Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Впечатления


Моя жизнь – это не совокупность некогда имевших место событий и фактов, а россыпь впечатлений, которые то гаснут, то разгораются вновь, словно древесные угли в перегоревшем костре. Сложно сказать, сколько всего большого и малого, значительного и незаметного содержится в моей памяти. Иногда мне кажется, что в ней умещается целая вселенная, со всеми звёздами, туманностями, чёрными дырами и тёмной материей. А порой её способно полностью заполнить нечто внезапное, скоротечное, почти лишённое всякого содержания. Зато я уверен наверняка, что всем этим невозможно ни с кем поделиться, ничего не обесценив и не исказив сути.
Как знать, пожалуй, нам даже не данопонять другого в силу уникальности нашего опыта, а также по причине разного восприятия себя и мира.
Только этого, наверное, и не нужно. Кто бы мы ни были и как бы ни оценивали окружающий нас мир, всеего сокровища – сущее ничто в сравнении с тем, что может быть сокрыто в нашей душе.
А внешний мир значим исключительно как огромная мастерская, в которой всё материальное и нематериальное сущее дОлжно называться собственными именами, способными свидетельствовать не только о восприятии наречённого, но и говорить о его значении в жизни каждого отдельно взятого человека. Ибо всё наше окружение отзывается только на подобранные нами имена, неведомые остальным, у которых для общения с миром найдутся другие слова и стоящие за ними чувства, мысли и личные впечатления.
Зачем же тогда надеяться на понимание и стремиться запечатлевать на холсте или бумаге подслушанные в душе чарующие мелодии, если «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»?
Полагаю, что подобные мысли приходили ко всякому серьёзному автору, избравшему вместо попыток дружить с миром ноты, краски или слова. Хотя размышлять о способах защиты от бесцеремонного вторжения независимых от тебя обстоятельств и чувственного негатива обязаны не только художники. Внешний мир – среда изменчивая и опасная, и дружить с ним дело совершенно безнадёжное. Это утверждение, на мой взгляд, вовсе не требует доказательств, а сомневающимся хочу напомнить слова Святого Иакова, где апостол прямо говорит, что «дружба с миром есть вражда против Бога».
Мне думается, что художник должен заботиться не о том, как его слово может воспринять зритель, слушатель или читатель, а о том, чтобы оно прозвучало в нём волнующим дальним эхом, задев какую-либо из струн его души. Тогда, возможно, он, внимая художнику, сумеет воссоздать в себе полузабытые впечатления и взглянуть на них по-новому, с помощью чужого опыта чувствования и осмысления, воплощенного в предложенной ему художественной форме.
Мы все очень разные, редко слышим других людей и, порой, совсем их не понимаем. Да, нас как-то объединяют традиции, образование и культура, однако и они не в состоянии преодолеть наших психологических особенностей и комплекса впечатлений, формирующих и направляющих личность.
Сошлюсь не забытого ныне Луначарского, убеждённого в том, что из всего полезного опыта поколений, человек в состоянии взять только созвучное ему и вовсе не заметить остального, не соответствующего его личностным настройкам, врождённым и благоприобретённым. Конечно, хочется надеяться, что дверь в непознанное всегда открыта, нужно только не позволять лениться нашей душе. Хотя, как знать, может и на этот случай существует некое предопределение внутри нас...
Тогда всё же «как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» Сложно? А может, и не нужно, и это тоже одно из основных таинств Творения, которое навсегда останется для нас тайной, волнующей и недостижимой.
Размышляя о нашей неспособности адекватно коммуницировать с внешним миром, на память приходят не столько доводы и аргументы, помогающие мне утвердитьсяв такой безрадостной для искреннего и открытого человека картине, а смутные образы прежних очарований, на поверку оказавшиеся самыми обыкновенными фантомами воображения. Даже не знаю почему, но чаще всего якорными впечатлениями здесь были такие реминисценции из моего прошлого, которые не скажут ничего ни читающему эти строки, ни кому-либо ещё. Как, например, сопоставить с ожиданием счастья тёмные дождевые лужи по обочинам разбитых дорог, или как объяснить, отчего ночные габаритные огни на крышах высотных зданий наполняютсердце безмятежной отрадой, а яркое солнце в зените, напротив, – вызывает беспросветное уныние и тоску.
Наверное потому, что у каждого из нас своя система координат, у которой для всего имеется определённое значение и сообразный смысл.
Кстати о смыслах. Самой фундаментальной проблемой для человека всегда был вопрос о смысле его бытия. На мой взгляд, только труд нашей души может быть единственным смыслом существования человека и его оправданием перед вечностью и мирозданием. Здесь, правда, можно дать волю фантазии, но невозможно отрицать, что это понятие, безусловно, включает впечатления, как некий комплекс формализованных представлений обо всём том, что в сущности составляет нашу жизнь.
Впечатления, как искорки сознания, способны вобрать в себя все мысли и чувства ушедших мгновений и навсегда оставаться в памяти, позволяя тем самым преодолевать любые расстояния и возвращать время.
И если допустить, что мысль всё-таки материальна, то, возможно наши впечатления и являются её наивысшей формой. Как знать...





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
© 09.10.2020 Виктор Меркушев
Свидетельство о публикации: izba-2020-2915715

Рубрика произведения: Проза -> Эссе



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1