
РИТУАЛ в ИУДАИЗМЕ. Предписанные Яхве законы обыденной религиозной жизни иудеев
поражают слишком рациональной детализацией обрядов и их совершенно несакральной
простотой. Мальчиков, на восьмой день после рождения, лишали «крайней плоти» во
соблюдение «завета» (союза) с Богом Яхве. Со времён Моисея еврей не имел права
есть «нечистых» животных – с раздвоенными копытами или жующих жвачку,
совмещающих же оба этих признака зверей есть можно; из птиц «нечисты» орёл,
гриф, морской орёл, коршун, сокол, кречет, ворон, страус, сова, чайка, ястреб,
филин, ибис, лебедь, пеликан и другие. Посвящённые Богу жертвы, кроме мяса,
включавшие в себя хлебные лепешки, соль, вино, частью сжигались – всё остальное
съедалось священнослужителями и подносящими. Весь свой день иудей должен сопровождать
молитвой к Яхве для укрепления своего благочестия и выражения просьб о помощи в
насущных делах (некоторые талмудисты полагали, что качество молитвы может измениться, если Яхве закрыт от просящего облаками). Перед входом в синагогу
(дом молитвенных собраний, строящийся при любой крупной еврейской
диаспоре), или перед субботой иудей обязан совершить ритуальное омовение водой.
В дни многочисленных праздников (субботы, Пасхи, Пятидесятницы, Труб, Кущей и т. д.) иудеи старались воспроизвести обрядовую мистерию
тех или иных зафиксированных традицией событий. В Пасху,
например, мясо ягнёнка с пресным хлебом и горькими травами поспешно ели все
члены семейства, вспоминая, как народ под водительством Моисея бежал из
египетского плена. В праздник Кущей, учреждённый в память о
тридцати восьми годах «пустынной» жизни евреев, иудеи переселялись на время из
домов в шалаши и палатки, «веселясь перед Господом» и неся Ему жертвы.
В последнее столетие
иудейский ритуал теряет свое значение – жертвы становятся символическими;
забываются суббота, молитва и изначальный смысл праздников. Евреи, тем не
менее, в своём большинстве, не перестают ощущать в душах метку принадлежности к
избранному Яхве народу.
ПРОРОКИ. В иудейской традиции особый авторитет с древнейших времен имели пророки
– «Божии», по слову апостола Петра, «человеки, движимые Духом Святым».
Пророками были Авраам, брат Моисея, Аарон, Самуил, Соломон, другие выдающиеся
представители народа. Каждый из них выполнял скрытую от мира богостроительную
миссию – кто зачинал будущий великий народ, кто строил ему Храм и т. д. Часть
пророков предназначалась Яхве для напоминания народу об его «избранности»,
обличения его бытовых пороков и пламенных призывов к ведению праведной жизни.
Пророки в буквальном смысле рыдали над судьбой Израиля и Иудеи, объясняя жалкое
состояние государственности «отпадением» евреев от Бога, их стяжательством,
идолопоклонничеством, увлечением радостями мирской жизни; и грезили о скором приходе
Мессии. Яхве бесконечно терпелив, глядя на блуждающую во тьме греха душу
народа. Он ждёт опамятования тех, с кем заключил «завет», дабы они совершили
свой исторический подвиг изменения этических норм человечества. Пророки же без
устали должны об этом завете напоминать. Вот образец обращения посланного Яхве
ангела к пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам
Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их
изменники предо Мною до сего самого дня… И говори им слова Мои, будут ли они
слушать или не будут, ибо они упрямы... Ибо не к народу с речью невнятною и с
непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву… А дом Израилев не
захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом
Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким
против лиц их, и твоё чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче
камня, сделал Я чело твоё; не бойся их и не страшись перед лицом их, ибо они
мятежный дом».