Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Загадочный Бунин


­
150 лет назад, 22 октября 1870 года в городе Воронеже родился поэт, прозаик , переводчик, первый русский лауреат литературной Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин.
А умер этот последний классик дореволюционной России в ноябре 1953 года в Париже…
Но за этими краткими информациями и цифрами — целая жизнь человека незаурядного, неординарного, страстного, вечно ищущего любви, признания, понимания. Каким же был он на самом деле? Осмыслить такое сложное, самобытное явление, как Бунин, непросто. Углубляясь в его наследие делаешь всё новые открытия, но одновременно с этим происходит уточнение противоречивых представлений о неоднозначной личности писателя. Часто общавшийся с ним литератор Н.Рощин утверждал: «Вокруг имени И.А.Бунина крепкой стеной стоит нелепая легенда о «холодном академике», «оскорблённом помещике», «надменном олимпийце». Тот, кто перешагнул эту стену, тот знает редкое обаяние этого удивительного, нежного и доброго, деликатного и неистощимо жизнерадостного человека».
Да, он горячо и нежно любил своих родителей, братьев и сестру. Но он же был и беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью, отличался независимостью, колкостью своих суждений и ладить с ним было трудно. «Я сед, сух, худ, но ещё ядовит», - так написал о себе сам Бунин в 1941 году. Но всё же он так тосковал без людей, умел играть и подолгу беседовать с детьми. Так что же преобладает в нём, что главное? В очерке, посвящённом И.С.Никитину, Бунин писал: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердца. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца». Таким человеком был и сам Бунин. Таким, заставляющим трепетать лучшие струны сердца, является и его творчество. Чтение его произведений дарит незабываемые минуты проникновения во внутренний мир человека, духовно возвышает и обогащает.

Бунин — один из самых страстных, великих жизнелюбов, каких только знает мировая литература. «Вот людям грустно живётся, скучают, а мне это кажется странным и очень удивляет. Как можно скучать! Жизнь так интересна. Я бы согласился жить бесконечное количество лет, и если бы нашёлся человек, который гарантировал мне жизнь в течение десятков тысяч лет, я не задумываясь заключил бы с ним контракт на каких угодно условиях», - писал он. Или ещё: «Ничего не охватишь, ничего не узнаешь, а хочется жить вечно — так много интересного, поэтического».
Это ненасытное жизнелюбие, жажда новых впечатлений и встреч были причиной частых путешествий Бунина: он то и дело отправлялся в путь — верхом на лошади и на плотах с лоцманами, пешком по степи и в горы, по морю на пароходе. Побывал в Италии, в Германии, в Египте, в Болгарии , в Сирии, в Палестине, в Сомали, на острове Цейлон… Только в Турцию, в Константинополь, по собственным подсчётам, приезжал тринадцать раз. В одном письме из Греции досадовал, что пропустил хороший пароход, ушедший в Японию. Он собирался объехать вокруг света и в одной из дневниковых записей объяснил свои путешествия «сезонными толчками крови». Там же сравнил себя с перелётной птицей: «Совсем, как птица, был я всю жизнь!» С восторгом рассказывал о пятидесяти днях, проведённых в открытом океане. Ещё не ведая, что полжизни проживёт на чужбине, он позавидовал герою средневековых легенд Агасферу, обречённому на вечные скитания, и утверждал, что человека счастливее, чем этот вечный странник, нет: «всё он видел, всё знает, будет знать; жаль, что нельзя с ним поменяться!» Часто повторял: «Всякое путешествие очень меняет человека», «Путешествия играли в моей жизни огромную роль», «Я не могу сидеть на одном месте», «Я не знаю ничего лучше, чем путешествие».

