Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Шурале (Шүрәле). Роль Габдуллы Тукая – любимого татарского поэта – в моей жизни.


Роль Габдуллы Тукая – любимого татарского поэта – в моей жизни.
(Материал из «Электронная татарская энциклопедия». Авторы на букву «А»)
(Мультфильм: «Мультфильм - Шурале (Шүрәле) на татарском языке» https://www.youtube.com/watch?v=sflrlsXHZ-A)
Мои размышлизмы о роли литературы в жизни человека.
(Общение с книгой как с лучшим другом).
«Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».
Л.Н. Толстой (цитата из сайта «Музыка души»)
(В конце повествования предлагаю для родителей, учителей и заинтересованных читателей некоторые ссылки на сказки-мультфильмы Г. Тукая, рекомендую прочесть книги-биографии серии ЖЗЛ, в интернете можно найти аудиосказки, электронные варианты произведений писателей и поэтов).
Немного о писателях современников - моих знакомых
Благодаря маме, я знавала хороших известных писателей, например, Талха Гиниятуллин - Анатолий Генатулин, Мустай Карим (немного) и многие другие.
Среди землячек есть известная в кругах писателей и ее односельчанка. Женщина она неплохая, симпатичная маленькая женщина... Мне она нравится тем, что после 40 лет вдруг у маляра открылся дар писательства. Теперь она - известная в двух республиках не только как писатель, но ее полюбил народ, и уже ставят спектакли. А книги читаются легко, как у Донцовой Дарьи, мною уважаемой, только у той такие романы о любви, что читаешь и плачешь - очень любит читать народ.
Донцова тоже не сразу стала писать, Анна Колачнова 35 лет была программистом, моя землячка до пенсии красила дома, квартиры... А сколько интересных писателей в "Проза.ру", которые тоже пишут далеко не с молодого и юного возраста.
Никакие почести не скажут о человеке лучше, чем его окружение, его мировоззрение или мировосприятие, его работа, его отношение к людям.
Она приносила первую рукопись моей маме, чтобы она стала ее редактором, ведь моя мама - член Союзов Писателей РБ и РФ, у нее отличный слог, а книги читаемы, ждут продолжнения, а про кота так вообще - бестселлер, даже в «Авито» продают за 1500 - 2000 за экземпляр. Ее рекомендовала обратиться к маме известная в Татарстане писательница, ее, наверное, уже и нет в живых. И правильно. Ведь, одно дело писать, придумать, а другое - грамотно преподнести, оформить так, чтобы был читатель и не один, а мама у меня сама себе и корректор, и редактор: образование подобающее. Начитанная, что и речь у нее такая, что ни один вечер или юбилей, не обходится без мамы.
Вы обращали ль внимание, как переводятся произведения зарубежные? Некоторые издания так напишут, что жалеешь, что любимый Гримм или Андерсен подан неинтересно, а другие - зачитываешься да еще и еще хочется читать-перечитывать. Так вот и редакторы тоже такие. Для кого-то важно количество читателей (бизнес есть бизнес), для кого-то качество изложения автора.
Мама и для меня строгий критик! Конечно, у мамы книг намного меньше, мама проходит строгий ценз в издательстве, там ждать выхода книг нужно только годами, почти через 5 - 10 лет, потому что не блатная и нет спонсоров. А про книгу мамы - историю села, которую начал еще дедушка, землячка оценила на сцене как «хрестоматию для сельских детей как краеведческий материал».
Так, она сама честно призналась, что ее пригласили в школу к детям, где проходили дни Г. Тукая. А она не знала, и был душевный конфуз. Я бы тоже на ее месте неловко себя почувствовала, понимаю, но я бы не стала ею - меня воспитали иначе. Учителя в жизни и воспитатели были дай бог каждому!
А как это так замечательно, что в школах ведутся такие мероприятия – дети должны знать своих героев, великих деятелей!
