Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Фёдор Басманов и его исторические места. Село Елизарово - родовая земля Басмановых-Плещеевых



Я не буду долго и мучительно повторяться. Все, кто пришёл на эту статью не случайно, уже знают что я могу сказать о ярком роде Басмановых-Плещеевых, оставивших след в русской истории и моей любви к этим людям. В частности, к реальной личности Фёдора Алексеевича Басманова-Плещеева. Молодого опричника, любимца самого неоднозначного царя, сына славного воеводы, юного русского воина, талантливого, но рано и трагически погибшего. Окружённого сплетнями, клеветой, невниманием и пренебрежением историков, ещё более досадным вниманием наших современников, часто использующих его имя довольно грязным образом... и всё одно, обладающего столь сильной энергетикой, которая позволяет докричаться этому мальчику через века до художников, поэтов, писателей и простых людей с тонким слухом, в надежде быть наконец услышанным.
Для всех, кто придёт случайно, нол заинтересуется данной темой, я просто оставлю ссылки на мои статьи, которые (надеюсь) в полной мере дадут (заинтересовавшимся) представление о сути вопроса (все указанные статьи размещены здесь же, на сайте "Изба-читальня")

1) Статья "Иван Грозный и Фёдор Басманов. Пять веков без права голоса. Настоящая история самого оболганного царского опричника" https://www.chitalnya.ru/work/2869591/ Биография реального Фёдора Басманова. Послужной (военный) список, история семьи, версии гибели, разбор сплетен и компетентности источников, рассказывающих о Фёдоре (+ несколько штрихов о воплощении в художественных произведениях);

2) Статья "Фёдор Басманов. Любимец, а не любовник Ивана Грозного". https://www.chitalnya.ru/work/2994577/
О том, как рождалась грязная сплетня. Анализ и разбор ВСЕХ первоисточников по хронологии. Цитаты, имена, анализ текстов, разбор единственной сцены ссоры Фёдора и Овчины-Оболенского, которая, собственно и испортила Басманову репутацию;

3) Статья о Переславле - Залесском https://www.chitalnya.ru/work/3010801/   Дорога Фёдора Басманова. Начало, город подаривший ему особую силу. Родовые земли...История города, интересные объекты, Переславль и опричнина, практическая информация (как доехать, что посмотреть) 

4) Моё видео (на Ютуб-канале) с рассказом о поездке в Переславль и Елизарово, для тех, кому разговорный формат более симпатичен https://www.youtube.com/watch?v=N6MZF0dRDPM (первая часть, остальные там же) 

Все фото, кроме подписанных отдельно из коллекции автора статьи.
В конце - список использованной литературы. 


Сегодня, продолжаю тему Переславля-Залесского, а если совсем точно, то перемещаемся в сторону села Елизарово. Когда-то эти земли принадлежали роду Басмановых-Плещеевых. 


Практическая информация

Добраться до села Елизарово своим ходом (без машины) можно тремя способами:

- От Переславля-Залесского на такси. Я в своё время воспользовалась именно этим способом. Сразу хочу сказать - он не бюджетный. Стоимость такой "прогулки" в один конец от 500 до 800 рублей (на 2020 год). Таксисты в расценках не стесняются. К сожалению, у меня выбора просто не было. Ко всему прочему, выбирая данный способ, стоит сразу позаботиться о том как вы будете возвращаться. В самом Елизарово  такси нет. Необходимо или около 3-5 км идти пешком до Рязанцево (дорога прямая, заблудиться трудно), где можно найти машину или же договариваться с таксистом о том, чтобы он вас забрал, подъехав к определенному часу. Время езды от Переславля до Елизарово где-то минут 30 без пробок;

- На автобусе из Переславля-Залесского. Автобус отходит всё от той же автостанции, что и московские автобусы. Проблема данного варианта в неудобоваримом расписании. Автобус ходит едва ли не один раз в день. А следующий раз...Да, уже завтра. Согласитесь, попасть в такую ситуацию не очень весело. Более того, автобус в любом случае до Елизарово не доходит. Он привезет вас в Рязанцево. Откуда нужно будет до храма (до Елизарово) опять же идти пешком. В интернете это расстояние прописывают как 3 км, хотя по ощущениям около пяти. Единственный плюс - дорога из Рязанцево (шоссе) прямая;

- Самый простой способ. Добраться от Ярославского вокзала до города Александрова (ж/д Александров) и там пересесть на другую железную дорогу до станции "Рязанцево". Особенность этого варианта в необходимости знать расписание электричек - первых, последних и пересечений. Если последние поезда из города Александрова уходят часов в 10 вечера (и следуют регулярно), то пропустив последнюю электричку из Рязанцево, можно там остаться. Учесть нужно всё. Но в принципе, это просто. Достаточно дать себе минутку подумать, открыв сайт "Ту-ту-ру" и внимательно изучив расписания из Рязанцево и Александрова. На составление собственного плана передвижений, у вас уйдет не более 15 минут. Стоимость билета до Александрова из Москвы 320 руб (на 2021 год). Далее, как указано выше, всё равно придется идти от Рязанцево пешочком

- Точный адрес храма: Ярославская область, Переславский район, Елизарово, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46

- Храм закрыт. Будьте к этому готовы. Не ожидайте увидеть какое-то чудо. По сути, вами должна двигать огромная плохо объяснимая любовь к человеку, который умер пять столетий назад и невероятное желание соприкоснуться с его историей, душой и энергией, чтобы проделать этот огромный путь, дабы просто побродить вокруг запертых храмов, посидеть романтично всплакнув как я на крыльце и позаглядывать в окна. Это тот минимум.  Максимум (если очень повезет), двери храма будут приоткрыты и у вас появится возможность сунуть любопытный нос поглубже. Разговор с местными жителями в единственном магазине, помог мне установить, что храм закрыт не безнадёжно, он скорее "законсервирован". Более того, службы (за неимением постоянного настоятеля) всё-таки проводятся, но по праздникам. В том же самом магазине, можно пожертвовать на восстановление и реставрацию храма.

Важная особенность: отправляясь в Елизарово, необходимо помнить, что вы приедете в самое обычно село. Здесь нет гостиниц, хостелов или стоянки с такси на "любой выбор". Объектов здесь кроме Никитского храма и уголка посвященного тематике Великой Отечественной войны тоже  нет. Прекрасные и удивительные пейзажи вокруг, затмевающие собой знаменитую есенинскую рязанщину, но... Без особых удобств  и крыши над головой.  Вам необходимо понимать, что вы едете в место без инфраструктуры,  нужно будет обдумать варианты возвращения и не рассчитывать на то, что вдоль дорог вас ждут гостеприимные хостелы на выбор. Увы, нет.



