Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Выход из системы


­Виктор Астраханцев

ВЫХОД ИЗ СИСТЕМЫ


(о литературных героях, документальном кино, дауншифтинге и поисках воли)

Литературные герои, символы и образы, поэтические ритмы и подтексты живут рядом с нами, направляют наши мысли, что-то подсказывают или проясняют, а иногда слетают с языка звучными строчками. Так, на одном из просмотров фестиваля документальных фильмов "Соль земли", проходящего в Самаре, при показе фильма "Выход из Матрицы» режиссера Александры Богучарской фея литературы оказалась рядом со мной и по ходу фильма подсказывала более глубокое понимание смыслов этого фильма.
Он снят в маленьком селении Апшеронского района, затерявшегося на краю России, среди сказочно чистой природы куда можно добраться только на старой, как Россинант, дрезине-автомотрисе. Её здесь ласково зовут Матрица. С ней приезжают с Большой земли пассажиры, доставляют почту, необходимые продукты. Но она стареет и дряхлеет. Раньше она ходила несколько раз в неделю и состояла из двух вагонов - для пассажиров и для домашних животных и стройматериалов. Теперь она она везет только один вагон и приходит один раз в неделю.
Недавно она привезла сюда и молодых людей, зачарованных красотой местной природы, и приехавших сюда для устройства здесь своей жизни, вдали от агрессивной цивилизации, соблазнов и искушений городской жизни.

Герои фильма, с их размеренностью, спокойствием и уверенностью, органично вписываются в чистоту окружающих гор и лесов. У каждого их них были разные причины ухода (или бегства) из жесткой матрицы городской жизни, но сейчас они живут в гармонии с миром с одним опасением, как бы не появились в этом месте дельцы и не превратили эту прекрасную долину в место зарабатывания денег. Но сейчас здесь чисто и прозрачно - и в природе, и в повседневных трудах и в планах молодых героев фильма.
Фильм был показан на фестивале в конце 2020 года, когда в больших городах царило тревожное настроение, В Москве бушевал азиатский вирус и многие стремились выехать из города. И снова слышались голоса с литературных страниц. Но среди них не было традиционной тоски чеховских сестёр: В Москву! В Москву! Голоса литературных героинь перекрывал отчаянный крик Чацкого "Вон из Москвы!" Этот полузабытый призыв возвращал в 90-е годы, когда среди творческого слоя набрала силу соблазнительная идея ухода из города в деревню, как средство решения разом проблем перестроечного времени и изменения своей жизни.

Герои фильма, с их размеренностью, спокойствием и уверенностью, органично вписываются в чистоту окружающих гор и лесов. У каждого их них были разные причины ухода (или бегства) из жесткой матрицы городской жизни, но сейчас они живут в гармонии с миром с одним опасением. как бы не появились в этом месте дельцы и не превратили эту прекрасную долину в место зарабатывания денег. Но сейчас здесь чисто и прозрачно - и в природе, и в повседневных трудах и в планах молодых героев фильма.
Фильм был показан на фестивале "Соль земли" в конце 2020 года, когда в больших городах царило тревожное настроение, В Москве бушевал азиатский вирус и многие стремились выехать из города. И снова послышались голоса с литературных страниц. Но среди них не было традиционной тоски чеховских сестёр: В Москву! В Москву! Голоса литературных героинь перекрывал отчаянный крик Чацкого "Вон из Москвы!" Этот полузабытый призыв возвратил в 90-е годы, когда возникла соблазнительная идея уйти из города в деревню и попытаться разом решить проблемы перестроечного времени и изменить свою жизнь

