3 ноября, 16:18
#vipassana_випассана Часть первая, скучная и
историческая.
Предуведомления.
- Там много букв. Осторожно!
- Это не про духовность и не про
психологию. Я не разбираюсь
ни в том ни в другом.
- Про випассану можно рассказывать с
разных сторон. Я постараюсь рассказать о многом, исключая внутреннее содержание
медитации. Для каждого это очень персональный опыт, и им делиться и глупо и
бессмысленно. (Хотя, естественно, есть общий план с перекрестками и своими
дорожными знаками.)
- У многих из вас есть больший опыт
медитации, чем у меня. Не ругайтесь, если я буду писать ерунду. Я не
специально.
Об этом в интернетах написано больше,
точнее и лучше. Я напишу меньше, бестолково, но по-своему.
Первое имя в этой истории – ученый
буддистский монах Леди Саядав. Я не уверен даже, что это имя. Мне кажется, что
Леди –это должность, а Саядав -- название монастыря. Монастырь находится в
Бирме. Я ничего не знаю про эту страну, тем более что это уже не Бирма, а
Мьянма. История випассаны “началась” совсем недавно, в начале ХХ века. Леди
Саядав работал со старыми индийским буддийскими свитками. Он их переводил с
пали на современный бирманский язык. Как мне объяснили, пали -- это мертвый
язык, типа латыни. Расшифровывал и рутинно публиковал в академических журналах.
Я что-то из этого читал. В основном, это была невыносимая буддийская
бухгалтерия, типа “13 основных и 24 второстепенных причины, почему праведный
монах не должен продавать крестьянам целебное масло по четвергам”. И среди
такой мути он нашел довольно детальную инструкцию по достижению нирваны. (Кто
бы что под этим словом ни подразумевал). И даже рутинно опубликовал. Мало ли, кто
что публикует. По неизвестным сейчас причинам, он начал эту технику
практиковать у себя в монастыре с насельниками. И, видимо, его вштырило.
Второе имя я совсем не помню, но оно
есть в интернетах. Это бедный крестьянин, который спасаясь от несчастий, оказался
в монастыре Саядав. Там он попал на занятия по нирване, и провел в монастыре
несколько лет, обучаясь нескольким типам медитации и воздерживаясь от покупки
целебного масла по четвергам. Вот этого крестьянина точно вштырило не
по-детски. По благословению Леди Саядава он вернулся из монастыря к себе в
деревню, и решил этой техникой делиться с миром. Как пишут в исторических
анекдотах о нем, после того как ученики обламывались с ним заниматься, он нашел
беспроигрышный способ провести хотя бы один курс: он набрал самых бедных
батраков и платил им, за то, что они его слушались. Как пишут в анекдотах,
кого-то там из них вштырило, и у него на ферме появилась школа медитации для
крестьян. Он даже стал известным.
А вот третье имя в этой истории я помню
очень хорошо. Это Саяджи У Ба Кин. Мальчик-отличник из скромной семьи, начавший
строить чиновничью карьеру, когда Бирма получала независимость. К моменту
встречи с крестьянином из предыдущего абзаца, У Ба Кин был уже важным
начальником, он ездил с ревизиями по Бирме в своем собственном ж/д вагоне. Вот
У Ба Кина вштырило конкретно. Он продолжал заниматься медитацией и параллельно
с этим продвигался по службе, став одним из самых важных чиновников в
правительстве, чуть ли не министром финансов. Со своими недюжинными организационными
способностями, он открыл огромный медитационный центр в Рангуне, и, не
отвлекаясь от чиновничьей работы, учил бирманцев медитации в традиции
випассаны. Он умер в семидесятых годах двадцатого века. Еще говорят, что он был
бодисаттвой, но непонятно, как это можно определить.
Ну и самое известное имя в истории
випассаны -- СН Гоенка. СН -- это инициалы, они так и произносятся - эсэн.
