что пока пишут, а «МИР»!
Возможность обходиться без оного?
Ну, прежде всего, обходились же раньше! И пока ещё язык не настолько
изменился, чтобы мат перестал быть матом. Можно обойтись и без него,
но... тезаурус обогащать надо, читать! И не детективы (кроме разве что
Акунина), а классику – или хотя бы издания доперестроечные, тогда и
культура речи была, и цензоры и корректоры в издательствах. А вообще это
нетрудно! И я готов это подкрепить примерами.
Тут один молодой поэт в комментах мне написал, что не может не
материться, видя безобразия нашей жизни. Да, мы обычно материмся именно в
минуты, когда хочется выругаться, уязвить, снять стрессовое состояние
от обиды (действительной или мнимой – это уже другое дело). Что касается
обид «гражданского» характера – на государство, на политиков – то
приглашаю ко мне, выбрать гражданское или юмор (снизу на моей главной,
"Список собственных циклов") . А относительно конкретных личностей –
ниже приведу небольшой список ответов тем, кто ругался со мной по поводу
моих пародий на хреновые номинации, бывшие раньше на сайте «СТИХИ.ру» .
Честное слово, порой безукоризненной вежливостью можно «уесть» оппонента
куда обиднее, чем самым крутым матюком, ибо нет уже в матюках
«крутизны», к сожалению!
2006 г.