С другой стороны человека манила свобода действия, открывшаяся возможность выхода из-под давления государства или говоря современными аналогиями - выхода из матрицы. Она захватила многих моих коллег, друзей и близких, которые неожиданно стали интересоваться деревенской жизнью и стала заметна по историям публичных людей, артистов, художников, которые переселялись из столицы в малые города и деревни.
Среди них были известные артисты Петр Мамонов, Михаил Кононов, Владимир Заманский, Ирина Печерникова, певицы Анастасия, Ольга Кормухина.
По разному у них сложилась судьба, некоторые не выдержали тягот жизни и вернулись в город, но другие находили себя в новых ролях добровольного отшельничества. Актрису Татьяну Агафонову выбрали в деревне председателем колхоза и она проявила себя успешны организатором сельского производства.
Многие продолжили свои поиски в сфере духовной жизни. Одним из первых вышел из творческой обоймы перспективный молодой артист, отлично сыгравший роль Ломоносова, Александр Михайлов. В 1986г. он ушел из театра, закончил духовное учебное заведение и стал бакалавром религиоведения. Известные талантливые актрисы, Екатерина Васильева, Ольга Гобзева, Юлия Матвеева стали жить монастырской жизнью. Артист "Современника" Владимир Заманский вместе со своей женой актрисой Натальей Климовой уехали в Муром, и стали истовыми прихожанами храма. В феврале 2021 года в Муроме отметили 95-ти летие Владимира Петровича Заманского.
Эта цепочка актерских судеб приводит к фильмам высоко чтимого режиссера Вячеслава Орехова. Его герои уникальны. Невозможно удержаться от восхищения, как удается ему в коротком экраном времени рассказать яркую запоминающуюся историю об удивительных людях Один из героев его фильма И.Никифоров получивший тяжелую физическую травму, в 63 года обрел дар искусного рисования. А православный мужик Канышев, которому был послан наказ Богородицы, совершает во славу Её имени крестный ход на коленях(!) от Дивеевского монастыря до Троицко-Сергиевской лавры.
И такие киноистории режиссеру удается показать и заразить зрителя в 13-20 минут экранного времени!


В этом ряду ярких и удивительных работ В.Орехова одно их центральных мест занимают фильмы о судьбе оперного режиссера Дмитрия Арсентьева. По окончанию театрального института талантливый режиссер с успехом ставил оперные и музыкальные спектакли в разных театрах страны, работал Главным режиссером оперных театров, преподавал в ГИТИСе, во ВГИКе, был кооптирован в членом Коллегии Министерства Культуры. Ему прочили дальнейший карьерный рост, но на пике успеха и расцвета сил, в 45 лет, он обрывает творческую работу и уезжает в тверскую деревню, где занимается крестьянским трудом и кардинальным образом пересматривает свою жизнь. Судьба Д.Арсеньева с полнотой раскрываются в документальных фильмах Вячеслава Орехова " Выхожу один я на дорогу" 2002г. и "Зов жизни" 2004г.



Эти фильмы ставит вопрос о полноценной духовной жизни человека, его свободе, независимости, гармонии с природой, в противовес стадной городской жизни с её стереотипами и ценностями - карьера, деньги, мода, самореклама..
Вовлеченные в текущие и бытовые проблемы люди, по мнению Арсеньева, зачастую не замечают, как подпадают под влияние этих стандартов, как бы разнообразно и причудливо они ни одевались и какие бы ни делали себе ирокезы и тату.

Само явление выхода из привычной жизни сравнивают иногда с движением "дауншифтинга", возникшего на Западе в начале 20-го века, когда люди, отказываясь от карьерной перспективы, уезжали на дальние острова, в тихие районы бывших колоний. Его целью является «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей» путем добровольного понижения себя в социальной иерархии. Одной из привлекательных моментов "дауншифтинга" является экономичность жизни где-нибудь на индийских островах, где можно прожить на один доллар в день, не нуждаясь в надежном жилье. Возникают простые выгодные решения - сдать в аренду своё жильё в Европе и жить на эти средства при круглогодичном солнце и море.
В фильмах Орехова ставится вопрос о полноценной духовной жизни человека, его свободе, независимости, гармонии с природой, в противовес стадной городской жизни с её стереотипами и ценностями - карьера, деньги, мода, самореклама..
Вовлеченные в текущие и бытовые проблемы люди, по мнению Арсеньева, зачастую не замечают, как подпадают под влияние этих стандартов, как бы разнообразно и причудливо они ни одевались и какие бы ни делали себе ирокезы и татуировки.

Само явление выхода из привычной жизни сравнивают иногда с движением "дауншифтинга", возникшего на Западе в начале 20-го века, когда люди, отказываясь от карьерной перспективы, уезжали на дальние острова, в тихие районы бывших колоний. Его целью является «жизнь ради себя», «отказ от чужих целей» путем добровольного понижения себя в социальной иерархии. Одной из привлекательных моментов "дауншифтинга" является экономичность жизни где-нибудь на индийских островах, где можно прожить на один доллар в день, не нуждаясь в надежном жилье. Возникают простые выгодные решения - сдать в аренду своё жильё в Европе и жить на эти средства при круглогодичном солнце и море.