Гоенка родом из богатой и уважаемой в
Рангуне семьи, потомственный бизнесмен, глава местной индуистской общины. В
анекдотах пишут, что у Гоенки заболела голова, он безрезультатно ездил по
врачам по всему миру (мог себе позволить), и потом его убедили сходить на курс
к Саяджи У Ба Кину. Головная боль прошла, Гоенке понравился курс, но его не то
чтобы вштырило, а просто очень позитивно заинтересовало. Гоенка ходил на курсы,
стал помощником У Ба Кина. И через много лет совместной работы на курсах,
Саяджи У Ба Кин отправил Гоенку в Индию с миссией “вернуть жемчужину на
родину”. Свитки Леди Саядава были родом из Индии, но практика випассаны была
забыта там тысячу лет назад -- У Ба Кин чувствовал себя обязанным вернуть в
Индию потерянное. Гоенка был для этой задачи идеальным исполнителем:
образованный, знал отлично и бирманский и хинди, сладкоголосый и медоточивый. В
Индии сотни религий и верований, а буддизм был в шестидесятых годах не просто
не в моде, он был скорее дурным вкусом. И Гоенка сделал великое дело: он
выкинул из випассаны весь буддизм вообще, оставив только голую практику и
немного метафизики на уровне крестьян и домохозяек. Кроме того, для Индии он
создал самый минимальный по длительности курс -- десять дней. Дальше все пошло,
как в хорошей сказке: маленькие курсы в бедных деревнях, последователи, покупка
земли для большого центра, хиппари и поклонники из Америки и Европы. В
семидесятых был зафиксирован распорядок дня, до сих пор неизменный: подъем в
четыре утра, десять часов медитации в день итд. Гоенка хорошо выучил
английский, его помощники записали сотни часов его курсов на аудио и видео.
Сейчас эти сотни часов лежат бесплатно в интернетах в переводе на множество
языков. Жаль, что эти истории, увещевания, песенки и прибаутки -- без практики
и без структуры курса -- никому не нужны. На этих записях и основаны все курсы.
Тут я хочу вставить одно свое важное соображение:
в свитках Леди Саядава было три медитационных шага для достижения нирваны (кто
бы что ни подразумевал под этим), но на курсах практикуют только самый первый,
практически не упоминая о втором и третьем. Я о них читал в толстой книге “The
way of dhamma”. И они являются логическим продолжением первого шага.
Что будет дальше: быт, жизнь и организация курса,
люди, которые туда ездят, что есть прикольного в Трибеле, размышления о
нейрофизиологии и еще что-нибудь
Випа́ссана (
пали) или випа́шьяна (
санскр. विपश्यना, vipaśyanā
IAST «проникновенное видение») — вид медитации в
буддизме, созерцание
четырёх благородных истин и идеи
невечности. «Динамическая» (аналитическая) медитация в отличие от статической (
шаматха).
3. November,
16:18
#
vipassana_vipassana Teil eins, langweilig und historisch.
Vorankündigung.
- Es gibt viele
Buchstaben. Vorsicht!
- Hier geht es
nicht um Spiritualität und nicht um Psychologie. ich verstehe nicht
weder in der
einen noch in der anderen.
- Sie können aus
verschiedenen Blickwinkeln über Vipassana sprechen. Ich werde versuchen, über
viele Dinge zu sprechen, mit Ausnahme des inneren Inhalts der Meditation. Es
ist eine sehr persönliche Erfahrung für alle, und es ist albern und sinnlos,
sie zu teilen. (Obwohl es natürlich einen allgemeinen Plan mit Kreuzungen und
eigenen Verkehrszeichen gibt.)
„Viele von euch
haben mehr Meditationserfahrung als ich. Schwöre nicht, wenn ich Unsinn
schreibe. Ich habe es nicht so gemeint.
Im Internet wurde
mehr darüber geschrieben, genauer und besser. Ich werde weniger dumm schreiben,
aber auf meine eigene Weise.
Der Vorname in
dieser Geschichte ist die gelehrte buddhistische Mönchin Lady Sayadav. Ich bin
mir nicht mal sicher, wie der Name lautet. Es scheint mir, dass Lady die
Position ist und Sayadav der Name des Klosters. Das Kloster befindet sich in
Burma. Ich weiß nichts über dieses Land, zumal es nicht mehr Burma ist, sondern
Myanmar. Die Geschichte von Vipassana "begann" erst vor kurzem, zu
Beginn des 20. Jahrhunderts. Lady Sayadav arbeitete mit alten indischen
buddhistischen Schriftrollen. Er übersetzte sie von Pali ins moderne
Burmesisch. Wie sie mir erklärt haben, ist Pali eine tote Sprache wie Latein.
Entschlüsselt und routinemäßig in Fachzeitschriften veröffentlicht. Ich habe
etwas davon gelesen. Im Grunde war es eine unerträgliche buddhistische Buchhaltung,
wie "13 Haupt- und 24 Nebengründe, warum ein rechtschaffener Mönch
donnerstags kein Heilöl an Bauern verkaufen sollte". Und unter solchen
Trübungen fand er eine ziemlich detaillierte Anweisung, um Nirvana zu erlangen.
(Wer auch immer etwas mit diesem Wort meint). Und sogar routinemäßig
veröffentlicht. Sie wissen nie, wer was veröffentlicht. Aus unbekannten Gründen
begann er diese Technik in seinem Kloster mit den Einwohnern zu üben. Und
anscheinend steckte er fest.
