ВЕНОК СОНЕТОВ О ПОЭЗИИ


ВЕНОК СОНЕТОВ О ПОЭЗИИ


********** Магистрал ***********

Так в чём же назначение поэта?
Как Бог, из Слова сущность создавать,
Грядущее ли смертным открывать,
Посредником быть между Тьмой и Светом?

Иль соловьём, поющим пред рассветом,
Рулады беззаботно рассыпать,
Созвучиями, рифмами играть,
Лишь радость жизни чувствуя при этом?

Всяк для себя решает это сам,
К тем обращаясь внутренним весам,
Что нам даны Создателем с рожденья.

Любой из нас, что может, то поёт.
А Время всё расставит в свой черёд,
Ни для кого не сделав исключенья.


*************** 1 ****************
Так в чём же назначение поэта?
Крепка лежит на тайне сей печать…
Хоть многие пытались отвечать,
Вопрос пока остался без ответа.

В конце концов, а так ли важно это?
Поэт не в состоянии молчать –
Так пусть же будет плакать и кричать,
Молить, смеяться, воспевать рассветы…

Любовь и гнев, разлука и свиданье,
И света лунного в речных струях мерцанье –
У каждого свой повод есть писать.

Одним поэзия – весёлая наука,
Другим же, хоть и сладкая, но мука –
Как Бог, из Слова сущность создавать!

**************** 2 ***************
Как Бог, из Слова сущность создавать,
Ломать вещей привычный вид и имя,
Их заменив понятьями иными –
Что заставляет этот путь избрать?

С сознанием, как чистая тетрадь,
(Где в клетку, где с линейками косыми),
Мы в этот мир являемся такими,
Какими нас родила наша мать.

Та часть души, созвучная Природе –
Она поэту путь его находит.
И не уму холодному решать,

Кем быть: адептом чистого искусства,
Будить ли в людях лучшие их чувства,
Грядущее ли смертным открывать.



**************** 3 ****************
Грядущее ли смертным открывать,
Как Нострадамус, даром обладая
(Неважно, чей он - Ада или Рая),
Сквозь топь столетий класть катренов гать.

Призвав себе на помощь духов рать,
Глядеть как Вечность движется седая.
От страха и восторга замирая,
Над будущим завесу приподнять.

Лишь единицам этот дан удел:
Предвидеть ход несовершённых дел,
Тем быть, кому грядущего путь ведом.

Но счастье ль это? Иль бесплодный труд?
И зная, что пророчеств не поймут,
Посредником быть между Тьмой и Светом?


***************** 4 ****************
Посредником быть между Тьмой и Светом –
Судьба любой мятущейся души.
И как пожар душевный не туши,
Не загасить – ни водкой, ни советом.

В ней ангел с чёртом борются, и в этом
Трагедия её. Зато в тиши,
Когда ей что-то говорит: «Пиши!»,
Огонь становится поэмой иль сонетом.

Пух белоснежный на одном крыле,
Другое же всё в саже и золе –
Вот Муза полного страстей поэта.

Зато обоим им неведом страх:
Предстать ли вороном в своих стихах,
Иль соловьём, поющим пред рассветом.


*************** 5 ***************
Иль соловьём, поющим пред рассветом,
Пленяя всех изысканной строкой,
Свивать глаголы борзою рукой –
Вот доля для счастливого поэта!

И никакие потрясенья света,
Завистники, иль рёв толпы глухой,
Не могут Музы возмутить покой.
Кто смеет осуждать её за это?

Когда душа в ладу сама с собою,
Ей небо даже ночью голубое!
Богами ей позволено избрать

Себе лишь счастья и довольства лиру.
И, презирая все тревоги мира,
Рулады беззаботно рассыпать.


**************** 6 **************
Рулады беззаботно рассыпать,
И, слово разложив на составные,
Собрать все заново созвучия простые,
Мозаике причудливой подстать.

Словес привычных вкус, и цвет, и стать
Опробовав, отбросивши пустые,
Беря лишь наиболее густые,
Себе палитру новую набрать.

И, отобрав придирчиво и точно
Лишь то, что звонко, красочно и сочно,
Вдруг нечто необычное создать.