Однако, зарубежный рационализм дауншифтинга имеет лишь внешнее сходство с "Выходом из системы", характерном для русского самосознания, в котором ведущими являются духовные проблемы. Русская литература наполнена несистемными героями, которых называют "Лишний человек, "Маленький человек" "Человек со стороны" А у Чацкого настолько сильно его неприятие замшелого московского общества, что он изгоняется из него, еще не войдя в эту систему.

Но применительно к русскому самосознанию явление "Выхода" имеет очень глубокие корни. Сам характер жизни русского дворянства предполагал своего рода "двухступенчатую" жизнь - зимой в столицах, летом в деревне, в уединении, где были все условия для духовной работы, которая у поэтов и писателей является определяющей.
К примеру, А.С.Пушкин за два года жизни в Михайловском написал "Бориса Годунова", две поэмы, четыре главы "Евгения Онегина" и более сотни стихотворений. Там его творчество обрело новое дыхание. Деревенская природа, знакомые с детства места успокоили душу, пробудили желание творить.
В свой приезд в Болдино в 1830г. А.С. Пушкин переживает новый взлет духа и таланта, создав в короткое время в условиях теперь хорошо знакомого нам карантина свои шедевры: "Маленькие трагедии," "Повести Белкина" и завершил роман "Евгений Онегин". Характерно, что его сочинения болдинского периода выделяются философским складом мышления


И знаменитый уход Льва Толстого в 1910г., из обустроенной жизни в никуда, в Россию, тоже имел идейные причины – это побег от ложной по мнению писателя жизни к естественной, к жизни по правде..
Интересно, что собственный уход в конце жизни подготавливается Толстым в нескольких своих произведений, он словно проигрывает его на своих героях, чтобы потом пойти по разведанному пути. Одно только отличает Льва Толстого от своих героев - он не может припасть к покровительству церкви, от которой его отлучили. В своей повести "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" он развивает версию тайного ухода императора Александра Павловича от мирской суеты под именем старца, словно примеривается в ней. 
Его Пьер Безухов уезжает по приказу масонов из столичной жизни в своё дальнее имение  для внутренней духовной работы. А  блестящий офицер  Степан Касатский,  разочаровавшись в светской жизни, уходит из мира   в монастырь под имеем отца Сергия - героя одноименного рассказа..

За все этим стоят глубокие разногласия с порядком текущей жизни жизнью и   решительные действия  по  её выправлению.
Потому не удивительно, что через сто лет после Толстого эти мотивы не только не исчезли, но снова возникли в жизни мыслящих людей новой России и побудили чуткого режиссера Вячеслав Орехов через два года снова погрузиться в духовный поиск своего героя, и в своём новом фильме "Зов жизни" снять своего рода исповедь талантливого режиссера и человека Дмитрия Арсеньева.


Да и сам Вячеслав Орехов уже много лет живет в псковской деревни, крестьянствует, а в межсезонье снимает и монтирует свои фильмы о странных людях с самостоятельной точкой зрения на жизнь и возвышенной душой, повторяя тем самым линию жизни своих героев по традиционной модели русской жизни: "Выхода из системы." И хотя в 2015 году режиссер Андрей Шемякин снял об Орехове по заказу канала "Культура" яркий фильм "Не стараясь угодить," тема своего пути у людей с самобытным сильным характером, живущих по своему видению жизни или зову свыше, не исчерпана, она развивается, наполняясь героями и проблемами сегодняшнего дня.




Приглашаю вас посмотреть эти замечательные фильмы, размещенные на портале Youtube.com на канале Клуб Архикино. Адрес: https://www.youtube.com В поисковой строке открывшейся сети Ютюб набрать Архикино, вызвать через значок лупы (Найти).
Если есть у вас адрес на gmail.com вы сможете подписаться на канал Архикино.
= = = = =
Другой выход на фильмы по ссылкам: " Выход из Матрицы», 2019, 20 мин., реж. Александра Богучарская, оператор Захар Рыбаков, Краснодар: https://www.youtube.com/watch?v=DOfJHKtT88U

