Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Хронология арабской истории. Культура арабов до принятия ислама.






ХРОНОЛОГИЯ АРАБСКОЙ ИСТОРИИ. Первые упоминания об арабах-бедуинах относятся к временам создания Ветхого Завета и ассирийских летописей. Из источников можно узнать, что жители Аравии вели кочевой образ жизни, перемещая стада верблюдов, лошадей и мулов через пустыни по мере исчезновения съедаемого пространства цветущих растений. Часть арабов осела в южной части полуострова ещё в VIII в. до н. э., образовав малочисленные колонии земледельцев. Кочевники были полуокружены развитыми христианскими и иудейским обществами. Расположение пришельцев на перекрестке торговых линий между уже сложившимися экономическими системами сыграло решающую роль в образовании геополитических узлов арабского мира: Неджрана – на юге, Мекки и Медины – в центральной части полуострова. Неизвестно, смогли бы жители этих небольших посёлков ремесленников, попавших в эпицентр поля жесточайших внешнеполитических противоречий Византии и Ирана, оформить свои государства, если бы не Мухаммед.
Выходец из Мекки, он в VII в. н. э. провозгласил сородичам волю Аллаха, после чего арабы за считанные годы, сметая правительства и Ирана, и южных провинций Византийской империи, завоевали эти территории. Одна из самых больших загадок истории – арабские кочевники в несколько десятилетий объединили под своей властью почти половину существовавшего тогда «цивилизованного» мира: Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку. Прежде христианские государства – Сирия, например, или Египет – за счёт идеологического принуждения и умелой экономической политики захватчиков (когда, например, с мусульманского населения брались налоги в размере 10 %, а с немусульманского – 70 %) быстро становились исламскими.
Перебравшись через Гибралтарский пролив, арабы хлынули в Европу, с ходу поработив Испанию и Южную Галлию. В 732 г. франки под командованием майордома Карла Мартелла остановили мусульман в местечке Пуатье. В дальнейшем арабский халифат пережил труднейшие периоды своей истории – крестовые войны с христианами, собственное дробление, распространение влияния на земли Византии, Средней Азии, Индии и Китая; борьбу с европейцами уже в XIX в. и т. д. Современный исламский мир совсем не однороден – в нём сосуществуют и избравшие прозападный путь развития Турция и Египет, и иранское общество «фундаменталистов», и не имеющие своей территории Палестина и Курдистан. Хотя лидеры мусульманских стран в ХХ в. часто не могут найти между собой общий язык (чем умело пользуются, раздувая огонь противоречий, политики Запада), исламская модель цивилизации, на сегодняшний день, наряду с китайской и российской, представляется наиболее перспективной в процессе выживания стран в XXI в., что обусловлено её относительной молодостью, серьёзным идеологическим обеспечением и нетронутым пока тленом западных ценностей нравственным здоровьем мусульман.

КУЛЬТУРА АРАБОВ ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА. Всю многовековую эру истории арабов до прихода пророка, в мусульманской традиции принято считать «невежеством» (джахилийя). Бедуины были анимистами, поклонявшимися духам деревьев, ручьев, Луны, Солнца; особо почитались духи умерших предков. Каждое племя в кочевье перемещало за собой высеченные природой вертикальные каменные изваяния, напоминавшие человеческие фигуры (по-арабски они назывались бетилы – жилища бога), которым приносили молочные и мясные жертвы, фрукты и даже оружие. Раз в году кочевники добровольно прекращали междоусобные стычки и целыми племенами двигались к Мекке. Здесь, в течение семи дней, совершался священный ритуал – толпы людей семикратно обходили храм Каабу, и каждый паломник свистел и хлопал в ладоши изо всех сил; посещались гора Арафат и долина Мина, где идолам устраивали жертвы и перед ними бросали камешки. Заканчивалось всё общим пиршеством, где высшей добродетелью считалось желание накормить малоимущих сородичей – состоятельные бедуины закалывали верблюдов и баранов, раздавая их мясо нищим. Управляли племенами шейхи, выбираемые старейшинами; именно они раздавали сородичам в пользование участки пастбищ или пахотной земли. Шейху формально подчинялись все, но на деле каждый мужчина являлся свободным хозяином, и мог игнорировать чьи-либо решения даже во время войны – в таком случае, правда, существовала опасность отчуждения гордеца от клана, а изгоя мог убить любой прохожий, совершенно не опасаясь кровной мести. Многоженство – как форма брачной культуры – являлось древнейшей традицией бедуинов; освящённое авторитетом Корана, оно существует практически в том же виде до наших дней.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 15.01.2021г. Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2994374

Метки: Культура стран арабского Востока. Ислам.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1