
«КОРАН». Идеи об Едином
Аллахе попали на Аравийский полуостров ещё до Мухаммеда – источники сообщают,
что среди бедуинов были приверженцы философии единобожия, заимствованной у
иудеев и христиан; этих проповедников называли ханифами. Никто,
однако, до появления пророка это учение не воспринимал всерьёз. Мухаммед
поразил соплеменников своим экстатическим состоянием, в котором он нараспев
произносил тексты, обращённые Аллахом к людям, причем пророк называл себя
только голосом Всевышнего. Название «Коран» с арабского переводится как
«чтение» – Мухаммед читал замечательные по художественной форме и смысловому
содержанию стихи, которые записывали за ним ученики. При жизни пророка в
каноническом издании «Корана» необходимости не было – Мухаммед и сам давал
необходимые объяснения в различных ситуациях жизни. Сразу после его смерти все
записи стихов были собраны, сведены в одну книгу и тщательно отредактированы
(письменность у арабов, кстати, развилась ещё в I тыс. до н. э.). «Коран»
является прямой речью Аллаха; он дан людям на арабском языке, и читать его
необходимо только по-арабски, поскольку все переводы искажают истинный смысл «Священного
Писания».
«Коран» содержит в
себе 114 сур (глав), первая из которых является главной молитвой
мусульман («Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
// Хвала Аллаху, господу миров // Милостивому, милосердному, // Царю
в день суда! // Тебе мы поклоняемся и просим помочь! // Веди нас по дороге
прямой, // По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,— // Не тех, которые находятся под
гневом, и не заблудших.); остальные составлены по
принципу уменьшения объёма их текста. Суры разделены на аяты (стихи,
абзацы). Сведения, содержащиеся в «Коране», многообразны: это и описание
системы мироздания, и заповеданные Творцом нормы жизни, и перечисление
огромного количества имён прежних пророков – Нуха, Мусы, Дауда, Сулеймана, Исы
(в иудео-христианской традиции соответственно Ноя, Моисея, Давида, Соломона,
Иисуса), Искандера (Александра Македонского) и т. д. Пророки приходили на землю
для передачи воли Аллаха, но люди не совсем верно поняли слова Творца; и тогда
Он сообщил любимому посланцу текст «Корана».
В «Священном Писании» порой встречаются
противоречия, отдельные аяты даже отменены – в некоторых случаях, как объясняют
исламские богословы, стихи подсовывал Мухаммеду Иблис; а иногда воля Аллаха
изменялась, и Он давал людям другие заповеди.
СУННА. «Священным Преданием» мусульман считается «Сунна» – сборник рассказов (хадисов) о
жизни пророка, где даются многочисленные изречения Мухаммеда по всем проблемам жизни
бедуинов. Составлена она была в IX в. н. э. по записям современников пророка, и
её смело можно назвать обширным комментарием к тексту Корана. Большинство
мусульман признали авторитет этого сборника – их впоследствии стали называть
суннитами. Часть приверженцев ислама (шиа, араб. –
группа) утверждали, однако, что при редактировании «Сунны» из неё были
извлечены хадисы, подчеркивающие особое право родственников пророка на стяжание
власти в халифате. Сочувствующие этим идеям были названы шиитами.
Непримиримая вражда
между суннитами и шиитами вспыхнула сразу после смерти Мухаммеда, когда
осиротевшим мусульманам предстояло выбрать халифа (заместителя)
пророка для управления арабами – почти все первые халифы (в их числе и внук
Мухаммеда Хусейн) были убиты в кровавых междоусобицах. Шиизм раскололся на
массу сект, подвижники которых выступали идеологами движений протеста в среде
суннитского феодального общества. В настоящее время сунниты и шииты сосуществуют
друг с другом во всех исламских странах, воздвигая, тем не менее, собственные
храмы и проводя торжества в кругу своих сторонников. Сунниты составляют преимущественное
большинство жителей всех исламских стран, исключая Иран, Ирак и Азербайджан.
ШАРИАТ. Значение этого понятия адекватно отражает перевод арабской
глагольной формы «шара′а» – «наставлять на прямой путь». Шариат –
это исламская модель права, объединяющая нормы религиозной, экономической,
политической, общественной и семейной жизни. Источниковой базой формирования права
у мусульман являлись «Коран», «Сунна» и принципы обычного права Адат
– следовательно, главными судьями и прокурорами в этой теолого-юридической
системе выступают самые авторитетные среди правоверных знатоки традиции ислама.
Шариат определяет
пять видов действий людей – обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, запрещённые. К обязательным относятся: произнесение ритуальной фразы: «Нет
Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк Его» (и принимая ислам, и ежечасно для
подтверждения веры); ежедневная пятикратная молитва с выполнением ракатов
(в «чистом» месте индивидуально или в мечети в группе мусульман,
человек присаживается на коврик, произнося текст первой суры «Корана», и
касаясь лбом земли); ежегодный пост в месяц рамадан («пока белая
нитка не погаснет в темноте…» запрещено есть, пить, веселиться и входить к жёнам);
ежегодная подача нищим милостыни закят (чаще всего происходит во
время праздника Ураза-байрам по случаю разговения от поста);
паломничество к реликвиям ислама (совершив хотя бы раз в жизни хадж в
Мекку и Медину, мусульманин может присовокупить к своему имени почётную
приставку – ходжа). Подробнее сообщаяо хадже, добавим, что
обряды почти не изменились с доисламских времён, разве что получили новое
символическое значение: храм Кааба, как утверждают богословы, был построен на
месте первого храмана Земле (т. н. храма Адама): в долине Мина
дьявол Иблис соблазнял Ибрахима (в библейской
традиции Авраама)отвергнутьединобожие
– здесь в место, где стоял идол Иблиса,паломникибросают
камни. Среди настоятельно рекомендуемыхзаповедей Аллаха можно
выделить обрезание крайней плотимальчиков (в
Северной Африке – и девочек) и участие в джихаде – священной
войне правоверных с гяурами (мощнейшим мотивационным стимулом
исламских воинов является идея о мгновенном попадании души погибшего за веру мусульманина
сразу в джанну).
К числу запретов в
исламе относятся: во-первых, запрещение изображать образы Аллаха,
людей и животных; во-вторых, табу на употребление алкоголя –
возможно, из-за неспособности выпивох совершать намаз, или из-за
личной неприязни к вину Мухаммеда, который не мог смириться с картинами пьяного
разгула пропивавших верблюдов сородичей (этот аргумент прекрасно подтверждают
строчки «Сунны»: «Вино – источник грехов; кто выпил вина, теряет разум. Он не
знает Аллаха... В день Страшного Суда лицо его будет чёрным, язык – свисать изо
рта, слюна – течь на грудь…»); в-третьих, табу на употребление в
пищу свинины – это «нечистое» животное по разным причинам издавна считается
презренным у народов Ближнего Востока, и одним из самых страшных оскорблений
является угроза вывалить свиные потроха на могилы предков оппонента. Запрещены
также кражи, убийства и прелюбодеяния. Система наказания за преступления воспроизводится
до наших дней ещё с времен Мухаммеда: за кражи секут части рук, за прелюбодеяния побивают камнями, за
убийства – четвертуют, топят в воде или закапывают заживо в землю... Впрочем, в
последнем случае дело редко доходит до шариатского суда – близкие покойного,
охраняя честь рода, пользуются подтвержденной «Кораном» привилегией кровного отмщения:
«О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за
раба, и женщина – за женщину...»