
ХРОНОЛОГИЯ АРАБСКОЙ
ИСТОРИИ. Первые упоминания об арабах-бедуинах
относятся к временам создания Ветхого Завета и ассирийских летописей. Из
источников можно узнать, что жители Аравии вели кочевой образ жизни, перемещая
стада верблюдов, лошадей и мулов через пустыни по мере исчезновения съедаемого
пространства цветущих растений. Часть арабов осела в южной части полуострова
ещё в VIII в. до н. э., образовав малочисленные колонии земледельцев. Кочевники
были полуокружены развитыми христианскими и иудейским обществами. Расположение
пришельцев на перекрестке торговых линий между уже сложившимися экономическими
системами сыграло решающую роль в образовании геополитических узлов арабского
мира: Неджрана – на юге, Мекки и Медины – в центральной части полуострова. Неизвестно,
смогли бы жители этих небольших посёлков ремесленников, попавших в эпицентр поля
жесточайших внешнеполитических противоречий Византии и Ирана, оформить свои государства,
если бы не Мухаммед.
Выходец из Мекки, он
в VII в. н. э. провозгласил сородичам волю Аллаха, после чего арабы за считанные годы, сметая правительства
и Ирана, и южных провинций Византийской империи, завоевали эти территории. Одна
из самых больших загадок истории – арабские кочевники в несколько десятилетий
объединили под своей властью почти половину существовавшего тогда «цивилизованного»
мира: Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку.
Прежде христианские государства – Сирия, например, или Египет – за счёт
идеологического принуждения и умелой экономической политики захватчиков (когда,
например, с мусульманского населения брались налоги в размере 10 %, а с
немусульманского – 70 %) быстро становились исламскими.
Перебравшись через Гибралтарский пролив, арабы хлынули в Европу, с
ходу поработив Испанию и Южную Галлию. В 732 г. франки под командованием
майордома Карла Мартелла остановили мусульман в местечке Пуатье. В дальнейшем
арабский халифат пережил труднейшие периоды своей истории – крестовые войны с
христианами, собственное дробление, распространение влияния на земли Византии, Средней
Азии, Индии и Китая; борьбу с европейцами уже в XIX в. и т. д. Современный
исламский мир совсем не однороден – в нём сосуществуют и избравшие прозападный
путь развития Турция и Египет, и иранское общество «фундаменталистов», и не
имеющие своей территории Палестина и Курдистан. Хотя лидеры мусульманских стран
в ХХ в. часто не могут найти между собой общий язык (чем умело пользуются,
раздувая огонь противоречий, политики Запада), исламская модель цивилизации, на
сегодняшний день, наряду с китайской и российской, представляется наиболее
перспективной в процессе выживания стран в XXI в., что обусловлено её
относительной молодостью, серьёзным идеологическим обеспечением и нетронутым
пока тленом западных ценностей нравственным здоровьем мусульман.
КУЛЬТУРА АРАБОВ ДО
ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА. Всю многовековую эру
истории арабов до прихода пророка, в мусульманской традиции принято считать
«невежеством» (джахилийя). Бедуины были анимистами,
поклонявшимися духам деревьев, ручьев, Луны, Солнца; особо почитались духи
умерших предков. Каждое племя в кочевье перемещало за собой высеченные природой
вертикальные каменные изваяния, напоминавшие человеческие фигуры (по-арабски
они назывались бетилы – жилища бога), которым приносили молочные
и мясные жертвы, фрукты и даже оружие. Раз в году кочевники добровольно
прекращали междоусобные стычки и целыми племенами двигались к Мекке. Здесь, в
течение семи дней, совершался священный ритуал – толпы людей семикратно
обходили храм Каабу, и каждый паломник свистел и хлопал в ладоши изо всех сил;
посещались гора Арафат и долина Мина, где идолам устраивали жертвы и перед ними бросали камешки. Заканчивалось всё общим пиршеством, где высшей
добродетелью считалось желание накормить малоимущих сородичей – состоятельные
бедуины закалывали верблюдов и баранов, раздавая их мясо нищим. Управляли племенами
шейхи, выбираемые старейшинами; именно они раздавали сородичам в
пользование участки пастбищ или пахотной земли. Шейху формально подчинялись
все, но на деле каждый мужчина являлся свободным хозяином, и мог игнорировать
чьи-либо решения даже во время войны – в таком случае, правда, существовала
опасность отчуждения гордеца от клана, а изгоя мог убить любой прохожий,
совершенно не опасаясь кровной мести. Многоженство – как форма брачной культуры
– являлось древнейшей традицией бедуинов; освящённое авторитетом Корана, оно
существует практически в том же виде до наших дней.