Общая история вотчины

     Село расположено в 172 км от Москвы. Впервые Елизарово упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 г. как часть владений московского князя. Село было отдано его сыну Василию в качестве промысла, а Василием завещано великой княгине Coфье Bитoвтовне. В то время Елизарово числилось в перечне сел Юpьевскoгo уезда, а далее вошло в состав сел Hеpльскoгo стaнa уезда Пеpеслaвскoгo.
    В 16 веке Елизаровские земли попали в руки Басмановых-Плещеевых и стали считаться родовой вотчиной. Скорее всего, Елизарово было получено кем-то из предков Алексея Даниловича Басманова за службу. Представители рода Басмановых-Плещеевых неоднократно занимали при дворе хорошие и крепкие должности.
   Известный историк В. Б. Кобрин, занимающийся изучением генеалогии опричников, составил максимально полные (на сегодняшний день) списки владений царских приближенных опричников. Елизарово считалось родовой землей Басмановых, но не единственной. Кроме Елизарово, у Басмановых имелись владения в Волоколамске, Дорогобуже, Кашине, Костроме, Юрьеве-Польском. Вотчины в Дорогобужском у села Тучково, в Кашинском у села Сенькино с деревнями, в Волоцком у села Ильинское. Две вотчины проданы А.Д.Басмановым ещё до опричнины – в июле 1549 в Московском у. сельцо, селище и деревню Чудову монастырю. И в 1555/56 в Сорогошинском ст. Юрьев-Польского у. с. Адамцево некому И.С. Черемисинову. В Раменском вол. Московского уезда, Басмановым принадлежала пустошь Смолинская заводь. Кроме этого, в список басмановских владений входили и поместья в Волоцком у села Никольское с деревнями, плюс в Костромском у села Бухалово. Басмановы в принципе считались крепкими землевладельцами.
    До Казанского похода Алексей Данилович Басманов числился «тысячником I ст. по Переславлю». По мнению историка-краеведа Л. Б. Сукиной переславское происхождение Алексея Басманова, а также многих других приближенных царя (И.Я. Чеботова, И.А. и Д.А. Бутурлиных, В.П. Зайцева, И.Ф. Воронцова, И.Д. Колодки-Плещеева, А.И. Вяземского, Т.И. Козлова-Вяземского), послужило поводом присоединения Переславля к опричнине. Краеведом даже обозначен год - 1568. Немного странноватый вывод на мой взгляд. Во-первых, земли в опричнину не включались по принципу "раз там много людей, значит надо включить". Во-вторых, как я уже разбирала в своей предыдущей статье о самом городе Переславле, всё не так просто. Историки разных поколений вопрос о времени включения Переславля в опричнину решённым не считают. Однозначного ответа на вопрос "когда" Переславль стал "опричным" нет. Известно лишь обратное: если у Басмановых здесь уже находились владения, то другие знатные люди как раз  специально старались обзаводиться землёй в Переславле, ввиду его значимости и приближенности к царской опричной "столице". Однозначно можно говорить лишь о весомой роли переславских людей в жизни царского двора и политике своего времени.



     Итак, что же собственно говоря, можно найти в селе Елизарово в наши дни, кроме удивительной энергетики, которая позволяет нам соприкоснуться с историей Фёдора и рода Басмановых-Плещеевых?
Здесь до сих пор стоит великолепный, поражающий своей скромной красотой и изяществом Никитский храм, построенный по проекту самого Алексея Даниловича Басманова, который стал ктитором данного храма.

    В 16 веке, в эпоху правления Иоанна Грозного, зарождается традиция так называемых "мемориальных" сооружений. Подобная архитектура должна была отражать память о тех или иных исторических и социально значимых событиях. Данная тенденция удачно была вписана в особенности храмового шатрового стиля.
Никитский храм считается одной из двух старейших шатровых построек переславского храма (вторая - церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском).

     Одно из крупнейших событий грозненского периода, нашедшее отражение в архитектуре - взятие Казани. Крупная и важная военная победа молодого царя.
К памятникам "казанского взятия" специалисты относят церковь Успенья Брусненского монастыря в Коломне, Николы Долгошеи и Алексеевской в Солотченском монастыре (Рязань), Козьмы и Дамиана в Муроме, храм в Балахне, Покровский (Троицкий) собор на Рву и храм Василия Блаженного в Москве.
Но с Никитским храмом А. Д. Басманова всё намного сложнее. Начиная от спорности даты его постройки. Сперва назывались даты 1552-1556 гг. В дальнейшем, по новым исследованиями, дата постройки сдвинулась на двенадцать лет.
     Не смотря на то, что с датой более-менее определились, краеведы и историки до сих пор ведут споры, можно ли отнести проект Басманова к числу памятников "казанского взятия" или всё же у первого советника царя, видного политического деятеля эпохи, воеводы и автора опричнины, существовали другие мотивы постройки и создания храма?
      Казанский поход был важен не только для царя. Для Басманова-старшего он тоже стал значимым событием, круто изменившим жизнь воеводы и ход его служебной карьеры. Дело в том, что несмотря на наличие хорошего военного опыта и значительных способностей, Басманов не занимал заметных должностей и оставался на вторых, а то и третьих ролях... Зная судьбу отца и сына, очень хочется с грустью добавить: лучше бы он на вторых, а то и десятых ролях и оставался...но сложилось так, как сложилось. Казанское взятие ситуацию служебного "застоя" Басманова резко переломило, подарив "счастливый случай", которого все ждут, но не все дожидаются. Алексей Данилович дождался. Вместе с будущей бедой, правда. 