Мой людимый Габдулла Тукай
(Ради этого рассказа в Санкт-Петербурге я съездила в любимый район к землячке другой, и сфотографировалась возле его памятника)
«Эх, - подумала я, - будь я на ее месте, я бы подготовилась и столько рассказала про Габдуллу Тукая!» Я бы сама и помогла ей, и морально поддержала б ее. Это не удивительно, я - ребенок учительских династий и их продолжатель. Читала я с 4-х лет, как и родители, видимо, передаются, до школы я уже перечитала всю детскую и увлекательную литературу у нас дома и в библиотеке в отделе для самых маленьких. Читать я люблю. Очень! И с годами мне стало интересно перечитывать некоторые большие произведения, и вижу уже разницу. Например, «Война и мир», «Возьму твою боль», «Поднятая целина», Шукшина, Шагинян, Зулькарнаевых Нигмата и ее дочери, советских писателей и классиков дореволюционных. С возрастом ты уже видишь больше, знаешь больше. Если я была школьницей, до замужества была девушкой, то и трудно было понять психологию женщин, гулящих (причины и мотивы поведения таких женщин), психологию семейных отношений, измен, пока сам не пройдешь через многое.
Так, Донцова меня тоже по жизни вела лет 5, спасибо ей, то, что я не знала в моей учительской простой и чистой семье, после студенчества, особенно в замужестве, я много понимать начала. Она не классик, таких много, но для меня она - единственная, кто раскрыл глаза на многое. А ее умные беседы, ее трудоспопобность, ее книги... так, выпущенная в откротое море я, как розовый кораблик, потерпел много ударов от жизни. И я упорно училась жизни везде и отовсюду, и книги тоже, и фильмы.
А про Тукая и Гафури мне рассказывала бабушка, потом мама, я просила еще и еще раз пересказать, как в детстве просила прочитать еще и еще любимые книжки на ночб Видимо, потому и научилась рано читать, иногда просто не дождёшься и засыпаешь.
Ведь с ним мой дедушка слегка был знаком, он – родом из Казани. Из знатного рода (мурза или мирза) - кто-то из них). Но дедушка как граф Толстой Лев - всего себя отдавал детям и семье, не удивительно и то, что его знали все и уважали. Он всех воспитал так, что для нас нет разницы в сословиях, просто есть нехорошие невоспитанные и необразованные люди (самообразование и самовоспитание с саморазвитием - в счет!) - это завистники и ревнивые, вредители-сплетники. У дедушки выучились все односельчане, пока он был жив и работал даже на пенсии, хотя и контужен был, когда вернулся с Победой!
Принесла б наглядности, нарисовала бы или сделала коллаж, нашла б в библиотеке его книжки, показала б мультфильмы. А как иначе? Я же учительница в прошлом, да еще четвертое поколение, привычка все делать детально, качественно, продуманно, чтобы было очень интересно и запомнилось. Даже, будучи в Санкт-Петербурге, меня удивила статья в интернете, что в Красносельском районе учительница провела внеклассное мероприятие по Тукаю.
Мне повезло, наверное, родиться в семье педагогов, в какой-то степени. Привили много хорошего, особенно любовь к чтению. В моих генах течет татарская, русская, башкирская кровь – столько нужно знать! За все годы собрана достойная библиотека, которую начал мой дедушка, начиная с произведений Тукая, старинных книг, как «1000 русских загадок», книги серии ЖЗЛ и пополнялись томами великих классиков и современников.
Благодаря маме-литератору и папе их стало больше, ведь помимо книг были полки с периодикой. Родители выписывал газеты и журналы, как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Роман-газеты», «Юный натуралист» и детские, но все выписывались ежегодно, читались и сохранялись годами. У меня сохранились только часть «Веселых картинок» и «Удивительный монгол» (про лошадей) из «Роман-газеты» (вот лежит, № 21 (859), 1978, надо же, мне было всего 10 лет!)
Мне с детства запомнились многие авторы и их произведения. В те годы не только мои родители-учителя «знакомили» с литературой, но и в школах полагалось знат фамилию, имя и отчество всех писателей, произведения которых проходили в школе и давали дополнительные произведения для внеклассного чтения. Как это было мудро! Мои дети, к сожалению, уже не настолько знатоки краткой биографии читаемой в школе литературы. А ведь именно память в детском возрасте как губка – все впитывает. Этот момент упускать нельзя. Далее просто засоряется разной информацией, но, я думаю, что азы все же должны быть обязательно. Старайтесь увлечь чтением – читайте сами при них. Я это помню, и мои дети читают до сих пор и с удовольствием. Пример всегда заразителен, мой покойные прародители «посеяли зерно» прочно. Может, поэтому мы и выбираем профессию преподавания и воспитания? Может быть – чему учимся и что умеем, научим других.
