
150 лет назад,
22 октября 1870 года в городе Воронеже
родился поэт, прозаик , переводчик,
первый русский лауреат литературной
Нобелевской премии Иван Алексеевич
Бунин.
А умер этот
последний классик дореволюционной
России в ноябре 1953 года в Париже…
Но за этими
краткими информациями и цифрами — целая
жизнь человека незаурядного, неординарного,
страстного, вечно ищущего любви,
признания, понимания. Каким же был он
на самом деле? Осмыслить такое сложное,
самобытное явление, как Бунин, непросто.
Углубляясь в его наследие делаешь всё
новые открытия, но одновременно с этим
происходит уточнение противоречивых
представлений о неоднозначной личности
писателя. Часто общавшийся с ним литератор
Н.Рощин утверждал: «Вокруг имени
И.А.Бунина крепкой стеной стоит нелепая
легенда о «холодном академике»,
«оскорблённом помещике», «надменном
олимпийце». Тот, кто перешагнул эту
стену, тот знает редкое обаяние этого
удивительного, нежного и доброго,
деликатного и неистощимо жизнерадостного
человека».
Да, он горячо
и нежно любил своих родителей, братьев
и сестру. Но он же был и беспощадным,
неистовым и непримиримым спорщиком, в
повседневном общении часто отпугивал
резкостью, желчностью, а то и озлобленностью,
отличался независимостью, колкостью
своих суждений и ладить с ним было
трудно. «Я сед, сух, худ, но ещё ядовит»,
- так написал о себе сам Бунин в 1941 году.
Но всё же он так тосковал без людей, умел
играть и подолгу беседовать с детьми.
Так что же преобладает в нём, что главное?
В очерке, посвящённом И.С.Никитину, Бунин
писал: «Я не знаю, что называется хорошим
человеком. Верно, хорош тот, у кого есть
душа, есть горячее чувство, безотчётно
рвущееся из глубины сердца. Я не знаю,
что называется искусством, красотою в
искусстве, его правилами. Верно, в том
заключается оно, чтобы человек, какими
бы словами, в какой бы форме ни говорил
мне, но заставлял бы меня видеть перед
собою живых людей, чувствовать веяние
живой природы, заставлял трепетать
лучшие струны моего сердца». Таким
человеком был и сам Бунин. Таким,
заставляющим трепетать лучшие струны
сердца, является и его творчество. Чтение
его произведений дарит незабываемые
минуты проникновения во внутренний мир
человека, духовно возвышает и обогащает.
Бунин — один
из самых страстных, великих жизнелюбов,
каких только знает мировая литература.
«Вот людям грустно живётся, скучают, а
мне это кажется странным и очень удивляет.
Как можно скучать! Жизнь так интересна.
Я бы согласился жить бесконечное
количество лет, и если бы нашёлся человек,
который гарантировал мне жизнь в течение
десятков тысяч лет, я не задумываясь
заключил бы с ним контракт на каких
угодно условиях», - писал он. Или ещё:
«Ничего не охватишь, ничего не узнаешь,
а хочется жить вечно — так много
интересного, поэтического».
Это ненасытное
жизнелюбие, жажда новых впечатлений и
встреч были причиной частых путешествий
Бунина: он то и дело отправлялся в путь
— верхом на лошади и на плотах с лоцманами,
пешком по степи и в горы, по морю на
пароходе. Побывал в Италии, в Германии,
в Египте, в Болгарии , в Сирии, в Палестине,
в Сомали, на острове Цейлон… Только в
Турцию, в Константинополь, по собственным
подсчётам, приезжал тринадцать раз. В
одном письме из Греции досадовал, что
пропустил хороший пароход, ушедший в
Японию. Он собирался объехать вокруг
света и в одной из дневниковых записей
объяснил свои путешествия «сезонными
толчками крови». Там же сравнил себя с
перелётной птицей: «Совсем, как птица,
был я всю жизнь!» С восторгом рассказывал
о пятидесяти днях, проведённых в открытом
океане. Ещё не ведая, что полжизни
проживёт на чужбине, он позавидовал
герою средневековых легенд Агасферу,
обречённому на вечные скитания, и
утверждал, что человека счастливее, чем
этот вечный странник, нет: «всё он видел,
всё знает, будет знать; жаль, что нельзя
с ним поменяться!» Часто повторял:
«Всякое путешествие очень меняет
человека», «Путешествия играли в моей
жизни огромную роль», «Я не могу сидеть
на одном месте», «Я не знаю ничего лучше,
чем путешествие».
Иван Бунин
относил себя к числу счастливых людей:
«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».