Вот это путь новатора-поэта
(Немножко сноба и слегка эстета) –
Созвучиями, рифмами играть.

*************** 7 **************
Созвучиями, рифмами играть;
Из «психосфэры», как шары из лузы,
Извлечь слова, глаголы и союзы,
И на читателя свалить всю благодать…

Порою остаётся лишь гадать:
Быть может, что-то с психикой у Музы?
Однако же, тут не одни конфузы –
Шедевры тоже могут возникать.

Ассоциаций перебрав руно,
Понятнее становится одно:
И тут есть настоящие поэты!

Но стоит ли писать, когда стихи
Рождаются рассудку вопреки,
Лишь радость жизни чувствуя при этом?


**************** 8 ***************
Лишь радость жизни чувствуя при этом,
И от тревог мирских отворотясь,
Творить, не замечая жизни грязь,
Дано, увы, отнюдь не всем поэтам.

Но, кроме стансов, рондо и сонетов,
Известны нам Эзоп и Ювенал
(Сатиру их и Пушкин вспоминал),
Писавшие и басни, и куплеты.

Что выбрать – сладкозвучие? Сатиру?
Брать дудку Момуса или Орфея лиру?
Воспеть пленэры и прекрасных дам,

Или стихом язвительным заставить
Пороки общества хотя б слегка исправить-
Всяк для себя решает это сам.


*************** 9 **************
Всяк для себя решает это сам –
Сатирики, конечно же, ершисты,
Но есть ещё гадюки – пародисты!
Живой укор Парнасским небесам…

При встрече их узнаешь по глазам –
Зрачки их вертикальны, злы и льдисты;
Они нахальны, на язык нечисты.
Вот недруг ваш, мон шер месье, медам!

Их за поэтов даже не считают,
Их на Парнасе всякий презирает.
Иной из них себя не любит сам!

Порой он рад бы с плеч стряхнуть обузу,
Но вновь его влечёт к насмешке Муза,
К тем обращаясь внутренним весам…



**************** 10 **************
К тем обращаясь внутренним весам,
Что нам определяют справедливость,
Взглянув окрест, лишь чувствуешь брезгливость
К политикам, правительству… А сам?

К поэзии гражданской голосам,
Свой голос, бросив ложную стыдливость,
Вливай. Позиция нужна, а не красивость,
Как маятник – Истории часам.

Ведь без людей, что могут, не боясь,
Открыто обличать порок и грязь,
России не дождаться возрожденья.

И чувства многим вспомнить бы пора
Порядочности, чести и добра,
Что нам даны Создателем с рожденья.


**************** 11 ***************
Что нам даны Создателем с рожденья
Способности, здоровье, ум и страсть,
Все знают. Но как трудно не пропасть,
Сберечь хотя бы самоуваженье,

Когда, как Корлеоне, предложенье
Поэту вдруг решает сделать Власть.
Тут трудно в искушение не впасть,
И боязно испортить отношенья.

Иль сами свой талант (порой немалый)
За должность, положенье, капиталы
Сдают. И получают в свой черед,

Всех благ наборы на казённом блюде.
Бог им судья… Поэты тоже люди,
Любой из нас, что может, то поёт.

**************** 12 **************
Любой из нас, что может, то поёт.
Мы любим спорить, ссориться, мириться,
Переходя порою все границы,
Когда азарт над смыслом верх берёт.

Но главное – Поэзии полёт,
Что заставляет нас марать страницы.
Здесь все – ученики и ученицы
В желании продвинуться вперёд.

Тут всем нам Муза – общая подруга.
Зачем кидать каменьями друг в друга,
Попасть рискуя в свой же огород?

И разногласия о том, чья лучше Муза,
Не стоят нарушения союза.
А Время всё расставит в свой черёд.


*************** 13 ***************
А Время всё расставит в свой черёд.
Сегодняшних кумиров единицы
Войдут в историю. Веков границы
Не перейдя, их слава отомрёт.

И завтрашний читатель в N-ный год,
Без нынешних пристрастий и традиций,
Забвенья пыль, покрывшую страницы,
Со старых книг заботливо сотрёт.

Тех, кто был незаслуженно забыт,
Или при жизни не был знаменит,
Был жертвой клеветы или гоненья,

И имена, что так гремели нам –
Грядущее расставит по местам,
Ни для кого не сделав исключенья.