Как ни помнить, как однажды мама мне принесла красочную книгу – сказки Тукая. Сразу не дала книжку. Поели, сделали домашние дела (тогда я в садик ходила) и: «Кончил дело – гуляй смело», - любила говорит мать. Ближе к нужному времени она посадила меня на колени, и сказка тоже тут как тут. Запомнилась больше «Водяная» («Су анасы»). Сначала мама мне рассказала про сказку на русском языке, пояснила слова, выражения, которые могла тогда не знать, этакий мини-словарная работа перед чтением на родном языке. Так как я родилась в провинции и год прожила в деревне, «эпэй-тузлык» (основы речи знала) научилась говорить по-татарски. А потом резко переехала на свою вторую родину, в русский город, в садике разговаривали только на русском. Тогда в России никто и подумать не мог про преподавание родному языку в республиках. Мама старалась, чтобы я овладела двумя языками. Так «Су анасы» и «Шурале» - первые мои «родные» произведения. Память – уникальная штука, надо – не надо – все запоминает, что нужно данному человеку. У меня тоже много чего запомнилось, и уж если есть что рассказать, то могу уделить внимание теме.
Пока мама читала, я рассматривала рисунки. Как не вспомнить иллюстрации к сказке «Су анасы»?! Вот лупоглазая страшная зеленая, как лягушка, женщина сидит на берегу, как помнится, и расчесывает желтой (наверное, золотой) расческой волосы на берегу и смотрится в зеркало (запомнилось по пушкинской сказке). Может, и не расчесывается, но хорошо помню ее лицо, волосы, жуткие глаза как у рыбы и желтый гребень – не простой, а красивый, ажурный. А дальше – страшные картинки с каждой последующей страницей только увеличивают страх. Вот она бежит зеленая, как русалка, за мальчиком, который в ужасной гримасе старается спастись. Наверное, не во возрасту рисунки, слишком правдоподобно художник страшилку нарисовал. Тогда было страшно. Но с другой стороны, как бы я запомнила, что это – Тукай?
Так же и с «Шурале». Запомнила, дровосек-парень, лес и Шурале худой с ним беседу ведет.
Прошли годы. Спустя почти 40 лет, Тукай вновь напомнил о себе.
Ипотека и безработица вынудила меня оставить детей на ответственность мужу, и я три года зарабатывала, чем и помогала детям и мужу, в Санкт-Петербурге.
Много хороших людей повстречалось в те годы, подружились и общаемся до сих пор. Есть куда ехать и у кого остановиться.
Однажды я искала работу и съездила на ярмарку вакансий в какой-то дворец молодежи. Одна бабушка (Марзия) остановила меня и спросила улицу, потом присоединилась ко мне, и мы вместе зашли. Я – по делу, а она – за компанию. Так, она стала моей питерской старшей подругой, с которой иногда мы встречались. Благодаря ей только я побывала в татарской мечети, путешествовала по ее району и побывала на разных улицах, парках, прошлась по улице, где находится зоопарк, видела здание Балтийского Дома (театра). На его территории недалеко от входа, посидела на больших металлических «тронах» (прямо как Машенька из сказки, которая погостила у трех медведей), с надписью «Режиссер. Кама Гинкас». Потом, несмотря на жуткий ленинградский холод, все же села и на память для матери сфотографировалась, сидя на троне литовского актера Донатаса Баниониса – ее любимца.
Когда бы я прошлась по улице, где она живет? Что такого интересного? Нам, непитерским, с интересом смотрятся боевики и криминальные фильмы, которые снимаются на улицах северной столицы, а ее улица – закоулок с тупиком – место, подходящее. "Не удивляйся, если ты вдруг увидишь, как у нас снимается очередное кино", предупредила она. жители уже привыкли в «выстрелам», погоням, камерам – интересно было пройти по этой улице мимо ее дома.