Иван Бунин относил себя к числу счастливых людей: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне». Счастье по Бунину — в полном единении с природой; оно даётся всем, кто проник в её тайны, полюбил, вобрал, впитал в себя. Бунин обладал особенным, редким зрением живописца и слухом музыканта. Он видел и слышал с необычайной остротой. Ивана Алексеевича Бунина называют ювелиром слова, прозаиком-живописцем. Литературные критики сходятся во мнении, что в Бунинских произведениях есть родство с картинами Виктора Васнецова, а по мироощущению его рассказы и повести схожи с полотнами Михаила Врубеля. В настойчивом вглядывании и вслушивании в мир проявлялось его исключительное жизнелюбие, осознанное и выраженное им со всей возможной ясностью: «Нет, не пейзаж влечёт меня, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит, любовь и радость бытия».
Но было бы неверно представлять себе Бунина вечно ликующим певцом молодости и счастья. Его творчество пронизывают темы трагизма одиночества, извечного противоречия между бессмертным миром природы и краткостью человеческой жизни, ужас неизбежного конца. Бунин принадлежал к людям, которые, по его словам «с младенчества имеют обострённое чувство смерти (чаще всего в силу столь же обострённого чувства жизни)». Но человечность бунинских решений этой «вечной» темы смерти в том, что его не покидает чувство меры и такта, а горесть не превращается в нытьё. Он хотел бы даже отрицать смерть, её неизбежность: « Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, - нет, - упоённый счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!»
Писателю не везло с женщинами. В жизни Ивана Бунина их было четыре. Его первая любовь, Варвара Пащенко, так и не стала его женой. Она работала корректором в гезете «Орловский вестник», куда Бунин был приглашён в качестве помощника редактора в 1889 году. «Я ещё никогда так разумно и благородно не любил. Всё моё чувство состоит из поэзии», - писал он старшему брату Юлию. Но семья девушки не признавала бедного и неустроенного помощника редактора с туманными перспективами в качестве жениха Варвары. Некоторое время пара жила без венчания. Но вскоре Варваре — девушке из обеспеченной семьи — опостылело нищенское существование и в 1894 г. она ушла от Бунина. Он долго сходил с ума от тоски, искал свиданий с ней, но тщетно. «Ну хоть бы день отдыха, покоя, пойми же, я бы полжизни отдал, только бы возненавидеть тебя, стереть с лица земли все эти проклятые воспоминания, которые терзают меня этой проклятой, несказанной любовью к тебе, - успокоиться — ведь что же, вижу всё потеряно, что же, наконец, за выгода мне рвать своё же сердце… Надо же о другом подумать — я же живой, Варя… А тяжело, но ведь у меня сердце кровью сочится! Жду ответа, ответь во что бы то ни стало, а то я на всё решаюсь. Мне всё равно теперь, всё ничтожно перед моим страданием», - писал Бунин Варваре. Братья всерьёз опасались за его жизнь. Но время залечило эту рану. Воспоминания о своей первой большой любви Иван Бунин запечатлел на страницах романа «Жизнь Арсеньева» в его героине Лике.

