Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Боги ведической религии.







«ВЕДЫ». ВЕДИЗМ. Санскрит и древнеславянский языки очень похожи между собой, поскольку имеют общую корневую основу: «ведать» по-русски обозначает «знать», арийское слово «веды» переводится как «знание». Так назывался содержащий тысячи текстов, сборник религиозной литературы древнейших иранцев. Структура Вед достаточно эклектична. Хоть они и делятся по функциональному признаку на 4 самхиты – Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу – в каждой из них содержатся элементы, повторяющие уже отмеченные божественные тезисы или даже опровергающие их. Возможно, первоначальная редакция Вед имела более единообразную основу, и затем уже, по невыясненным причинам, образовала собой разнохарактерные самхиты: в Ригведе записаны религиозные гимны, в Самаведе – песнопения, в Яджурведе – молитвы для жертвоприношений, в Атхарваведе – магические заклинания. Специалистами по каждой отдельной книге были кланы жрецов-брахманов, служивших богам в рамках своей узкой традиции. Нужно отметить, что между знатоками самхит постоянно вспыхивали конфликты в связи с утверждениями представителей каждой из жреческих корпораций о своём праве высшего авторитета в производстве культа.

Веды, несмотря на то, что в них стречаются и далеко не сакральные сюжеты (песни о лягушках, конских бегах и проч.), являются главным источником постижения религии ариев. Эти книги имеют свои комментарии – брахманы (таков буквальный перевод). К самим текстам Вед, кроме брахманов, традиционно причисляют араньяки (наставления отшельников) и Упанишады – тексты с философским осмыслением мудрости Вед.

МИФОЛОГИЯ «ВЕД». КОСМОГОНИЯ ИНДИЙЦЕВ. Сохранились различные варианты космогонических сюжетов индоариев. В Ригведе, например, во многих гимнах подробнейшим образом описывается процесс начального миротворчества. «Первородной основой всего было нечто, признаком которого являлось состояние покоя… Тогда не было ни сущего, ни не-сущего; // не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. // … Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было // Различия между ночью и днем. // Без дуновения само собою дышало Единое, // И ничего, кроме него, не было…». Из этого беспредметного космоса выделились воды, недра которых зачали в себе гигантское Золотое Яйцо. Первозданный океан своим теплом согрел Яйцо, и из него со временем вылупился Брахма (Пуруша) – Творец будущей Вселенной. Расколов надвое Яйцо, из верхней части Он образовал небо, а из нижней – землю; их Брахма разделил пластами воздуха. Используя собственное тело, первобог смог родить множество других божеств: Маричи был создан из души Брахмы, Атри – из глаз, Ангирас – из уст, Пулаха и Пуластья – из левого уха и правого, Крату – из ноздрей, Дакша – из большого пальца правой ноги. Все перечисленные имена принадлежали богам мужского пола. Из большого пальца левой ноги Брахма создал дочь Вирини (ночь). Божества второго поколения стали рождать новые божества, звезды, чудовищ, священных коров и прочих животных. Кашьяна, сын Маричи, родил людей. У одной из дочерей Дакши – Адити – родились двенадцать могучих богов – адитьев, среди которых были Сурья – бог солнца, Индра – божество грозы и грома, и Вишну – бог мирового порядка, и владыка всего сущего. Этой дюжине богов традиционно противостояли дети сестёр Адити – Дану и Дити. В Ригведе семейные кланы называют данавами и дайтьями. Число божеств, отмеченных Ведами, огромно; в одном гимне утверждается, что всего их в мире насчитывается 3399.

В Упанишадах есть и более прозаическое объяснение мистерий космогонии. Вселенский дух Пуруша, пребывая один в безжизненном пространстве, решил создать из себя пару. Он представил себя как мужчину и сотворил женщину. Совокупившись, они родили других людей. Первая Женщина, переживая о двусмысленности положения, когда её Творец с ней же и соединяется, попыталась скрыться от Пуруши, обернувшись в корову. Пуруша предстал быком и опять случился с ней – появились новые коровы и быки. Женщина принимает образ кобылы, свиньи и т. д.; Пуруша от неё не отстаёт – результатом этой погони является рождение всё новых земных тварей, вплоть до кузнечиков и других мелких насекомых. В последнюю очередь Пуруша создал богов, которые и стали управлять миром.

ПАНТЕОН ВЕДИЙСКИХ БОГОВ. Вряд ли можно говорить о системности выстраивания в общественном сознании арийцев упорядоченной структуры пантеона. Огромное количество божеств, отмеченных Ведами, определяет сильную путаницу в вопросах их классификации – тем не менее, каждый высший дух имеет функциональные характеристики и даже определённый (неясно, правда, очерченный) иерархический статус. По большому счёту, в трех сферах пространства – небесной, атмосферной и земной – сосуществуют антагонистические группы богов – «девы» (представители светлых сил) и «асуры» (персонажи демонического типа из древнейших мифов). В трактовках различных священных книг оценки этих сущностей часто не совпадают: Ригведа порой называет асурами всех богов; Атхарваведа часть пантеона зачисляет в девы (т. е. «сияющие»), а асуры здесь выступают как «не-боги». Известно, что иранцы – пра-культурные близнецы индийских ариев, считали своих «ахуров» богами, а «дэвов» – злыми духами. По всей видимости, в период зарождения религиозных представлений у ариев качественная основа природных сил, выраженная в ликах божеств, ими ещё не была чётко определена. Североиндийская природная обстановка, в условия которой попали бывшие иранцы, смогла значительно откорректировать процесс идентификации ипостасей духов.