Счастье по Бунину — в полном единении
с природой; оно даётся всем, кто проник
в её тайны, полюбил, вобрал, впитал в
себя. Бунин обладал особенным, редким
зрением живописца и слухом музыканта.
Он видел и слышал с необычайной остротой.
Ивана Алексеевича Бунина называют
ювелиром слова, прозаиком-живописцем.
Литературные критики сходятся во мнении,
что в Бунинских произведениях есть
родство с картинами Виктора Васнецова,
а по мироощущению его рассказы и повести
схожи с полотнами Михаила Врубеля. В
настойчивом вглядывании и вслушивании
в мир проявлялось его исключительное
жизнелюбие, осознанное и выраженное им
со всей возможной ясностью: «Нет, не
пейзаж влечёт меня, не краски жадный
взор подметит, а то, что в этих красках
светит, любовь и радость бытия».
Но было бы
неверно представлять себе Бунина вечно
ликующим певцом молодости и счастья.
Его творчество пронизывают темы трагизма
одиночества, извечного противоречия
между бессмертным миром природы и
краткостью человеческой жизни, ужас
неизбежного конца. Бунин принадлежал
к людям, которые, по его словам «с
младенчества имеют обострённое чувство
смерти (чаще всего в силу столь же
обострённого чувства жизни)». Но
человечность бунинских решений этой
«вечной» темы смерти в том, что его не
покидает чувство меры и такта, а горесть
не превращается в нытьё. Он хотел бы
даже отрицать смерть, её неизбежность:
« Не верю, что умру, устану, что навсегда
в земле усну, - нет, - упоённый счастьем
жизни, я лишь до солнца отдохну!»
Писателю не
везло с женщинами. В жизни Ивана Бунина
их было четыре. Его первая любовь, Варвара
Пащенко, так и не стала его женой. Она
работала корректором в гезете «Орловский
вестник», куда Бунин был приглашён в
качестве помощника редактора в 1889 году.
«Я ещё никогда так разумно и благородно
не любил. Всё моё чувство состоит из
поэзии», - писал он старшему брату Юлию.
Но семья девушки не признавала бедного
и неустроенного помощника редактора с
туманными перспективами в качестве
жениха Варвары. Некоторое время пара
жила без венчания. Но вскоре Варваре —
девушке из обеспеченной семьи —
опостылело нищенское существование и
в 1894 г. она ушла от Бунина. Он долго сходил
с ума от тоски, искал свиданий с ней, но
тщетно. «Ну хоть бы день отдыха, покоя,
пойми же, я бы полжизни отдал, только бы
возненавидеть тебя, стереть с лица земли
все эти проклятые воспоминания, которые
терзают меня этой проклятой, несказанной
любовью к тебе, - успокоиться — ведь что
же, вижу всё потеряно, что же, наконец,
за выгода мне рвать своё же сердце…
Надо же о другом подумать — я же живой,
Варя… А тяжело, но ведь у меня сердце
кровью сочится! Жду ответа, ответь во
что бы то ни стало, а то я на всё решаюсь.
Мне всё равно теперь, всё ничтожно перед
моим страданием», - писал Бунин Варваре.
Братья всерьёз опасались за его жизнь.
Но время залечило эту рану. Воспоминания
о своей первой большой любви Иван Бунин
запечатлел на страницах романа «Жизнь
Арсеньева» в его героине Лике.
В 1898 году
Бунин отправился в Одессу, где познакомился
с редактором Николаем Цакни и его дочерью
Анной. Прекрасная темноволосая 19-летняя
девушка с греческими корнями сразу
привлекла внимание писателя. «Красавица,
но девушка изумительно чистая и простая»,
- написал Иван об Анне своему брату. Она
и стала первой официальной женой Бунина.
В том же году они поженились. Но вместе
супруги прожили недолго. Он без конца
ревновал Анну, не был доволен бытом,
начались разлады в семье — супруги
оказались из совершенно разных миров.
Даже когда Анна забеременела, это не
спасло их отношения. В 1900 году у них
родился сын Николай, но семья уже не
жила вместе, хотя Анна ещё 15 лет не давала
мужу развода. В 1905 году мальчик умер от
скарлатины и больше детей у Бунина не
было.
В 1906 году Иван
Бунин встретил Веру Муромцеву, ставшую
его женой и спутницей до конца жизни.
Встреча состоялась в Москве, на
литературном вечере у писателя Бориса
Зайцева, описавшего позже Веру как
«очень красивую девушку с огромными,
светло-прозрачными, как бы хрустальными
глазами». В ту пору она закончила высшие
женские курсы, всерьёз увлекалась
химией, свободно владела несколькими
иностранными языками и была далека от
литературной богемы. «Я никогда не
хотела связывать своей жизни с писателем.