**************** 14 ***************
Ни для кого не сделав исключенья,
Всевышний дал всем равные права.
И роза редкая, и сорная трава,
И ландыши – дар Божий, без сомненья!

Любой поэт – природное явленье.
Но, выбирая темы и слова,
Уже несёт он, нАчав петь едва,
В самом себе своё предназначенье.

С годами творчество меняет свой полёт.
Но как он может петь - так и поёт,
И вряд ли может отвечать за это.

Певец есть то, что Бог в него привнёс.
Быть может, некорректен сам вопрос:
Так в чём же назначение поэта?


***************************

Впервые я сплетал венок сонетов.

Хорош он или плох – не мне судить,
Тебе, Читатель! Так тому и быть…
21.04.03





Рейтинг работы: 141
Количество рецензий: 11
Количество сообщений: 24
Количество просмотров: 701
© 18.02.2011 Дмитрий Лавров
Свидетельство о публикации: izba-2011-293475

Рубрика произведения: Поэзия -> Твердые формы


Ирина Кабачкова       05.02.2018   21:56:30
Отзыв:   положительный
честно говоря, до конца не дотянула: сплошная грамматическая рифма убивает. Извините...
Дмитрий Лавров       05.02.2018   22:10:43

Извиняю. Бывает... тонкие чувства...
Кстати, а что такое "грамматическая рифма"?
Ирина Кабачкова       05.02.2018   22:55:09

рифма с использованием слов одной части речи в одной грамматической форме. Это есть в моей первой на этом сайте статье- https://www.chitalnya.ru/work/2179264/
По сути- показатель низкой техники. В 21 веке ею злоупотреблять считается дурным тоном. Неприемлемы все, кроме именительного падежа существительных с нулевым окончанием- эти просто допустимы, а другие грамматические- признак слабой техники, равно как и слова с громоздкими суффиксами типа _ени, -ани и пр.- затмение, образование...- это рифмовать не принято в наше время.
Дмитрий Лавров       05.02.2018   23:16:53

= это рифмовать не принято в наше время.=

Спасибо, буду знать. Я, правда, застрял в своём времени... а вот Пушкина взгреем за такие рифмы, да и за множество глагольных тоже!
Ирина Кабачкова       05.02.2018   23:23:29

Пушкина не взгреем. Реформа в этой области произошла во второй половине 19 века, но уже 150 лет прошло- пора бы уже об этом знать всем. Неужели вы не видите, что уже серебряный век рифмует иначе? сейчас добавились и ассонансные рифмы и составные. всё стало ещё свободнее, но правило сохранилось: должны совпадать по звучанию ударный слог и клаузула
Альфа       17.08.2016   18:47:40
Отзыв:   положительный
Сонет отличается от обычного стиха очень четкой рифмой.
Сонет строится по определенной, очень жесткой формуле.
Это просто стихи.
Удачи!!!
Дмитрий Лавров       17.08.2016   18:59:33

Сонеты - они тоже разные: классический итальянский, французский, т.н. "шекспировский"...
Главное - 14 строк и наличие системы рифмовки (а она уже может быть различной). ВОТ ЭТО НЕИЗМЕННО.
Венок сонетов - магистрал плюс 14 сонетов, у которых первая и последняя стоки - это соседние строки магистрала. И ВСЁ.
Это просто...

Спасибо, что прочли!
Ирина Кабачкова       05.02.2018   23:24:56

вы забыли в формуле сонета про перелом- он также обязательная фишка сонета, а также жёсткая схема
Альфа       17.08.2016   19:05:46

А рубаи понравились!!!
Владимир Замыслов       15.03.2015   17:29:23
Отзыв:   положительный
Дмитрий, как я и обещал разобрать внимательно венок!
Начну с Магистрала,
Им задана такая ритмика гласных:
А 11
В 10
В 10
А 11

А 11
В 10
В 11
А 10

C 10
C 10
D 11

C 10
C 10
D 11

Этот ритм обязан соблюдаться во всех сонетах венка!