В 1898 году Бунин отправился в Одессу, где познакомился с редактором Николаем Цакни и его дочерью Анной. Прекрасная темноволосая 19-летняя девушка с греческими корнями сразу привлекла внимание писателя. «Красавица, но девушка изумительно чистая и простая», - написал Иван об Анне своему брату. Она и стала первой официальной женой Бунина. В том же году они поженились. Но вместе супруги прожили недолго. Он без конца ревновал Анну, не был доволен бытом, начались разлады в семье — супруги оказались из совершенно разных миров. Даже когда Анна забеременела, это не спасло их отношения. В 1900 году у них родился сын Николай, но семья уже не жила вместе, хотя Анна ещё 15 лет не давала мужу развода. В 1905 году мальчик умер от скарлатины и больше детей у Бунина не было.
В 1906 году Иван Бунин встретил Веру Муромцеву, ставшую его женой и спутницей до конца жизни. Встреча состоялась в Москве, на литературном вечере у писателя Бориса Зайцева, описавшего позже Веру как «очень красивую девушку с огромными, светло-прозрачными, как бы хрустальными глазами». В ту пору она закончила высшие женские курсы, всерьёз увлекалась химией, свободно владела несколькими иностранными языками и была далека от литературной богемы. «Я никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по нескольку жён. А мне с юности казалось, что жизни мало и для одной любви», - писала Вера Муромцева-Бунина. Тем не менее спустя полгода они уже стали супругами — по сути, а не по закону, т. к. Бунин ещё не был разведён. Отправилась Вера Муромцева за мужем и в эмиграцию во Францию, где они в 1922 году наконец смогли узаконить свои отношения и обвенчаться. Шафером на свадьбе был Александр Куприн. Супруги прожили вместе до самой кончины Бунина, хотя их жизнь безоблачной не назовёшь. И тихим семейным счастьем с Верой Муромцевой любовная история Ивана Бунина не заканчивается. В 1926 году 56-летний писатель встретил юную Галину Кузнецову. И в эмигрантской среде появились слухи о странном любовном треугольнике. Так как в 1927 году Галина ушла от мужа и переехала на виллу «Бельведер» в Грассе, где жила семья Бунина. Начинающая писательница поселилась там в качестве ученицы и помощницы маститого литератора, но обмануть его жену да и всё окружение писателя не удалось — об их романе вскоре узнали. Жена Бунина сначала была в отчаянии, но, верная мужу, она в итоге примирилась с такой жизнью. Галину Кузнецову называют последней любовью писателя. На вилле супругов она прожила 10 лет. Семья Буниных, всегда жившая на широкую ногу, тем временем обеднела. Денег не хватало ни на что. Кузнецова начала тяготиться этим и подумывать о собственном будущем отдельно от Буниных. А через некоторое время Иван Бунин должен был пережить настоящую трагедию, узнав о страсти Галины к сестре своего старого друга, философа Фёдора Степуна — оперной певице Маргарите, к которой она вскоре и ушла. Это стало причиной затяжной депрессии писателя. Друзья Ивана Алексеевича писали, что Бунин был на грани сумасшествия и отчаяния. Он работал сутками напролёт, пытаясь забыть возлюбленную. К этому времени относят цикл его новелл о любви, вошедших в сборник «Тёмные аллеи».
Вера Муромцева-Бунина оставалась с мужем до конца его дней, пережив его на восемь лет. «Это была русская («святая») женщина, созданная для того, чтобы безоговорочно, жертвенно следовать за своим героем — в Сибирь, на рудники или в Монте-Карло и Стокгольм, всё равно!» - написал о Вере мемуарист Василий Яновский.

"Главное достоинство произведения искусства заключается в том, что оно выражает само по себе, не зависимо от абстрактных концепций, - сказал как-то А.Моруа. - Кафедральный собор не нуждается в комментариях, как не нуждается в аннотациях звёздный небосвод». Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой и творчество Бунина. Его можно — в большей или меньшей степени — объяснить, но можно и не объяснять, ведь «объяснение» заключено в нём самом. Если глубоко вчитаться в произведения писателя, то они сделают вашу душу более восприимчивой к великой радости жизни. «Начните читать Бунина — будь то «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», и вами тотчас завладеет, зачарует вас неповторимая бунинская Россия со всеми её прелестными приметами: старинными церквями, монастырями, колокольным звоном, деревенскими погостами, разорившимися «дворянскими гнёздами», с её богатым красочным языком, присказками, прибаутками, которых не найдёте ни у Чехова, ни у Тургенева. Но это не всё: никто так убедительно, так психологически точно и в то же время немногословно не описал главное чувство человека — любовь. Бунин был наделён совершенно особым свойством: зоркостью наблюдения. С поразительной точностью он мог нарисовать психологический портрет любого виденного человека, дать блестящее описание явлений природы, смены настроений и перемен в жизни людей, растений, животных. Можно сказать, что он писал на основе зоркого зрения, чуткого слуха и острого обоняния. И ничто не ускользало от него. Его память странника вбирала в себя всё: людей, разговоры, речь, окраску, шум, запахи», - писала в своей статье «Приглашение к Бунину» литературовед Зинаида Партис.
А закончить хотелось бы известным высказыванием М.Горького: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».






