Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Религиозная культура, система ценностей в Древнем Риме.






РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА. Устраивавшиеся жить в Риме люди приносили с собой представления о богах собственных родов и эклектику легенд о разноземельных божествах и духах. Новое государство не могло существовать без объединительных культов, внушавших горожанам как метафизическое благоговение, так и ощущение веры в целесообразность всего происходящего на этом кусочке земли.
Судя по источникам, труд регламентации религиозных порядков взял на себя второй по счёту правитель города – Нума Помпилий. Из общей массы богов он выделил «государственных» – Юпитера, Юнону, Марса, Весту, Януса, Квирина, – заложив фундаменты храмов в их честь (римляне, однако, имели право приносить дары и своим «домашним» охранителям – ларам, пенатам и гениям, имевшим умозрительные очертания древнейших божеств семей); учредил жреческую Магистратуру Коллегий гадателей и служителей культов; сам разработал доскональный перечень всех возможных видов празднеств и жертв. Назначенный царём верховный «понтифик» следил за правильностью совершаемых календарных ритуалов. После Нумы структура государственного культа римлян усложнилась до бессмысленности – в честь одного божества праздники могли воспроизводиться несколько раз в году, всплывали дореформенные игрища, укоренялись религиозные праздники в честь выдающихся военных побед. Число контролирующих «понтификов» возросло к периоду Империи до 16 человек.
Особым почётом в народе во все времена пользовались патрицианки, хранившие свою девственность во славу Рима – жрицы храма Весты (весталки), чьей обязанностью было поддержание горения «государственного огня». Профессиональные птицегадатели авгуры предсказывали грядущие события по траектории полета птиц, по способам х пения или клевания зерна, по качеству здоровья их внутренних органов. Авгуры были государственными служащими – при необходимости, они давали правителям советы перед началом войны, уборкой урожая или заседанием Сената по вопросам подавления мятежа плебеев.
Мифология у римлян развиться не смогла – боги хоть и имеют антропоморфные лики, но их образы серы и неясны. Никакой романтики отношений (чем славятся греческие легенды) между ними нет, как, впрочем, почти нет и самих отношений. Покровитель Рима и даритель победы Юпитер, хранительницы домашнего очага и женщин-римлянок Юнона и Веста, бог войны Марс, охранитель благодатного урожая Сатурн, богиня любви и женской красоты Венера, лесная Диана, справедливая Юстиция – все они, как и остальные (вплоть до духов правильной ходьбы и смеха), живя каждый в своем одиночестве, в массовом сознании римлян функционально дополняли предназначение один другого, помогая жителям Рима быть достойными общества горожанами. В ответ же римляне всю энергию совсем неэкстатического темперамента отдавали прагматичным богам в форме честного совершения ритуала.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. Трудно представить более симпатичный в своей суровой добродетельности народ, чем римляне эпохи монархий и ранней республики. Рождённое достаточно искусственным путем общество обязано было ежедневно отвечать на вызовы кольцевого давления геополитических 
противников – историки, например, указывают, что ворота храма Януса, служившие государственным знаком состояния войны или мира, со времен Нумы закрылись в первый раз лишь в III в. до н. э. после Пунического триумфа. Мир, конечно же, представлялся римлянам чужеродным пространством, окружавшим город; и враги своими вторжениями, увы, не давали никакой передышки – так что каждый гражданин добрый десяток лет жизни проводил в военных походах. Боги помогали своему народу выжить, но лишь при условии выполнения их заветов об уважении к старшим, любви к родине, солидарности в бедах и тщательного выполнения религиозного ритуала. Патриции пока ещё редко кичились перед плебеями нажитым состоянием, заботясь в простоте буден лишь о сохранении чести семьи и безопасности Рима. Показателен почти агиографический пример Фабиев, силами одного рода вызвавшихся в 479 г. до н. э. оборонять сограждан от северных соседей вейян – более года все 306 представителей мужской части рода держали границу на реке Крамере, пока в страшном бою они не погибли все до единого.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 10.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2990585

Метки: Древний Рим, политика, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1