Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Главное, чему меня научил, с детства, Незнайка Николая Носова


Главное, чему научил меня с детства "Незнайка" Николая Носова
Сегодня в Сети наткнулся на заметку "Чему учит "Незнайка"" и с некоторым волнением (но уже с заранее потеплевшей душой) открыл её.
Ведь "Незнайка" - моя любимая детская книга!.. Может быть, книга, а может быть, путеводитель по жизни, которую я получил в подарок лет в 5, когда ещё сам не умел читать. То есть как раз в тот момент, когда формировался как человек. И теперь уже трудно определить, что вошло в меня от родителей и учителей, а что - из этой моей настольной, зачитанный после до дыр, очень вовремя подаренной мне книжки.
Скорее всего, говорить надо не о разделении: это оттуда, а это из другого источника. Речь в таких случаях всегда должна идти о р е з о н а н с е, созвучии, однонаправленности того, что мне внушали взрослые и что развивала и показывала на примерах эта книга. Если такого созвучия нет, если среда учит человека одному, а книги другому, то юная личность пропустит все важные вещи в книге, её основной смысл, - потому что сочтёт этот смысл враньём и беспочвенной выдумкой.
А канал, который опубликовал эту заметку - серьёзный, никогда в погоне за крикливыми "открытиями" не гнался и в дешёвых спекуляциях замечен не был. Это толковый и вдумчивый канал - "Мел".
Но всё-таки ещё я разволновался и потому, что сам уже, давно, нашёл самое главное в этой книге, давно собирался об этом написать, и теперь мне было интересно, заметил ли это "Мел".
Но "Мел" не заметил. Очень интересная заметка назвала главными "уроками" любимой миллионами книги Николая Носова вот такие, числом шесть:
Быть самостоятельным, научиться браться за "взрослые" дела и доводить их до конца, как бы трудно при этом ни приходилось, какие бы препятствия ни возникали, непредвиденно, в таком автономном режиме деланья дел.
Воспитывать силу воли, уметь пересиливать себя для достижения какой-то цели.
Выкорчёвывать из себя плохие наклонности, признавая свою неправоту (это, в частности, и о рассказе "Огурцы").
"Быть дураком" - то есть честным и искренним, не стесняясь спрашивать и показывать людям своё незнание или заблуждение. Именно таков Незнайка - "Мы смеёмся вместе с ним, но никогда над ним", - пишет автор заметки. Ведь он искренен всегда, хотя получается у него, с первого раза, вообще мало что.
"Обращать внимание на мелочи". Проблемы носовских героев кажутся пустячными, не стоящими внимания, но для самих героев они очень важны, потому что из этих мелочей складывается их жизнь и именно через них пролегает путь к чему-то более значительному и важному. Для нашей детской литературы это был революционный перелом, - утверждает автор заметки. Герои Носова пришли на смену детям-героям, сражающимся рядом со взрослыми за великие идеалы и часто даже гибнущим во имя светлых целей.
А тут - учись, соблюдай чистоту и режим дня, делай посильные дела...
"Не писать плохих стихов", "показ, как устроен мир капитализма" (в "Незнайке на Луне") - вот ещё уроки, которые прозорливо видит автор в произведениях Николая Носова, но, пока я это пересказывал...
Пока я это пересказывал, я понял, что уроков: чему нас учит и что разъясняет на примерах жизни своих героев автор "Незнайки" - намного, намного больше. Все их даже невозможно перечислить, так что задача осознавания "уроков" книг Н. Носова - может иметь начало, но вряд ли когда-нибудь достигнет своего конца.
И всё-таки главного, самого великого и мудрого, что сказал Носов в "Незнайке" в этой заметке не было.
А ведь оно - не обронено мимоходом, где-то мельком в течении повествования. Мимо него трудно пройти. Ведь оно не сказано - на нём построен главный узел, своего рода "врата", через которые Незнайка попадает из одного мира в другой. (И, по замыслу ли автора, или случайно, другой мир - это светлый коммунистический мир Солнечного города).
Все, наверное, помнят условие волшебника, при которых он обещал подарить Незнайке волшебную палочку. От Незнайки требовалось совершить "три хороших поступка".
