Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Графиня из Ленинграда, ставшая актрисой и ее тяжелая судьба: Мария Капнист


Графиня из Ленинграда, ставшая актрисой и ее тяжелая судьба: Мария Капнист
Графиня из Ленинграда, ставшая актрисой и ее тяжелая судьба: Мария Капнист.

«Википедия»: «Мари́я Ростисла́вовна Капни́ст, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капни́ст-Серко́; 9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1988)[4]».
«Только в 1984 году в фантастическом фильме «Шанс» Мария играет Милицу, подругу главного героя. По ее воспоминаниям сюжет позволил сыграть одну их дальних родственниц»
«Мария Ростиславовна: « Мою тетю убили на моих глазах... Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее». Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!»
««26, почти 27 лет я была в заключении... Там такое кино было, что такого уже не снять!»
(Читайте дальше).
То, что Ленинград был культурной столицей России, никто не сомневался. Но вот то, что эта актриса играла практически себя, меня сильно впечатлило.
Самое первое знакомство с актрисой (тогда я и знать не могла про нее, только спустя почти 45 лет, благодаря интернету, узнала об этой «старухе» - иначе ее никто не называл за гордую осанку и для детей страшную «на лицо») в фильме-сказке «Руслан и Людмила», где она сыграла Наину.
Одной из любимых авторов у меня был Анатолий Рыбаков и его «Кортик» и «Бронзовая птица» их трилогии. Книжка у меня была старая, обложка красная, как помню (не удивительно, ведь любимые вещи, предметы, игрушки, песни, рецепты и пр. Запоминаются прочно и навсегда). Там была картинка черно-белая, которая еще сильней устрашала, где худющая графиня стоит на крыльце усадьбы. И это, как копия, повторилось в одноименном фильме. Как же я люблю, когда режиссеры во время экранизации не меняют названия книг авторов и мы можем легко найти по называнию, если забыли автора, правда? Специально посмотрела, чтобы поблагодарить, как оказалось, даже двоих режиссеров - это Николай Калинин, Владимир Корш-Саблин!
Ей не приходилось, судя по списку ролей, играть главные роли, но, как бывает это с очень талантливыми актерами второго плана, запоминающаяся надолго! Вот и в «Бронзовой птицы» я вообще не запомнила главных героев, только с годами узнала про криминальное прошлое главного героя и не сложившиеся судьбы остальных двум мальчиков.
В конце я покажу список фильмов и вы увидите, в каких интересных и изветных фильмах она играла. Очень много в статьях фотографий, даже в кругу семьи, только они не копируются, но посмотреть, кому интересно, советую.
После небольшой биографии, что последует за этим предложением, другая статья последует, про годы, проведенные в лагерях, укравшие ее красоту и не сломившие сильную женщину, а потом - последняя статья про нее, на мой взгляд, насыщенней и полной, много фотографий и интересной исторической информации, благодаря ее воспоминаниям. Эту, последнюю статью, можно было бы поставить первой, но я намеренно подвожу к самому интересному прочтению после представления о ней по биографическим данным и, как продолжение, испытаний в лагере.
И, список сыгранный ролей.
«КАПНИСТ МАРИЯ РОСТИСЛАВОВНА
МАРИЕТТА КАПНИСТ-СЕРКО
Родилась 22 марта 1914 года в Санкт-Петербурге.
Закончила студию Ленинградского драматического театра им. А.С. Пушкина (1934).
В 1941-1958 - заключенная ГУЛАГа.
Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом.
После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства.
Она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста.
Заслуженная артистка Украинской ССР (1988).
"В огне не горит" — написано на гербе Капнистов. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.
Актриса переходила дорогу и попала под колеса автомобиля. 25 октября 1993 года она скончалась в больнице Киева от осложнений (лечила травмы и простудилась). Похоронена в селе Большая Обуховка, Миргородский район (Полтавская область, Украина)окрестность Больших Сорочинцев и Диканьки. Большая Обуховка — родовое имение поэта В.В. Капниста. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище.
Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист. Три мира" (1989).
13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковскогов Киеве к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе.
В 2014 году издана постовая марка Украины к 100-летию со дня рождения».
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/1846/bi...
«Из красотки в старуху. Мария Капнист - годы, «украденные» лагерями
Цитата из «Мастера и Маргариты» точно характеризует судьбу Марии Капнист, наследницы графского рода: " Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его" ("Мастер и Маргарита").
Революция разрушила всё
Жизнь Мариэтты Капнист началась в 1914 году в особняке на Английской набережной Санкт-Петербурга. В 1917 большой семье удалось убежать от революционных событий в родовое имение в крымском Судаке. Однако в 1921 году с приходом на полуостров Советской власти отца и его сестру расстреляли. Старшая дочь Елизавета умерла от инфаркта, узнав о гибели членов семьи в возрасте 15 лет. Брат Миры Василий умер в 1922 году. Судьба младших Григория и Андрея, которых удалось отправить за границу, неизвестна.
