Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. "Коран". "Сунна". Шариат.





«КОРАН». Идеи об Едином Аллахе попали на Аравийский полуостров ещё до Мухаммеда – источники сообщают, что среди бедуинов были приверженцы философии единобожия, заимствованной у иудеев и христиан; этих проповедников называли ханифами. Никто, однако, до появления пророка это учение не воспринимал всерьёз. Мухаммед поразил соплеменников своим экстатическим состоянием, в котором он нараспев произносил тексты, обращённые Аллахом к людям, причем пророк называл себя только голосом Всевышнего. Название «Коран» с арабского переводится как «чтение» – Мухаммед читал замечательные по художественной форме и смысловому содержанию стихи, которые записывали за ним ученики. При жизни пророка в каноническом издании «Корана» необходимости не было – Мухаммед и сам давал необходимые объяснения в различных ситуациях жизни. Сразу после его смерти все записи стихов были собраны, сведены в одну книгу и тщательно отредактированы (письменность у арабов, кстати, развилась ещё в I тыс. до н. э.). «Коран» является прямой речью Аллаха; он дан людям на арабском языке, и читать его необходимо только по-арабски, поскольку все переводы искажают истинный смысл «Священного Писания».
«Коран» содержит в себе 114 сур (глав), первая из которых является главной молитвой мусульман («Во имя Аллаха милостивого, милосердного! // Хвала Аллаху, господу миров // Милостивому, милосердному, // Царю в день суда! // Тебе мы поклоняемся и просим помочь! // Веди нас по дороге прямой, // По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,// Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.); остальные составлены по принципу уменьшения объёма их текста. Суры разделены на аяты (стихи, абзацы). Сведения, содержащиеся в «Коране», многообразны: это и описание системы мироздания, и заповеданные Творцом нормы жизни, и перечисление огромного количества имён прежних пророков – Нуха, Мусы, Дауда, Сулеймана, Исы (в иудео-христианской традиции соответственно Ноя, Моисея, Давида, Соломона, Иисуса), Искандера (Александра Македонского) и т. д. Пророки приходили на землю для передачи воли Аллаха, но люди не совсем верно поняли слова Творца; и тогда Он сообщил любимому посланцу текст «Корана».
В «Священном Писании» порой встречаются противоречия, отдельные аяты даже отменены – в некоторых случаях, как объясняют исламские богословы, стихи подсовывал Мухаммеду Иблис; а иногда воля Аллаха изменялась, и Он давал людям другие заповеди.
 
СУННА. «Священным Преданием» мусульман считается «Сунна» – сборник рассказов (хадисов) о жизни пророка, где даются многочисленные изречения Мухаммеда по всем проблемам жизни бедуинов. Составлена она была в IX в. н. э. по записям современников пророка, и её смело можно назвать обширным комментарием к тексту Корана. Большинство мусульман признали авторитет этого сборника – их впоследствии стали называть суннитами. Часть приверженцев ислама (шиа, араб. – группа) утверждали, однако, что при редактировании «Сунны» из неё были извлечены хадисы, подчеркивающие особое право родственников пророка на стяжание власти в халифате. Сочувствующие этим идеям были названы шиитами.
Непримиримая вражда между суннитами и шиитами вспыхнула сразу после смерти Мухаммеда, когда осиротевшим мусульманам предстояло выбрать халифа (заместителя) пророка для управления арабами – почти все первые халифы (в их числе и внук Мухаммеда Хусейн) были убиты в кровавых междоусобицах. Шиизм раскололся на массу сект, подвижники которых выступали идеологами движений протеста в среде суннитского феодального общества. В настоящее время сунниты и шииты сосуществуют друг с другом во всех исламских странах, воздвигая, тем не менее, собственные храмы и проводя торжества в кругу своих сторонников. Сунниты составляют преимущественное большинство жителей всех исламских стран, исключая Иран, Ирак и Азербайджан.

ШАРИАТ. Значение этого понятия адекватно отражает перевод арабской глагольной формы «шара′а» – «наставлять на прямой путь». Шариат – это исламская модель права, объединяющая нормы религиозной, экономической, политической, общественной и семейной жизни. Источниковой базой формирования права у мусульман являлись «Коран», «Сунна» и принципы обычного права Адат – следовательно, главными судьями и прокурорами в этой теолого-юридической системе выступают самые авторитетные среди правоверных знатоки традиции ислама.
Шариат определяет пять видов действий людей – обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, запрещённые. К обязательным относятся: произнесение ритуальной фразы: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк Его» (и принимая ислам, и ежечасно для подтверждения веры); ежедневная пятикратная молитва с выполнением ракатов (в «чистом» месте индивидуально или в мечети в группе мусульман, человек присаживается на коврик, произнося текст первой суры «Корана», и касаясь лбом земли); ежегодный пост в месяц рамадан («пока белая нитка не погаснет в темноте…» запрещено есть, пить, веселиться и входить к жёнам); ежегодная подача нищим милостыни закят (чаще всего происходит во время праздника Ураза-байрам по случаю разговения от поста); паломничество к реликвиям ислама (совершив хотя бы раз в жизни хадж в Мекку и Медину, мусульманин может присовокупить к своему имени почётную приставку – ходжа). Подробнее сообщаяо хадже, добавим, что обряды почти не изменились с доисламских времён, разве что получили новое символическое значение: храм Кааба, как утверждают богословы, был построен на месте первого храмана Земле (т. н. храма Адама): в долине Мина дьявол Иблис соблазнял Ибрахима (в библейской традиции Авраама)отвергнутьединобожие – здесь в место, где стоял идол Иблиса,паломникибросают камни. Среди настоятельно рекомендуемыхзаповедей Аллаха можно выделить обрезание крайней плотимальчиков (в Северной Африке – и девочек) и участие в джихаде – священной войне правоверных с гяурами (мощнейшим мотивационным стимулом исламских воинов является идея о мгновенном попадании души погибшего за веру мусульманина сразу в джанну).
К числу запретов в исламе относятся: во-первых, запрещение изображать образы Аллаха, людей и животных; во-вторых, табу на употребление алкоголя – возможно, из-за неспособности выпивох совершать намаз, или из-за личной неприязни к вину Мухаммеда, который не мог смириться с картинами пьяного разгула пропивавших верблюдов сородичей (этот аргумент прекрасно подтверждают строчки «Сунны»: «Вино – источник грехов; кто выпил вина, теряет разум. Он не знает Аллаха... В день Страшного Суда лицо его будет чёрным, язык – свисать изо рта, слюна – течь на грудь…»); в-третьих, табу на употребление в пищу свинины – это «нечистое» животное по разным причинам издавна считается презренным у народов Ближнего Востока, и одним из самых страшных оскорблений является угроза вывалить свиные потроха на могилы предков оппонента. Запрещены также кражи, убийства и прелюбодеяния. Система наказания за преступления воспроизводится до наших дней ещё с времен Мухаммеда: за кражи секут части рук, за прелюбодеяния побивают камнями, за убийства – четвертуют, топят в воде или закапывают заживо в землю... Впрочем, в последнем случае дело редко доходит до шариатского суда – близкие покойного, охраняя честь рода, пользуются подтвержденной «Кораном» привилегией кровного отмщения: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину...»







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
© 17.01.2021г. Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2996329

Метки: Культура стран арабского Востока. Ислам.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1