Когда бы я еще побывала в Петропавловской крепости, что на Заячьем острове?
Когда бы сфотографировалась возле памятника Тукая? Бабушка не знала о нем, они переехала жить из Узбекистана, спасибо маме и книгам, сумела немного рассказать. Знания пригодились!
Конечно, я с удовольствием снялась на фотоаппарат на фоне Тукая.
Вот что пишут про памятник:
«Описание: Памятник Габдулле Тукаю в Санкт-Петербурге.
Памятник известному поэту, основоположнику татарского литературного языка Габдулле Тукаю (Габдулле Мухамедгарифовичу Тукаеву) установлен в Санкт-Петербурге. Памятник располагается в сквере на пересечении Зверинской улицы и Кронверкского проспекта, на этом месте когда-то была татарская слобода. Бронзовая скульптура является подарком городу от республики Татарстан. Открытие монумента состоялось в 2006 году. Событие было приурочено как раз к 120-летнему юбилею "татарского Пушкина", как называют великого поэта. В открытии памятника приняла участие делегация из Татарстана. Для достижения портретного сходства скульпторы Ахнаф Зиякаев и Ян Нейман использовали фотографии поэта. Архитектором проекта выступил Станислав Одновалов. Основание постамента сделано из гранита. Верхнюю часть занимают горельефы по произведениям Тукая, также изображены персонажи одной из его сказок. Высота памятника - 240 сантиметров.
Читать подробнее на http://www.rutraveller.ru/place/27003»
Кто же такой любимый в нашей семье Габдулла Тукай?
Можно переписать из книжек аннотации, можно из ЖЗЛ, можно вспомнить, но проще и правильней будет дать некоторые ссылки для заинтересованных читателей (в конце имеется список источников моей статьи).
Очень понравилось название «Тукаеведение» и сразу же такое красивое приветствие на сайте «Добро пожаловать на Интернет-портал, посвященный татарскому поэту Габдулле Тукаю (1886-1913)». И дальше яркое словосочетание «Феномен Тукая». Как интересно, не правда ли?
В статье (даю только начало) Т. Галиуллина и Р. Сабирова «Габдулла Тукай: навеки народный» они начинают тоже заманчиво (как дальше не прочесть?) Перепечатываю вручную, копировать не получается: «Габдулла Тукай… Литературный гений, который прожил всего 27 лет, своими яркими и звучными стихами заслужил высокого звания «народный поэт». В чем же причина такого признания? Габдулле Тукаю, родившегося 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч под Казанью, сиротство настигло еще в колыбели: в пятимесячном возрасте он остался без отца, в три года – без матери».
Какой несчастный ребенок. Читаешь и слезы наворачиваются. Впечатлительный я человек. В наше врем этим мало кого удивишь. Но биография великого человека, который не сник и смог выжить, своим примером помог многим подняться на ноги и не упасть духом! Для меня этот пример до сих пор актуален! «По сути, Тукай на себе испытал состояние человека, родившегося и выросшего в самых тяжелых условиях жизни, что позволило ему во всей полноте изобразить трагическую историю татарского народа, его тяжелое настоящее и туманное будущее».
Дальше – больше. Нужно читать, читать много и сравнивать, чтобы найти общее и увидеть настоящую правду, как кто-то писал, Блок, кажется.
Мой дедушка, по словам мамы и записей в большой книге, был знаком и с Г. Тукаем (сам был шакирдом) и с М. Гафури (про него есть рассказ, его написала раньше, в прошлом году. Тогда моему сыну было 12 лет и я прочитала ему то, что умел в его возрасте делать Гафури). Да, в воспитательных целях я прибегаю и к примерам великих. Не только российских. Кто знает, может, и мой дедушка читал (сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан): «В начале 1907 года Тукай покинул медресе "Мутыгия" (слышала я от мамы это название, было в документах, Г.А.) (Тухватуллиных). Началась его "вольная жизнь". Стихотворение "Что рассказывают шакирды..." (январь 1907 г.) явилось как бы декларацией, призывавшей интеллектуальное молодое поколение "идти в народ":
Старое забудем.