Мать, Анастасию Капнист, и Миру спасли от гонений крымские татары, отправив их с полуострова в национальной одежде.
Встреча с театром в Ленинграде
Артистический талант девочки отмечали еще в раннем детстве. Добравшись до Ленинград в 1930 году, она поступила в театральный институт, где ей прочили большое будущее. За дворянское прошлое девушку выслали в 1934 году из северной столицы, Мира не успела получить диплом.
Годы, «украденные» лагерями
Остановившись в Киеве, Мариэтта выучилась на бухгалтера и несколько лет работала по специальности, пока ее не арестовали в 1941 году. В заключении ее лишили настоящего имени, заставив именоваться Марией. Вменив 58 статью, девушку отправили в казахстанские лагеря на работу в шахты. С этих пор Капнист приобрела клаустрофобию (боязнь замкнутого пространства).
Непосильные работы не сломили внутренний стержень будущей актрисы. В жутких условиях судьба ее свела с Анной Тимиревой (любимой женщиной Колчака). Вместе они в бараке по вечерам устраивали для «подруг по несчастью» спектакли.
Во время страшного пожара Миру спас заключенный Ян Волконский, давно влюбленный в нее. От него она родила дочь Радиславу. Отбыв заключение «от звонка до звонка» в 1949 году Мария Капнист попала на поселение. Малышку пришлось отдать в детсад, где воспитательница ее била, как дочь врага народа. Узнав об этом, Мария поколотила обидчицу, за что тут же была арестована. Ей дали новый срок 10 лет, а девочку отправили в детдом.
Спасла их обеих подруга по лагерю Валентина Базавлук. Она освободилась значительно раньше Марии. С большим трудом она разыскала девочку и удочерила ее, а затем после смерти Сталина добилась оправдания Капнист в 1956 году.
Все они встретились на Украине. Матери пришлось долго восстанавливать отношения с дочерью, так как та считала мамой совсем другую женщину.
Все годы заключения Марию Капнист ждал друг детства и юности Георгий Холодовский, который отправлял ей посылки, выезжая каждый раз из столицы в область, чтобы «не засветиться».
Кинокарьера, начавшаяся после 40 лет
После освобождения в возрасте 42 лет Марии пришлось работать дворником. Об артистической деятельности оставалось только мечтать. Однажды возле кинотеатра ее случайно заметил молодой режиссер Юрий Лысенко. Внешность женщины ему показалась идеальной для роли игуменьи в своём фильме.
Потерявшая красоту за долгие лагерные годы, Капнист не утратила внутреннего благородства и любви. Она понимала, что других ролей, кроме старух, монахинь и ведьм, ей не достанется, и среди близких сама себя величала Ведьмочкой. Но насколько убедительна Наина из «Руслана и Людмилы» или старуха Изергиль в «Табор уходит в небо»! На счету Марии Капнист более 70 картин. Во многих из них роль занимает несколько минут и даже секунд и не указана в титрах. Неистребимое желание играть, заниматься творчеством не позволяло актрисе отказываться даже от мизерных эпизодов. Крупные роли просто не давали.
Только в 1984 году в фантастическом фильме «Шанс» Мария играет Милицу, подругу главного героя. По ее воспоминаниям сюжет позволил сыграть одну их дальних родственниц.
Снималась актриса до последних дней жизни. Она успела отпраздновать 80-летний юбилей. Последние 2 фильма вышли уже после гибели.
Клаустрофобия, полученная в лагерях, оказалась роковой. Мария Капнист никогда не спускалась в подземные переходы. В начале октября ей понадобилось перейти одну из главных улиц Киева – проспект Победы по пути на работу. Ее сбила машина. Через 2 недели Капнист скончалась в больнице. Дочь Радислава вспоминает, отпевал мать во Владимирском соборе сам митрополит».
https://zen.yandex.ru/media/id/5b3bc2a6d8c4f600a8b...
И, наконец, еще одна статья с фотографиями.
«Мария (Мариетта) Капнист-Сирко. Графиня в огне непоколебимая. 1 часть
«Вся моя жизнь настолько необычна, очень уж суровая выпала мне доля... Но познав силу и радость торжества духа, я воспринимала это уже как должное. И даже созерцая жестокость, я научилась в этой окружающей жестокости не терять себя и здравый смысл... Чем больше мы терпим страданий, тем богаче становимся...»
