Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Хронология истории еврейского народа. Бытовая и политическая культура в Древней Иудее.




                                                                   

                                                                                                           КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИУДЕИ.


ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Патриархом еврейского народа библейская традиция считает легендарного Авраама, заключившего в возрасте 99 лет «завет» с Богом Яхве, после чего и стали рождаться его потомки числом «несчитанных звезд на небе». Первое документально отмеченное историей политическое проявление евреев датируется XIII в. до н. э., когда 12 семитских племён ворвались со стороны Красного моря на земли Палестины. Перебив всех мужчин и обращая в рабство часть женщин, евреи основали здесь свои государства. «Золотым веком» жизни народа и по сей день называется правление царей Давида (1000–965 гг. до н. э.), сумевшего захватить ханаанский Иерусалим, и Соломона (965–935 гг. до н. э.), который завершил процесс создания единого жёстко централизованного государства, и построил в Иерусалиме всенародный Храм во славу Яхве.
Однако уже в Х в. до н. э. страна раскололась на Иудею и Израиль, моментально ставших жертвами Египта. Малая территория и небольшая численность населения предопределили судьбу государств, родившихся на этом «горячем» клочке земли – еврейские царства переходили из рук в руки набиравших силу и угасавших гегемонов ближневосточной политики – Ассирии (VIII в. до н. э.), вновь Египта (VII в. до н. э.), Вавилона (VI в. до н. э.), Персии (VI в. до н. э.), Греции (IV в. до н. э.), Рима (I в. до н. э.) и т. д. Формы отношений с завоевателями были разные – Ассирия и Вавилон буквально выжгли иудео-израильские земли, а персидская династия Ахеменидов, например, даже помогла восстановить разрушенный вавилонянами Храм. Государственность свою еврейское общество смогло восстановить лишь в 1948 г. Зная нелёгкую историю маленького гордого народа, можно понять некоторые особенности развития его общественного сознания.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА. Еврейская семья периода создания Торы (II тыс. до н. э.) представляла собой типовой образчик устройства полигамно-патриархального общества. Всем имуществом управлял отец, распределявший хозяйственные заботы между домочадцами; но почитавшие его сыновья имели право на свою долю наследства. Положение «первородства» старшего сына могло быть им продано младшему брату, а мальчик, рождённый от домовладельца рабыней какой-либо из жён, порой усыновлялся бесплодной хозяйкой. Жёны часто были родными сестрами, хотя каждая вела отдельное хозяйство, и её авторитет в доме зависел от количества рождённых сыновей.
Кочевой образ жизни древних евреев, возивших шатры за перегоняемыми на новые пастбища коровами, козами и овцами, после захвата Палестины сменяется оседлостью – в городах уже ведется торговля с аравитянами и финикийцами, рождаются профессиональные сообщества плотников, гончаров, кузнецов, ткачей и т. д. К середине I тыс. до н. э. складывается и чёткая политическая система: во главе народа стоят представители родовых кругов светской аристократии; члены «колена» Левит осуществляют выполнение жреческих функций в масштабах всего общества; подавляющее большинство населения составляет т. н. «народ земли» – все свободные общинники-простолюдины. «Сословие» чужеземцев, живших среди евреев, вообще не имеет никаких гражданских прав; а рабы-иноплеменники по своему статусу просто приравниваются к животным.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 14.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2993530

Метки: Древняя Иудея, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1