"Выхожу один я на дорогу" К/С Юность, 2002г, 29 мин., Режиссер Вячеслав Орехов: https://www.youtube.com/watch?v=9vBWSK6_M9M
Зов Земли 2005г, 14 мин. НП Телеканал "Держава", 2004 г. 14 мин.:








Рейтинг работы: 208
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 82
Добавили в избранное: 1
© 03.02.2021г. Виктор Астраханцев
Свидетельство о публикации: izba-2021-3010183

Метки: Русская литература, документальное кино, клуб Архикино, Режиссер Орехов, ЛевТолстой, дауншифтинг, кино,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Флярик       09.02.2021   11:13:52
Отзыв:   положительный
Виктор Васильевич, спасибо от всего сердца!
Очень интересно, много созвучного. Обязательно посмотрю фильмы!
Виктор Астраханцев       13.02.2021   22:42:37

Рад видеть вас, Ольга, на своей странице.
Теперь путь к фильмам открыт.
Быть добру!
Людмила Клёнова       06.02.2021   15:58:13
Отзыв:   положительный
Замечательно написано, Витя!
Читается с интересном!
И вызывает интерес - таки посмотреть эти фильмы!
Спасибо тебе!

А давай-ка мы его - в анонс, это твоё эссе!
Может, народ активнее почитает, ибо есть - что...
Виктор Астраханцев       07.02.2021   01:02:15

Как пел Бернес, мы с тобой на одной, но "далекой волне".
Благодарю за понимание существа моих намерений.
Но главное - надо посмотреть фильмы!.
- - - - - - - -
На фото: Сбор одуванчика в нашей тверской деревеньке.


Лев Фадеев       04.02.2021   21:52:28
Отзыв:   положительный
Виктор, с интересом прочитал твоё эссе . В некоторых местах ,упомянутых здесь , был и я . Выбор О. Кормухиной объясняется тем что рядом жил человек, который помог ей начать новую жизнь. Это остров Залит. Всего 0,9кв. км. Трудно представить, чем там можно заниматься. Я бы выбрал соседний остров Белов. Там и лес и площадь 2.6кв км и людей мало.
У Пушкина и Толстого совсем другого качества деревни. А всем кто попал в деревенскую среду в девяностые и далее, пришлось испытать совсем другие чувства. Всё хочу начать эту тему в прозе, но никак не решусь.
Сейчас деревня начинает входить в цивилизованную жизнь. Время вычистило деревню . Спасибо за интересные имена и за любовь к деревни. С уважением. ЛеВ
Виктор Астраханцев       07.02.2021   00:43:16

Лев, мне кажется многие из тех, кто пережил 90-е годы и при этом кропал что-то на бумаге, пытался делать свое кино, или строил свой вариант вечного двигателя, приглядывал себе место в деревне или что-то задумал о нёй. При этом, чтобы достичь глухих мест и почувствовать себя аборигеном, не надо ехать за Уральские горы. Достаточно откатить 200 -250 км в любую сторону от Кольцевой дороги и там уже начинается то, что и любишь, и страшишься: красивая заброшенная земля, застывшая в вещем сне, по которой, кажется, только что прокатилась разрушительная война, и которая тихо, с достоинством разглядывает тебя с немым вопросом: "А сможешь ли ты полюбить меня черненькой, ведь беленькой, да в шелках меня всякий полюбит?" Я полюбил и вот уже четверть века по мере своих сил пестую и лелею эту землю. И все же это не тот "Уход из..." который совершили те, о которых я пишу и о ком снимает фильмы Вячеслава Орехова. Что ж, каждому по его делам или по его силам. И потому советую посмотреть эти фильмы.
Лев Фадеев       07.02.2021   17:29:23

Обязательно посмотрю.
Галина Агапова       04.02.2021   16:20:19
Отзыв:   положительный
Добротное рекламно-познавательное эссе!
Виктор, выделила кусочек фразы, он произвёл на меня "огненное"(бросило в жар) впечатление:
"... сильные решительные намерения преобразовать свою жизнь, перевести её из благих пожеланий в реальные действия."
Хочется услышать с высокой трибуны - " ...сильные решительные намерения преобразовать жизнь россиян, перевести её из благих пожеланий в реальные действия".
Доживём!
Виктор Астраханцев       04.02.2021   18:39:22

Доживем!
Кстати, где высокая трибуна? Хоть завтра услышите!
Благодарю за отзыв!

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1