Мария Ростиславовна Капнист
Заслуженная артистка Украинской ССР
Кто знает, сколько томов книг с описанием всех земных злоключений и подвигов этой великой женщины – Христианки могло бы быть написано... Однако, ее Сиятельство, графиня древнего рода Капнисси, в четвертом колене правнучка легендарного атамана Запорожской Сечи - Мария Ростиславовна не была особо словоохотлива с журналистами. Вспоминать похожий на ад отрезок времени своего заключения она не любила, и это понятно... Но есть еще более веская причина, Мария Ростиславна не раз подчеркивала, что не желает подобными воспоминаниями поддувать пламя в огонь, оказывая услугу недругам России, муссирующим эту тему.
Судьба актрисы - одна из самых драматичных судеб человеческих... Быть может, даже ангелы небесные оплакивали ее земную долю...
Мариетта появилась на свет 22 марта 1914 года в день памяти Сорока Святых Севастийских мучеников, пострадавших за Христа около 320 г. в городе Севастии (историческая Малая Армения). Несомненно, святые покровительствовали ей, и она, подобно им прошла сквозь огонь и воду... Прежде времени не навредили ей ни шесть пуль, выпущенные чуть ли не в упор, ни другие козни вражеские. Вероятно, потому хранили ее Небеса, что сама она, грешная земная женщина стала ангелом – хранителем для многих заключенных. По - Евангельски «душу свою положила» - за них...
Но к этому мы вернемся...
Служение Отечеству земному и Небесному – это отличительная черта, характеризующая известнейших предков нашей героини. Запомнилась простая и емкая фраза, сказанная прапрадедом Марии Ростиславовны, офицером Петром Васильевичем Капнистом: «Если я чего-нибудь стою, то этим я обязан, прежде всего, моему воспитанию и тем примерам правды, простоты, чести, которыми я был окружен».
Родословная Капнистов ведется от древнего рода Капниссисов - православных греков, происходивших с третьего по величине острова в Ионическом море. Ныне он зовется – «Закинф», прежде именовали - «Занте». Поскольку эта благодатная земля дала миру плеяду великих поэтов: Пифагора, Саломоса, Фосколо это место романтично звали «Островом поэтов». Остров вулканов… Наиболее выраженная и живописная из всех имеющихся здесь вулканов - гора Скопос. В числе достопримечательностей этих сказочных мест и руины первого родового замка Капнисси.
В городских архивах сохранилось упоминание имени Федора Капнисси, в связи с тем, что он доставил лозу из Коринфа. Эта виноградная лоза плетется, разростаясь, из 1511 года… Вместе с нею ветвится и крепнет древний род, укореняясь, размножаясь далеко за пределами острова.
Род Капнисси был знатен и богат. Представители его отличались патриотизмом, всегда выступая в защиту венецианской республики. Воевали сами, а также снаряжали добровольческие отряды. В документах 1400 г. встречается имя Андрея Капнисси, награжденного орденом святого Марка - высшей наградой республики. Воевавший против султана Баязета в 1499 году Петр Капниссис тоже был представлен к награде. Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос. Ему в 1702 году был пожалован графский титул с правом наследования Алоизием Мачениги - правителем Венецианской республики. На гербе изображен остров Занте с пылающим вулканом Скопос и мечи, как знак выдающейся храбрости.
О Христофоре Стомателловиче сведений не сохранилось. Сын его, Петр Христофорович подданный Венецианской республики ( воинское звание – полковник), в 1711 году, не взирая на запрет правительства, «вооружил отряд добровольцев», в подмогу своему тезке Петру I в войне с турками. После битвы, вместе с воинами перешел под знамена Русского государя. С ним был и его сын Василий, однако, достоверно не известно какого возраста был парень. Если он участвовал в Прутском походе в качестве воина, ему скорее всего было не менее 14 -17 лет, хотя, обычно указывают датой его рождения 1700 год. Осели переселенцы в Малороссии на Харьковщине, в небольшом местечке Изюм. Вскоре Петр Христофорович перенес болезнь (возможно свирепствующую тогда чуму), и отошел в мир иной. Его отпрыска усыновил бездетный сотник Павлюк. В 14 лет бывшего венецианца записали в один из слободских казачьих полков под фамилией Капнист. С того времени жизнь Василия стала напоминать изображенные на родовом гербе вулканы греческих островов… Казачья жизнь – битвы да военные походы… Командующий казачьими войсками возмужавший Василий Петрович Капнист прославился в боях под Очаковом. За боевые заслуги царица Елизавета “высочайше пожаловала” ему родовые земли на Полтавщине.
