Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Бомжиха в шубе


Бомжиха в шубе
«Запор у меня, - жалуется сосед Иваныч. – Иногда по 3 дня не могу сходить». – «Свёклу ешь?» - «А как же. Хороша, но помогает мало» - «А ты чернослива добавь, размачивай и перед завтраком принимай», - советую я. «А что, - оживился Иваныч, - надо попробовать. Он почём?» - «Рублей 200-250» - «Дорого, - сокрушается сосед, - я лучше свёклой перебьюсь». – «Не смеши меня, Иваныч. У тебя какая пенсия?» - «Почти 20 тысяч». – «Вот это да! И тебе жалко потратить 200 рублей на здоровье?» Иваныч задумывается, прикидывает и виновато соглашается: «И правда, пустяк. Привык экономить и не могу себя пересилить. Чёртова привычка. У меня счётчики стоят на газ, воду, электричество, а дочка придёт и давай лить воду, все конфорки зажигает – смотреть невыносимо. Подойду и обязательно лишнюю закрою, воду тоже стараюсь не лить зря».

Я сочувствую старику: «Мы с тобой, Иваныч, в нужде выросли, нас родители научили обходиться малым и не разбрасываться. Но здесь речь о другом: если нужно и можно – зачем отказываться себе во вред? Тут уж не экономия, а жадность и дурь. Покупай и не сомневайся». - «Да я понимаю, - соглашается Иваныч. – Я себе оставляю 3 тысячи, а остальное дочери отдаю». Мне понятно: дочери нравится «экономия» отца, и она не будет с ней бороться.

У меня тоже болит сердце при виде безумной расточительности и бесхозяйственности. Дома я не допускаю бесполезной траты воды, энергии, припасов, выключаю горящие днём лампочки на лестничных площадках. Зато на улицах эти лампы нередко пылают при дневном свете – выключить некому. Подслушиваю случайный разговор: «Теперь он двери собирается ставить». – «Да ведь у него двери и так новые!» - «Какие новые? 5 лет уже стоят, надоели». Двери! Как будто носки собрался поменять. Мне такие вещи не понять, но таких, как я, всё меньше и меньше. Люди перестроились на другие нормы и стандарты. Экономия, расчётливость вышли из моды и вызывают презрительное осуждение, бедных третируют. Хорошим тоном стало тратить много денег и приобретать много вещей. Вещи меняют не потому, что они износились и состарились – так жили тысячи лет. Нет, теперь вещи меняют в силу рыночной цикличности.

Через определённые, короткие, периоды рынок предлагает новые брэнды, модели, разновидности, новый ассортимент, и всё, что не соответствует им, отметается, подлежит осуждению, потребителю предлагают «идти в ногу со временем», не отставать во вкусах и моде, поддерживать свой социальный статус обеспеченного обывателя. И ради этого ложного навязанного статуса миллионы людей выбрасывают старые вещи и заменяют свежими, но с той же самой функциональностью. Автомобили, бытовая техника, одежда и обувь, домашняя утварь и обстановка, парфюмерия – всё, чем пользуется человек, вплоть до туалетной бумаги, подлежит периодической замене.

И вот встречаю знакомую бомжиху в добротной шубе: «Клава кто тебе подарил?» - «А догадайся. На свалке нашла, оделась-обулась. Вещи клёвые. Сдурели, суки, с жиру бесятся». Да я и сам вижу на помойках отличные вещи: холодильники, кровати, кресла, телевизоры, детские коляски – далеко не рухлядь, слегка поношенные и использованные. Чем они провинились перед владельцами, чем не угодили? Только сроками своего происхождения: их сделали не сегодня, а вчера и позавчера. Но назначение таких вещей не меняется веками. Такие же пришли и на смену, и всё отличие – в дизайне и ярлыке. «Вы ошибаетесь, - возразят мне со снисходительной улыбкой «знатоки» рынка. – Новые модели более производительны, удобны и эстетичны». Что касается эстетичности, то антиквариат лишь дорожает с течением времени и вечно моден.

Далее: зачем мне 1000 оттенков красного цвета, если я способен различить не более 4-5, остальных для меня не существует. И другие «достоинства» новых товаров являются мнимыми и придуманы рекламщиками производящих компаний. Вал новых товаров призван скрыть движущую пружину расширенного воспроизводства, обеспечить рост прибыли и дивидендов. Во имя прибыли и обогащения оболванивают массы и раздувают искусственные потребности: купи, замени, обнови, заведи! Вместо единственно правильного и рационального: сохрани, сбереги, почини! Специалисты по зомбированию в 20 веке освоили технологию рыночного психоза и сделали массы людей безвольными рабами конвейерного потребления. «Дед, купи мне новый мобильник», - клянчит 19-летний студент. «Сломался, что ли?» - «Да нет, исправный. Но у всех наших последние модели, такие накрученные…» И дед тратит последнюю пенсию на абсолютно ненужную вещь.

Ладно бы, тешили самолюбие, демонстрировали толщину кошелька, превосходство над соседями и коллегами. На свалку уходит обесцененный труд рабочих и инженеров, дорогое сырьё и материалы, омертвлённые ресурсы. Рыночный психоз произвёл самую бессмысленную подмену на планете: производство ради производства. Служили вещи, теперь служат вещам. Зачем, почему, какой смысл? Приобретатели и временные обладатели хлама не задумываются. Жизнь превратилась в сплошную покупку, гигантский супермаркет.
Вы обратили внимание, куда устремляются в свободное время? Не в парк, на реку, в музей, театр, библиотеку, прогулку с детьми… В торговые центры и на рынки – любимый досуг миллионов. Не купить, так поглазеть и прицениться. Не сегодня, так завтра. И когда пугают, что людей 20 века подстерегают три роковых болезни: инфаркт, рак и диабет, то я кричу: «Не верьте! Вас всех делает идиотами одна-единственная болезнь – рыночный психоз». Исцелитесь, если хотите остаться человеком. И симпатичнее мне не «крутой» толстяк, сменивший за два года две иномарки, а сосед Иваныч: он знает настоящую цену вещам и людям, которые их сделали.






Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 18
© 17.11.2020 Игорь Рудой
Свидетельство о публикации: izba-2020-2946899

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Елена Яковлева       18.11.2020   14:32:25
Отзыв:   положительный
Удивительно, а вот мы с мужем (пенсионеры) совсем не умеем экономить. Но это касается только продуктов. Никогда не ищу, где дешевле - возьму то, что в ближайшем магазине. Всё потому, что пока жили не в России и денег едва хватало от зарплаты до зарплаты, экономить приходилось именно на продуктах питания. Наголодались, в общем, особенно пока дети в школе учились и нужно было каждый год собирать их в школу, откладывая из скудного бюджета. А вот одежду покупаем очень редко, только по необходимости.И тоже потому, что привыкли относиться к ней бережно. Такой вот парадокс!
Иван Особняк       17.11.2020   12:19:17
Отзыв:   положительный
Хорошо подмечено. Очень актуальна тема о привычке экономить повсеместно на всём. В пожилых людях она сидит очень глубоко и избавиться от неё практически невозможно. Так жили десятилетиями. Сейчас иная жизнь. Не модно быть самым богатым на кладбище. Но пожилому поколению и этот довод не указ. Удачный рассказ . Правильно выбрана тема. С уважением. Иван.
Игорь Рудой       18.11.2020   14:00:32

Спасибо Иван, Вы правильно меня поняли. Прискорбно, что мы с вами бессильны что-либо изменить в этом приступе безумия.
















1