      Через несколько недель осады Казани, князь М.И. Воротынский допустил роковую оплошность. В результате этой оплошности, врагами был разбит Большой полк, ранены сам Воротынский и главные воеводы П.В. Морозов и Ю.И. Кашин. Спасти катастрофическое положение удалось смелому и находчивому воеводе Алексею Даниловичу Басманову. Он сумел выбить татар из окопов и загнать обратно в крепость. После этого, Басманов возглавил штурм Арских ворот, захватил Арскую башню и два дня удерживал оборону захваченного объекта, пока не пришло подкрепление. Но на этом удачи Басманова в рамках казанской операции не закончились. Он же во время генерального штурма казанской крепости руководил нападением на Царские ворота и обеспечил вход в город государева полка.
      После взятия Казани Басманов был оставлен в завоеванном городе в чине третьего воеводы и участвовал в окончательном разгроме Казанского ханства и покорении народов Поволжья. Ввиду всего вышесказанного, не трудно догадаться, что к событиям, связанным с Казанью, у отца нашего любимого Фёдора, отношение было трепетное.
     Но... Историки, как я уже многократно говорила в своих работах, относятся к Басмановым с удивительной небрежностью, очень часто отнимая у них право на порывы искреннего благородства и природную, изначальную широту души, игнорируя даже очевидные с точки зрения морали вещи. Происходит это из раза в раз, от одного исторического исследования до другого с удивительным упорством, словно стоит задача не дать возможности людям разглядеть в царских опричниках ничего, кроме опричной темноты. Даже если если эта обычная, служебная темнота, усредненное качество своего времени,  сочеталась с однозначным и очевидным военным благородством.
        Мы не имеем возможности прочитать мысли людей шестнадцатого века и узнать истинные мотивы тех или иных поступков. История состоит из белых пятен, которые дозволительно, опираясь на логику, психологию и банальный жизненный опыт, трактовать в плюсовую или минусовую сторону. Так почему историки, пытаются выбрать минусовую, при том, что нет аргументов однозначно уничтожающих в сложных, спорных личностях "всё хорошее"?
      Т.Е. Казакевич, например, объясняет стремление Басманова к храмостроительству некими "угрызениями совести" за дела содеянные. Имеется ввиду, естественно, его опричная биография. Тем самым, опять лишая Басманова право благородства души. Другие, например Л.Б Сукина, видят в действиях Алексея Басманова некоторый подражательный элемент действиям самого царя. Одновременно со строительством Никитского елизаровского храма в вотчине Басмановых, царь Иоанн менял на каменное строение главный храм Никитского монастыря - собор Никиты Великомученика с приделом преподобного Никиты Переславского. В 1564 году царь уже присутствовал на освещении этого храма в монастыре, что расположен у Плещеева озера.

      Интересный факт. Построить церковь в те времена было не так уж и просто. Финансовых возможностей и христианского стремления для такого действия было не достаточно - требовалось особое разрешение церковных властей. Причины ограничений достаточно простые. Понастроив храмов по самым разным поводам ради соблюдения "благочестий" и реализации порывов, меценаты, изначально вкладывающие деньги и средства, свои "детища" позабросили. Повод к строительству мог быть любой - характерный пример (правда, бедного человека), описан у А.К.Толстого в известном романе "Князь Серебряный", когда царский сокольничий Тишка, упустивший царского кречета, находит птицу с помощью явившегося ему во сне святого патрона. Получив божественную помощь, Тишка загорелся воздвигнуть храм в честь святого. Сомнительно, что бедный человек на храм соберет, мечты мечтами, а состоятельному вельможе при желании сделать "благолепно" собственной душе, с этим было намного проще.



      В результате - множество заброшенных храмов, в которых даже служб не проводилось. На Стоглавом соборе 1551 года, ожидаемо призвали не строить новые, а поддерживать в порядке и вкладываться в старые, требующие содержания. Поэтому, новые храмы второй половины 16 века, построены при непосредственном царском участии либо при явном или неявном царском покровительстве, что в случае Басманова, совсем не удивительно.

      Храм в Елизарово, скорее всего был не только самым первым вотчинным каменным храмом Переславского уезда, но и в принципе первых храмом на елизаровских землях. Сведений о каких -либо более ранних постройках - не имеется.
     Посвящен храм Никите Великомученику - готскому воину четвертого века. Никита исповедовал христианство и принял мученическую смерть от рук Атанариха, считаемого "нечестивым". В этой истории прослеживается очевидная паралель с завоеванием "нечестивого" ("поганого") Казанского царства.
Интересно, что Никита Великомученик был один из любимых и почитаемых святых в царской семье.



       В переславском краеведении долгое время бытовало мнение, что на стенах храма написаны имена павших под Казанью местных воинов и завещание упоминать их на богослужениях, впоследствии скрытые под масляной росписью. В частности, этого мнения во всех своих работах придерживалась краевед Л.Б. Сукина, которая позже начала его оспаривать, а еще позже снова к нему вернулась, удивив своих коллег - историков (ну, как обычно....С Басмановыми "просто" и "понятно" не бывает).