Шестерых сыновей подарил герой Русскому Отечеству. Но младшему из них не суждено было увидеть отца. Василий Петрович был убит в Пруссии незадолго до его рождения. После сражения на поле боя нашли лишь его десницу с саблей, подаренной императрицей Елизаветой Петровной. Вот как описывает последний героический бой своего предка графиня Инна Петровна Капнист: «Во время битвы при Гросс-Эгерсдорфе войска русских были разделены немцами на две колонны и окружены. Василий Петрович Капнист находился в тот час с казаками возле обоза, и, услышав шум сражения, поскакал со своей бригадой на помощь войску. Напав на ряды неприятеля с тыла, смешал их, навел панику и полетел к укреплениям, чтобы взять редут. Вскочив верхом на бастион, он схватился обеими руками за пушку, чтобы её заклепать, но подоспевшие в эту минуту пруссаки отрубили ему руки и тяжело ранили в голову. Русская армия, таким образом, была спасена, но бригадира Капниста нашли после сражения изрубленным возле пушек. Эти подробности рассказал его вестовой, верный ему казак Чернобровиц, сопровождавший Василия Петровича в сражении. Он и привез вдове Капниста чепрак, украшавший лошадь, весь шитый золотом, с золотыми орлами на углах, и шпагу, осыпанную драгоценными камнями.
Мария Ростиславовна вспоминала, что в детстве играла этой саблей, усыпанной бриллиантами. Позже, сын героя написал оду - «На меч моего отца». Василий Васильевич Капнист стал выдающимся поэтом и драматургом, родоначальником сатирической комедии. Из всех предков он был наиболее близким по духу Марии Ростиславовне. Актриса очень любила его поэзию, дарила его творениям новую жизнь. Вначале она считла что ведет свою родословную от Василия Капниста, но, позже выяснилось что её прямым предком является старший брат поэта - Петр Васильевич Капнист.
Не обошлось конечно без родовых тайн и легенд... Одна из них повествует о том, что настоящей матерью Василия Васильевича была не Софья Дунина-Борковская (супруга Василия Петровича), а плененная во время похода турчанка. Казаки нередко брали в плен восточных красавиц - турчанок, черкешенок, татарок и после женились на них… А есть более подробная интерпретация: «Однажды Василий Петрович возвращался с охоты и увидел девушку необыкновенной красоты, набиравшую воду из горного источника. Он спрятался, затаив дыхание, и на следующий день снова был там «с трепетным сердцем». Попросил у неё напиться. Так зародилась огромная, необыкновенная любовь. Василию Петровичу было тогда 54 года, а девушке-мусульманке Сальме - 16 лет. Встречи у источника продолжались год. Василий Петрович признался девушке в любви и предложил в подарок замок со множеством комнат. Но Сальма сказала, что войдет в него только женой. Пришлось признаться, что он уже женат и у него пятеро сыновей. Но возлюбленная была непреклонна. Так у Василия Петровича появилась вторая жена, принявшая христианство. Жили они граде Солдайе (теперешнем Судаке), в старинном генуэзском замке.
Сальма первая узнала о гибели Василия Петровича. В то время она ждала ребенка. Разродившись отдала свою великую драгоценность Софье, а сама бросилась вниз со скалы. После этой трагедии ее отец, проклял Капнистов до седьмого колена. Возможно в этом кроется одна из причин многочисленных бед и несчастий, выпавших на долю Марии Капнист? Трагический сюжет завершения жизни Сальмы очень напоминает известную всем крымскую легенду о «Девичьей башне в Судаке».
Работая над книгой, посвященной Василию Васильевичу Капнисту Владимир Шевченко, вопреки другим исследователям, поддерживал версию рождения поэта от Сальмы. Вот, что он писал Марии Ростиславовне Капнист 28 июня 1963 года: «Проследим этот эпизод. В апреле 1756 года, в протоколе Конференции о подготовке к войне армии и флота встречаем: «...нарядя ещё...четыре тысячи слободских казаков при Бригадире Капнисте. (ЦГИАЛ, ф.178, д.1, л.л.108-113). 18 апреля 1756года в протоколе Конференции опять упоминается соединение слободских казаков. (ЦГИДА, ф.178, д.1, л.134). «Расписание Русской Армии по дивизиям и полкам», июнь 1757 года - опять слободские полки Капниста. (ЦГВИА, ф.ВУА, д.1657 «С», л.л. 326-27об.). И уже из приказа дежурного генерал-майора П.И.Панина войскам от 18 августа1757года, перед Гросс-Егерсдорфом, указан порядок следования слободских казаков: «... и быть в ведомстве бригадира Капниста». (ЦГВИА, ф.ВУА, д.1657 «С», л.л. 163-164). Таким образом, Капниста уже не было в Обуховке весной 1757 года, ибо с апреля-мая он находился в действующей армии, т.е. в Пруссии». Исходя из этого, Дунина-Барковская не могла быть матерью поэта, если только в дате его рождения нет ошибки, или... он был записан в церковных книгах уже позже, через несколько месяцев после того, как появился на свет.
