
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИУДАИЗМА.
Сейчас трудно определить обстоятельства зарождения иудаизма как
первой в мировой истории монотеистической религии. Был ли Бог Яхве всегда Един,
или Он смог победить метафизических конкурентов благодаря усилению
политического влияния на еврейский народ «колена» Иудина? По данным науки, у
других еврейских племён первоначально были свои боги. Ряд учёных указывают на
роль реформаторской деятельности фараона Эхнатона – якобы, уводивший евреев из
Египта, Моисей творчески воспринял невостребованные египетским обществом идеи
об едином Атоне. Сами иудеи, конечно же, знают, что Яхве Един, и именно Он есть
Творец всего сущего.
Итак, Яхве Един, Всесилен,
Вечен. Имеющий много имён. Он создал небо, землю, деревья, звезды, животных и
человека за шесть дней; в седьмой же – субботу – отдыхал и
благословил её для людей исключительно как день служения Себе. С вечера пятницы
до вечера субботы иудеи не имели права даже развести огонь приготовить пищу –
обиходные дела в этот день забывались, а светлое время суток посвящалось
благочестивой молитве и чтению Торы.
Всю мудрость
Божественного Промысла человеку раскрывает Священное Писание иудеев – Танах,
где в книжном учении Моисея (Торе), хронике иудео-израильских царств и песнях
пророков последовательно излагается вся этногоническая мистерия от времён
изгнания Адама из Эдемских кущей до дней неистового ожидания прихода спасителя
– Мессии. Хотя Танах создавался в течение целого тысячелетия десятками авторов,
считается, что каждый из них был вдохновлен Яхве. Комментарии к Танаху,
зафиксированные в форме текстов притч, поучений, диспутов и даже сказок,
содержатся в Талмуде – Священном Предании иудеев. Каббала является
эзотерическим толкованием Танаха, где посвящённым раскрывается смысл
демиургических творений Бога, символика Его имён, метафизическая природа
«четырёх Адамов» и т. д. Каббалисты утверждают, что во времена Авраама некоторые
идеи их учения были восприняты жрецами Египта, через которых и растеклись
крупицы каббалистического знания в системы тайных доктрин Востока.
Яхве избрал
еврейский народ для спасения мира от его греховной испорченности. Бог
пока допускает лишения «своего» народа, но в конце времен в мир во всем блеске
своего величия («как молния озаряет землю с востока до запада») придет Мессия
– «помазанник Божий». Он освободит евреев от вековечных страданий,
после чего уже начнётся Страшный Суд. Бессмертная
душа и воскресённое тело каждого когда-либо жившего человека, в зависимости от
выполнения им этических предписаний законов Моисея («не сотвори себе кумира», «почитай
субботу», «почитай родителей», «не убей»…), будут определены к дальнейшей форме
существования. Грешники отправятся в геенну огненную, «откуда слышен скрежет зубовный»; праведники же (в количестве 144
тысячи человек – по 12 тысяч от каждого еврейского «колена») теперь будут
пребывать вблизи Яхве, прославляя Его милосердие. Необходимо добавить, что в
космологической картине иудеев есть некоторые противоречия, что легко
объясняется фактором девятивекового срока создания Танаха.