Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Политическая система римлян эпохи республики. Римское право.






ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ. В 509 г. до н. э. в Риме произошёл государственный переворот. Патриции изгнали из города очередного царя и установили новый тип общественных отношений – республику. Из среды патрициев на центуриальных комициях стали избирать на год двоих преторов (лат. – «идущие впереди»), осуществлявших распорядительную власть и имевших право налагать вето на решения друг друга. За обязанность преторов советоваться друг с другом их скоро стали именовать консулами, и это название должности сохранилось до императорских времён. Консулы в течение времени полномочий были неподсудны никому, но затем могли быть привлечены к ответу п обоснованному обвинению любого свободного гражданина. Консулы были высшими судьями на период правления, военачальниками в боевом походе и относились к среде верховных жрецов в государстве. В период республики наиболее достойные граждане становились консулами по три, пять и даже по семь-восемь раз, вновь и вновь выставляя свою кандидатуру на выборах через оговоренный законом год после снятия с себя вожделенного бремени. Квесторы помогали консулам в судах и стерегли деньги в общественной казне, цензоры ведали составлением списка Сената и бюджета государства, эдилы следили зa соблюдением общественного порядка в городе. С 494 г. до н. э. на плебисцитах избирались защитники интересов плебеев – трибуны, в чьей юрисдикции находились управление плебеями и объявление запретов на непопулярные приказы консулов и Сената (сохранившего, кстати, свой законодательный статус в эру республики). На период ведения войн с 501 г. до н. э. Сенат стал назначать диктатора – чрезвычайного главнокомандующего войсками с полной над Римом властью до момента окончания кампании на срок не более шести месяцев. Институт диктаторства порой сознательно использовался патрициями, стремившимися заставить плебеев повиноваться – объявляли военное положение, назначали диктатора, а тот, по законам военного времени, усмирял плебеев и их наиболее крикливых трибунов.
Даже обделенные социальными возможностями плебеи, судя по описаниям в источниках, дорожили завоёванными правами республиканца-гражданина, и приветствовали безжалостное пресечение всех попыток узурпации государственной власти в чьих-либо руках. Вспомним, для примера, истории с децемвирами или с признанным национальным героем Марком Манлием, казнённым за слишком филантропически-активный подкуп плебеев, что, в конечном итоге, было расценено и сенаторами, и простолюдинами как стремление возвыситься над гражданами.
РИМСКОЕ ПРАВО. Со времён Ромула горожане улаживали распри благодаря устной традиции прецедентной практики, толкователями которой выступали именитые патриции. Прецеденты накапливались в течение столетий, входя порой между собой в смысловые противоречия; при вынесении приговоров судьи-патриции практически всегда принимали решения, не оскорблявшие чести аристократов. В эпоху республики плебеи стали требовать строго письменного оформления всей системы законодательства, где права представителей антагонистических сословий были бы значительно выравнены. В 451 г. до н. э. патриции были вынуждены избрать вместо консулов коллегию «десяти мужей» (децемвиров), в обязанность которым вменили создание письменного текста законов при одновременном урегулировании государственно-правовых противоречий. Написание таблиц законов, однако, закончилось скандалом – децемвиры выборов 450 г. до н. э., видимо, сильно злоупотребили доверенной им властью, и, после совместного патрицианско-плебейского мятежа, восемь законосоставителей были отправлены в изгнание, а двое покончили жизнь самоубийством. 12 медных таблиц с уже готовыми текстами законов были выставлены на Форуме для публичного обозрения.
Согласно закону, браки плебеев и патрициев по-прежнему не разрешались, подтверждалось право частной собственности патрициев на землю. Большой объём в тексте занимали вопросы бытовых отношений глав семейств и их домочадцев. Поразительным рудиментом раннегосударственной культуры являлась юридическая возможность продажи отцом своего сына в рабство в течение жизни до трех раз. Уравнивания прав граждан, как того ожидали плебеи, не произошло, но теперь сфера судопроизводства попала под контроль общества, что само по себе было серьёзной победой «низкорожденных». Плебеи теперь могли целенаправленно ломать границы своих политических свобод – уже в 445 г. до н. э. при трибуне Гае Канулее были приняты законы о возможности избрания плебеев консулами и разрешении, наконец, плебейско-патрицианских браков. К середине IV в. до н. э. плебеи стали легитимно занимать многочисленные высшие государственные должности, а позднее – даже становиться птицегадателями. С III в. до н. э. каждый плебей по праву римского гражданства уже мог считать себя благородным человеком, пропуская, по случаю, мимо ушей едкие реплики потомков «чистых» патрицианских фамильных династий.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 11.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2991217

Метки: Древний Рим, политика, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1