Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Александр Миронов. ПОСТМОДЕРНИЗМ


.

.

АЛЕКСАНДР МИРОНОВ. ПОСТМОДЕРНИЗМ
_________________________________________________


1976 год, Ленинград, «третья волна» ленинградского литературного авангарда,
(«вторая волна» как бы прекратил свое существование после «принудительной
эмиграции» из СССР И.Бродского в 1972 году).
К началу 70-х весь мир рассматривался уже как мир постмодерна, эпоха постмодерна,
что неизбежно привело к изменениям – нет, не в литературе и искусстве, а в самом
осознание художником своей роли в мировом процессе, и в использовании средств и
приемов ранее уступавших место нигилизму, конструктивистским тенденциям и
авангардистской трактовке видения мира – эпоха, пришедшая на смену европейскому
Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и
всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна)
произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская
картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х.Кюнг), модернистская
вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р.Тарнас).


[...] В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой,
а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только
в зоне маргинальности по отношению к классической науке, но и в состоянии
индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое
наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века.
В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции,
ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются
с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает
«нестрогое мышление». [...]

Однако, это не означает, что образ художника-демиурга, художника как творца
действительности стал неотъемлемым атрибутом эпохи постмодерна. В конечном
счете и постмодерн оказался не последней и отнюдь «не завершающей стадией»
постиндустриальной эпохи. Литература и искусство XXI века уже не разыгрывает
мистерий, но возвращается к устоявшимся классическим формам, где игра как
таковая  это лишь инструмент подчеркивающий их разнообразие.*

____________________________________________________________________
* Поэма «Путешествие» – это как бы «связующее звено» между игровой, иррациональной
парадигмой постмодерна 70-х годов прошлого века и постмодерном современным, когда
точка бифуркации (невозврата), казалось бы уже пройдена, но мы вновь и вновь
возвращаемся к восприятию мира в его классическом и неоспоримом величии.

[...] Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального
канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм.
Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода
самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все
остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для
создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную
универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя
всю палитру жизненных явлений, «подстраиванию» критериев искусства к творческой
фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни. [...]

Поэтика Александра Миронова все же в большей степени «классична», чем
творения его современников, проповедующих принцип «вседозволенности».
«Принцип игры» здесь имеет место не ради игры, но как способ переосмысления
прошлого применительно к настоящему более характерный, например, для «стиля
модерн», чем для модернизма и авангардизма в целом.

Александр Миронов
__________________________________________


ПУТЕШЕСТВИЕ

Душе моя, что спишь? Воспрянь, оденься,
привыкни к первозданному труду
творенья слов... О, лепет без младенства,
дурь без вина, parole... Мы – в аду

зеленых смыслов и созревшей скверны,
где Флора нам являет чудеса...
Ваш труп, Ти Эс, уже созрел, наверно,
над Темзой, где так страшно воскресать?

А впрочем, избежим пустых вопросов:
перо скрипит и слов – невпроворот...
Ваш меч, Бретон, уже расцвел, как посох,
в стране, где Сам Себя не узнает?

Там, наверху, все воедино слито,
а здесь вся чертовщина – заодно:
Жан-студиозус Ареопагита –
нам крутит запоздалое кино

все об одном: как отыскать подругу,
как стать поэтом, голубем, цветком...
Осточертело. Я летел по кругу
в то время, как Вергилий шел пешком,

в то время, когда ткались договоры –
совсем как приговоры – ни о Ком –
двух демиургов европейской флоры,
писателей с гремучим языком,

двух филинов постъевропейской ночи,
в то время, как божественно цвела
в кругу своих последних одиночеств
воспитанница Царского Села.

Все вспоминала тетя: тени, даты –
в плюще, в плаще, в кровавом домино...
Другие разобраться будут рады,
кто, где да в чем... а впрочем, все равно,

parole... Мы пьяны. Persona Grata
зовет меня... Я думаю: уволь, –
и намекаю: "Как-то поздновато...
Который час?" Он отвечает: "Ноль".

Знак всех времен. Геральдика Отчизны.
Ноль – это ноль и больше ничего.
Густая плесень Флоры, лепет жизни
и Фауны глухое торжество.


___________________
июль 1976
Parole – слово (итал.) 

.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 13.01.2021 Открытый Форум
Свидетельство о публикации: izba-2021-2992723

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


















1