сонет 1
А 11
В 10
В 10
А 11

А 11
В 10
В 10
А 11

C 11 а должно быть 10 гласных :)
C 13 а должно быть 10 гласных :)
D 11

C 13 а должно быть 10 гласных :)
C 11 а должно быть 10 гласных :)
D 10 а должно быть 11 гласных :)

И такой бардак наблюдаю на протяжении всего (венка).
Могу сказать с уверенностью, это не венок сонетам!:)

Это про таких как Вы говорил Уильям Шекспир:
Судить грехи других,
Вы все усердно рвётесь,
Начните со своих,
И до чужих не доберётесь...:)
Остаётся масса вопросов по этому опусу!
Может я в чём не прав!?:)


Дмитрий Лавров       15.03.2015   18:53:02

Владимир, считайте у себя. Мне это неинтересно, я не бухгалтер...
Кстати, и Вас не сужу - нечего судить. Поэзии нет.
Владимир Замыслов       15.03.2015   19:37:39

А с чего Вы взяли что я сужу?:) Просто разобрал первый сонет, и прочитал все остальные!:) На выявление всех ляпов, у меня просто не хватит время. Кто здесь ещё подробно укажет на нарушение правил стихосложения? Все остальные будут усиленно хвалить, дабы дождаться когда их похвалят в ответ! Знакомая песня Интернетовских порталов!:) Ты мне я тебе, но само произведение остаётся не у дел!:)Его просто не видят, или что ещё интереснее не читают!:) Вам конечно важна дружба, для круговой поруки, что бы унизить талант других авторов. К примеру Владимира (Охотник) его произведения многого стоят, он талантлив и как человек замечательный честный друг!Я здесь уже несколько лет, с 2011 года. Наблюдал за разным бардаком на форумах этого портала, сам провоцировал авторов всякой хернёй, за что был забанен, потом меня разбанили, но форум стал не интересен!И только сейчас, спустя несколько лет решил навестить его. И Славу Воробьёва знаю давно, балаимут ещё тот!:) И Валерия Белова знаю давно тоже. И не раз цапался с Ильёй Рагулиным (ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЭТОМ) парадных, туалетов и строительных заборов, для росписи его творчества. Сейчас вышел на пенсию, появилось больше свободного времени, вот и я опять здесь, маюсь от скуки! А у себя гласные я считаю во время формирования стихотворения, и не один стих, не увидит жизнь, пока гласные не займут места, согласно купленным билетам! Лучше отредактируйте своё творчество, пользы будет больше, чем копаться в чужом белье, ради сарказма и насмешек, не имеющих под собой основания! Я старожил и здесь и в других порталах поэзии!:)

Дмитрий Лавров       15.03.2015   20:16:58

= Я старожил и здесь..=

Вот и сторожите. Только не меня!
Я ни к кому практически не хожу, и мне насрать на баллы и прочее. А вот вам , неуважаемый, очень хочется похвал!
Ещё раз заглянете - занесу в ЧС, уж слишком настырны...
Геннадий Бульдин       13.03.2015   21:57:20
Отзыв:   положительный
Кто вы по профессии, Дмитрий? Какое образование у вас? 45 лет назад я с большой надеждой шел на лекцию "искусство красноречия" (или типа того), организованную для комсомольских активистов в областном центре. Надежды мои не оправдались ни на йоту. Прочитав несколько ваших текстов, пришел к мысли, что вы принесли бы огромную пользу в качестве преподавателя культуры речи (в самом широком смысле слова).
Ваш единомышленник Геннадий
Дмитрий Лавров       13.03.2015   22:38:42

По образованию - инженер радио и телевизионных систем, по реальным професиям - ремонт и наладка сложного оборудования и автоматических линий, инженер в отделе гл. механика, в перестройку - кем придется, и в бизнесе повращался...
Насчет преподавать... тут вот какая штука: можно прекрасно что-то уметь, но не уметь этому обучать! И наоборот.
Принес бы пользу? Кому? - не знаю таких: кто умеет хорошо говорить и писать сам, тем я не нужен. Кто не умеет - те убеждены, что умеют! И ещё есть небольшой слой тех, о ком говорите Вы. Но их мало... и как я могу помочь?!
Геннадий Бульдин       14.03.2015   11:10:07

Да вы уже помогаете. Своими вдумчивыми эссе. Это в некотором роде образцы ораторского искусства. Лучший метод обучения - на примере. Кстати, я тоже ремонтник и наладчик автоматических линий. Вы с ПИД-регуляторами расхода сыпучих материалов, случаем, не имели дело?
Дмитрий Лавров       14.03.2015   15:17:52

= Да вы уже помогаете =
Приятно слышать! Читают, да.