В то время почти о всех писателях
рассказывали, что у них вечные романы
и у некоторых по нескольку жён. А мне с
юности казалось, что жизни мало и для
одной любви», - писала Вера Муромцева-Бунина.
Тем не менее спустя полгода они уже
стали супругами — по сути, а не по закону,
т. к. Бунин ещё не был разведён.
Отправилась Вера Муромцева за мужем и
в эмиграцию во Францию, где они в 1922 году
наконец смогли узаконить свои отношения
и обвенчаться. Шафером на свадьбе был
Александр Куприн. Супруги прожили вместе
до самой кончины Бунина, хотя их жизнь
безоблачной не назовёшь. И тихим семейным
счастьем с Верой Муромцевой любовная
история Ивана Бунина не заканчивается.
В 1926 году 56-летний писатель встретил
юную Галину Кузнецову. И в эмигрантской
среде появились слухи о странном любовном
треугольнике. Так как в 1927 году Галина
ушла от мужа и переехала на виллу
«Бельведер» в Грассе, где жила семья
Бунина. Начинающая писательница
поселилась там в качестве ученицы и
помощницы маститого литератора, но
обмануть его жену да и всё окружение
писателя не удалось — об их романе
вскоре узнали. Жена Бунина сначала была
в отчаянии, но, верная мужу, она в итоге
примирилась с такой жизнью. Галину
Кузнецову называют последней любовью
писателя. На вилле супругов она прожила
10 лет. Семья Буниных, всегда жившая на
широкую ногу, тем временем обеднела.
Денег не хватало ни на что. Кузнецова
начала тяготиться этим и подумывать о
собственном будущем отдельно от Буниных.
А через некоторое время Иван Бунин
должен был пережить настоящую трагедию,
узнав о страсти Галины к сестре своего
старого друга, философа Фёдора Степуна
— оперной певице Маргарите, к которой
она вскоре и ушла. Это стало причиной
затяжной депрессии писателя. Друзья
Ивана Алексеевича писали, что Бунин был
на грани сумасшествия и отчаяния. Он
работал сутками напролёт, пытаясь забыть
возлюбленную. К этому времени относят
цикл его новелл о любви, вошедших в
сборник «Тёмные аллеи».
Вера
Муромцева-Бунина оставалась с мужем до
конца его дней, пережив его на восемь
лет. «Это была русская («святая») женщина,
созданная для того, чтобы безоговорочно,
жертвенно следовать за своим героем —
в Сибирь, на рудники или в Монте-Карло
и Стокгольм, всё равно!» - написал о Вере
мемуарист Василий Яновский.
"Главное
достоинство произведения искусства
заключается в том, что оно выражает само
по себе, не зависимо от абстрактных
концепций, - сказал как-то А.Моруа. -
Кафедральный собор не нуждается в
комментариях, как не нуждается в
аннотациях звёздный небосвод». Особую
реальность, особый прекрасный мир
представляет собой и творчество Бунина. Его
можно — в большей или меньшей степени
— объяснить, но можно и не объяснять,
ведь «объяснение» заключено в нём самом.
Если глубоко вчитаться в произведения
писателя, то они сделают вашу душу более
восприимчивой к великой радости жизни.
«Начните читать Бунина — будь то «Тёмные
аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни»,
«Чистый понедельник», «Антоновские
яблоки», «Митина любовь», «Жизнь
Арсеньева», и вами тотчас завладеет,
зачарует вас неповторимая бунинская
Россия со всеми её прелестными приметами:
старинными церквями, монастырями,
колокольным звоном, деревенскими
погостами, разорившимися «дворянскими
гнёздами», с её богатым красочным языком,
присказками, прибаутками, которых не
найдёте ни у Чехова, ни у Тургенева. Но
это не всё: никто так убедительно, так
психологически точно и в то же время
немногословно не описал главное чувство
человека — любовь. Бунин был наделён
совершенно особым свойством: зоркостью
наблюдения. С поразительной точностью
он мог нарисовать психологический
портрет любого виденного человека, дать
блестящее описание явлений природы,
смены настроений и перемен в жизни
людей, растений, животных. Можно сказать,
что он писал на основе зоркого зрения,
чуткого слуха и острого обоняния. И
ничто не ускользало от него. Его память
странника вбирала в себя всё: людей,
разговоры, речь, окраску, шум, запахи»,
- писала в своей статье «Приглашение к
Бунину» литературовед Зинаида Партис.
А закончить
хотелось бы известным высказыванием
М.Горького: «Выньте Бунина из русской
литературы, и она потускнеет, лишится
живого радужного блеска и звёздного
сияния его одинокой страннической
души».