Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Индуизм.







ИНДУИЗМ. Эта религия явилась формой защиты ведического брахманизма от угрозы распространения в народе ломавших устои кастового общества деклараций буддизма и джайнизма. Брахманы, используя философско-религиозный материал Вед, Упанишад и араньяков, на протяжении I тыс. н. э. смогли создать учение, дававшее возможность развить все прежние идеи брахманизма. Одновременно ставилась задача «вобрать» в круг своего влияния как можно большее количество представителей низших каст, которые увлекались идеями Будды и Джины Махавиры, поклоняясь при этом локальным автохтонным божествам. Индуизмом можно назвать всю многообразность имеющихся на полуострове культов и учений, объединённых между собой индийской историко-культурной основой. В эклектичной системе религии, в числе важнейших элементов, можно выделить как сохранение космологической картины брахманизма, понятий кастовой разобщенности, идей кармы и «освобождения» души (последнее уже не только жертвоприношением, но, в первую очередь, соблюдением этических норм), так и включение в индуистский пантеон множества новых божеств неарийского происхождения.



ПАНТЕОН БОГОВ В ИНДУИЗМЕ. Главным божеством выступает трёхобразное («тримурти») сообщество Брахмы, Вишну и Шивы. Это разные ипостаси единого Абсолюта: Брахма создал мир, Вишну поддерживает в нем порядок. Шива готов его разрушить для воссоздания всего в новом качестве. Лик Брахмы в общественном сознании индусов не имеет каких-то характерных черт, хотя его порой и изображают в виде четырёхголового бородача, поместившегося на лотосе – он Творец, и давно ушёл на покой. Вишну – хранитель вселенского закона – божество ещё ведическое, получившее в индуизме верховный статус, отождествляется со всем Абсолютом; его считают также и спасителем людей в древнейшие времена, когда бог в виде рыбы спас прародителя человеческого рода Ману. Красавец Вишну «восседает» в лотосе со своей очаровательной женой Лакшми – богиней счастья и женской добродетели. Доарийский Шива, самый противоречивый образ пантеона, является богом-разрушителем (преемником ведийского Рудры); покровителем сумасшедших, кладбищенских духов, и, в то же время, – аскетов и мудрецов. В иконографии его изображают многоруким, с огромным лингамом и ожерельем из черепов на шее; его третий глаз, связанный непосредственно с силой несокрушимой сексуальной энергии, готов испепелить любого глупца. Жена Шивы – Кали – богиня истребления и смерти, защищает только тех, «кто знает её». Вид Кали ужасен: чернотелая, лохматая, с гирляндами сочащихся кровью мужских голов на шее, с клыками и т. д. – но она почитается огромным количеством индусов (в первую очередь тантристов, под именами Шакти, Дурга, Парвати – как «Великая богиня», сопровождающая человека в жизни от момента зачатия до секунд смерти). Из числа «рабов» Кали наиболее агрессивным нравом до XIX в. выделялись адепты бенгальско-кашмирской секты пхасингаров – «душителей», убивавшие паломников по строго разработанному ритуалу: заманивание в лес, удавка специальным платком, расчленение тела специальной мотыгой и принесение его в жертву Кали и т. д. Жертвами не становились женщины, ювелиры, плотники, камнерезы и сапожники – эти категории людей находились под защитой Кали. Во время принесения даров богине, подвижники клали в рот смоченный секретным психотропным веществом сахар – в одном из текстов пхасинкаров замечалось, что даже лошадь, попробовавшая такого сахара, становилась «душителем».

Не желая перечислять тысячи имён индуистских божеств – как ведических, так и каких-нибудь местных доарийских обезьян, слонов, собак, – отметим лишь, что брахманы I тыс. н. э. умело вплели в общественно-мировоззренческую систему индусов элементы территориальных культов. Было объявлено, что все перечисленные образы зверей являются прежними воплощениями («аватарами») того или иного бога – Шива был Рудрой, Агни; Лакшми – Рукмини, Ситой и т. д. Вишну, по законам кармы, девять раз приходил на землю в обликах рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика
Ваманы, Рамы с топором, Рамы без топора, Кришны и Будды. Таким образом, вишнуитами, к примеру, себя могут считать и кришнаиты, и буддисты, и ревнители культа черепахи. Известна остроумная фраза одного из религиоведов: «Когда брахманы хотят обратить в свою веру туземное племя, почитающее поросёнка, они рассказывают, что поросёнок – это аватара Вишну».








Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3
© 05.01.2021 Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2986002

Метки: Древняя Индия, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1