О,
книга книг! Кто не изведал,
В своей
изменчивой судьбе,
Как ты целишь
того, кто предал
Свой утомленный дух
— тебе!
В чреде видений неизменных,
Как
совершенна и чиста —
Твоих страниц
проникновенных
Младенческая
простота!
Не меркнут образы
святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред
Евой — искушенье Змия,
С голубкой
возвращенной — Ной!
Все, в страшный
час, в горах, застыли
Отец и сын, костер
сложив;
Жив облик женственной
Рахили,
Израиль-богоборец — жив!
И
кто, житейское отбросив,
Не плакал,
в детстве, прочитав,
Как братьев
обнимал Иосиф
На высоте честей и
слав!
Кто проникал, не пламенея,
Веков
таинственную даль,
Познав сиянье
Моисея,
С горы несущего скрижаль!
Резец,
и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий
стих —
Еще светлей, еще лучистей
Творят
ряд образов твоих!
Какой поэт,
какой художник
К тебе не приходил,
любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все,
все учились у тебя!
И сколько
мыслей гениальных
С тобой невидимо
слиты:
Сквозь блеск твоих страниц
кристальных
Нам светят гениев
мечты.
Ты вечно новой, век за
веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь
— алтарь пред человеком,
О Библия! о
книга книг!
Ты — правда тайны
сокровенной,
Ты — откровенье, ты —
завет,
Всевышним данный всей
вселенной
Для прошлых и грядущих
лет!
(Валерий
Брюсов, Библия)
Мудрец
Лев Толстой тоже любил исследовать
мировые священные писания, но памятуя
о
Сковороде, он повыбрасывал из своего
Четвероевангелия все чудеса, оставив
лишь моральные постулаты, поскольку
чудеса и аллегории восходят к не всегда
понятным, зашифрованным
духовным прозрениям. Такой вывод он,
видимо, сделал, читая Коран, где порицаются
домогающиеся толкования аллегорий:
ОТ
БОГА НИЧТО НЕ СОКРЫТО, НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ
НА НЕБЕ. ОН ОБРАЗУЕТ ВАС В УТРОБАХ
МАТЕРЕЙ, КАК ХОЧЕТ. НЕТ ДРУГОГО БОГА,
КРОМЕ ЕГО, СИЛЬНОГО, МУДРОГО.
ОН НИСПОСЛАЛ ТЕБЕ ЭТО ПИСАНИЕ: В НЁМ
ЕСТЬ ЗНАМЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПО СМЫСЛУ,
ОНИ — МАТЕРЬ ПИСАНИЯ; А ДРУГИЕ —
ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЕ. ТЕ, У КОТОРЫХ В СЕРДЦЕ
УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСТИНЫ, ГОНЯЮТСЯ ЗА ТЕМ,
ЧТО ИНОСКАЗАТЕЛЬНО, ЖЕЛАЯ ИСПЫТАТЬ И
ИСТОЛКОВАТЬ ТО. НО ИСТОЛКОВАНИЕ ТОМУ
ЗНАЕТ ТОЛЬКО БОГ. ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ В ЗНАНИИ
ГОВОРЯТ: МЫ ВЕРУЕМ В ЭТО; ВСЁ ОТ ГОСПОДА
НАШЕГО; ТОЛЬКО РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
ВРАЗУМЛЯЮТСЯ(Коран
3:4-5, перевод Саблукова). То есть эта
кораническая цитата подтверждает тезис
Сократа «я знаю, что ничего не знаю», но
прожжённому
Толстому
не следовало бы выбрасывать из Евангелия
знамения
и чудеса, ведь прямой буквальный текст
необходим для младенцев,
а аллегорический — для рассудительных.
