
СЕКТЫ В ИУДАИЗМЕ. Единая церковная система в иудаизме так и не развилась, хотя со
времен Исхода и существовала чрезвычайно авторитетная в обществе
должность первосвященника, формально руководившего всеми
иудейскими общинами. Первосвященник один из всего народа имел право входить в
«святилище» Яхве за завесой в Храме, и отпускать через жертвенного козла в дни умилоствления
все «беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их».
Священнослужителями в общинах чаще всего были представители «колена» Левина,
назначенные к этой почётной обязанности самим Яхве через три месяца после
бегства евреев из Египта: некоторые из левитов читали вслух
свитки Торы, другие подносили священные сосуды во время принесения жертв или
открывали-закрывали двери в Храме и синагогах. Содержание этой касты Яхве через
Моисея определил в десятую часть доходов любой семьи.
Духовной элитой
иудейского общества с века вавилонского пленения стала считаться секта книжников
– её представители брали на себя труд досконально изучать тонкости законов
Торы, переписывать её книги. Работа эта была очень кропотливой, поскольку
случавшаяся в тексте ошибка приводила к ритуальному сжиганию злополучного
фрагмента («ни одна буква в Торе не может быть изменена, – учили законники, –
ибо в каждой её букве смысл Бога»). Понятно, что из среды книжников выходили и
первосвященники, и многочисленные раввины, поучавшие иудеев в
религиозно-бытовой жизни. Движение фарисеев возникло одновременно
с традицией книжников (далеко не всегда можно развести оба понятия). Фарисеи
боролись за соблюдение «чистоты» еврейской религии и за строжайшее соблюдение
внешнего ритуала. Саддукеи, к числу которых часто принадлежали и
носители высшей светской власти, наоборот, не препятствовали процессам
восприятия евреями греко-римского влияния; они, но некоторым данным, признавали
только Тору, и считали невозможным не только посмертное воскресение тел
умерших, но и сам Страшный Суд. В конце I в. до н. э. сформировалась мощная
религиозно-политическая секта зелотов и сикариев,
ратовавших за освобождение Иудеи и Израиля от римского владычества. Примерно к
этому времени наука относит и годы возникновения общины ессеев,
чьи принципы учения напоминают христианские идеи о любви к ближнему, милосердии
и отвержении всех пороков «обрядового» иудаизма.
ОБЩИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ. В любые времена еврейский народ отличался высокой степенью
религиозности национального сознания – Тора и Талмуд, тысячелетиями
шлифуя установки в общественном и индивидуальном поведении, вырабатывали специфично еврейские принципы самовыражения и
отдельного человека, и народа в целом. Ощущение избранности евреев в глазах
Яхве перед всем человечеством давало им силы мужественно
переживать унижения и даже геноцид со стороны
остальных «неизбранных» народов, укрепляя привычку
конфессионально-кровной иудейской солидарности и взаимопомощи во всём.
Рационалистический запрет Торы поклоняться
рукотворным кумирам повлиял на развитие искусства. Лишь в
XX «материалистическом» столетии у евреев появились скульптура, живопись,
нефольклорная музыка и светская литература – почти во всех произведениях искусства
чувствуется болезненное напряжение всплеска концептуальной идеи
при частом отсутствии общего традиционно-гуманистического сюжета. Еврейские
художники кисти, звука и пера в какой-то мере задали вектор развития искусства
ХХ в.; добавим, что в большинстве своём они являлись уже атеистами.
Веками выработанные гибкость ума, образность мышления вкупе с
рационализмом давали евреям возможность совершать
революционные открытия в сферах психоанализа и компьютерных
систем, физики и банковско-ростовщического бизнеса. ХХ век без преувеличений
можно назвать эпохой расцвета еврейской культуры и, одновременно,
временем некоторого упадка интереса евреев к своей традиционной религии.