Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Секты в иудаизме. Общий анализ культуры.







СЕКТЫ В ИУДАИЗМЕ. Единая церковная система в иудаизме так и не развилась, хотя со времен Исхода и существовала чрезвычайно авторитетная в обществе должность первосвященника, формально руководившего всеми иудейскими общинами. Первосвященник один из всего народа имел право входить в «святилище» Яхве за завесой в Храме, и отпускать через жертвенного козла в дни умилоствления все «беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их». Священнослужителями в общинах чаще всего были представители «колена» Левина, назначенные к этой почётной обязанности самим Яхве через три месяца после бегства евреев из Египта: некоторые из левитов читали вслух свитки Торы, другие подносили священные сосуды во время принесения жертв или открывали-закрывали двери в Храме и синагогах. Содержание этой касты Яхве через Моисея определил в десятую часть доходов любой семьи.
Духовной элитой иудейского общества с века вавилонского пленения стала считаться секта книжников – её представители брали на себя труд досконально изучать тонкости законов Торы, переписывать её книги. Работа эта была очень кропотливой, поскольку случавшаяся в тексте ошибка приводила к ритуальному сжиганию злополучного фрагмента («ни одна буква в Торе не может быть изменена, – учили законники, – ибо в каждой её букве смысл Бога»). Понятно, что из среды книжников выходили и первосвященники, и многочисленные раввины, поучавшие иудеев в религиозно-бытовой жизни. Движение фарисеев возникло одновременно с традицией книжников (далеко не всегда можно развести оба понятия). Фарисеи боролись за соблюдение «чистоты» еврейской религии и за строжайшее соблюдение внешнего ритуала. Саддукеи, к числу которых часто принадлежали и носители высшей светской власти, наоборот, не препятствовали процессам восприятия евреями греко-римского влияния; они, но некоторым данным, признавали только Тору, и считали невозможным не только посмертное воскресение тел умерших, но и сам Страшный Суд. В конце I в. до н. э. сформировалась мощная религиозно-политическая секта зелотов и сикариев, ратовавших за освобождение Иудеи и Израиля от римского владычества. Примерно к этому времени наука относит и годы возникновения общины ессеев, чьи принципы учения напоминают христианские идеи о любви к ближнему, милосердии и отвержении всех пороков «обрядового» иудаизма.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ. В любые времена еврейский народ отличался высокой степенью религиозности национального сознания – Тора и Талмуд, тысячелетиями шлифуя установки в общественном и индивидуальном поведении, вырабатывали специфично еврейские принципы самовыражения и отдельного человека, и народа в целом. Ощущение избранности евреев в глазах Яхве перед всем человечеством давало им силы мужественно переживать унижения и даже геноцид со стороны остальных «неизбранных» народов, укрепляя привычку конфессионально-кровной иудейской солидарности и взаимопомощи во всём. Рационалистический запрет Торы поклоняться рукотворным кумирам повлиял на развитие искусства. Лишь в XX «материалистическом» столетии у евреев появились скульптура, живопись, нефольклорная музыка и светская литература – почти во всех произведениях искусства чувствуется болезненное напряжение всплеска концептуальной идеи при частом отсутствии общего традиционно-гуманистического сюжета. Еврейские художники кисти, звука и пера в какой-то мере задали вектор развития искусства ХХ в.; добавим, что в большинстве своём они являлись уже атеистами. Веками выработанные гибкость ума, образность мышления вкупе с рационализмом давали евреям возможность совершать революционные открытия в сферах психоанализа и компьютерных систем, физики и банковско-ростовщического бизнеса. ХХ век без преувеличений можно назвать эпохой расцвета еврейской культуры и, одновременно, временем некоторого упадка интереса евреев к своей традиционной религии.












Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 14.01.2021г. Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2994026

Метки: Древняя Иудея, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1