Рейтинг работы: 201
Количество отзывов: 8
Количество сообщений: 10
Количество просмотров: 146
© 23.10.2020г. Ольга Александрова
Свидетельство о публикации: izba-2020-2926481

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Маэми Морт       12.05.2022   16:51:06
Отзыв:   положительный
Уважаемая Ольга!
Читаю Ваши эссе, получаю эстетическое наслаждение от Ваших текстов и литературного языка, от Вашего подхода к рассмотрению тем: с изучением разноплановых источников, со стройным логическим изложением Ваших рассуждений, со стремлением увидеть самое важное в теме, опереться именно на это в рассуждениях. Как это профессионально и, к сожалению, редко в нашем виртуальном пространстве сейчас! Ваш текст побуждает к дальнейшим размышлениям о Бунине как человеке и творце, о его мироощущении, выраженном в творчестве - значит, эссе удалось.)
Мои дальнейшие размышления привели к идее о том, что зоркость наблюдателя, присущая хорошим писателям, возможно, не обходится без того, что я бы обозначила как "наличие двух сердец" - доброго и злого, то есть умения видеть мир с диаметрально противоположных точек зрения. Восхищает способность художника отдаться жажде увидеть и вобрать разные грани бытия, найти силы выдержать это видение и всё-таки выбрать точку зрения "доброго сердца" из-за огромной любви к жизни.

С большой симпатией и уважением,
Наталья
Ольга Александрова       12.05.2022   19:06:48

Уважаемая Наташа! Большое Вам спасибо за такие тёплые позитивные впечатления о моём эссе, за Ваши щедрые комплименты. Для меня Ваше мнение очень дорого, важно, интересно, лестно, приятно, оно мотивирует, вселяет надежду на то, что я не зря занимаюсь этим моим самым любимым хобби. Несомненно - потребность и желание писать для меня - намного больше, чем хобби. Многие Ваши рассуждения находят отклик в моей душе.
Спасибо, что заглядываете ко мне в гости, на мою страничку. Я тоже побывала на Вашей. Мне очень понравились некоторые из Ваших стихов, например из пейзажной лирики, а рассказ "Сны о Женщине в тёмном", который я прочла на одном дыхании, произвёл очень глубокое впечатление. К сожалению в последнее время не очень часто заходила в Избушку, так как мы с мужем и с подругой-художницей (которая иногда рисует портреты к моим эссе) готовим к презентации нашу совместную брошюру о старинной (ХII в.) крепости, реставрацией и изучением истории которой с юных лет занимается мой муж, и которая является главной достопримечательностью нашего городка Kirchschlag in der Buckligen Welt. Знаю, что Вы владеете немецким языком, поэтому если получится, то прикреплю к моему ответу заметку из журнала об этом событии. Очень рада нашему знакомству.
С благодарностью, Ольга
Маэми Морт       14.05.2022   10:32:04

Уважаемая Ольга! Я тоже очень рада нашему знакомству, и все с большим изумлением продолжаю открывать новые совпадения в Вашем и моем мироощущениях! Каждый раз задаюсь вопросом: неужели такое возможно? Да, похоже, что так.))
С удовольствием прочту заметку о крепости, спасибо!
Немного смущена от обилия комплиментов которые Вы написали, даже неловко как-то.)
Стихи я, собственно, не пишу, они иногда снятся, и что-то утром не успевает забыться, или рождается спонтанный стихотворный ответ на талантливые стихи других людей - "опыляюсь" талантами настоящих поэтов.) Здесь размещала, чтобы не потерялись строфы (как оказалось, не зря, потому что файл с подобными стишками на компе не так давно повредился, и основная масса исчезла). Больше склонна к прозе, как мне кажется.
Желаю плодотворной работы над брошюрой Вам и Вашей подруге!