= с ПИД-регуляторами =
Лет десять тому... и вряд ли уже подскажу что-то. Всё сильно зависит от материалов, оборудования, и от его износа. Даже на одних и тех же продуктах (крупы, сахар и т.д.) приходилось поднастраивать: влажность и сыпучесть разная!
Дуэт-Фиорд       12.03.2015   09:12:33
Отзыв:   положительный
"...Впервые я сплетал венок сонетов."

Огромный труд и вызывает восхищение. Не каждому дано писать сонеты. Спасибо!
Дмитрий Лавров       12.03.2015   10:54:50

И вам (обоим?) спасибо, что зашли!
На самом деле сонет нетруден, если умеешь изложить мысль разными способами - вопрос формы...
Я как-то писал об одном и том же в разных формах, это даже интересно. Трудно соблюдать правило магистрала: две соседних строки магистрала как начальная и конечная строки сонета.
Заходите, всегда рад гостям.
Наталья АНВИП       22.06.2011   21:59:10
Отзыв:   положительный
ГЕНИАЛЬНО!
Других подходящих определений прочитанного не могу найти.
А звучит как!!! Просто музыкой льется...
С поклоном, Наталья.


Дмитрий Лавров       22.06.2011   22:08:58

Спасибо, Наташа!
До гения мне как до луны пешком... но ничего получилось, без лишней скромности - умею.
Заходите, всегда рад хорошим людям.
Юрий Васильев       22.06.2011   21:34:24
Отзыв:   положительный
ОСОБО НИЗКО КЛАНЯЮСЬ ТОМУ, КТО СПОСОБЕН СПЛЕСТИ ВЕНОК. БРАВО ВАМ!!!
Дмитрий Лавров       22.06.2011   22:07:24

Большое спасибо, Юрий!
Их у меня три (венка). Убедился, что могу, и больше не тянет... может, когда-нибудь ещё напишу?
Юрий Васильев       02.07.2011   01:23:41

Я у Вас их все читал на "НГ".
(вот у меня хватило духу только на один!)
Владимир Замыслов       15.03.2015   19:52:56

О-о-о-о...Дмитрий, дык Вы ещё бывали и на НГ?:) Я лет 8 назад там тоже бывал, имел 9 золотых кубков, которые подарил МОДЕРАТОРУ, УБРАЛ ИЗ ПОД НИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗА ЧТО БЫЛ ЗАБАНЕН НА ВСЕГДА! :) После моей критики он убрал звание АБСОЛЮТ, и АЛЛЕЮ СЛАВЫ ВРОДЕ ТОЖЕ!
Сайт, для рассады лести и бездарей, которые рвутся только вперёд, не зная, что финиша не будет!:)
таёжница       22.02.2011   08:16:12
Отзыв:   положительный
*Певец есть то, что Бог в него привнёс.
Быть может, некорректен сам вопрос:
Так в чём же назначение поэта?*
Здесь пыталась и я сказать о ПОЭТЕ:
http://www.stihi.ru/2010/02/19/3736
Дар стихосложения Бог не даёт, а вот "слово - знание" - есть такое.
Но опять же "певцу" вменяется жизнью приумножить данное и не навредить.
С уважением.
Дмитрий Лавров       22.02.2011   10:27:41

= Дар стихосложения Бог не даёт =
Любава, не понял! А кто ж его дает - Лит.институт, что ли? Нет, дар этот или есть с рождения (пусть и латентный до поры), или никакими институтами его не приобрести... развить можно, да. Но развить то, что уже есть. А можно и без институтов, если своя голова на плечах нормальная. Но ДАР-то нужен!
Спасибо, что пришли в гости.
таёжница       22.02.2011   12:28:39

Есть 9 Даров, что даются Духом ))), один из них так и называется: "слово - знание".
Вот из этого и может нечто развиться.
*А можно и без институтов,*, можно, конечно ))), что мы и пытаемся делать, но ...как Вы и написали: кто как ...
С уважением.
Дмитрий Лавров       22.02.2011   16:56:45

Дух ли, Бог ли - лишь бы дал
стихотворный капитал!
Зиннур Хуснутдинов - Водолей       19.02.2011   05:49:24
Отзыв:   положительный
Плетут венки сонетов – мастера.
Пора б и мне податься в подмастерья.
Пергамент есть у нас, вороны перья.
Жаль, не нашёл я лебедя пера!

