Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Практика йоги.













ПРАКТИКА ЙОГИ. Техниками регуляции состояний организма, помогающими обрести желанный покой (благодаря чему душа, наконец, могла вырваться из «колеса» перерождений), арии, наверняка, владели ещё до прихода в Индию. Вся совокупность поз (асан) и методов медитации была названа йогой. Термин этот обозначает как «связь», «слияние», «единение» (конечно, с Абсолютом); так и «усилие» и «принуждение» (смысловая отсылка здесь идёт к работе с сознанием и телом). Классификация приёмов этого явления даёт возможность выделить в общей традиции пять диалектично связанных направлений: бхакти-йога, карма-йога, джняна-йога, раджа-йога, тантра-йога; где элементы различных школ часто растворяются друг в друге. Первые две отмеченные ступени предполагают знакомство ученика с этическими предпосылками образа жизни йога. Стремящийся постичь Истину человек должен беспрекословно подчиниться своему божеству и своему гуру, впитывая в сознание их образы и принципы существования. Параллельно выполняются простейшие асаны – особый вид статических положений тела – «льва», «змеи», «рыбы» и т. д. Главным условием работы с телом на этом этапе является контроль за правильным дыханием и ощущение энергии в организме (санскритское слово «прана» двояко в смыслах, и переводится как «дыхание», «энергия»). Считается, что бхакти- и карма-йога предназначена для шудр и вайшьев.

Джняна-йогой занимается куда меньшее число людей. Джняна используется для глубокого постижения сути бытия – адепт сосредоточивается сознанием на образе Абсолютного Брахмы и интуитивно прозревает его смысл. Визуализация образа Абсолюта является одной из сложнейших техник, практикуемой много лет. Йог отождествляет себя с Брахмой, сам приносит себе жертвы и сам их принимает, и, далее, «когда он воссоздает бога в самом себе, все вещи обретают чистоту и ясность». Естественно, в джняна используются умопомрачительные по степени изощренности положения тела – «павлина», «зародыша», «спящего Вишну»…

В раджа-йоге способы визуализации доведены до крайних пределов. Вот пример рекомендации гуру для управления сном ученикам: «Йог, который осознает, что видит сон, может сознательно видоизменять сновидения. Попробуйте превратиться во сне в птицу, в тигра, во льва, в царя, в лес, в дом – во что угодно. Затем превратитесь в тело Будды, сидящее или стоящее, большое или маленькое. После этого попытайтесь преобразовать образы своего сна: превратите, например, животное в человека, воду – в огонь, землю – в эфир, одно – во множество, а множество – в одно. Упражняйтесь в различных сверхъестественных способностях: изрыгайте пламя из верхней части тела, изливайте воду из нижней, шагайте по солнцу и луне, увеличьте своё тело в миллионы и миллиарды раз, пока оно не заполнит собой всю Вселенную». Адепт пытается проникнуть сознанием в любую точку пространства и заполнить его, при необходимости, в собственных представлениях. Высшим уровнем постижения Бога в раджа-йоге считается состояние самадхи (санскр. – «погружение»). Начинающие практиковать эту трансовую форму растворения в Абсолюте и «замены» его собой, впадают в экстаз на несколько минут, при этом стараясь контролировать свои ощущения. Самые просветлённые йоги проводят в самадхи 21 день, после чего умирают — они познали все законы бытия, освободились от всех желаний, и им уже нечего делать на этой Земле (нет необходимости добавлять, что техника самадхи была очень популярна у буддистов).

Теперь, вспомнив описание в «Йога-сутре» Патанджали (II–III вв. н. э.) степени развития сознания адептов, можно вывести вполне определённые заключения. Йог, в своем совершенствовании, проходит несколько этапов регуляционной психофизической практики: яма (дисциплина и контроль над сознанием), нияма (строгое следование нравственным нормам жизни), асаны, пранаяма (контроль за дыханием и выполнение особых упражнений), пратьяхара (реализация специальной системы ритуальных предписаний о неделании запретных поступков – исключаются, например, всякого рода эротические фантазии), дхьяна (медитация), дхарана (сосредоточение); и, наконец, самадхи (созерцание божества и слияние с ним).

Йоги, как правило, являются аскетами и ведут отшельнический образ жизни; множество людей, однако, будучи «мирянами», используют элементарные приёмы этой богатейшей традиции для поддержания тонуса собственного тела.








Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 05.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2986154

Метки: Древняя Индия, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1