        Считается, что истоки данного мнения кроются в публикации К.Н.Тихонравова 1857 года во "Владимирском сборнике". Там была опубликована "дарственная" запись А.Д. Басманова, посвященная передаче причту села Елизарова пустоши Вишки:
"...и далъ язъ Алексей...ту пустошь Вишку на престол к великому Христову мученику Никите ... в Елизарове селе по своихъ родителехъ и по себе и по своим детемъ и по моим людцемъ, которые на государских службах при мне Алексее побиты, а имена их написаны в большой церкви над жертвенником"
Небольшая подборка Т.Е. Казакевича о том, как развивалось изучение данного вопроса:
В 1895 г. в первом путеводителе по Елизаровской церкви В. Добронравова сообщается лишь о цели завещания пустоши Вишка: «Строитель церкви боярин Басманов завещал, чтобы при этой церкви были два священника и диакон, чтобы при богослужении поминали род Басмановых и его собственных людей, убитых под Казанью, и за это пожертвовал причту пустошь Вишку, заключающую в себе 308 дес[ятин] 586 сажен».
В 1928 г. М. И. Смирнов в статье «Прошлое Переславской деревни» не касался обстоятельств построения Никитской церкви. О дате построения Никитской церкви у него говорится лишь предположительно: «В половине 16 века Басманов построил в Елизарове каменную церковь св. Никиты с приделом преподобного Онуфрия и приложил к этой церкви вкладом на содержание причта пустошь Вишку».
В 1959 г. К. И. Иванов в Путеводителе по Переславлю Залесскому более определенно высказался о дате построения церкви. «Это небольшой шатровый храм <...>, — писал он, — выстроен А. Д. Басмановым в 1552 г., сразу же после казанского похода Ивана Грозного. Это ярко выраженный триумфальный памятник, призванный воспеть языком архитектурных форм победу русского оружия под Казанью». Далее К. И. Иванов добавляет: «Еще в начале столетия основание открытого изнутри шатра опоясывала надпись, в которой перечислялись имена убитых и наиболее отличившихся под Казанью воинов переславской дружины». Здесь, впрочем, допущена ошибка: надпись с именами воинов была не в шатре, а над жертвенником, а в шатре располагалась только храмоздательная надпись. Между тем, когда в апреле 1976 г. под слоем масляной живописи в верхней части четверика архитектор И. Б. Пуришев обнаружил фрагмент басмановской «летописи», он был вполне уверен, что это надпись с именами героев взятия Казани. Отклик на эту находку последовал прежде всего в местной печати: в газете «Северный рабочий» от 25 апреля 1976 г. появилась статья В. Ширяева, где говорилось: «В селе находится давно известная науке шатровая церковь, построенная вскоре после взятия татарской твердыни в 1552 г. „Во многих отношениях удивительное сооружение", как пишут о нейі специалисты. Мало того, внутри сооружения вплоть до нашего века сохранялась надпись, в которой перечислены погибшие в походе на Казань воины, содержится призыв помнить о них как о людях, отличившихся при штурме города под руководством Басманова».
      Для тех кто не понял или запутался (что не мудрено), поясняю. Существует документ, где А. Д. Басманов официально просит кроме родных, поминать его служивых людей. А вот что там с надписью в самом храме, историки почему-то разобраться не могут. Если совсем точно - то в двух. В храмозданной надписи и некой, содержащей имена воинов. Даже в том, где это всё расположено. В шатре, над жертвенником или ещё где. Ну или не могут донести до нас окончательную информацию. Перебивая друг друга новыми статьями, в которых больше заняты не изложением имеющихся фактов, а горячим оспариванием друг друга. 
      В мае 1976 г. после окончания архитектурно-реставрационных работ началась расчистка храмовой летописи из-под нескольких слоев масляной записи. Расчистку проводила бригада ярославских реставраторов под руководством В. И. Васина. Именно тогда, историку Т.Е. Казакевичу выпала возможность присутствовать при процессе расчистки, о чем он рассказывает в своей статье (ссылка в списке использованной литературы). Тогда же и появилась версия о более поздней дате строительства храма. На восточной стене над иконостасом было написано:
«ЛЕТА 7074 (1566) ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОЧЕСТИВОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ И ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА САМОДЕРЖЦА ГОСУДАРЯ ЦАРЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ» (далее на южной стене): «БОЖИЮ МИЛОСТИЮ И ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПОМОЩИЮ СЕ АЗЪ БОЛЯРИНЪ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧЪ БАСМАНОВ ПОСТАВИЛ СИЮ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ХРИСТОВА НИКИТЫ И ПРИДЕЛ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРИЯ В ПАМЕТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕБЕ И ПО СВОИМ» (далее на западной стене): «ДЕТЕМ И ДАДЕ Ж СЕ ИМЕНИЕ С ЦЕРКВОЙ ДА ДЕРЕВНЯМИ ВПРОКЪ ВЕЧНЫХ РАДИ БЛАГЪ ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЕХ И ПО СЕБЕ И ПО СВОИХ ДЕТЕХ И ПО ТЕХ ЛЮДЦЕХЪ КОТОРЫХ ПРИ МНЕ ПОБИЛИ НА ГОСУДАРСКИХ СЛУЖБАХ» (далее на северной стене): «А ГРЕХЪ РАДИ МОИХ НЕ БЛАГОВОЛИТ БОГЪ ДЕТЕМ МОИМ ОТЧИНОЮ ВЛАДЕТИ И ТА ДЕРЕВНЯ И ЦЕРКОВЬ ТА СВОБОДНА НЕТ НИКОМУ ДО НЕЯ ДЕЛА ОКРОМЕ ЦЕРКВИ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ 75 ГОДА (1567. — Т. К.) ИЮНЯ 12 ДНЯ НА ПАМЕТЬ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРЕЯ»
       По-моему, в тексте достаточно чётко и ясно упомянуты как и близкие Басманова, так и его "люди". Не о чень понятно, о чём тут спорить. К сожалению, Елизаровский храм ныне закрыт. Находится в состоянии условной "консервации". По уверениям местных жителей, службы там проводятся, но ввиду отсутствия настоятеля, лишь по праздникам.
Попасть в него довольно муторно, учитывая ещё и удаленность от Москвы. Как следствие - сложно оказаться внутри и собственными глазами поглазеть на эту самую надпись, чтобы понять, что она из себя представляет. Придётся довериться историкам и их переменчивому мнению.



ОПИСАНИЕ  САМОГО  ХРАМА

       Никитский храм принадлежит к распространенному в середине 16 в. типу шатровых бесстолпных церквей, конструкция которых была ощутимо упрощена по сравнению с крестообразными, обнесенными галереями-гульбищами постройками первой половины столетия.
С востока к ней примыкают три полукруглые апсиды (на фото хорошо видно)



Переход от четверика к восьмерику выражен восемью полукруглыми кокошниками в его основании. Над восьмериком идёт широкая полица шатра придающая внешнему облику стройность и лёгкость.



В свое время четверик завершался тремя рядами полукружий, над которыми возвышался восьмерик, увенчанный открытым изнутри не очень высоким, но аккуратно выложенным восьмигранным шатром со слегка вогнутыми гранями и «стрелами». Позднее четверик был надстроен, и нижние ряды полукружий оказались скрыты.
     Главный престол освещен во имя святого великомученика Никиты. Церковь имеет еще и маленький придел (в южной апсиде). Он посвящен Преподобному Онуфрию - одному из первых монашествующих пустынножителей, причисленных к лику христианских святых. Онуфрий, как и Никита Великомученик, жил в конце четвертого века. Шестьдесят лет он подвизался в Фиваидской пустыне. На Руси Онуфрий был популярен в монашеской среде, это имя принимали многие русские подвижники. Позже это имя получило распространение среди старообрядцев. Данный нюанс удивляет и настораживает некоторых краеведов, которые объясняют своё удивление тем, что для почитания данного святого в роду служивой придворной (военной) аристократии, должны были быть отдельные и особые причины. При этом, подчеркивается, что время появления придела его имени в елизаровской Никитской церкви неизвестно. Архитектурно-археологические исследования не разъяснили однозначно, существовал ли придел изначально или был пристроен позже, как результат каких-либо событий. Ни фактов связи с северными реальными сподвижниками, ни фактов указывающих на принятие пострига кого-либо из рода Басмановых под этим именем, историки не обнаружили, придя к абстрактному выводу, дескать "это имя для рода Басмановых что-то значило". Да. Если, конечно, придел всё-таки не был пристроен позже.
        Попасть внутрь Никитского храма просто так, как я говорила выше - нельзя. Храм закрыт. Но мне всё же, удалось заглянуть одним глазочком - двери оказались закрыты не до конца и не все )
       Ощущения - потрясающие. Дело не только в густоте и наполненности елизаровской тишины, но и в тех ощущениях, которые появляются при взгляде на те самые своды и падающие тени, которые как и много веков назад извиваются по стенам храма...Здесь, пусть и через сотни переделок и перестроек, ощутимы следы людей, этот храм построивших.
       Молившихся здесь. Отдающихся в стенах храма своим лучшим надеждам, чаяниям. Возможно, в минуты душевной радости или глубокого чёрного и небезосновательного отчаяния.
       Здесь были и Алексей Данилович и Фёдор. Живые, здоровые, сильные, молодые, не казненные. Не вышвырнутые со сцены истории под покровом ночи по недоразумению, чей-то блажи, навету...