Ich erinnere mich
überhaupt nicht an den zweiten Namen, aber er ist im Internet. Dies ist ein
armer Bauer, der vor dem Unglück im Kloster Sayadav gelandet ist. Dort nahm er
an Nirvana-Kursen teil und verbrachte mehrere Jahre im Kloster, lernte
verschiedene Arten der Meditation und verzichtete donnerstags auf den Kauf von
Heilöl. Dieser Bauer steckte definitiv nicht kindisch fest. Mit dem Segen von
Lady Sayadava kehrte er vom Kloster in sein Dorf zurück und beschloss, diese
Technik mit der Welt zu teilen. Während sie in historischen Anekdoten über ihn
schreiben, fand er nach dem Abbruch der Studenten, um bei ihm zu studieren,
einen Win-Win-Weg, um mindestens einen Kurs durchzuführen: Er rekrutierte die
ärmsten Landarbeiter und bezahlte sie, um ihm zu gehorchen. Während sie in den
Anekdoten schreiben, wurde einer von ihnen dort erstochen, und auf seiner Farm
erschien eine Meditationsschule für Bauern. Er wurde sogar berühmt.
Aber an den
dritten Namen in dieser Geschichte erinnere ich mich sehr gut. Dies ist Sayagi
U Ba Kin. Ein ausgezeichneter Junge aus einer bescheidenen Familie, der mit der
Unabhängigkeit Burmas eine offizielle Karriere aufbaute. Als er den Bauern aus
dem vorigen Absatz traf, war U Ba Kin bereits ein wichtiger Chef. Er reiste mit
Audits in seinem eigenen Eisenbahnwaggon durch Burma. Hier wurde Wu Ba Kin
speziell angeheftet. Er übte weiter Meditation und wurde gleichzeitig
befördert, wobei er einer der wichtigsten Beamten der Regierung wurde, fast der
Finanzminister. Mit seinen bemerkenswerten organisatorischen Fähigkeiten
eröffnete er ein riesiges Meditationszentrum in Rangun und unterrichtete, ohne
von der offiziellen Arbeit abgelenkt zu werden, die birmanische Meditation in
der Vipassana-Tradition. Er starb in den siebziger Jahren des zwanzigsten
Jahrhunderts. Sie sagen auch, dass er ein Bodhisattva war, aber es ist nicht
klar, wie dies bestimmt werden kann.
Nun, der
berühmteste Name in der Geschichte von Vipassana ist SN Goenka. CH sind
die Initialen, sie werden so ausgesprochen - esen.
Goenka stammt aus
einer wohlhabenden und angesehenen Familie in Rangun, einem erblichen
Geschäftsmann, dem Leiter der örtlichen Hindu-Gemeinschaft. In den Witzen
schreiben sie, dass Goenka Kopfschmerzen hatte, er vergeblich zu Ärzten auf der
ganzen Welt ging (er konnte es sich leisten) und dann überredet wurde, einen
Kurs nach Sayadzhi U Ba Kin zu belegen. Die Kopfschmerzen waren weg, Goenke
mochte den Kurs, aber nicht, dass er feststeckte, sondern einfach sehr positiv
interessiert war. Goenka besuchte Kurse und wurde U Ba Kins Assistent. Und nach
vielen Jahren gemeinsamer Arbeit an den Kursen schickte Sayagy U Ba Kin Goenka
nach Indien, um "die Perle in ihre Heimat zurückzubringen". Die
Schriftrollen von Lady Sayadawa stammten ursprünglich aus Indien, aber die
Praxis des Vipassana wurde dort vor tausend Jahren vergessen - U Ba Kin fühlte
sich verpflichtet, nach Indien zurückzukehren, was verloren gegangen war.
Goenka war ein idealer Darsteller für diese Aufgabe: gebildet, kannte sowohl
Burmesisch als auch Hindi, mit süßer Stimme und Honigfluss. Indien hat Hunderte
von Religionen und Überzeugungen, und der Buddhismus war in den sechziger
Jahren nicht nur aus der Mode gekommen, er war auch ein eher schlechter
Geschmack. Und Goenka hat großartige Arbeit geleistet: Er hat den gesamten
Buddhismus im Allgemeinen aus Vipassana vertrieben und nur bloße Übung und ein
wenig Metaphysik auf der Ebene der Bauern und Hausfrauen hinterlassen. Darüber
hinaus hat er für Indien den kürzesten Kurs in der Dauer erstellt - zehn Tage.
Dann lief alles wie in einem guten Märchen: kleine Kurse in armen Dörfern,
Anhänger, Landkauf für ein großes Zentrum, Hippies und Fans aus Amerika und der
Europa-