Только-то и всего? - И Незнайка, засучив рукава, кинулся совершать эти хорошие поступки... И все, наверное, помнят, какими провалами все эти попытки совершить хорошие поступки заканчивались.
И всё-таки Незнайка получил желанную волшебную палочку. Как раз тогда, когда не сделал, казалось бы, ничего выдающегося.
Просто пожалел собачку Бульку, которая мокла под длинным проливным дождём. Когда дождь закончился, отвязал её и отпустил погулять, а когда она залаяла на прохожего, подоспел помочь этому прохожему и поинтересоваться, не пострадал ли он от собачки.
Это и был волшебник. И он вручил Незнайке теперь уже заслуженную им волшебную палочку.
Потому что эти три поступка хоть и были маленькими, крохотными, почти незаметными, но они все были и с к р е н н и м и, от сердца, просто от отзывчивости Незнайкиной души, а не были совершены из-за какой-то корысти.
"Хорошие поступки имеют цену только тогда, когда они б е с к о р ы с т н ы!" - прочно уяснил я из книги Николая Носова. Всё остальное - не считается. Расчёты, надежды на ответную выгоду обращают все "хорошие поступки" человека в ноль. Не засчитываются по самому важному, глобальному счёту.
Про себя я всю жизнь помнил про это главное правило - бескорыстие по отношению к людям, для меня оно было как бы краеугольной, основной заповедью...
И я очень удивился, когда однажды осознал, что р е л и г и о з н а я мораль - находится на ступень ниже этой, носовской.
Я внезапно увидел, что религиозная мораль строится на взаимной выгоде, сделке с высшими силами: вот я веду себя подобным образом, благочестиво и нравственно, а за это мне "заплатят" (пусть даже потом, в загробном мире) хорошим местечком в райских кущах. (А "неправедных" - ох, очень жестоко накажут!)
Где же здесь мораль, где возвышенность помыслов, если требуемые религиями добропорядочность и праведность - это всего лишь взаимовыгодный "эквивалентный" обмен: ты - мне, я - тебе?
Для меня, выросшего с книгой Носова, в таком подходе сразу бросался в глаза корыстный, торгашеский дух.
Но осознание этой разницы пришло ко мне недавно. А до этого я просто жил по этой заповеди - не делая людям ничего из корысти, а помогая или сочувствуя им только из угадывания их чувств, понимания, как им может быть тяжело и трудно или, наоборот, как им хочется, чтобы с ними разделили их радость или гордость. Просто при развитом эмоциональном интеллекте состояние людей вокруг себя очень хорошо понимаешь и без труда сравниваешь с теми состояниями, которые сам пережил.
И вот что удивительное я заметил в течение своей жизни: если "помогал" я одним людям, то мне, зато, потом помогали (а иногда очень ощутимо, переламывая ход моей жизни в лучшую сторону) - совсем другие.
Которые не только не получили от меня ничего хорошего, но даже и не знали, сделал ли я что-нибудь хорошее другим.
И то, что люди, которые помогали мне, были совсем д р у г и е, меня, хотя и озадачивало слегка, но в то же время очень сильно радовало.
Они как будто подтверждали сложившееся у меня в жизни ощущение, что у человечества есть какой-то "общий котёл" взаимовыручки и взаимной поддержки. Ты вносишь в это "общее" свой посильный вклад, а потом, без всякого счёта, кто-то одаривает тебя из этого общего котла человеческого сочувствия и помощи, и зачастую - в самую трудную твою минуту.
Этот "котёл" - он "общак". Он не для кого-то одного, а для поддержания жизни человечества в целом, спасения и развития нашего вида Homo sapiens. И эта та, самая высокая, ступень морали, до которой не смогли подняться существующие религии.
Но эта тема, тема высшей ступени человеческой морали, очень важна, поэтому я планирую написать ещё одну заметку, чтобы объяснить её чуть подробнее и основательней.






Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 23.10.2020 Евгений Мартин
Свидетельство о публикации: izba-2020-2926799

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


















1