Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Размышление о понятии святости


В Православном Христианстве одним из важнейших понятий является понятие святости. Что это?
Вот что пишет в интернете сайт "Азбука Веры":

"Святость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.
Можно выделить три уровня святости:
— Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
— Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.
— Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.
Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят… (Лев.11:44).
По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15) <...> ." (конец цитаты).

Итак, что понятно из этого текста? Проясняется вопрос о происхождении святости. Но что это по своей сущности?
Я попытался несколько прояснить этот вопрос, рассмотрев само происхождение этого слова, его этимологию.
Зачем нужно прояснять этот вопрос? Для того, чтобы попасть в рай.

"И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. <...> И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни." (Апокалипсис, 21:10 и 21:27).

Вот так. Мы же не хотим вечно мучиться?
Вы как хотите, а я не хочу мучиться, тем более вечно.
Запугав самого себя и попытавшись проделать то же с Вами, перейду к сути статьи.
Дело в том, что до принятия Православия славянами уже существовал славянский язык, со своими понятиями.
А слявяне в то время были язычниками (в прямом переводе со старославянского, "язычество" это "народничество", в смысле, "народная религия"). И кто сказал, что слово "святость" сегодня дает нам те же ассоциации, что и славянину, именно для которых трудились и переводили Кирилл и Мефодий?
Их-то проповедь Евангельская должна была потрясти так, чтобы они перестали колдовать, обратились к Богу, да еще и "запечатали" церковно-славянский язык вот уже более чем на тысячу лет.

Так каково же первоначальное значение этого слова?
Это слово происходит от древнеславянского корня "*svętъ" (святъ), которым передали смысл, входящий в греческое слово "ἅγιος" (агиос) и, ранее, в еврейское слово "קדש" (к-д-ш, кодеш). А в английском, например, языке, это же понятие передали как "holy" (холи). Греческий, славянский и английский - языки, произошедшие от общей (пра-)индоевропейской основы, однако же, все три слова произошли от разных корней, а значит, изначально имели несколько разный смысл. Иврит не происходил от индоевропейской основы, а является языком семитской группы.

По закону жанра, тут надо опять отскочить в сторону и начать объяснять другое. Никто же не любит прямых ответов на вопросы, ведь так неинтересно?

Ну так вот, английское "holy" родственно английскому же "whole" (хоул), а это слово восходит к "*kóylos" (койлос) индоевропейского, а это слово в славянском языке дало корень "цѣлъ" (цел). То есть для англичанина, изначально, святость - это целость, полнота, здоровье (связано со словом "health" - хэлс) и одновременно - ЦЕЛЬ (славянское цѣль). Да, святость - это единственная истинная, достойная и благая цель всей жизни, совершенное же здоровье тела и души будут даны Богом святым при всеобщем воскресении. Понятно, почему для англичан перевели так.
У греков слово "ἅγιος" произошло от индоевропейского корня "*Hyag-" (хъяг).
Изначально этот корень означал "поклоняться". Действительно, Единственный Святой по существу - Бог, и Он Единственный Достойный поклонения.
В иврите "קדש" означало, видимо, "чистый" и "отделенный". Вот как об этом говорится в Священном Писании: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших." (Книга Пророка Исаии, 55:8-9).

Итак, обозрев окружающих, посмотрим на нас.
Слово "святъ" происходит от индоевропейского "*kuen-to" (квен-то) и изначально означало "наполненный", "набухший", "разросшийся", "усилившийся".
Здесь - очень важный смысл для нас, вероятно. Для человека святость в его земной, нынешней жизни - это постоянное движение к Богу. Итак, святость без Бога совершенно невозможна.

А еще есть очень древняя поговорка в русском языке - "свято место пусто не бывает".
И тогда понятен смысл того, что понималось нашими предками как "святое место" - это изобильное место, и оно, действительно, пустым не бывает.
Тут важное противопоставление - святости и пустоты.
Полнота и единственный Истинный Источник - в Боге. Если мы делаем не пустое дело - значит, мы делаем святое дело, а возможно это лишь и только с Богом. Если мы делаем не святое дело - мы делаем пустое дело.
Кроме того, становится более понятен, например, смысл имен князей, бывших еще язычниками и первыми поколениями, принявшими Православие - Святослава и Святополка. Святослав, изначально - не тот, у кого слава великого праведника, а тот, чья слава растет, ширится. А Святополк - не тот, чье войско отличается благочестием, а тот, чей полк постоянно растет, увеличивается.

"Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму." (Евангелие от Матфея, 15:12-14).

Слава Богу за всё.






Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 13.11.2020 Андрей Уранополит
Свидетельство о публикации: izba-2020-2943934

Метки: Православие, святость, размышление, Христианство, религия,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


















1