Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Культ, мифы, понятие судьбы в Древней Греции.









КУЛЬТ. Религиозная культура греков имела, как ни странно, почти светский характер, отличаясь от религий других народов древнего мира художественным развитием мифических представлений – в ущерб выполнению ритуала. Официального культа, как единой формы служения богам, в Греции не существовало; зато в полисах расцветали десятки местных религиозных традиций. Не было ни общегреческого учреждения, следившего бы за порядком, например, совершения жертв или назначения жрецов; ни сакральных книг вроде «Вед» или «Танаха», объяснявших суть происходящих в мире событий с призывом соблюдения строгих спасительных ритуальных норм. Даже спрятанные в храмах реликвии архаических времен (обломок дубины Геракла или якорь с корабля аргонавтов) вызывали в сердцах греков не метафизическое благоговение, а вполне мирское уважение к прославившим себя подвигами предкам.

Жертвоприношения по случаям свадеб, рождения детей, военных походов и похорон были единственной формой общения с богами – под протяжные звуки флейт жрецы в белых одеждах, с вымытыми солёной водой руками, закалывали на священных алтарях лишённых физических недостатков животных; кусочки мяса и кости бросались в костёр. Жертвы бывали и «бескровные» – в виде денег или драгоценностей на нужды развития храмового хозяйства.

МИФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Отсутствие догматики в религиозных установках греков давало возможность поэтам и философам творчески трактовать сюжеты архаических мифов, выстраивая при этом грандиозные картины космологий. Художественные произведения становились своего рода очерками истории мира, берущей начало от совокупления Геи и Урана, и продолжавшейся современными грекам событиями, в которых функциональное участие вполне активно принимали и боги.

Итак, в начале всего сущего была первозданная муть Хаоса («Океана»), в которой Земля (Гея) болталась бессмысленной пробкой. Однажды воды отделились от суши, быстро оформились горы, реки и озёра, и началась жизнь. Гея, родив сына Урана (Небо), вступила с ним в связь и родила 12 титанов и титанид; один из них – Крон – смог убить отца и завладеть небесным престолом; затем его свергнул его собственный потомок Зевс. Символисты объясняют этот космогонический мотив стремлением женского начала (Геи) слиться с мужским (Урана). Народив с его помощью множество детей, Земля теперь в Небе не нуждается, и сама пестует возникшую в её теле жизнь, вступая уже в новые, весьма многочисленные, браки. Научные материалисты указывают на естественную смену поколений древнейших кумиров чередой более «поздних» божеств. Эти образы, имея четко антропоморфный вид, выражают собой, по сути, природные явления (Зевс, Посейдон, Пан и др.) и состояния души человека (любовь, корысть, ненависть...). Почти всё время боги проводят в совместных пирах на Олимпе, поглощая дающие бессмертие нектар и амброзию, и попутно решают мировые проблемы.

Могущественнейшим из богов генерации олимпийцев являлся Зевс – держатель молний и повелитель всего сущего в мире. Корни этого культа ученые усматривают в верованиях индоарийских племен, и распространён он был по всей Греции и на Крите. Прекрасная ликом, единоутробная сестра Зевса Гера – его жена; она покровительствует женщинам и домашнему очагу любой семьи. Гера люто ненавидела неисчислимую массу детей Зевса от всевозможных связей с богинями и смертными женщинами; сама она подарила ему Ареса – бога беспощадной и кровопролитной войны, Гефеста – бога огня и кузнечного дела; и Гебу – богиню вечной молодости, выданную зaмуж за Геракла. Детьми Зевса являлись также и Афина Паллада – богиня справедливой и стратегически выверенной войны; Гермес – самый многодеятельный бог, чьими обязанностями греки считали оповещение богов о воле Зевса, проведение душ умерших в Аид, покровительство торговцам, атлетам, ворам и паломникам; Аполлон – бог света и хранитель поэтов; Дионис – божество вина, виноделия и виноградарства; Пан – живущий среди нимф и наяд козлоногий хозяин лесов, и т. д.

Боги взаимодействуют с людьми, опекая их или наказывая. Они не дают человеку целеполагающих программ нравственного совершенствования, но внимательно следят зa соблюдением законов установленной ими морали. Человек должен чтить богов через принесение им жертв, и жить в среде себе подобных по законам мудрости и справедливости. Первое человечество, рождённое богами ещё при Уране и Кроносе, неслышно угасло в древнейшие времена окончания «золотого века». После чего титан Прометей (по другим сюжетам – Зевс) создал новый тип людей и оберегал их права веред богами порой ценой собственной свободы. Между людьми и богами в греческой космологии стоят герои – личности, имеющие человеческую природу и наделённые (от одного из родителей) божественной физической мощью. Герои вступают в битву за род человеческий с угнетавшей греков силой – чудовищами, войсками неприятеля и проч. Герои совершают многочисленные подвиги и страдают за людей. Исследователи мифологии указывают на возможные пути появления у греков культа героев – их реальные прототипы в раннеархаические времена (Геракл, Персей) общественная память могла возвысить до уровня человекобогов; образы же прежних божеств (Елены, Агамемнона, Ахиллеса), по непонятным для историков причинам, якобы потеряли свой архетипический статус.



ПОНЯТИЕ СУДЬБЫ. Судя по космологическим сюжетам в текстах Гомера, Гесиода, Пиндара и прочих поэтов, греки считали, что в мире царит предвечная безличная сила закономерности, которой подчинены и люди, и боги. Даже Зевс, сам выражавший собой миропорядок и законы бытия, по отношению к этой силе оказывается вторичным существом, лишь добросовестно выполняя свои космические обязанности. В случае нарушения своих полномочий он может лишиться их – вспомним хотя бы историю отказа Зевса жениться на Фетиде из-за пророчества Геи о рождении в этом возможном браке сына, способного свергнуть главного бога с трона.

Над каждым смертным и богом властвуют Мойры – божества, представлявшиеся в лицах трёх старух, прядущих нить Судьбы. Мойры начинали ткать судьбу существа при его рождении, ножницами перерезая нить жизни в необходимый срок (в науке есть гипотеза о соответствии этой художественной картинки магическим обрядам культуры раннеродового общества, где старейшины женского пола ткали сородичам «защищающую» от всех бед одежду). Добавим, что боги знали о своей судьбе благодаря интуиции всезнания, люди же могли приоткрыть тайну Moйр непосредственно из уст какого-либо божества или от оракула в Дельфах.








Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 09.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2989853

Метки: Древняя Греция, культура, религия, политическая система.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1