Самым могущественным из всех перечисленных в Ведахбогов является Индра. Он навёл порядок в космосе, расставив всё по местам. Своей палицей – ваджрой – он разбил первозданный холм (олицетворявший мертвенную косность аморфного хаоса), и оттуда хлынули потоки жизненной силы. Божества и люди обращаются к Индре не иначе, как «повелитель всей вселенной», «вседержитель», «царь, держащий ваджру». Индра одновременно и бог войны, «даритель победы»; он помогает ариям громить врагов и их небесных покровителей, бесшумно уводить коров иноплеменников и т. д. С образом Индры в Ригведе и древнеиндийском эпосе связаны бесчисленные мифологические сюжеты, повествующие об его рождении, мудрости, возвышении над богами, многопрофильном мастерстве и праведной ярости. Бог огня Агни – также из числа адитьев, почитался ариями как хранитель могущества пламени жертвенного костра и покровитель любого сияния в мире – солнца, света факела, внутреннего озарения человека... Способы самовыражения Агни в космосе так изменчивы, что, призывая его, брахманы часто отождествляют его суть с ипостасями других божеств – «Ты, Агни, – Индра… Ты, Агни, – Варуна… Ты, Агни, и – Рудра...». Основное предназначение Агни – сакральное связывание жрецов с богами во время жертвоприношения. За право считать его своим боролись асуры и девы; Агни примкнул к последним. Варуна, наряду с Индрой и Агни, также может считаться главой арийского пантеона. Функциями Варуны являются сдерживание напора хаоса на границе вселенной при помощи небесного океана вод; и наполнение водой земных морей, озёр, рек. Этот бог имеет отношение к порядку восхождения солнца на небосклоне, смене дня и ночи – это своего рода закон строгого мирового порядка, зафиксированного на уровне определения каждой вещи предназначенного ей места. Варуна преследует преступников, нарушающих законы традиционного права (например, мучит их жаждой или наводнениями). В Ригведе имя Варуны постоянно встречается в связке с именем Митры – осуществляющего «договор» вещей между собой (в т. ч. и людей) о принципах сосуществования. Митру иногда называют и богом дружбы. Вишну олицетворяет собой вселенскую энергию, способную проникнуть в любой объект живой природы. Культ Вишну в ведическую эпоху был развит слабо – в индуизме это божество станет центральной фигурой всего пантеона. Сома представляет собой один из самых оригинальных образов богов. Это – субстрат напитка, дарующего божествам способность бессмертия. Арийцы добывали подобный вариант местной «амброзии» при помощи вполне земной технологии – стебли сомы отмачивали в воде, пропускали через каменный давильный механизм и сито, мешали с ячменем и молоком, и подавали богам в ритуальных сосудах. Можно уверенно предположить, что сому пробовали и люди, поскольку в Ригведе неоднократно упоминаются его возбуждающие качества. Одновременно Сома и сам бог – в космогонии ведийцев он играет важную роль – является покровителем жертвоприношений, жрецов, звезд. Являясь божеством луны, Сома активно влияет на рост всевозможных растений. Богиня утренней зари Ушас блистает в Ригведе в образе прелестной девушки, появляющейся в розовой колеснице на небосклоне перед восходом солнца. Везут её резвые кони – они мгновенно прорезывают пространство, в которое начинает медленно вливаться свет. Ушас покровительствует всем земным тварям, даря им тепло и надежду. Нет божества или человека, с кем не пересекался бы путь Ушас, но особенно близки её отношения с Сурьей, являвшемся её отцом и любовником. Правитель загробного мира Яма пребывает в «нижнем» мире и выполняет важную функцию – он самолично определяет, должна ли душа человека, попавшая в подземелье, снова воплотиться в очередную человеческую оболочку, или ей, вследствие критической массы грехов, суждено окончательно поселиться в Нараке (т. е. аду). Яма петлей выдёргивает душу человека из тела и становится её владельцем. С именем Ямы связаны некоторые сюжеты космогонии. В частности, после его смерти, когда в природе существовал только день, сестра его Ями очень долго плакала, повторяя: «Только сегодня он умер»; после чего боги решили создать и ночь — Вирини. Праджапати чаще всего отождествляется с Брахмой как субстанция, давшая жизнь богам, планетам, людям и вещам. Это – один из древнейших богов ведийцев, который, по мифам, был золотым зародышем и смог расчленить себя на Вселенную. По некоторым версиям, он является отцом Рудры. Дьяус – бог неба и муж богини земли Притхиви. Как и в космогониях других религиозных традиций, Дьяус и Притхиви изначально были единым целым, но затем были разделены богами. Они постоянно совокупляются друг с другом, порождая всё новые формы земной жизни. Отцовство Дьяуса является едва ли не единственной формой самовыражения – он ни за что не отвечает, и никем не управляет; Притхиви же, как мать, пестует земную жизнь.

Асурами считали, в первую очередь, данавов и дайтьев. Вритра, главнейший из асуров, собственными свойствами полностью противопоставлен Индре – тот созидает космос, пытаясь установить в нём вековечный порядок, Вритра же, всей мощью первозданного хаоса (тумана, трясения земли), силится всё обезобразить. Рудра более динамичен, чем аморфно-змееподобный Вритра, он с яростью целенаправленно убивает всё живое, направляя энергию своего разрушения и на людей, и на животных, и на богов. Рудра, однако, признавался Ведами и как символ плодородия, способный, дать буйную энергию любому явлению жизни.








Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 04.01.2021г. Александр Алакшин
Свидетельство о публикации: izba-2021-2985555

Метки: Древняя Индия, культура, религия.,
Рубрика произведения: Проза -> История


















1