Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Ритуал в иудаизме. Пророки еврейского народа.







РИТУАЛ в ИУДАИЗМЕ. Предписанные Яхве законы обыденной религиозной жизни иудеев поражают слишком рациональной детализацией обрядов и их совершенно несакральной простотой. Мальчиков, на восьмой день после рождения, лишали «крайней плоти» во соблюдение «завета» (союза) с Богом Яхве. Со времён Моисея еврей не имел права есть «нечистых» животных – с раздвоенными копытами или жующих жвачку, совмещающих же оба этих признака зверей есть можно; из птиц «нечисты» орёл, гриф, морской орёл, коршун, сокол, кречет, ворон, страус, сова, чайка, ястреб, филин, ибис, лебедь, пеликан и другие. Посвящённые Богу жертвы, кроме мяса, включавшие в себя хлебные лепешки, соль, вино, частью сжигались – всё остальное съедалось священнослужителями и подносящими. Весь свой день иудей должен сопровождать молитвой к Яхве для укрепления своего благочестия и выражения просьб о помощи в насущных делах (некоторые талмудисты полагали, что качество молитвы может измениться, если Яхве закрыт от просящего облаками). Перед входом в синагогу (дом молитвенных собраний, строящийся при любой крупной еврейской диаспоре), или перед субботой иудей обязан совершить ритуальное омовение водой. В дни многочисленных праздников (субботы, Пасхи, Пятидесятницы, Труб, Кущей и т. д.) иудеи старались воспроизвести обрядовую мистерию тех или иных зафиксированных традицией событий. В Пасху, например, мясо ягнёнка с пресным хлебом и горькими травами поспешно ели все члены семейства, вспоминая, как народ под водительством Моисея бежал из египетского плена. В праздник Кущей, учреждённый в память о тридцати восьми годах «пустынной» жизни евреев, иудеи переселялись на время из домов в шалаши и палатки, «веселясь перед Господом» и неся Ему жертвы.
В последнее столетие иудейский ритуал теряет свое значение – жертвы становятся символическими; забываются суббота, молитва и изначальный смысл праздников. Евреи, тем не менее, в своём большинстве, не перестают ощущать в душах метку принадлежности к избранному Яхве народу.
ПРОРОКИ. В иудейской традиции особый авторитет с древнейших времен имели пророки – «Божии», по слову апостола Петра, «человеки, движимые Духом Святым». Пророками были Авраам, брат Моисея, Аарон, Самуил, Соломон, другие выдающиеся представители народа. Каждый из них выполнял скрытую от мира богостроительную миссию – кто зачинал будущий великий народ, кто строил ему Храм и т. д. Часть пророков предназначалась Яхве для напоминания народу об его «избранности», обличения его бытовых пороков и пламенных призывов к ведению праведной жизни. Пророки в буквальном смысле рыдали над судьбой Израиля и Иудеи, объясняя жалкое состояние государственности «отпадением» евреев от Бога, их стяжательством, идолопоклонничеством, увлечением радостями мирской жизни; и грезили о скором приходе Мессии. Яхве бесконечно терпелив, глядя на блуждающую во тьме греха душу народа. Он ждёт опамятования тех, с кем заключил «завет», дабы они совершили свой исторический подвиг изменения этических норм человечества. Пророки же без устали должны об этом завете напоминать. Вот образец обращения посланного Яхве ангела к пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня… И говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут, ибо они упрямы... Ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву… А дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лиц их, и твоё чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твоё; не бойся их и не страшись перед лицом их, ибо они мятежный дом».






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 14.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2993809

Метки: Древняя Иудея, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1