Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Великая Клоповия, том XII, 79


ГЛАВА 79
Zebrane w kupę wszytkie możne siły
Oraz przeciwne wiary potopiły.
      Sarbiewski. Ad equites polonos

Эва, каков щетинистый! ― возмущался глава ореховой общины по поводу пришибленного насмерть своими часами правдолюбца в родных пенатах и в обители богов и богинь клопиных. ― Благодарю деток моих, яко спасся от великой опасности быть растоптан за вымышленные им самим про меня злодеяния! Подумать только: за что, за что такая непримиримая вражда? и к кому? ко благодетелю, к ревнителю благоденствия и услаждения жизни рода клопиного!
Подхалимы и подпевалы горестно покачивали пустыми башками и восклицали с негодованием: «такова жизнь, таковы привычки, не сыщете нигде праведников, учитель, вся земля испоганилась, здесь некого найти из добропорядочных клопиных слуг, всё искажено да подвержено ржавчине духовной, втуне вы, отче, вопиёте, никто на вопль сердца вашего не отзовётся и не откликнется». Наставником владели сложные чувства, вернее, не столько сложные, сколь сжато однофазовые: с одной стороны, ему хотелось выказывать себя с позиций братолюбия, с другой же стороны, его распирала лютая и непримиримая ненависть ко всякого рода правдолюбцам, которые беззастенчиво являлись к нему в общину и дерзали резать правду-матку и хлестать ею по глазам. Наставник любил казаться добрым, но так, чтоб это не было в убыток его личным сбережениям. Когда же доброта наседала и предъявляла свои права на его накопления, когда нужда одолевала наставника со всех боков и гудела в ушные щели о необходимости подаяния в пользу бедных, наставник тогда сразу затыкал свой слух и замыкался сам в себе. Отец обожал, где слухи о его благодеяниях не сопровождались поползновениями да посягательствами бедноты на его личный достаток. Если же голос истины вынуждал его, злосчастного, значительно раскошеливаться в пользу нищей клопиной и блошиной шатии, наставнику сразу же прискучивала такая роль «добренького дядечки», наставник мигом смахивал с рыльца личину и представал перед просящими в таком виде, каким был на самом деле, без прикрас. «Где нуждающиеся у меня клянчат о подаянии, никого сносить не намерен, я вам тут не нянька и не сиделка, цацкаться ни с кем не буду, вы меня неверно, неправильно поняли: я добренький с богатенькими, но когда у вас почти нет ничего за душою, я вовсе не собираюсь разыгрывать тут перед вами добренького дядечку-наставника», внушал общинный глава и держатель «священного дома». «Если бедняки задумали на мой личный счёт основательно поживиться, вынужден огорчить и огорошить эту вот самонадеянную публику: в моих амбарах ничего нет, ибо я принимаю одних лишь процветающих, обездоленных же никого не принимаю, я не занимаюсь делами братолюбия, ведь община наша ореховая целиком и полностью основана на принципе: прокорми себя сам! Светлой памяти госпожа Х. учила: “бедняк на то и бедняк, чтобы вечно быть бедняком, ибо бедняк вовеки не сделается богатым, равно как и богач не обеднеет”. Светлой памяти госпожа Х. отмечала: “поить нуждающихся столь же безумно и безрассудно, как наливать воду в бездонный утлый кувшин: яко то скудельное орудие никогда не наполняется влагою, толь же вечно, безнадёжно и ненасытно жаждет всё новой влаги неимущий”. Ещё светлой памяти госпожа ореховка Х. поучала особо ревнующих об утешении нуждающихся: “никогда не помогайте нищему, ибо этот нищий ни за что вам спасибо не скажет, сколько бедняку ни подай, всё бедняку мало, а если недодашь, так ещё обольёт вас помоями и всем, всему свету станет доказывать, какое у тебя ледяное сердце”. Таково-то премудрое учение светлой памяти госпожи общинной».
Подхалимы и подпевалы дружно подхватили отцово поучение:
― Воистину так и есть, отче любезный: не помогай бедному!
― Подающий пропитание убогому безумен: его же обругают.
― Если видишь тонущего, пускай сам себя спасает из пучины.
― Процветающий не утонет, а тонущий не наш благословенный.
― На тонущем нет благословения, а кто процвёл, вовек живёт.
― Где кто начал тонуть и пошёл ко дну, тот не процветающий.
― Не подавай лапки тонущему: и сам утонет, и тебя утянет.
― Процветание есть небесное благоволение, мы же его чада.
― Стыдно обеспеченному помогать беднякам: оберут до нитки!
― Бедняк останется нищим, сколь ему ни помогай, всё тщетно.
― Бедняки могут молиться наравне с нами, но ровнею не быть.
― Одни только обеспеченные и процветающие нам ровня!
― Ровня не в благодушии, но в благоденствии денежном.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3
© 13.01.2021 Лаврентий Лаврицкий
Свидетельство о публикации: izba-2021-2993179

Рубрика произведения: Проза -> Роман


















1