Почти все представители рода Капнистов были плодовиты и талантливы, благодаря чему Капнистам были пожалованы обширные земли в Малороссии. Графский род был внесён в V часть родословных книг «Российское титулованное дворянство», Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний. Право на герб и графский титул были возвращены Капнистам по "высочайшему императорскому указу" и решению Сената лишь в 1877 году. Герб утвержден императором Александром II.
Роднились с другими известными родами: Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и т.д. Ростислав Ростиславович Капнист связал свою жизнь с прапраправнучкой кошевого атамана Серко - Анастасией Дмитриевной Байдак. Таинство Венчания состоялось в 1904 году.
Анастасия Дмитриевна Байдак происходит из древнего казачьего рода, чья генеалогия переплетена со славными фамилиями Серко и Полуботка. Байдаком в Запорожской сечи могли называть строившего такой корабль или водившего его по реке. «Байдак» - это речное судно на Днепре и его притоках с одной мачтой и одним большим парусом, длиной 15-20 сажень и шириной 2-4 сажени, которое перевозило 10-15 тысяч пудов груза.
Её отец Дмитрий Георгиевич (Григорьевич) Байдак был женат на Елизавете Петровне Пинкорнелли (1856-1930), которая была дочерью Анастасии Ильиничны Капнист, одной из дочерей Ильи Петровича Капниста, сына Петра Васильевича Капниста. В семье Капнистов такие «родственные» браки были не редкость. И сам Ростислав Ростиславович, поскольку был внуком Ильи Петровича Капниста, приходился своей жене... двоюродным дядей, а матери своей жены Елизавете Петровне Пинкорнелли – двоюродным братом.
Родовое имение Дмитрия Георгиевича Байдака – Байдаковка, находилось в Екатеринославской губернии. В 1922 году оно было переименовано в Холодневку, (в честь большевика А.А.Холодни). Расположено в 32 километрах от районного центра Пятихатки. По изысканиям историка Николая Чабана, (Днепропетровск), посвятившим своё исследование этому дворянскому роду, в 1790 году в селе была построена деревянная церковь, «тщанием» Ивана Григорьевича Байдака. У его внука Григория Андреевича Байдака бывал в имении известный историк Яворницкий, с которым он вел переписку. В издании «Русское служилое дворянство» (СПБ, 2003г.) упоминается Иван Григорьевич Байдак (в 1780-81) и Яков Андреевич Байдак (1796). В документах упоминается, что Дмитрий Байдак, предположительно отец Анастасии Дмитриевны, был старостой местной церкви в 1889-1893 годах, и, видимо, умер в конце XIX века.
Невозможно тут не упамянуть и легендарного кошевого атамана Ивана Серко - человек уникальных военных дарований и сверхспособностей. Не проиграл ни одного сражения, а их было более двухсот. Немцы называли его - "Цирка", французы - "Сиро", а турки - Урус-шайтаном, т. е. «русским чёртом». Турчанки его именем пугали своих детей. Казак неизменно стоял и ратовал за Православную веру.
Есть исторические свидетельства, что фельдмаршал Кутузов перед боем с французами под Малоярославцем в 1812 году приказал привезти из Капуловки десницу непобедимого Серко. Были отслужены молебны, после чего десницу торжественно пронесли по боевым позициям Русской армии. Москва была спасена.
В исторических источниках Серко выступает впервые как полковник винницкий. Вместе с Богданом Хмельницким он ведет переговоры с французским послом в Варшаве графом де Брежи об участии запорожцев в войне с Испанией. Переговоры успешно завершились, и в 1645 корпус с 2500 казаками под командованием полковника Ивана Серко на французских кораблях отправился из Гданьска во Францию, где сыграл решающую роль во взятии крепости Дюнкерн (именно за нее три месяца безуспешно сражались герои романа Дюма). Для взятия форпоста, полковник Серко, используя свой опыт взятия Кафы, первым делом захватил испанскую эскадру. Определив туда казаков, вошел в крепость ночью, красиво и без боя, через морские ворота …
Мария Ростиславовна почитала славного предка, не раз бывала в Капуловке ( Днепропетровщина). В двенадцати километрах западнее города Никополя, между селами Капуловка и Алексеевка захоронение непобедимого атамана и мемориальный комплекс. На вершине кургана, насыпанного над местом перезахоронения атамана, установлен нго бронзовый бюст, а у его подножия - могильный камень, вытесанный запорожскими казаками. А с недавнего времени в капуловском школьном музее открыта новая отдельная экспозиция, посвященная великой актрисе.
Пролистнем еще несколько исторических страниц, чтобы оказаться перед безмятежным, наполненным смыслом прошлым, откуда ведется отсчет земному бытию Мариетты Капнист…
Мира стала пятым ребенком семейства, первые годы своей жизни купалась в любви и роскоши. Великолепный дом на Английской набережной был одним из культурных центров северной столицы того времени. У семейного очага Капнистов собирались представители творческой элиты: Есенин, Маяковский, Дункан... Частым гостем был и безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну Федор Шаляпин ...
