Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Праздники, мистерии, театр древних греков. Общий анализ культуры.







ПРАЗДНИКИ. Ритуальные восхваления многочисленных богов или торжества в память об исторических датах (подобных победе над персами под Марафоном) входили в ежегодный цикл сакральных мероприятий общегреческого масштаба. Обеты жертвоприношений и исполнение гимнов божествам на праздниках дополнялись у греков учреждаемыми для увеселения народа соревнованиями по музыке, гимнастике, искусству управления колесницей, бегу, борьбе, метанию диска – известнейшие из которых с VIII в. до н. э. были посвящены Зевсу Олимпийскому (ко времени архаической Греции, кстати, можно отнести рождение в общественном сознании эстетического понятия калокагатии, программно обосновывающего необходимость пестования человеком своих телесно-духовных качеств).

Некоторые праздники, несмотря на их массовый характер и, порой, внешнюю вульгарность, являлись мистериями высокого порядка, участвуя в которых, человек, в течение нескольких дней, переживал трепет душевного «посвящения» в тайну богов о природе и людях. В знаменитых элевсинских мистериях, например, образы, символизирующие космологический круговорот, несли в себе идеи возможности предуготовления при жизни лучшей доли в подземелье Аида для бессмертной человеческой души. Мистическая философия, в пользовавшихся почитанием таинствах орфиков, была куда более этически изысканна, и по своей оригинальности напоминала индуизм (как и, частью, ещё не родившееся христианство) – души людей переселяются из тела в тело, попадая между воплощениями в Аид; для достижения человеком качеств божества и получения признаков полного бессмертия, ему необходимо преодолевать в себе земное титаническое начало и взращивать небесное – дионисийско

ДИОНИСИЙСКИЕ МИСТЕРИИ. ТЕАТР. Один из богов древнегреческого пантеона – Дионис – пользовался особой популярностью у греков за свои функции покровительства всему, что связано с виноградарством и вином. Дионис олицетворял собой и плодоносящую природу, и опьянение её разгулом самих стихийных сил жизни. Весенние праздники греков в честь Диониса порой перерастали в неуправляемые оргии, выражавшиеся в иступлённых плясках вакханок (служительниц Диониса); оглушительных звуках флейт, тамбуринов, медных тарелок, перекрывавших шумом человеческие крики; и даже в массовых совокуплениях участников мистерии.

Во время этих празднеств вырывались на волю все бессознательные человеческие инстинкты – впадая в транс, люди совершали прежде немыслимые для них поступки вроде пожирания кусков сырого мяса или скакания голыми с вульгарными кривляниями в непристойных позах. В отдельных полисах дионисийский культ имел более упорядоченные формы в виде факельных шествий с размахиваниями макетами фаллосов, принесением богу в жертву его любимцев – козлов – или общественных соревнований. В ряду последних выделялись музыкальные состязания одетых в козлиные шкуры актеров, печально-торжественно распевающих дионисийские трагедии («песни козлов»). Афиняне, для большей зрелищности действа, в VI в. до н. э. стали использовать в них и актёра, изображавшего Диониса или другого мифического персонажа. Перепевки актёра и находящегося на круглой орхестре хора породили жанр драмы, в котором с V в. до н. э. уже участвовали и другие «персонифицированные» актёры. Постепенно сакральные сюжеты всё больше пропитывались мотивами быта, и результатом метаморфоз привычных жанров стало появление песен козлов-пересмешников в комедии.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ. Древняя Греция навсегда останется загадкой для исследователя психоэтнических проблем развития культуры. Почему именно в Греции человек впервые в истории пережил революцию эгоцентрического отчуждения от ландшафта природной среды, и смог осознать себя как уникальную космическую единицу? Почему в «корнях» именно греческого народа была заложена идея свободы индивидуума от кровно-родовых отношений или от метафизической ответственности перед богами? Почему греки стали творцами буквально всех имеющихся направлений в искусстве, которые вплоть до начала ХХ в. по-ученически упорно пыталась развивать западно-европейская культура? Почему именно в греческом характере впервые в истории проснулась черта рационального материализма, проявлявшего себя в рассуждениях Платона и Аристотеля о государстве, исторических сочинениях Геродота и Фукидида или эротических романах Лукиана? Ощущение творческой свободы и индивидуализма заставляли жителей Афин требовать для себя политических прав (здесь греки также были пионерами), поэтов Гесиода и Гомера – воспевать фантастические поля небесно-земных баталий, а Фидия, Мирона или Поликтета – искать пропорций ступней, голов и торсов в адекватном изображении образов обнажённых фигур мужчин и женщин. Коринфская капитель храмовой колонны, гимнастические снаряды в палестрах, надгробные стелы с указанием имени каждого умершего человека, цирковой балаган, искусство риторики или лавровые венки победителя в ристалищах – какие ещё из привычных нам элементов бытовой культуры не изобрели греки? Судьба их культуры проявилась в развитии способности её представителей по-светски философично познать самих себя, своё место и способы поведения в окружающем мире, и передать познания всему человечеству. Сами же «потомки Геракла», истощившись от чрезмерных рефлексий, междоусобных войн и физического разврата, пропагандируемого атеистически настроенными мыслителями, сошли на обочину исторического процесса.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 09.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2990051

Метки: Древняя Греция, культура, религия, политическая система.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1