Вот
что пишет Сковорода о наивно-лукавыхчадах:
«Они
с маленьких лет начали болтать Библию,
на ней состарились, не оставили ни
стишка, ни словца, не оспорив его; имя
Твое, крест Твой всегда у них на грудях,
на губах, на одеждах, на стенах, на блюдах,
на церемониях... Но что пользы жевать и
вкуса не чувствовать? По этой-то причине
беззубых скотов отсылает: «Шедшие,
научитесь» (Матфей 9:13). Что такое значит
— «милости хочу, а не жертвы»? (Матфей
12:7). Не любит неугодных Господу зверей
и избранный Павел. «Водимые похотями
различными, всегда учащиеся и никогда
же в разум истины прийти не могущие» (2
Тимофею 3:7). Называет их врагами креста
Христова, а Давид — мужами кровей и
лести. А почему? Засмотрелись на обряды,
засели на мясных пирах, не взяли в ум
искать истины Божией, к которой вёл их
обряд, а оставив свет его, вернулись к
тьме, к своей плоти и лжи, возвратясь на
вечерю»(Григорий
Сковорда, Симфония,
наречённая Книга Асхань о познании
самого себя).
В
трудное ельцинское время мы
бригадой пристраивали что-то богатым
людям, и нас, помимо платы деньгами,
прикармливали в обед. Среди нас было
двое дрочивших по получасу кресты над
посудой
хозяйки, и мне было жаль и мысленно
осквернённую хозяйку, и стыдно за
придурков, очищающих крестным знамением
пищу:
изыди, дьявол, останься один спирт!
Горизонт
в заусеницах волн - корабельное
древо:
сухогруз, как рубанок, прочтет
его справа налево,
и пройдется по
солнцу, едва задевая макушку -
осторожно
снимая с нее золотистую стружку.
О,
невидимый Плотник, на что уповаем в
итоге?
спят фанерные библии, дремлют
паркетные боги,
шелест веток в груди,
вдохновение дятла под сердцем,
дай
мне самые лютые гвозди, чтоб стать
иноверцем -
дай
иначе поверить в Тебя, избегая
повтора…
…чертыхаясь, бредет
оцерковленых грузчиков свора,
по
колено входя в черно-белый поток
бересты,
и уносит на спинах элитную
мебель – кресты.
(Александр
Кабанов)
Григорий
Сковорода начислял три мира во вселенной:
микрокосмос, макрокосмос и библейский
мифологический мирок, привязанный к
еврейской истории. Впрочем,
он сюда ещё вплетал древнеегипетскую,
древнеримскую и древнегреческую
символику, за что получил от православия
звание еретика. Библейская мифология
служила ему средством и ключом к
самопознанию и Богопознанию. Но
верить бабьим басням Сковорода, как и
апостол Павел, остерегает. «Библия
есть маленький богообразный мир, или
мирик. Мироздание
касается одной её,
не великого, тварьми обитаемого мира.
Моисей,
ревнуя священникам египетским, собрал
в одну громаду небесных и земных тварей
и, придав
{displaystyle {1 over 14}}
род благочестивых предков своих,
слепил книгу бытия, то есть мироздания...
Это
заставило думать, что мир создан 7000 лет
назад.Но
обительный мир касается тварей. Мы в
нем, а он в нас обитает. Моисеевский же,
символический, тайно-образный мир есть
книга. Она ни в чем не затрагивает
обительного мира, а только следами
собранных от него тварей путеводствует
нас к присносущному началу единственно,
как магнитная стрела, взирая на вечную
твердь его. И
необязательно знать, мицелий или гриб
прежде, яйцо или курица...»(Икона
Алкивиадская Израильский змий, глава
6).
Явная
глупость, якобы Бог сотворил из ничего
мир за шестоднев, а в седмой успокоился
от трудов. Пусть даже Божий день тысяча
лет, но и это побасёнка. Все
довольно прозаично. Разные даты
"сотворения мира" появились в
результате разной трактовки Ветхозаветных
текстов. "Православная дата" -
5508/5509 г. до н.э. - появилась в результате
анализа греческого перевода - Септуагинты
- в ранней Византии. Эта дата была принята
и в других православных странах - Сербии,
Болгарии, Румынии, Руси. У
католиков при анализе латинского
перевода - Вульгаты - получилась другая
дата. У иудеев — третья. Все
эти даты появились при изучении, кто
"кого родил", кто сколько лет прожил
из библейских патриархов, поскольку
точной датировки
в сборнике древнееврейского фольклора,
известном как Библия, нет. Так
что искатели начала никчёмны. Бог
безначален и бесконечен в
качестве Света, а видимый мир —
укорачивающаяся или удлиняющаяся тень
от Него, вернее, преломленная цветотень,
как радуга от солнца(Бытие
9:14-16), Его
эманация, излучение, извержение семени.