Мария Ростиславовна: «Моя мама знала восемнадцать языков, была очень красива, могла поддержать любой разговор. В нее даже влюбился великий Федор Шаляпин. А я была шпионкой, должна была говорить папа дома или нет (улыбается). Но конечно в то время папа не мог ревновать к Феденьке Шаляпину – моветон...
Папа возвращается из Парижа: «А где же Анастасия Дмитриевна?». А ему прислуга отвечает: «Ну вот не знаю, что вам сказать... Пропала наша Анастасия Дмитриевна! Там такой певец, поет сильнейшим образом, и она не может уйти, и она сидит там... И сейчас она там...» «Ну значит настоящий мужчина.» Папа не мог ревновать, это невозможно было...
А тут я влетела. Ах, папа не привез шоколадных конфет! Кричу пританцовывая: «Папа дома - мамы нет!!!»... И я так станцевала... А у нас тогда отдыхала Айседора Дункан. Увидев мой танец долго пыталась уговарить родителей отдать меня в воспитанницы - «Это ж босоножка! Настоящая босоножка! Отдайте ее мне, я из нее личность сделаю...»
Девочка мечтала стать артисткой с самого детства, играла на сцене с шести лет. А домашним театром Капнист руководил не кто иной как сам - Федор Иванович Шаляпин. Гений обучал малышку вокалу, предрекая великое будущее. Высоко отметил ее первую сценическую работу в постановке «Золушка», где она играла роль пажа...
А дальше был ужас октябрьской революции и гражданской войны, смерть отца семейства, затем старшей сестры, тети… Лагеря, лагеря, лагеря... И после новые удары судьбы...
Все эти кошмары предваряло предательство верноподданными Русского Царя. К превеликому сожалению, в числе заблудших романтиков оказался и граф Ростислав Ростиславович Капнист. Уполномоченный Всероссийского земского союза демократически настроенный дворянин поверил лживой агитации. Надеялся, что революция принесет справедливость, поддерживал революционеров материально, и даже ввозил из-за рубежа экстремистскую газету «Искра». Можно только представить, каким же было его последующее разочарование…
«Дети, за мной! Достаточно нагрешили… Всякая власть — от Бога. Встречаем революцию!» - Анастасия Дмитриевна смастерила из красной ткани флаг и вывела детей на улицу. Слишком дорогою ценою заплатили за роковую ошибку Капнисты и не только они одни...
«С революцией 1917 года Петербург кончился» – вспоминает генерал-лейтенант Валериан Петрович Добужинский. «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Это был эпилог всей его жизни — он превращался в другой город — Ленинград - уже с совершенно другими людьми и совсем иной жизнью....»
Революционный дурман отступил, терзало горькое похмелье… Семейство Капнистов покидает Петербург, переезжает в Крым. Дача Байдак по Каспельской дороге в Судаке - шикарный особняк на семьдесят комнат, гувернантки, учителя… Все это напоминало о прежних временах, которые невозможно было воротить вспять... Маховик уничтожения был запущен, и даже для детей стало очевидным то, что счастливая жизнь и детство завершились...
Есть свидетельства о том, что в Крым Капнистов отвозил на своих лошадях дед Иосип Мазур (вероятно, в Феодосию), но не успели, увы… Пароход уже отошел от берега.
13 ноября 1920 года состоялось последнее заседание правительства Юга России, а уже на следующий день шла погрузка людей на корабли. Были разосланы оповещения где говорилось, что "в виду объявления эвакуации для желающих офицеров, других служащих и их семейств, правительство Юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжких испытаниях, какие ожидают приезжающих из пределов России".
Народ предупреждали, о том, что недостаток топлива приведет к переполненности пароходов и неизбежному длительному пребыванию на рейде и в море. Сообщалось и о том, что средств для поддержки сограждан не только в пути, но и в дальнейшем не имеется… "Все это заставляет правительство советовать всем тем, кому не угрожает непосредственная опасность от насилия врага — остаться в Крыму". Информация была доведена до населения полуострова, однако количество желающих покинуть Крым вместе с белогвардейцами было очень велико. Тем временем Красная армия уже взяла Джанкой и Симферополь, на очереди были Симферополь и города-герои Керчь и Севастополь.
Погрузка военных, раненых людей и гражданского населения Крыма на корабли шла организованно и быстро. Трагедии, происходившие ранее при эвакуации Одессы и Новороссийска, когда люди давили друг друга и выбрасывали за борт, в Крыму не повторились.
Из Ялты, Евпатории, Керчи, Феодосии и Севастополя на 138 российских и иностранных военных и торговых судах в Константинополь отправились более 150 тысяч российских граждан. Среди них – около семи тысяч раненых. Последние корабли белогвардейцев покинули Севастополь 14 ноября 1920 года. Сам Врангель отплыл на крейсере "Генерал Корнилов".
«Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня.
Я с кормы, всё время мимо,
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою...
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо.
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.»
Таков был исход Белой армии из Крыма.
Автора этих правдивых, исторических строк подъесаула Николая Туроверова раненого, на шинели казаки внесли на один из последних судов.
Мария Ростиславовна: «Когда появилась “чрезвычайка”, было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел. Когда отца спросили: «Ты пойдешь?» — он ответил: «Я не трус». «Я умоляю, папа, не ходи!» Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил.
Папа вернулся поздно вечером, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли...»
Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста насчитывает всего-навсего семнадцать листов. Дело № 021924 начинается с «Анкеты для регистрации лиц, прибывших в Крым после 1917 года». Подписана графом 23 декабря 1920 года (вероятно, в день ареста). Обыск, состоявшийся на следующий день проводился уже без него.
При обыске присутствовал лишь один человек, да и то несовершеннолетний - старшая дочь Капнистов – пятнадцатилетняя Елизавета. Детская подпись в протоколе обыска прописана во всех четырех графах: «При обыске присутствовали», «Подпись обыскиваемого», «Подпись присутствовавших», «Копию протокола получил». На этом фоне, особенно цинично выглядит примечание к протоколу: «После подписи протокола никакие претензии не принимаются».
«Для доставления в Особый Отдел ... взято одиннадцать пачек папирос, две коробки табаку, восемь книжек курительной бумаги, пять штук свечей, один пояс, одну военную шубу» - зафиксировано в протоколе.
31 декабря, в самый канун Нового года, граф был допрошен первый и единственный раз. Протокол допроса уместился в девяти строчках листа.Там написано о том, что Капнист приехал в Крым из Полтавской губернии в 1917 году на лечение в связи с переломом ноги, что в Крыму он занимался виноградарством и виноделием, что в Комитете помощи беженцам он не состоял.
Неделю спустя, 7 января 1921 года в качестве свидетелей были допрошены двое молодых чернорабочих, которые дали показания что якобы граф Капнист принимал, активное участие в «восстании татар против Советской власти в 1918 году». И хотя никаких доказательств в подтверждение обвинения приведено не было, следователь им поверил. Да и как же не поверить, ведь свидетели - чернорабочие, стало быть, стопроцентные пролетарии и, значит, свои...
На следующий день военным следователем Особого Отдела при Реввоенсовете 4-й армии было составлено заключение по делу, изобилующее грубейшими орфографическими ошибками, в некоторых словах их было не менее двух. «Вырозившись», «востание», «тотары», «неправельное», «отказоваеться», «обвене-ние», «беженцов»; вместо «Советской России» - «совета росии»... Согласно заключению, граф Капнист обвинялся в следующем:
1) в помощи Добровольческой армии, выразившейся в устройстве склада медикаментов;
2) в активном участии в татарском восстании 1918 года;
3) в помощи беженцам из Советской России, выразившейся в устройстве столовой для них;
4) в «неправильных показаниях в деле» (вероятно, военследователь имел в виду отсутствие в заполненной Капнистом анкете и в протоколе допроса сведений по трем первым пунктам обвинения).
Дело передали на рассмотрение Тройки. Постановление Тройки в качестве отдельного документа в деле отсутствует. Лишь в левом верхнем углу уже известной анкеты, заполненной Капнистом 23 декабря, начертано карандашом: «Расстрелять». Ниже - неразборчивые подписи председателя и членов Тройки. Не указана даже дата приговора...
Земные дни графа Ростислава Ростиславовича Капниста завершились 13 января 1921 года. Сердце Лизы не выдержало, спустя два дня отлетела душа голубицы…
Мария Ростиславовна: « Мою тетю убили на моих глазах... Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее». Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!»
Я тогда уже все знала. Три тысячи человек расстреляли за одну ночь на горе Алчак! Что творилось в Крыму! Мы голодали ужасно. Мололи виноградные косточки... Спасались дельфиньим жиром...»
Голод в Крыму стал следствием Гражданской войны, безграмотной в духе «военного коммунизма» политики Крымревкома и небывалой засухи. С сентября-октября 1921 г. голод неудержимо стал накатываться на полуостров. Первой его почувствовала цыганская беднота. Затем наступила очередь крымскотатарских крестьян, проживающих в горных и предгорных районах и на южном побережье. За ноябрь-декабрь погибло около 1,5 тыс. человек. Пиком стали февраль–апрель 1922 г. В мае голодало уже около 400 тыс. человек — это 60% населения полуострова, погибло 75 тысяч.
В 1922 г. ситуацию осложнили нашествие саранчи и проливные дожди. Голод унес более 100 тысяч жизней.
