Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Колыбельная для братика



Учительница уже входила в класс, когда Марина поспешно убрала руку от головы. На прошлом уроке она получила выговор за то, что дергает и крутит пряди. Анастасия Викторовна напомнила, что воспитанные дети не делают на виду у других того, что может быть неприятно окружающим. Например, не сморкаются в носовой платок, и тем более без него. Не хватают руками хлеб в столовой. И не дергают волосы. Правда, Марина делает это не специально, а только когда глубоко о чем-нибудь задумается. Эта привычка пришла к ней недавно, на смену малышовому обыкновению грызть ногти.

Поздоровавшись, учительница стала раздавать двойные листочки.

- Сегодня вы напишете сочинение. Его тема звучит так: "Моя будущая семья". Какой вы представляете семью, которая у вас будет, когда вы станете взрослыми. Подумайте, и опишите все как можно более подробно: сколько в ней человек, чем они бывают заняты вместе, о чем беседуют по вечерам. Пишите то, что думаете, в этом задании нет правильного и неправильного варианта. За это сочинение не будет оценки, оно нужно нам для психологической диагностики учащихся. У вас только один урок, так что не отвлекайтесь.

Марина берет ручку и сердито смотрит на лист.
«О таких темах надо предупреждать заранее! Чтобы было время все обдумать. Без подготовки я просто не знаю, о чем написать».
Марине одиннадцать лет, через три месяца исполнится двенадцать, но о своем семейном будущем девочка пока не задумывалась. Теоретически она понимает, что обычно люди, вырастая, находят себе пару и заводят детей, но никогда не примеряла этого к себе.
Серьезные девочки мечтают не о платьицах с короной или фатой, а об интересной профессии. Вот Марина, когда вырастет, непременно станет микробиологом, как бабушка.

  Когда-то с ними жила и мама, но виделись они редко: мама уходила на работу рано утром, пока Марина еще спала, и возвращалась поздно вечером, когда девочке снова пора было укладываться в кровать. Видимо, поэтому, когда однажды мама насовсем уехала в другой город, Марина не заметила сразу ее отсутствия. Для нее ведь ничего не изменилось. Вот когда из дома исчезла их старая кошка Малышка, которую бабушка с соседкой посадили в большую сумку и унесли в больницу, то Марина еще долго скучала, и все время спрашивала, скоро ли Малышку вылечат, и принесут домой. А тот день, когда из дома исчезла мама, и Марина осталась на попечении бабушки, она толком не помнит.

Зато свою бабушку Марина почти боготворит. И есть за что, ведь бабушка у нее особенная, ни капли не похожая на старушку в платке и с клубком вязания, какие обычно бывают нарисованы на картинках в учебнике. Бабушке Марины больше подходит определение "пожилая дама". Разве у старушек бывают так красиво уложены локоны и подкрашены губы, как у актрис из старого кино? Даже не принимая гостей, бабушка носит нарядное платье и бусы из жемчуга, а не косынку и цветастый халат. И по выходным печет крошечные пирожные с немного соленым цветным кремом.

Манеры бабушки соответствуют ее облику. Марина любит наблюдать, как бабушка величаво, и вместе с тем чуть снисходительно, кивает мужчинам с высоты своего крошечного роста, который она, пятиклассница, уже почти догнала. А те почтительно склоняют голову, обращаясь к ней по имени-отчеству. В эти моменты девочка представляет, что, когда она станет взрослой, мужчины будут так же почтительно кланяться ей самой.

(Однажды их класс повели на экскурсию в музей. Ехать надо было в метро, и в вагоне оказалось несколько свободных сидений. Их тут же заняли мальчишки, бросившись наперегонки и расталкивая других пассажиров. И Марина, глядя на такое безобразие, впервые пожалела, что с ними не было ее бабушки: уж она-то подняла бы шалопаев с места, и заставила их уступить сидения взрослым женщинам.)

Однако у бабушкиного величия есть и неприятная изнанка. Она не терпит непослушания, и диктует домашним каждую мелочь. Даже с кем дружить и что надеть в школу, решает за Марину бабушка. Еще она любит гонять по мелким поручениям свою младшую дочь, живущую с ними полузамужнюю, полуразведенную Ирочку. Та всякий раз вздыхает, цокает, закатывает раздраженно глаза за дверью бабушкиной комнаты, прежде чем войти к ней с улыбкой:
- Да, мамуль?

Старшая дочь, та самая мама Марины, навещает их раз в год, на день рождения бабушки – «как снег на голову», - звонит утром в дверь, влетает в коридор, целует на пороге сестру и маму, с Мариной же у них почему-то нежности не прижились, садится в гостиной, раскрывает сумку, и начинает доставать подарки. Подарки Марина любит, маму не очень. Иногда день приезда обходится спокойно, и оживленный щебет взрослых за закрытой дверью так и остается щебетом. Но гораздо чаще интонации беседы переходят в повышенный регистр. Звучат басы, визжат скрипки, тарелкой хлопает комнатная дверь. Мама - Анна, девочка про себя называет ее по имени - несвязно что-то верещит, брызгая слюной из губ. Потом она уходит куда-то плакать, а бабушка, сидя в комнате, время от времени посылает в стенку восклицания: «Гадина!» и «Дрянь!». Когда мама наконец уезжает, Марина вздыхает с облегчением: теперь дома снова будет тихо. "Она даже не поинтересовалась, как твои успехи в школе!" - сетует бабушка.