Так что седмина творения книги Бытия —
только срез Божественной жизни, одно
из колец спирали, трамбующихся в
космическую
её
сердцевину,(Лука
6:38)
которая всемеро светлее солнца(Исайя
30:26). Древо
вечности в Библии определено непременно
с отпавшим на землю семенем для прорастания
и умножения жизни(Бытие 1:11), а смоковница
без плода и семени не котируется и
проклята Христом,
как прокляты бежавшие из
Египта, но не достигшие обетования,
поскольку не насобирали в пустыне
семидесяти седмин небесной манны,
небесного хлеба в качестве библейского
поста, ибо семидесятая седмина — кончики
с древа вечности, отпавшее на плодородную
почву семечко, и это обетование, завет
с Богом(Даниил 9:27; Лука 24:49). И прав
Сковорода, когда говорит, что необязательно
знать, что
прежде: мицелий или гриб, яйцо или курица,
семя или дерево. Есть
и подражатели Пятикнижия еврейского
Моисея, особенно
любим мной мудрейший Низами за Пятерицу
поэм, первую из которых — «Сокровищницу
тайн» -
я прямо замусолил, читая. Уже
НизамиПятирицами
подражали последующие
мусульманские
поэты Амир
Хосров Дехлеви, Алишер Навои и
Семёрицей
Абдурахман Джами. А
суфийский поэт Джалаладдин Румивообще
много чего написал. На
своей странице на
Прозе.ру
я скопировал сочинение Ходжи Самандара
Термези, первые двадцать глав которого
и последняя, двадцать вторая носят
этико-дидактический характер священного
писания, а двадцать первую главу,
написанную, как и вся книга, цветистым
языком о правлении Субхан-Кули-хана в
Бухарском ханстве в последней четверти
семнадцатого века я опустил из-за её
ненужной историчности.
https://proza.ru/2017/12/30/1328 Впрочем, и в Библии
есть подобные исторические главы,
которые я считаю небогодухновенными,
например, книга Маккавейская. Сам
Самандар Термези уверяет, что он подражает
«Бустану» и «Гулистану» Саади Ширази,
также претендующего на
перспективу священного писания.
А
что говорит о космологии индуизм? Как
вселенная расширяется и сжимается, так
и индуистский Брахма претерпевает
изменения(1 коринфянам 15:51-52). Так
что для воображаемой полноты космической
картины я приведу цитату из Википедии:
«В
индуизмекальпа—
это «день Брахмы»,
продолжающийся
4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000
маха-юг (периодов по 4 юги).
По прошествии этого периода наступает
ночь Брахмы, равная по продолжительности
дню. Ночь знаменует собой уничтожение
мира и гибель дэвов.
Таким образом, божественные сутки длятся
8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из
тридцати таких суток (тридцати дней и
тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд
лет, а год Брахмы (3,1104⋅1012 обычных лет)
— из двенадцати месяцев. Брахма живёт
сто лет (3,1104⋅1014, или 311 триллионов 40
миллиардов лет), по прошествии которых
умирает и весь материальный мир
уничтожается. Во время этого великого
уничтожения, называемого махапралая,
прекращает существование
вселеннаяи
гибнут дэвы. Согласно «Бхагавата-пуране»,
после того, как заканчивается жизнь
Брахмы, все вселенные входят в тело
Маха-Вишну,
заканчивая тем самым своё существование.
По прошествии периода времени, равного
жизни Брахмы, всё опять проявляется: из
тела Маха-Вишну выходят бесчисленные
вселенные, в каждой из которых рождается
Брахма и начинается новый цикл кальп.
Каждая кальпа делится на 14 периодов
манвантар,
продолжающихся по 306 720 000 лет с интервалами
в 1 851 429 лет между ними (так как точное
значение 1/14 кальпы — 308 571 429 лет).
Нынешний
Брахма находится на 51 году своей жизни,
и мир находится в кальпе, называемой
«Швета-вараха»
(«цикл белого вепря»).
|
|