Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Грабли предназначены не для того, чтобы на них наступать. Редакционная статья.


.
Грабли предназначены не для того, чтобы на них наступать.
___________________________________________________________

На форуме опять тема о «поддержке Избы читальни», тема, увы! давно ставшая рутинной. Для того, чтобы портал был привлекательным и популярным (а это уж как доведется!) необходим сильный авторский коллектив, а сила, как известно – в правде.

Интернет сайты, это сравнительно новое изобретение, и до середины «нулевых» мало кого интересовавшее. И пусть никого не удивляет факт, что раскручивали это шоу, или если угодно – тусовку преимущественно самозванцы. Поэты-любители среднего уровня были всегда, и дефицита в них не наблюдалось.

Мне приходилось вести ЛИТО – по сути, это литературные кружки, если на Севере в Карелии, или такая же пестрая публика, если это молодежный культурный центр (МКЦ). Но затея с МКЦ в Ленинграде быстро пошла прахом, не думаю, чтобы в Москве было лучше. Начало было хорошее, а вот идея отдать молодежные объединения под контроль райисполкома или райкома комсомола была заранее обречена на провал.
И тут и там – бюрократия, которая под конец существования СССР заняла все ниши – будь то культура, или что-нибудь еще.

Мы видели, как после недолгого подъема гибли художественные галереи, культурные центры и прочие «гильдии мастеров». Москва и Санкт-Петербург, это как бы две стороны одной медали. Ну, ладно – художники и поэты – это не для всех, но умерла эстрада, сгинули рок клубы, распались группы и прочее. Можно зайти на какой-нибудь музыкальный сайт, но музыки, кроме рэпа, вы, пожалуй, и не услышите. Ни одно течение в культуре не долговечно, и не вечно в любом случае.

Художники (живописцы и графики) и поэты – пожалуй, самый наглядный пример. Нет новых имен. Если взглянуть на топ-10 наиболее популярных (?) художников, прозаиков, поэтов, музыкантов – то взглянуть, по сути, и не на что. Имитаторы, не более.

Если бы люди захотели построить диаграмму или какую-нибудь схему, или реестр
наиболее значимых явлений в мире, то на первом месте окажутся не космонавты, и не изобретатели, не ученые – а основатели и адепты учений и выдающиеся произведения искусства (литературы, музыки…). Любое учение или шедевр в литературе и искусстве обладают общим для них свойством – они «что-то сообщают нам». Но имитаторы ничего сообщить не могут. И так было во все времена. На этом краткий экскурс в историю с географией можно и приостановить.

Изба читальня, это почти литературный кружок или нечто вроде клуба по интересам.
Но ведь это «даже не объединение», а скорее наоборот – площадка для выяснения отношений. И за «это» приходится платить, но не своим трудом, не «вдохновением, которое не продается», а деньгами, как бы прозаично это не звучало. Нет финансовой поддержки от спонсоров – значит, не будет ничего. Все разговоры о «привлекательности и популярности» ничего не стоят, если за популярность сайта некому платить.

Любительская среда несколько отличается от профессиональной. Профессионализм – не самое верное слово, но других у нас в запасе нет.
Формально профессионалы – люди определенной профессии, которые получают плату за свой труд. На практике это еще и очень престижно быть поэтом. Но быть поэтом стало уже не престижно. Мы давно превратились в общество потребителей, как и весь мир. Искусственно создаются предметы «престижного потребления» – бренды и целое созвездие ярлыков. Для литературы и искусства места явно не остается.

Любой творческой группой или объединением во все времена руководили Мастера.
В средние века люди объединялись в гильдии, признаный всеми мастер сам выбирал учеников, и тратить время на обучение бездарностей никто бы не стал. Кстати, плата за обучение в мастерской живописца была очень высокой – в древности это один талант золотом, то есть более 13 кг. золота, которое стоило очень дорого. Отсюда и притча
«о зарытом в землю таланте», что толку хранить талант? Но и…

«…для художников,
разменявших на рукоплескания красок
мудрый талант.»
Этому тоже не позавидуешь.

«Таганка» или театр на Таганке. Театр Юрия Любимова, так его часто называли. Литобъединения в Ленинграде тоже называли по имени их руководителей – Сергея Давыдова, Глеба Семенова, Виктора Сосноры…
Задачей руководителя было вывести на нужный путь самых одаренных,
не забывая и о молодых. О «талантах» говорить вслух было не принято, но и заявлять
с председательского кресла: – Ну, талантлив, ну самобытен, а мне-то какое дело? А вот это уже совершенно недопустимо. Потому что талант – дар божий, или дар природы, и дар этот встречается очень редко на Земле.

Если в Ленинграде в разное время было до десяти литобъединений, то лидеров редко когда больше двух или трех. И не все лидеры одинаково талантливы.

Помню пару строк из юношеских стихов молодого поэта:

«И тогда, если снова не выручит сердце,
То уже ничего не подскажет рука…»

Сергей Давыдов, помнится, сказал: – Ребята, это слова от сердца, с этим придется считаться. Но ни о каком мастерстве, разумеется, в те годы и речи не могло быть. Важно другое, – не потерять направления, не выпустить из рук некую волшебную нить.