Правда, однажды Марине запомнился случай, когда ей стало даже немного жаль свою маму. Она тогда была еще маленькой, вот только пошла в первый класс. Мама приехала в тот раз внепланово: не весной ко дню рождения бабушки, а почему-то осенью. И появилась она не одна, а с гостем: маленьким белобрысым мальчиком в белой распашонке. Марина успела его рассмотреть: щеки у мальчика были розовые, глазки щелочками, кажется, голубого или серого цвета. Малыш совсем недавно научился ходить, и потому смешно переваливался с ноги на ногу, как пингвин из мультика. Мама рассказала, что малыша зовут Алексеем, что ему полтора года, и что он приходится Марине братом. Младшим братишкой.

А через несколько часов разразился скандал. Такой силы и звучности, каких в их тихой и согласной семье не бывало ни до, ни после. По крайней мере, так это запомнилось Марине. Мама бегала в слезах по коридору, выкрикивала какие-то слова, и бабушка кричала тоже. Девочка первый раз слышала, чтобы из бабушкиных губ срывалось так много грубых слов.
- Пошла вон из этого дома, тварь, гадина! Убирайся прочь к своему хаму!

  Марина смутно помнит, как ее мать схватила одной рукой сумку, с которой прибыла к ним, усадила на другую руку щекастого Алексея, и ушла из дома. Наверное, поехала на вокзал, менять билет. Марина обычно не сочувствовала своей незнакомой, неласковой матери, и в любом споре принимала бабушкину сторону. Но тут вдруг впервые испытала к ней нечто, похожее на жалость.

Несколько лет после этого мама не появлялась, а затем возобновила визиты. Карапуза Алешу она иногда привозила с собой, но чаще оставляла дома. Бабушка, хоть особенно и не ругала шумного, проказливого мальчугана, - Марине за меньшие проступки доставалось от нее гораздо строже, - все же бывала не слишком ему рада. Особенно после того, как в четыре года братишка обозвал бабушку «дурьей башкой». После его отъезда та долго возмущалась этим выражением в телефонных беседах с подругами. Бабушке хотелось выяснить, откуда маленький ребенок мог набраться такого хамства и дерзости.

И только с Мариной бабушка, для всех остальных Ольга Георгиевна, бывает по-настоящему заботлива и нежна. Марина точно знает: это потому, что она хорошая девочка. За это бабушка готовит ей омлеты и вареники, взбивает подушки и набирает горячую ванну, а зимой кладет носки на батарею, чтобы, встав с кровати, внучка немедленно надела теплые.
Бабушка не только держит Марину в стороне ото всех домашних дел, она даже забрала внучку из музыкальной школы, и не разрешает посещать спортивные кружки. Отличная успеваемость, вот единственно важная задача в Марининой жизни.
- Марииииночка, - протяжно, нараспев произносит бабушка, и ее нижняя губа дрожит, как будто она вот-вот расплачется. – Учись, Мариночка, учись, детка! Ты ведь у меня такая умница!

И Марина учится. В прошлом году она прошла конкурс в гимназию, и окончила первый год отличницей.
  Только иногда она думает, что хотела бы все-таки ходить на музыку, и еще в какую-нибудь спортивную секцию, как другие девочки. Не «те девочки, которые тянут с тройки на тройку и поступят в ПТУ», и с которыми бабушка не позволяет Марине дружить, - а хорошие, угодные бабушке девочки из нового гимназического класса. И еще Марине хотелось бы изредка гулять после школы во дворе. Хотя бы недолго, когда сделаны все уроки. Но этого ей, конечно, никогда не позволят.

Глянув на часы, Марина спохватилась, что прошла уже половина урока, а она так и не придумала ничего о своей будущей семье. Но, в принципе, ей нравятся малыши, и она будет не против когда-нибудь завести себе одного. Или даже двух. Лучше бы дочек, как у бабушки, но и мальчики сойдут, пока малы. Раскрыв листочек, Марина задумалась и вывела:

Колыбельная для братика.

Тихо звезды выплывают, небо золотя.
Спи, дитя мое родное, спи скорей, дитя.
Тихо загорелись звезды, тихо все кругом,
И уже не слышно в гнездах голоса птенцов.
Пусть тебе от колыбельной сон скорей придет,
Сядет над твоей постелью, песню запоет. 
Пусть тебе тогда приснится все, что хочешь ты.
Стоит только лишь забыться… Спи, дитя, усни!

Поставив точку, Марина почти по-взрослому вздохнула и подумала, что ведь она наверняка не знает, будет ли ей для кого сочинять и петь колыбельные. Ведь оно еще так далеко, это туманное будущее, и совсем-совсем неясно.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 01.01.2021г. Людмила Домогацкая
Свидетельство о публикации: izba-2021-2983570

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


















1