Согласно мнению специалистов, в интерьере Hикитскoй церкви угадываются черты убранства столичного собора Василия Блаженного. Увы, мне не удалось разглядеть известные арки, в которые вмонтированы "голосниковые" глиняные сосуды, коими все восхищаются. Всё-таки целиком и полностью пролезть не удалось.



       Жертвенник отделен от центральной апсиды глухой стеной (примерно на фото выше) В нем помещался отдельный придел преподобного Онуфрия Афонского, где устраивались субботние обедни в память Басмановых и их людях. В южной стене Онуфриевского придела сохранился отдельный вход в форме перспективного портала с килевидным верхом и декоративными "дыньками" (на фото не он, хотя тоже с южной стороны). Возможно, такие же порталы были в северной стене храма, а с западной стороны было крыльцо, формы которого теперь уже не узнать.



ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЕЛИЗАРОВО

    Я не буду повторяться о судьбе Фёдора и Алексея Даниловича Басмановых. Все, кому интересно, могут почитать мои статьи или посмотреть видео о моей поездке в Кириллов, Кирилло-Белозёрский монастырь https://www.chitalnya.ru/work/2948446/ (первая часть, остальные рядом)
   Там я подробно разбираю версии историков и сплетни. Делюсь своим мнением, даю оценку на основе того, что удалось узнать, рассказываю о так называемом "новгородском деле", в результате которого скорее всего Басмановы и пострадали (хотя, это тоже всего лишь версия)

     Конец их был трагичен и печален. Если и предположить, что Фёдор попал в ссылку/опалу, есть такие "ссылки", когда мгновенная смерть куда предпочтительнее. Для молодого мальчишки, привыкшего к любви сильных мира сего и совершенно иному обхождению, оказаться брошенным где-то на каменном полу монастырской тюрьмы, после казни отца, после оговора, навета, предательства вчерашних "своих", подобно смерти. При этом, мы не знаем, не подвергся ли он перед этим не только моральным, но и банальным физическим пыткам. Да, как у поэта, привыкшего работать с определенного рода энергией, у меня есть ответ на этот вопрос, но такие ответы "к делу не пришьешь". Из фактов же... даже получив возможную "милость", Фёдор долго не прожил. Вклад за помин его души, сделанный царем менее чем через год, подтверждает то, что после оказанной "милости", молодой опричник, сын воеводы, наверняка здоровый, крепкий физически юноша, закаленный в походах, долго не протянул...
А некоторые, умирали даже по дороге в ссылку.

Истинная и верная судьба Басмановых на данный момент времени до сих пор остаётся тайной. Постигнуть которую можно лишь интуитивно, но лучше не постигать - ничего весёлого там нет.
После опалы Фёдора и Алексея Басмановых, их владения были конфискованы, а вдова Фёдора отправлена в Новгород. Однако, не надолго. Через какое-то время Варвара Сицкая была выдана замуж за другого человека, царь взял детей Фёдора (и внуков Алексея Даниловича, соответственно) воспитываться и расти при дворце, а позже, вернул Басмановым их земли. В том числе и Елизарово.

      В октябре 1588 года Пётр Фёдорович и Иван Фёдорович «по благословенью государыни своей матушки княгини Варвары Васильевны» произвели раздел вотчин и поместий. 31 октября обозначенного года, был подписан документ, согласно которому село Елизарово переходило Петру Басманову. В нем же, Петр отказывался от всяческих дальнейших притязаний на земельное имущество брата:
Деловая Петра Ивана Федоровичей Басмановых.
« Се яз, Петр Федорович Басманов, пожаловала нас государыня наша, матушка, княиня Варвара Васильевъна, поделила нас с братом, с Ываном Федоровичем, полюбовно государьским жалованьем вотчинами и поместьем. Меня, Петра пожаловала матушка вотчиною в Переславском уезде селом Елизаровым з деревнями против Дорогобужской вотчины села Тучкова, да вотчиною же в Кашинском уезде селом Сенькиным з деревнями против Волоцкой вотчины села Ильинсково, да поместьем в Вологоцком уезде селом Никольским з деревнями против Костромсково поместья села Бухалова. И мне, Петру Федоровичи), до братных, до Ивановых Федоровича до вотчин и до поместья дела нет, а владети мне но благословенью государыни своей, матушки, княини Варвары Васильевны своими вотчинами и поместьем. А запись писал Петров человек Федоровича Вьялицка Олферьев. К сей записи княиня Варвара Васильевна печать свою приложила лета 7097, октября в 31 день. На обороте : К сей записи Петр Федорович руку приложил»
РГАДА, ф. 281, ГКЭ, № 9017. Подлинник с печатью. Публ.: Советские архивы, 1968, № 3. С. 114. Сведение из работы Зимина А.А. «Опричнина»
Однако, Петр погиб защищая Лжедмитрия, род не продолжил и детей не оставил. В 1624 году часть Елизаровской вотчины дана была в приданое за дочерью Ивана Басманова Фетиньей. Которая вышла замуж за царского кравчего князя В.Я. Сулешова. Что интересно, видимо родовое имение было настолько значимым для остальных Плещеевых, что подобный расклад вызвал недовольство и даже привел к судебному разбирательству, о котором можно почитать в актах Федотова-Чеховского (т.1. №94)
Из Кобрина: «В доныне существующем с.Елизарове и сейчас стоит построенная в 50-х годах 16 века А.Д.Басмановым шатровая церковь. Переславль был вообще родовым гнездом Плещеевых: когда в 1662 году вдова И.Ф. Басманова Арина отдала Елизарово в приданное за дочерью, это вызвало протест со стороны одного из Плещеевых и целое судное дело"
30 декабря 1641 г. Фетинья Сулешова (Басманова), передала село Елизарово вместе с другими деревнями в Переславском уезде Троице-Сергиеву монастырю. Елизаровский приход также оказался в монастырской юрисдикции. На тот момент, в селе находились каменный храм с деревянной звонницей, деревянный двор боярский и мельница на р.Шахе.
    Историк Переславского края М.И. Смирнов утверждал, что этот жест являлся вкладом за помин души ее "грешных предков". Другие историки данное заявление опровергают, приводя в качестве доказательства выписку из Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря. Где чётко прописано, что княгиня Ф.И. Сулешова одала свою вотчину Троицкой обители в поминание своего умершего мужа Василия Яншеевича-Сулешова.
В 1764 году Елизарово и приписанные к нему деревни были отобраны у монастыря и перешли в ведомство государственных имуществ.



ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

        Не сложно догадаться, что храм видел и пережил многое. Как - никак стоит пять веков.
       Время после гибели Басмановых шло, деревянная звонница при храме приходила в негодность. Более всего пострадали кресты, крыши и чешуйчатые главы церкви. Сохранилось "Дело о возобновлении в селе Елизарове от ветхостей" от 14 февраля 1761 года. Не очень ясно, было ли тогда что-то сделано, но новое прошение о ремонте, поступило уже в 1785 году от старосты Андрея Афанасьева и дьякона Трофима Прокофьева. Может какой-никакой ремонтик и начали, но деревянной колокольня оставалась аж до 1822 года. В промежутке между 1822 и 1829 гг. была построена новая, та самая, которую мы видим  сейчас. Перестройка здания, совершенная на средства прихожан, местными "эффективными менеджерами", значительно изменила его облик. Новая четырехъярусная колокольня, выполненная в стиле классицизма, вышла массивной, величественной и мощной. Слишком мощной ) Онa пoчти в пoлтора paзa по высоте и архитектурным массам превысила басмановский храм. Как я поняла, историки, краеведы и архитекторы, от сего шедевра не в восторге, из-за его плохой сочетаемости со средневековым храмом.



Не могу сказать, что она мне не понравилась. Скажем так, издали, лучше, чем близко. Издали колокольня смотрится волшебно. При въезде в Елизарово, когда по двум сторонам дороги расступаются золотые и багряные лесные массивы, вырастает прямо посреди дороги тонкая, длинная, стройная белая стрела, готовая то ли взмыть как птица, то ли проткнуть небо, то ли распуститься, точно плотно сжатый бутон белой лилии. Средневековый храм, если ехать со стороны Переславля, звонница на самом деле собой закрывает. Но, тем не менее, общий вид она не портит. Наоборот, уносит мысли смотрящего, невольно заставляя думать о чистоте и высоте душевных порывов ктиторов данного храма... Я имею ввиду, не только порывов, связанных с постройкой одного единственного храма. Я говорю о юном русском мальчике-воине... который если бы не попал в опричное колесо Слободы, мог бы прожить долгую, полную военных побед жизнь, много сделать для своей страны, пойти по стопам своего отца - славного воеводы. Я говорю и про его отца-воеводу... Очевидно умного, талантливого государственника, почвенника, сумевшего добиться того, чего не могли добиться его современники - прыгнуть выше своей головы, с десятых ролей, до первого советника Ивана Грозного...Не сбежавшего от опасности, как ренегат Курбский. По легендам, не побоявшегося выступить против жестокого разгрома Новгорода и заплатить за это огромную цену...
Храм белоснежным облаком выступает на фоне голубого неба, словно напоминание о возможной чистоте любого человека, даже того, кого мы так тщательно стараемся втаптывать в грязь.

      Кроме колокольни, в этом промежутке времени, с западной стороны храма, была пристроена теплая трапезная. В пряслах храма пробиты три круглых окна и два прямоугольных, а древние узкие окна на фасадах стесаны. Северный перспективный портал Онуфриевского придела был заложен и заменен окном. Двери расширены. Фасады храма покрыли штукатуркой, а беленый в прошлом интерьер грубой масляной росписью. Именно под ней и скрылись остатки орнамента и храмозданной надписи.

     В девятнадцатом веке начались очередные проблемы, а именно протечки в шатре. Храм стало заливать, потолки пришли в аварийное состояние, рискуя грохнуться прихожанам на головы. Объект удалось сохранить недюжинными усилиями историка, архитектора, "пионера" реставрационных работ Н.А. Артлебена. Он же, предложил проект второго небольшого храма, который ныне стоит рядом с Басмановским, а именно зимнего храма с престолом Троицы. Строительство началось в 1882 году, но до его окончания, Артлебен, увы, не дожил.
      Достойный и полноценный ремонт в том периоде не был разрешён Московским археологическим обществом. Комиссия затребовала в 1903 г. фотографические снимки для формального удостоверения в необходимости ремонта (бюрократия русская!), но, по тем временам - это большой расход, который очевидно пал на плечи местных священников, с чем те не справились. Снимки сделаны не были и дело остановилось.
      В 1930-е годы, богослужение прекратилось. В трапезной разместился совхозный склад запасных частей и мастерские по ремонту тракторов и машин. Как к ценному историческому объекту к Никитскому храму вернулось внимание лишь в 50-х. По счастью, до этого он успел всё же устоять и не развалиться. Храм признали  памятником и взяли под государственную охрану.

Архивное фото с сайта "Соборы.Ру". Даты нет (выложил А.Агафонов) По фото видно, что раньше даже церковная ограда имелась. Сейчас такой нет. Как и деревьев рядом с храмом. По сути, он стоит в поле.  




В 1966 г. архитектором Ярославской реставрационной мастерской И. Б. Пуришевым было составлено «Описание технического состояния памятника». А состояние было печальным.
"... Фундамент местами осел, полностью пропала кровля и стропила на полицах, на них повредилась кладка и росла дикая трава. Штукатурка шатра частично выветрилась вместе с кирпичной кладкой. В 1976 г. в критическом состоянии оказалась восточная стена храма, на которой архитектором И. Б. Пуришевым были обнаружены следы надписи боярина Басманова (с именами воинов)..."