В счастье и беде
Мы народу будем
Помогать в труде.
Будем делить с ним
Радость и горе,
Будем с народом
Всегда и везде.
(Перевод С. Липкина».
Не буду развивать тему длинно, моя цель – ознакомительная и написана как воспоминание о лучших годах жизни – детских, о том, как литература может быть помощником в воспитании детей, какую большую роль играет литература в жизни человека в целом. Об этом можно прочитать, но, желательно, держа в руках настоящую книгу!
В конце своей мысли хочу уверенно сказать, что детей и народ я люблю! Учительство, а также репетиторство и воспитательская работа в Санкт-Петербурге смело может доказать это. Я – маленькая частичка своего большого народа. Горжусь нашими непростыми корнями, среди которых большое место имеет татарские, всегда буду стараться быть полезной обществу, детям. Вот хотя бы творчеством и просвещением, и умереть не стыдно будет:
«Жизнь люби, люби народ!
Мир, его, его стремленья!
Ну, а если смерть придет,
Умирай без сожаленья!
Светлым будущим дыша,
Презирая оскорбленья,
Все стерпи ты!
Лишь душа
Пусть не знает униженья!»
Г. Тукай.
Спасибо маме за Г. Тукая, за его слова, за его мудрость и жизненный опыт, который мог бы послужить примером для многих людей. Мы гордимся им и будем передавать из поколения в поколение традиции народные через классиков.
Некоторые источники моей статьи:
Детские книжки из моей домашней библиотеки:
- ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей),
- Сказки «Шурале», «Су анасы»
- Татарская электронная библиотека : «Шурале» http://kitap.net.ru/shurale-r.php.
- Рассказы мамы – филолога (см. биографию) – о жизни поэта, в детстве читала наизусть «Шурале» и «Су анасы».
- О памятнике Г. Тукаю в Санкт-Петербурге. http://www.rutraveller.ru/place/27003
- Габдулла Тукай: http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=1278&Itemid=55,
http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Предлагаю ознакомиться с:
Мультфильмы:
Мультфильм "Кырлай" по стихотворению Г.Тукая https://www.youtube.com/watch?v=Ic3tOehZgRc
Мультфильм «Су анасы» (Водяная) на русском языке
https://www.youtube.com/watch?v=rC4Err65UpE
Мультфильм Су анасы (Водяная) на татарском языке
https://www.youtube.com/watch?v=qYSVkfT4Ht4
Г.Тукай шигыре буенча "Бала бел;н К;б;л;к" мультфильмы
https://www.youtube.com/watch?v=VOuBqMBpaog
Г.Тукай шигыре буенча "Кызыклы Ш;керт" мультфильмы
https://www.youtube.com/watch?v=ExM3Xxanzg8
Шурале
https://www.youtube.com/watch?v=OL1Ol_1UVyM
Татарская электронная библиотека: http://kitap.net.ru/tukay.php
(Габдулла Тукай
; Безне; милл;т ;лг;нме, ;лл; йоклаган гынамы?
; Шур;ле
; Су анасы
; Кярхан;д;
; К;;; бел;н Сарык хик;ясе
; Сайланма шигырьл;р 1905-1906
; Сайланма шигырьл;р 1907
; Исемд; калганнар
; Шурале (рус)
; Водяная (рус)
; Сказка о козе и баране (рус)
; Стихи (рус)
Национальная библиотека Республики Татарстан
http://kitaphane.tatarstan.ru/tuk_1.htm
«Все для детей»: http://allforchildren.ru/poetry/author202-tukai.php
«Город Казань. Официальный сайт города»: http://www.kzn.ru/old/page2422.htm
Гугл-поиск:
Тукай, Габдулла. Википедия
Сайт музея Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай, где можно найти некоторые произведения Тукая Габдуллы на русском языке и






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 12.01.2021 Энн Петербургская
Свидетельство о публикации: izba-2021-2992359

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня


















1