Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Хронология истории Древней Греции. Политическая культура греков.








ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Отсчёт времени пробуждения греческой культуры необходимо вести, скорее всего, с III тыс. до н. э. – когда на заселённый пеласгами элладский наконечник Балканского полуострова с Дуная стали пробиваться индоарийские кочевники, искавшие места для очередной стоянки. Ассимилировав в себя остатки порабощённых племен, обосновавшиеся на архипелаге протогреки к середине II тыс. до н. э. уже строили здесь свои примитивные государства скотоводов и земледельцев. Дорянская волна очередных переселенцев внесла сумбур в почти сложившуюся этнополитическую карту Греции, заставив целые народы перемещаться в поиске новых территорий оседлости. Только к VI в. до н. э. появляются признаки окончательного оформления системы паритетного сосуществования полутора десятков самодостаточных государств – Аттики, Лаконики, Этолии, Фессалии, Эпира и др. Впоследствии греки пережили и трагические войны V в. до н. э. с персами, и славное время развития «изящных» искусств; объединялись в одну державу при македонском царе Филиппе II, и победоносно топтали земли Востока под руководством Александра Великого. В эпоху «эллинизма» греческая цивилизация быстро растеряла запас природной пассионарной энергии, тихо сдав в I в. до н. э. все свои метрополии и колонии «варварам» из Рима.



ВЛИЯНИЕ КРИТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Юго-Восточная часть архипелага своей границей имела Крит – огромный остров, жители которого в течение нескольких столетий определяли стиль культуры материковой Эллады. В те же времена, когда индоарии расселялись по Балканам, подолгу не слезая с коней и ночуя в землянках, на Крите строили роскошные каменные дворцы со стройными колоннами, фресками, мозаикой, мебелью из кипариса, керамическими бассейнами и вкопанными в землю трубами канализации. Островная модель культуры диктовала критянам необходимость наличия мощного флота, благодаря которому обеспечивались и защита государства от пиратов, и бесперебойное сообщение с крупнейшими торговыми центрами Египта, Сицилии и Ближнего Востока. С XVIII–XVII вв. до н. э. протоэллины начинают заимствовать образцы культуры Крита в одежде, мифологии (напомним, для примера, место рождения легендарного Зевса), дворцово-храмовом строительстве. Около 1450 г. до н. э. цветущая культура «жемчужины Средиземноморья» внезапно исчезла при невыясненных историками обстоятельствах – мнения учёных на этот счет разделились между версиями о разбушевавшейся стихии вулкана (отчего были разрушены города и погибли почти все критяне), и о беспрецедентно жестоком разграблении острова жадными греками.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. Во главе расселявшихся по Балканам племён (фил) стояли выборные вожди индоариев – базилевсы; к моменту начала оседлости их власть уже передавалась из рук в руки членам своего клана. Некогда общие для сородичей куски земель полуострова со временем стали приобретаться за деньги или присваиваться по праву силы; часто это присвоение обосновывалось декларациями о защите территорий от зарящихся на них соседей. К VIII в. до н. э. формой стиля политической системы греков стали полисы – разбросанные на несколько десятков квадратных километров поселения, в географическом центре которых какой-либо городок стягивал к себе все силовые нити управления близлежащими деревнями. Первоначально власть в полисах принадлежала родовой аристократии племён; с развитием товарно-денежных отношений она перешла к наживавшим огромные богатства ростовщикам и торговцам. Процессы резкого обнищания жителей полисов уже в VII в. до н. э. приводили к власти обещавших восстановление справедливости тиранов. После воцарения, тиран, при помощи убийств и ссылок, расправлялся с прежними правителями; отменял кабальные долги сограждан, раздавал бесплатный хлеб или строил водопроводы. Через какое-то время, однако, срабатывал один из законов общежития «Homo Sаpiens» – погрузившись с головой в муть околодворцовых интриг, правитель забывал о вызвавшем его к политической жизни народе, и брал на вооружение методы предшественников – раздавал «доходные» посты ближайшим друзьям и сородичам, и вместе с ними же законодательно блокировал всякие попытки прихода к власти новых лиц. Впрочем, тираны иногда оправдывали предназначение, и своей деятельностью внушали гражданам полиса ощущение политической и экономической стабильности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ИСТОРИИ. Тирания оказалась неустойчивой формой политического устройства – тираны сменяли друг друга, и редко кто из них засиживался на троне до смерти от старости. Эпоха «смутного времени» терзала греческие государства в течение долгих VII и VI столетий до н. э. В поисках выхода из политического кризиса жители столицы земель Аттики в 594 г. до н. э. предприняли попытку реформирования системы собственных гражданских прав. По проекту избранного архонтом Афин Солона были отменены все долги горожан и запрещена возможность самозакладов. Все афиняне, в зависимости от имущественного положения, приписывались к какому-либо из четырёх классов. 3анимать государственные должности могли представители лишь трёх классов, а выдвинуть свою кандидатуру на пост архонта имели право только именитые люди разряда пентаксиомедимнов; в суде присяжных за вердикты голосовали и бедняки класса фетов.

После преобразований Клисфена, Перикла и прочих архонтов и стратегов, система демократии в Афинах выглядела следующим образом. Политические права имели все свободнорождённые мужчины старше 20 лет (переселенцы из других полисов, женщины и рабы гражданами не считались). Высшим должностным лицом мог стать каждый из граждан, но статус руководителя позволял всего лишь выражать настроение масс родовых фил. Из числа «свободных» составлялась народная экклесия, принимавшая решения по всем делам жизни Афин. Народный суд заседал каждый день и любой гражданин при необходимости обвинял кого угодно в преступлениях (в случае «передёргивания» фактов обличитель сам становился объектом суда); голосование по приговору было тайным. Впервые в истории культуры граждане государства, пусть небольшого, смогли создать новую модель немонархических отношений своей общины. Идиллические ощущения афинян от процессов выстраивания правового государства смазывались, конечно, сценами тактической борьбы с аристократами, междоусобными стычками политических антагонистов, результатами которых становились порой убийства авторитетнейших граждан.

Афинская модель государственности, вызывавшая симпатию у многих соседей, не была монопольной формой «посттиранического» обустройства полисов. Жители Спарты, например, завоевав всю Южную Грецию, объявили свободными только спартиатов. Периэки (население полисов, добровольно вошедших в образованный Спартой Пелопоннеский союз), пользовались ограниченными правами, среди которых была возможность занятия ремеслом и торговлей. Илотами спартиаты называли население государств, захваченных силой; илота без угрозы судебного преследования мог убить каждый «свободный». Система военно-демократического устройства общества долгое время поддерживала ритм его стабильного существования, несмотря даже на то обстоятельство, что Спартой управляли две царские династии. Оба монарха, имея лишь номинальную власть, входили в законодательный совет «старейших» воинов.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 08.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2989176

Метки: Древняя Греция, культура, религия, политическая система.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1