С уважением,
Наталья
Ольга Александрова       14.05.2022   11:46:04

Доброе утро, Наташа! Спасибо за Ваши тёплые строки. Да, я тоже чувствую себя увереннее в прозе. Но такие чудесные рецензии, как Ваши, мне не дано писать даже в прозе. У Вас к этому настоящий талант, возможно в Вас погиб (невостребованный) замечательный литературный критик!
Да, я тоже смущаюсь от некоторых комплиментов, всегда кажется, что я их вовсе не заслужила. Но от Ваших комплиментов по поводу моего скромного конкурсного рассказа до сих пор ощущаю крылья за спиной. Вы обладаете способностью не только читать произведение, а чувствовать его, угадывать многое, что даже не написано. Это замечательный дар! Я тоже считаю, что многие наши мысли и эмоции очень созвучны. Мне показались очень интересными Ваши рассуждения о "наличии двух сердец - доброго и злого" у некоторых писателей. У описанных мной Бунина и Флобера уж точно были не только добрые сердца, что при работе над эссе о них порой вызывало у меня настоящий внутренний протест, который мне нужно было преодолеть, найдя и раскрыв в них и другие черты, которые бы мне импонировали. Ведь невозможно писать о каком-то человеке, если тебя при мысли о нём охватывают только отрицательные эмоции. Конечно не каждого героя своих рассказов ты способен искренне полюбить ( как, например, Тургенева или Грина), но постараться их понять нужно обязательно. О некоторых я бы и не подумала писать по собственной инициативе, если бы меня не попросили в редакции одного литературного альманаха, который обычно помещает на своих страницах статьи к юбилеям писателей. Кстати, и сравнительную статью об Анне Карениной и Эмме Бовари я тоже писала по их заказу. Такие заказные статьи порой продвигаются с трудом, но потом, когда войдёшь в тему или поближе познакомишься с описываемым человеком, то даже начинает нравиться...
Что касается заметки о крепости, то у меня не получилось её прикрепить к прошлому ответу. Я не очень сильна в таких вещах. Попробую ещё раз. Но там очень мало говорится о самой брошюре. Наш мэр решил совместить выход брошюры с одним юбилеем крепости, и поэтому наша презентация немного растворится в этом юбилейном празднике. Но это и не важно. Зато будет открыта выставка 21-го рисунка к брошюре моей подруги. Один из них мой муж держит перед собой на фотографии. А слева от меня на холме проглядываются контуры нашей крепости. Справа стоит наш мэр. К сожалению, с прикреплением статьи так и не получилось. Только с фотографией, которую сделала журналистка для статьи.
Всего Вам самого доброго! Приятных выходных и неиссякаемого творческого вдохновения! С уважением и сердечным теплом, Ольга


Алексей Балуев       12.12.2020   11:07:41
Отзыв:   положительный
Бунин. Кто же из русского мира не знает этого писателя. А человека? А человека, пожалуй, немногие. И хорошо, Ольга, что вы в своём прекрасном эссе рассказываете о Бунине, как о личности со всеми присущими ему недостатками, объективно и не предвзято. Это очень важно для понимания его творчества. И хотя я читал и перечитывал произведения Бунина, некоторые новые факты его жизни дают возможность по новому переосмыслить его творчество. Спасибо вам за это!
А написано эссе с присущим вам мастерством, интересно и познавательно! Удачи!!!
С теплом, Алексей


Ольга Александрова       12.12.2020   19:13:01

Уважаемый Алексей! Мне очень приятно, что смогла своим эссе пробудить Ваш интерес и раскрыть для Вас новые грани в неоднозначной личности писателя Ивана Бунина. Я и сама во время работы над эссе, вживаясь в его характер и пытаясь его почувствовать как человека, делала для себя всё новые открытия. Например после прочтения его писем, адресованных любимым им женщинам, вдруг увидела за внешним обликом гордого, "холодного академика" и "надменного олимпийца" - совершенно беззащитную, ранимую, порой страдающую от боли и отчаяния душу, что помогло мне совсем другими глазами взглянуть на него и сделало его намного человечнее, доступнее и понятнее. Спасибо за Ваши щедрые комплименты! Всего Вам доброго! Ольга
Александр Щербаков       19.11.2020   21:55:37
Отзыв:   положительный
Прекрасная работа, Ольга! Понравилась, прежде всего, своим "ракурсом" - акцентом именно на Бунине-человеке, а потом уже - писатель и поэт. Ведь именно внутренний мир , душа определяют и высоту творчества. Наравне с талантом. Написано легко и интересно. Спасибо Вам огромное! С уважением, Александр.
Ольга Александрова       20.11.2020   17:50:04