Вот так выглядел храм в 1989 году. Автор фото А. Агафонов ( фото с сайта Соборы.ру)



А так выглядела колокольня еще в 2008 году (фото с сайта Соборы.ру, автор Чупринин Михаил) Что уж говорить о более ранних временах?!



      
Ценную басмановскую надпись успели спасти. В 1975 году началась полноценная реставрация. В 1976 году под руководством Пуришева бригадиром каменщиков Переславского участка Н. И. Котовым с помощью домкрата в довольно короткий срок были укреплены арки алтарной преграды и доложены кирпичом полуразвалившиеся опорные столбы восточной стены. Буквально через месяц после этих действий, реставраторы В.Васин, А.Корнилов и К. Грибанов счистили масляную краску (которая и так начинала благополучно слезать), промыли надпись и укрепили её.
Тогда же исполненная красной вязью храмозданная летопись боярина Басманова шириной 30 см с датой построения (1566—1567) была впервые прочтена и сфотографирована историком Казакевичем.




      Возле храма лежат плиты с загадочными надписями, которые неоднократно обсуждались интересующимися темой, однако мнения историков на сей счет я не обнаружила. По предположениям людей, это могут быть плиты с некого местного кладбища, однако.... Официального исторического ответа на этот вопрос пока не имеется.






      А вот и кирпичная церковь Во Имя Святой Живоначальной Троицы. Освещен храм в 1889 году. Богослужение совершалось только в летнее время. Храм был выстроен из красного кирпича в ложно-византийском стиле. Крестообразный в плане, с восьмигранным световым фонарем, увенчанным невысоким шатром. Справа над западным входом в Троицкий храм сохранилась плита «Храм заложен в 1882 года июня 3 дня старостой и строителем Тимофеем Гуненковым и окончен в 1885 года». Ежели совсем честно, то я такой плиты не нашла и не обнаружила, подтвердить не могу. 



    Храм Троицы, так же как и основной Никитский, закрыт на реставрацию и законсервирован. Но так же как и в основной, в него можно заглянуть через огромные прорехи. Даже легче и проще! Если в Никитском мне просто повезло открыть все двери кроме последних, то дверей в Троицком по сути нет. Одни решетки через которые всё прекрасно видно.
Здесь, судя по всему, даже по праздникам богослужений не проводится, храм совершенно не готов к приёму прихожан. Строительные работы полным ходом. 



Ваша покорная слуга на фоне Никитского храма. 



В завершение, вместо долгих послесловий ( всё равно сказано очень много... Оставлю парочку своих стихотворений, написанных ещё в Переславле, одно из которых я ещё не публиковала... Стихотворения вошли в третий басмановский цикл "Переславль-Елизарово" ) 

В ТВОИХ ГЛАЗАХ - КОЛОКОЛЕНКИ 

В глазах смеющихся,
мальчишеских - белые колоколенки.
Острые, словно стрелы.
Светлые - как победы
В Рязани, в Полоцке.
Где юный воин плечом к плечу с близкими,
Начал свой славный путь.
В Елизарово от нежности ни вздохнуть…
(лишь задохнуться)
Разодрав коленки,
О сухие травы обочины,
За солнечным диском
Следую…
За фигурой точёной,
Что, отделяясь от апсидного заузорья,
Привычно зовёт за собой. В заозёрье.
Нет, не сейчас.
На Плещеево озеро – завтра.
Ладно?

Зачем люди врут?
Называют «чёрным»?
Называют бесом.
От этого - больно.
От этого - можно повеситься.
Ты к этой боли привык,
тебе даже весело…
Мне – не очень.
А вы, поднимались по залесской лестнице,
До его полумесяца,
Когда внизу полыхают плохие книги и хорошие фильмы?
Где человек – ни образ, ни мнимый…
Его вы любили?
Со всей его русской порочностью,
Опричностью и полночностью…?
Непрочно балансируя на этой лестнице,
Где вы вместе,
Где можно свеситься, но не
креститься.
Рука не поднимется!

А вы, верили не отпетому,
Позволив переславскому свету,
Заполнить клетку грудную?
Пробить навылет?

Переславль на землю пролит,
Осенним безвредным ядом.
На пороге заброшенной церкви сяду,
С тобою рядом….
Не то, чтобы рада,
Не то, чтобы счастлива.
Скорее потеряна
Теперь не временно.
Глажу бессмертник ласково.
В Елизарово кончились сказки.
Здесь твоя колыбель – не посмертная, в ряске,
А та, над которой склонялась мать
И ангелы белые, словно из ситца.
Такой залесский…
Нельзя не влюбиться.
А влюбившись – себя не унять.

Здесь нет чёрного, здесь нет красного,
Здесь то, что странное – не опасно…
Даже то, что невыносимо, несносно.
Плавает небо.
Пахнет соснами.
Здесь нет плясок в сарафанах-летниках,
И машкерных не водится масок…
Александров не строит гримасы,
Оставшись за той чертой,
где души сжирает слободка.
Александров испуганно – кроткий
Становится,
когда Переславль выходит из берегов.
Доброты Переславля – не на шесть веков,
На вечность хватит!
Изодрано платье
гвоздями в закрытой церкви.
Я буду в этом безумстве первой.
Даже гении по твоим не ходили следам.
Зачем им?
Чтобы точь-в-точь.
Чтобы – почва.
Чтобы капало солнце сочно
На ресницы
Со звонницы Никитской церкви.
В этой глупости – буду первой.

- Плачешь?
- Плачу, Фёдор. А как иначе?

Что это? Нервы?
Или дыхание за спиной…
- Стой!
Не наглядеться на белые
колоколенки в глазах смеющихся.
Ускользающий, вьющийся,
Точно плющ.
Голубой цикорий.
Лишь в Елизарово ты спокоен.
И даже немного счастлив.
Как же красив! 
Под боком у Стратилата.
Здесь далеки палаты,
Где точка слома –
                                  багряная точка,
Где от святости лишь цепочка.
Где снится Новгород и близок Кириллов.
Где доносят, ломают крылья,
Особенно те, кто любит.
Особливо любимых
Рубят
Под самый корень, чтобы с тюремного пола встать
Уже не смог.

- А если всё же убил?
Отца?
Если жесток?