«Кто оценит стихов вороха?
Не хватает нам всем Старика…»

Прошло 13 лет. В списке прочтений на странице встречаются уже полузабытые имена.
А где люди, почему они молчат? Значит, есть тому причины. В начале эссе я упомянул
о самозванцах в литературе. Есть такая категория. Их «кредо» целиком базируется на навязчивой саморекламе и лжи. Когда-то членство в творческом союзе имело значение, да и пенсию платили по максимальной ставке в СССР – 120 рублей для гражданских лиц, если это не персональный пенсионер. В середине 90-х «магические слова» член СП или СХ, союза журналистов и другие «членства» утратили свое значение. Теперь – все самозванцы, и нагло утверждают, что они состоят (хорошее слово!) в творческих организациях. Увы, уже не творческих, а общественных, но фонды и помещения расхватали, и сразу стали сдавать их в субаренду. В СП и в СХ принимали чуть ли не по списку – лишь бы взносы платили регулярно. Это давно уже торговые организации, не имеющие ни статуса, ни какой-либо значимости. Примерно тоже и с литинститутом, ВЛК или высшими режиссерскими курсами. Помню ленинградский Реn-клуб в 90-е, о нем и памяти не осталось, если не считать некоторых упоминаний в Интернете.

Как ни странно, но интерес к литературе и ее востребованность снижались одновременно с повышением уровня жизни. 20 лет назад зарплата в 10 000 р. считалась хорошей зарплатой, это около 300 $ или меньше? Рост цен, рост зарплат, и снова рост цен. Но люди в массе своей постепенно перестали голодать и выбирались из нищеты «лихих 90-х». Какое-то время народ развлекали политики разного толка, пока не превратились в посмешище самым естественным образом. «Политика, это такая дамочка, которая сама вами займется, даже если вы ей заниматься не хотите».
Но и этот пассаж больше не актуален.

Любое явление в этом мире, особенно если это поэзия или беллетристика – здесь все проявляется наиболее отчетливо, – это «некое неустойчивое равновесие» между добром и злом, любовью и ненавистью, миром и войной. Вероятно, поэтому стихи о войне и о любви всегда были самыми востребованными. Лирика это тоже продолжение борьбы, только другими методами. Поэзия – мир чувственный, часто до конца непостижимый. Это область интуитивных озарений. Но поэзия также – «искусство не высказанного».

Если сказать просто и по возможности «научно», то мир – это бесконечный поток информации и «коллективного бессознательного», то есть – полевых структур. Почему мы называем искусство – высоким? Потому, что озарение приходит не из низового слоя поля «коллективного сознания». И никому такое «низовое озарение» не нужно.
Художник не стремится к признанию и популярности, у него есть дела и интереснее. Любой интернет ресурс или печатное издание могут стать и популярны, и востребованы, но вот этого не наблюдается – все забивает сетевая и печатная макулатура.

Нас не интересует популярность Избы читальни, нас интересует сам процесс…
Как и 400 лет назад, нет смысла ждать «скорого Ренессанса» в России. Сейчас только складывается, только формируется новая русская государственность. Литература и искусство, это ведь следствие, а не причина. Какая еще «история избы» о чем мы говорим?
Еще как-то держится на плаву «развлекательный жанр», преимущественно эстрадная песня, но и многие кумиры прошлых лет практически утратили былую популярность. Где театральные афиши скажите на милость? Их нет. Отдельные исполнители растеклись водой по древу на просторах Интернета. Российская культура или то что от нее осталось уже не может переварить все продукты распада европейской и мировой культуры. Телевидение и кинематограф еще одно знаковое явление нашего времени.

Полсотни телеканалов заполняются или телесериалами с бесчисленным количеством серий, или просто ничем. А фильмы из коллекции Госфильмофонда перестают нас удовлетворять. Безвременье, это тоже эпоха и надо это, наконец, осознать и понять не как досадную и трагическую неизбежность, а как одну из фаз истории нашего времени. Но вместе с тем…

«У времени свое лицо,
одно безвременье безлико».

«Поддержите "Избу-Читальню" информационно!
Что нужно сделать для того, чтобы наш литературный портал стал более популярным?»
И снова непопулярные предложения. Допустим, поместили ссылки на свои страницы в социальных сетях, это в каких, интересно знать?

Денег нет, так их и не будет. Сайт начинается с главной страницы, это как правило. Никакие рамочки и виньеточки не помогут, надо соблюдать нормы, принятые для книжной и журнальной графики, и надо уметь это делать.
А главная страница ИЧ отдана тем, кто платит за сервисы, но это не значит, что этих авторов кому-нибудь интересно читать. Вот вам и вся «популярность», дальше можно
и не продолжать.

И опять – 25… Литературный сайт – это его авторы, а где они авторы, которых читали, и читали часто еще 10 лет назад? В списках они есть, но их нет в Сети, и не будет. Чтобы автору приобрести читателей и соответственно популярность иногда требуется несколько лет – 3–4 года в зависимости от сайта. Авторский коллектив складывается еще дольше.

У литературных произведений есть интересное свойство, они не требуют «подготовленного читателя», продвинутого, образованного и так далее.
Интеллигентское словоблудие и сентиментальная мишура тоже находят своих читателей и почитателей, но на литературные сайты читатели приходят в поисках литературы, а не чего попало.
Крайне необходима литературная критика, а критика не обязательно должны быть приятной для всех, на то она и критика. Но для того, чтобы критические статьи дошли
до читателя, автор должен за это заплатить. Получается замкнутый круг.

Как это ни неприятно, но Избу планомерно уничтожали уже с 2013 года – полицейским режимом и фейками фантазеров типа: – Изба читальня филиал Союза писателей России. Чьи это фантазии известно. Понятно, что маленький прыжок сделать легче, чем большой. Но пропасть в два прыжка не перепрыгнешь.



.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 29
© 30.01.2021г. Открытый Форум
Свидетельство о публикации: izba-2021-3006491

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


















1