Плести венки, вы знаете, игра.
Поэтам муз высокое доверье.
С недавних пор открыл трём музам дверь я:
Пускай со мной проводят вечера!

Обычно первой в мой вступает дом
В хитоне розовом сама Эрато.
Улыбка на лице сияет молодом,

А очи – как у девушек Герата.
Мы первым делом с ней в альков идём:
Богини воля для поэта свята!!!
Дмитрий Лавров       19.02.2011   20:28:43

Спасибо за отзыв! Но не могу не дать реплику:

Эх, батенька! И Вы туда ж - "в альков"!
А ведь не мальчик, не латинос-мачо...
Я лично с Музою веду себя иначе:
Коньяк и кофе, пара нежных слов,

Потом беседу о вещах начать
Не суетных, сиюминутных - ВЕЧНЫХ!
И вот, когда сонетик обеспечен,
Не раньше! - можно с нею на кровать.

И только в случае, когда она сама
Попросит (не словами - взглядом, жестом);
А сходу трах - фи, как неинтересно!
И в нашем возрасте отдышишься едва...

В таких делах спешить резона нет нам -
Ведь джентльмены мы, к тому ж - поэты!
Сергей Тверской       19.02.2011   00:49:47
Отзыв:   положительный
Дмитрий, Вы сегодня Избушку перекормили.
Помилосердствуйте :)
Дмитрий Лавров       19.02.2011   01:20:55

Я не хотел! всего-то два стиха...
Надеюсь, не развалится Избушка?
Да, нет, она ещё крепка, старушка;
Переживет поэта-старика!
Николай Воротняк       19.02.2011   00:16:14
Отзыв:   положительный
Снимаю шляпу и аплодирую стоя!.. Колоссальная работа, Дмитрий, и она оправдана блестящим результатом!.. Канон выдержан, мысль ясна и прозрачна!.. По достоинству смогут оценить это в основном те, кто сам хоть однажды пробовал проделать такую кропотливую работу... Но это очень полезная лаборатория для освоения формы. Зато мыслям, идеям несть числа!.. Алаверды:

Однажды вдруг сказать себе "пора!"
И не проспать полжизни ненароком.
С рассветом отрешиться от Вчера
В порыве дерзкой мысли о Высоком!

Смутив сонет ребяческим "ура!",
Нетерпеливо мне диктуя строки,
Шальная Мысль - оборвыш ясноокий -
Из подмастерья рвется в Мастера!..

Но Здравый Смысл ей молвит деловито:
Не торопись. Все пропускай "сквозь сито":
Игра в успех - никчемная игра!

Пускай льстецы у ног твоих - ужами.
Не обманись пустыми миражами
И в добрый час! Ни пуха, ни пера!

http://stihi.ru/2010/03/04/3001

Цветы надежд (венок сонетов)
Дмитрий Лавров       19.02.2011   01:26:09

Спасибо! Это первый венок. Малость погодя закину ещё два. Интересно было попробовать, и вроде получилось. Сонеты вообще люблю: очень красивая форма, и полезна для практики как начинающим, так и опытным.
...............

Сонета формою ты жестко связан.
Ну, что ж, смелее начинай урок,
И мысль свою ты уложить обязан
В четырнадцать чеканных, четких строк.

Так приучает нас сонета форма
Слова как можно строже выбирать.
И все же рамки правил тех – не норма,
Когда вам есть о чем другим сказать.

Стиль, форма – только средство для поэта.
Основа – ваших мыслей капитал,
Иль чувство – этот двигатель сюжета.
И, как товарищ Сталин нам сказал,

«Суровый Дант нэ прэзырал сонэта,
И уважаем ми его за это!»

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1