Спасибо и Вам, Александр, за добрые слова! В некоторых моих ответах на отзывы читателей, я уже поделилась тем, как работала над эссе. Но и Вы тоже уже слышали от меня, что эта работа шла не очень просто. Но теперь и сама рада, что довела её до конца и не бросила на полпути. Да, Вы верно заметили, мне именно и хотелось не просто ещё раз рассказать его биографию, а понять и почувствовать, что стоит за ней, как бы "окунуться" в его мир. Разгадать его загадку. Ведь он был такой многогранной и порой противоречивой личностью! Теперь даже благодарна журналу "Русское поле", для которого эссе написала, что они мне дали такое задание. И в моём списке любимых русских писателей появилось ещё одно имя - Иван Бунин. Всего Вам самого доброго! Ваши новые осенние стихи мне тоже очень понравились! С уважением, Ольга
Наталья Приходько       14.11.2020   13:49:06
Отзыв:   положительный
Здравствуйте, Ольга. Замечательное эссе о великом писателе, человека тонко чувствовавшего человеческую душу. С уважением к автору
Ольга Александрова       16.11.2020   10:15:21

С добрым утром и хорошим днём, Наталья! Спасибо Вам за положительный отзыв. Я с удовольствием работала над этим эссе, узнавая при этом всё новые и новые детали из жизни Бунина, а также проникая в сущность этого интересного и многогранного человека. Поэтому очень приятно видеть в отзывах читателей, что его портрет удался.
С уважением, Ольга
Ди.Вано       29.10.2020   11:38:48
Отзыв:   положительный
Здравствуйте, Ольга. Вот, долгожданное эссе.
Спасибо.
Широкий охват о знатном писателе.
Я давний поклонник этого истинно русского писателя. Вы справедливо подметили его
самооценку - "Всё во мне»
А это всё...безразмерно...
Его стихи читаю ..такая красота и точность душевного настроя
...Глядишь — и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою.
И обнимает эта даль,—
Душа отдаться ей готова,
И новых, светлых дум печаль
Освобождает от земного...
Ещё раз спасибо.
С добром
Д.
Ольга Александрова       29.10.2020   14:22:01

Спасибо Вам, милая Дина, за добрый отклик. Да, его поэзия завораживает. Сейчас, при подготовке к написанию эссе, я много читала и его, и о нём., в том числе и зарубежные источники. И открыла для себя его поэзию заново. Так как раньше знала его больше, как прозаика: "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", Солнечный удар"... Хотя только перелистывать его произведения мне было мало, чтобы составить о нём живое и истинное впечатление, как о человеке. Мне не хотелось просто дать биографическую справку о нём. Или проанализировать некоторые из его произведений. Мне очень хотелось его почувствовать, подружиться с ним, представить его живого как-бы рядом с собой, поговорить с ним, поспорить. Но это мне долго не удавалось. Он всё время ускользал, оставался загадкой..., отсюда и название эссе. Пару раз я даже отчаивалась и решала прекратить попытки, т.к. не хотела, чтобы получилось скучно и занудно, как это иногда бывало в школьных учебниках. Но он меня не отпускал. Я пару месяцев "ходила с ним" в голове, вела постоянный диалог, задавала ему вопросы, и ждала, пока до меня дойдут ответы на них. Но это был интересный процесс, и я не жалею об этом. В конце концов он "открылся" мне, я узнала, что в его жизни было для него важно, и что не очень. Почувствовала мир его чувств и ощущений, его боль от ушедшей любви или восторг от знакомства с новыми местами... И вот тогда сложилось то, что Вы и прочитали. Рада, что Вам понравилось. А также рада тому, что у некоторых из читателей сразу появилось желание открыть его книги и почитать, эссе мотивировало их к этому! Так и должно быть. Всего доброго! С уважением, Ольга
Лана Астрикова       28.10.2020   09:39:26
Отзыв:   положительный
Спасибо большое, с огромным интересом прочла. Очень яркий очерк.
Ольга Александрова       28.10.2020   15:30:24

