Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Альбер Камю. Посторонний


Альбер Камю. Посторонний



Куда несчастнее тот, кому никто не нравится,
чем тот, кто не нравится никому.
Франсуа де Ларошфуко

Представляется, что герой, подобный Мерсо, понадобился Камю не только, чтобы показать как равнодушие, безразличие и апатия могут привести к преступлению, но и для разоблачения человеческой жестокости, лживой, лицемерной и ханжеской общественной морали.
   Главный герой - Мерсо холодно и бесстрастно наблюдает как один сосед избивает свою жену, а другой - издевается над больной собакой. Он целый год не посещает свою мать в приюте, потому, что ему жалко тратить на это свои выходные дни. Мерсо не скрывает от Мари, что не любит её, тем не менее, спит с ней и готов на ней жениться, если она этого хочет. Он убивает человека, который ему ничего плохого не сделал, только потому, что была жара и солнце припекло ему голову.
   Он посторонний, он равнодушно проходит мимо творящейся вокруг несправедливости и жестокости. У Мерсо не возникает желания завязать с кем-нибудь близкие отношения. В душе его царствует холод, в котором он и сам не отдаёт себе отчёта. Но есть у Мерсо одна особенность, которая вызывает сочувствие. Он искренен, правдив, говорит то, что думает, следует своим внутренним желаниям нисколько не заботясь о реакции окружающих и противоречии своих высказываний и действий господствующей морали. Мерсо не способен лукавить. Он предпочитает говорить правду даже тогда, когда эта правда может ему повредить. На вопрос следователя сожалеет ли он о совершенном убийстве Мерсо отвечает, что испытывает только досаду. Столь же откровенно он утверждает, что не верит в Христа и не возлагает на него какие-либо надежды. Натура его такова, что он часто думает о маме, вспоминает её наставления, их постепенное отдаление друг от друга, но в то же время он отказывается попрощаться с умершей, спит, пьёт кофе и курит у её гроба, сразу после похорон наслаждается со своей девушкой комиксом с участием Фернанделя. За это Мерсо осуждают едва ли не больше, чем за убийство араба.
   Вся процедура суда и пафосное выступление прокурора выглядят театрально и фальшиво. Собравшиеся в зале суда зрители, подогретые неистовыми речами прокурора, жадно ожидают кровавой развязки. Их звериные реакции напоминают "Капричос" Гойи - сон разума, порождающий чудовищ. Казнь для обывателей - одно из самых захватывающих зрелищ. Мерсо отвратительна неотвратимость гильотины. Как он сказал: "... при всём желании я не мог согласиться с наглой неизбежностью". Он считает, что даже закоренелый преступник должен иметь хотя бы один шанс выживания из тысячи. Это создавало бы видимость справедливости и облегчало уход из жизни.
   В тюрьме незадолго перед казнью Мерсо размышляет о бессмысленности существования: "Жизнь не стоит того, чтобы цепляться за неё". "В сущности не имеет большого значения, умрёшь ли ты в тридцать или в семьдесят лет". По сравнению с вечностью это всё ничтожно малые промежутки. И всё же его охватывает вспышка нелепой радости при мысли о возможности прожить ещё несколько лет. Да, Мерсо любит жизнь. Для него удовольствие наблюдать за игрой волн, движением облаков, вечерней жизнью улицы, рассветами и закатами. Но в то же время для Мерсо физически невыносимы пустые разговоры, копания в его жизни, лицемерные увещевания священника перед казнью. В его душе странным образом уживаются равнодушие и любовь к жизни.
   Мне кажется, что этот роман учит нас принимать жизнь без осуждения, такой, какова она есть, потому что и сами мы случайные гости на пиру жизни, в которых много чего намешано и хорошего и дурного.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 13.09.2020 Анатолий Манелля
Свидетельство о публикации: izba-2020-2896248

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


















1