- Любой теперь дорог.
Поздно. Раньше надо было пугать,
Чтоб не ходила искать,
Слушать и понимать.
Чтоб не ездила в Елизарово –
Не увидела пламя и зарево,
Оперение русской шальной жар-птицы,
У которой сердце дымится.
Кто мог в Переславле родиться?
Отцеубийца?
Не гневи Бога – сам себя /хоть/ не трогай.
Оставь это дело другим!
Убей за то,
что приму любым!

Над Елизарово – дым.
В Елизарово хочется быть слепым,
Чтобы не видеть твоей чистоты,
Средь храмовой пустоты -
В Никитской, что построил отец,
Чтобы каждый воин
– боец
После битвы в Полоцке,
Был не забыт.
Отмолен.

Не прячь в глазах, потемневших, колоколенки белые.
Сам – воин смелый.
Придворный – умелый.
А внутри – небо. Внутри – все распахано,
И разодрано.
В пятнах рубаха.
Поздно ахать!
Уже приехала.
Чтобы услышать эхо
В белой и стройной звоннице.
В Переславле, издавна водится –
Первой ночью – бессонница.
Если посолонь остановится,
Чтоб показать колоколенки белые
В твоих глазах....

***
У времени коготки острые.
Глазки серые, как купола в
Елизарово.
Над одинокостью осеннего острова
Рыжее плещется зарево
Плещеевское, Залесское…

В гостинице занавеска
Пропустит лучи восходящего солнца –
Когда я уйду, забрав кольца,
Блокнот и куртку,
Замерев на минутку,
Чтобы запомнить ночь под звёздами Переславля.
-Славно! – скажет собственный папа,
Чуть дуясь на рассеянность мыслей
(не только о нём).
Но это папа.
Он знает. Он всё простит,
Всё то, что болит,
Увидев, как на песке возле Плещеева
Пишу чьё-то Имя,
Что страшно произносить до сих пор.
-Фео-о..- со множеством странных "о".

- Оглашенная!
Всё как всегда.
Готов на спор –
Это который раз?
Искры опять из глаз!
- Ну, па..

А я слушаю – смеётся вода…
И мне хочется в плеске волн,
услышать голоса всех моих мёртвых.
С которыми связь не порвана,
Ибо смерти нет.
Есть только ты и Плещеево озеро,
которое помнит всех
Меня и живого папу,
и мальчика сломанного,
мальчика для потех
Рождённого здесь, в Елизарово,
Где нынче заколочены храмы…
Елизарово – золото.
А луна над Даниловским – алая,
Точно насаженная на шпиль колокольни.
Интересно, а ей не больно?
Даже мне больно – дышать Переславлем,
Похожим на вечность, где купола разрывают небо…
Елизарово игриво царапает
По живому и по сердечному.
Мне сегодня упрямо кажется,
Что мы с тобой – вечные.
Смерти нет.
Есть ты и Плещеево озеро.
Что глазом синим, смотрит на путника,
Бросает перламутровые
Ракушки на белый песок.
Пишу имя – наискосок,
Пусть смоют волны…
И знаю точно – для тех,
кого помнит Плещеево,
смерти нет.

Пономарёва Марина, осень 2020.
Поэма "Фёдор Басманов. Опричная жар-птица" https://www.chitalnya.ru/work/2898281/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1) Г. К. Лукомский "О памятниках архитектуры Переславля-Залесского"
2) Т.Е. Казакевич "О двух надписях в Никитской церкви села Елизарова" http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/T...
3) Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово – памятник «Казанского взятия» // Pro memoria. Сб. материалов научной конференции. Курск: Изд-во МГСУ «Союз», 2006. С.82-90. http://drevn.narod.ru/sukina_nikitskaja_tserkov.h...
4) Сайт музея "Ростовский кремль" https://www.rostmuseum.ru/
5) Левицкая Н.В., Сукина Л.Б. (Переславль-Залесский). Вкладные книги переславских Никитского и Троице-Данилова монастырей: источниковедческие аспекты исследования с. 125-134
https://www.rostmuseum.ru/museum/biblioteka/istoriya-i-kultura-rostovskoy-zemli/materialy-konferentsii-1995g-rostov-1996/?sphrase_id=9096
6) "Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря" / Изд. подгот. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987 С. 165
7) Архивный фото материал (кроме собственных фотографий) взят с сайта Соборы.Ру https://sobory.ru/






Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 147
© 11.02.2021г. Марина Пономарёва
Свидетельство о публикации: izba-2021-3016088

Метки: Фёдор Басманов, Басманов, Дорога Фёдора Басманова, Иван Грозный, Иван Грозный и Фёдор Басманов, опричнина, история Руси, Русь,
Рубрика произведения: Разное -> Репортаж


Alla Suoninen       12.02.2021   13:53:31
Отзыв:   положительный
...И села ведь совсем другим заниматься, но начала читать - и провалилась. Хорошая работа, много интересных и полезных сведений, и не только для тех, кто темой увлечен, но и просто желающих получше узнать Россию. Немного необычная интонация, серьезная и выдержанная и очень трогательные фотографии. Не могу объяснить, но такая церковь...чуть грустная, одинокая, ждущая и скучающая по тем, кого помнит. Во время прочтения - и вообще, чем больше погружаюсь в эпоху и исследования - тем больше убеждаюсь, что "Историки ... относятся к Басмановым с удивительной небрежностью, очень часто отнимая у них право на порывы искреннего благородства... Происходит это из раза в раз, от одного исторического исследования до другого с удивительным упорством, словно стоит задача не дать возможности людям разглядеть в царских опричниках ничего, кроме опричной темноты. Даже если если эта обычная, служебная темнота, усредненное качество своего времени..." Абсолютно верно. И демонизация того, что, собственно, было задумано как необходимая военная реформа, право и долг руководителя государства и его служащих. Появляется крамольная мысль: может это и к лучшему, что нет пока новых данных о Басмановых? Найдись они - и растащат историки для подтверждения своих построений и опровержения оппонентов, а люди, жившие и дышавшие когда-то, служившие на благо государства и государя так, как они это благо понимали, в очередной раз станут "демонами, маниаками и Русской земли погубителями"... А благородным героем некто, находящийся в Литве (где угодно, "нужное подставить", "Курбских" много в истории и в жизни") и пишущий пропагандистские тексты, потому что жить на что-то надо и обида терзает.
.... и это - пора привыкнуть, но каждый раз дух занимает, и не вздохнуть: как он это умеет? - Любой теперь дорог.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1