Уважаемая Лана! Получить от Вас положительный отзыв мне особенно приятно, так как Вы для меня являетесь просто неподражаемым мастером историй об интересных людях, известных и менее известных, а порой и забытых, которые я читаю всегда с большим удовольствием и благодарностью. Сердечное спасибо за посещение моей странички! Всего Вам доброго и вдохновенного, Ольга
Вика Баск       26.10.2020   11:48:12
Отзыв:   положительный
Ольга, пришла к вам на страничку по рекомендации и не пожалела. Прочитала и как буд-то оказалась в том времени , на улицах городов, у него дома - рядом с великим писателем . Очень вдохновенно написано, с огромной любовью. И в то же время информативно, много узнала о его жизни, спасибо . Так что Бунина теперь мне читать и читать)))
Ольга Александрова       26.10.2020   15:33:41

Большое Вам спасибо, Вика, за положительный отзыв. А также приятно познакомиться! Я с детства люблю литературу. Жизнь писателей, особенно классиков, меня всегда будоражит, очень интересно открывать для себя их личности, уклад жизни и другие детали. Каждый раз как-будто погружаешься в какой-то таинственный увлекательный мир и после этого понятнее становятся их произведения. Иногда ждут неожиданные открытия и прозрения. Так было и с Буниным. Ведь мы о нём так мало знаем. Из-за его ранней эмиграции, а также некоторых бунтарских высказываний в отношении перемен в России в начале 20 века, которую он, не смотря на это неприятие, продолжал верно и нежно любить, мы не изучали его произведения в школьной программе. Рада, что Вам понравилось и что моя заметка мотивирует Вас снова открыть один из его романов или томик его замечательных стихов.
Всего Вам доброго! С уважением, Ольга
Людмила Зубарева       23.10.2020   17:50:55
Отзыв:   положительный
Дорогая Оленька! Большое спасибо за такое глубокое и развернутое эссе о внутреннем мире Ивана Бунина. Так "вкусно" написано, что невольно хочется снова перечитать его произведения, а что-то (каюсь!) прочитать впервые, чтобы увидеть картину его глазами и прочувствовать его "это ненасытное жизнелюбие", или же его
"трагизм одиночества, извечное противоречие между бессмертным миром природы и краткостью человеческой жизни".
Не побоюсь сказать: это эссе - твоя безусловно успешная работа!
Ольга Александрова       23.10.2020   19:57:35

Вот спасибо тебе, родная, вот порадовала! А то я мучаюсь комплексами неполноценности по поводу этого, рождённого в продолжительных муках, эссе! Но так как именно вчера был его 150-летний юбилей, я просто заставила себя сесть за стол, не смотря на недельную сильную боль в спине, и довести начатое до конца! Так значит всё-таки что-то получилось! Спасибо ещё раз! Я и сама к сожалению немного из его произведений читала. А фильм "Дневник его жены", который я специально для вдохновения посмотрела, только наоборот привёл к какому-то хаосу в понимании его личности. Но личность в нём есть, да ещё какая! Правда очень неоднозначная и противоречивая! Не даром ему первому из всех русскоязычных писателей присудили нобелевскую премию! Вначале пыталась найти какие-то параллели с Тургеневым - ведь Бунин прожил большую часть жизни за границей, и причём тоже во Франции. Но они совершенно разные. Причём мне конечно импонировала его скитальческая жизнь, ведь сама такой являюсь. И знаешь, я в связи с этим ещё хотела туда вставить, что не смотря на то, что он не принял революцию и многое другое в России, но: "Однако чувство Родины и русского языка у него было огромно, и он пронёс его через всю жизнь. "Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать её", - говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы. Бунину не надо было жить в России, чтобы писать о ней: Россия жила в нём, он был - Россия"! Вот это мне тоже хотелось вставить в текст, но как-то гармонично это не вписалось, не знала, куда. Может ты подскажешь? А может и не нужно... Наверно это его высказывание итак все знают.
Вобщем хороших выходных вам с мамой и всего самого доброго и вдохновенного! Ольга









1