По данным открытых источников, после захвата Крыма большевиками начались массовые расстрелы гражданского и военного населения полуострова. По разным оценкам, с ноября 1920 по март 1921 года было убито от 60 до 120 тысяч человек.
Крымские татары, чтившие память убиенного графа, помогли Анастасии Дмитриевне со чадами: Мирой, Василием, Григорием, Андреем покинуть город. Для этого их переоблачили в свою национальную одежду.
Нелегкая доля ждала и Капнистов младшего поколения. Один из Ростиславовичей утонул, другой сгинул в лагерях ГУЛАГа. Из троих братьев до почтенного возраста дожил лишь Григорий Ростиславович (почил о Господе в 1976 году в городе Ярославле).
Мария Ростиславовна: «26, почти 27 лет я была в заключении... Там такое кино было, что такого уже не снять! Вы знаете, я не любитель, совершенно не любитель рассказывать о себе. Если вы что-то хотите на этом интервью построить, учтите, выворачивать свою душу наизнанку я не буду. Думаю, у вас хватит такта и изящества подумать о том, что очень трудно об этом вспоминать... Вспоминать – значит заново все переживать.
Во время моего пребывания в Париже, мне предложили рассказать о том как меня истязали в ГУЛАГе, но я отказалась. Если бы я не любила Россию, может я бы и разоткровенничалась... Но я люблю Россию, она моя! Великая Россия - одна шестнадцатая часть света... Я никогда ее не оставлю... Если будет хорошо, как было до революции, я туда поеду... А оставить Россию в таком неблагополучии, в состоянии слякоти как сейчас... Нет, никогда не оставлю!
Сейчас много говорят и пишут плохого о советских временах, но это значит – уничтожать верно и постепенно... Ведь меня «посадила» на Россия, ни СССР, а сволочи кремлевские! У власти собрались: убийцы, воры, предатели... Я б их сама картечью прошла… Вот они и уничтожили колоссальное количество народа...»
Продолжение следует…»
Продолжение не нашла. Буду признательна, если вы найдете, если вас это заинтересовало, и в рецензии подскажете ссылкой, и я припишу сюда, заодно и ваше ФИО в знак благодарности!
Фильмография
1956 — Одна ночь — эпизод
1958 — Таврия — игуменья
1959 — Иванна — монахиня (не указана в титрах)
1959 — Летающий корабль — волшебница (не указана в титрах)
1960 — Роман и Франческа
1960 — Вдали от Родины — мадам Дюваль
1961 — За двумя зайцами — дама в иллюзионе (не указана в титрах)
1961 — Дмитро Горицвит
1962 — Мы, двое мужчин — пассажирка (старуха с гусем)
1963 — Рыбки захотелось
1963 — Серебряный тренер — служанка (не указана в титрах)
1964 — Ключи от неба — лаборантка
1964 — Лушка — модистка
1965 — Вниманию граждан и организаций — старуха
1965 — Нет неизвестных солдат — бдительная гражданка (не указана в титрах)
1965 — Хочу верить
1967 — Война и мир — дама на балу (нет в титрах)
1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — Ева, помреж
1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — кузина Бетти (нет в титрах)
1969 — Сыновья уходят в бой — жена деда Харитона
1970 — В тридевятом царстве… — пассажирка самолёта и фрейлина в оранжевом (не указана в титрах)
1970 — Олеся — Мануйлиха
1970 — Мир хижинам, война дворцам — монахиня
1970 — Узники Бомона — заключённая (не указана в титрах)
1971 — Где вы, рыцари? — Прасковья Ильинична, соседка Ковальчука и Голубчика
1972 — Пропавшая грамота — ведьма
1972 — Руслан и Людмила — Наина (в титрах — Мария Капнист-Серко)
1973 — Горя бояться — счастья не видать
1973 — Старая крепость — Раневская
1974 — Бронзовая птица — Софья Павловна, «графиня», экономка графа Карагаева
1975 — Любовь с первого взгляда — волшебница
1976 — Память земли — баба Орыся
1976 — Табор уходит в небо — Изергиль
1977 — Если ты уйдёшь… — тётя Марфа
1977 — Сапоги всмятку — актриса
1977 — Солдатки — Марина
1978 — Квартет Гварнери — графиня
1979 — Дикая охота короля Стаха — экономка
1979 — Циркачонок — бабушка
1979 — Цыган — старая цыганка
1980 — Копилка — клиентка Кокареля, графиня (нет в титрах)
1981 — Андрей и злой чародей — старуха
1982 — Возвращение Баттерфляй — квартирная хозяйка
1982 — Улыбки Нечипоровки — Секлета
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — дама в вуали
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки — старуха на свадьбе
1984 — Володькина жизнь — учительница немецкого
1984 — Шанс — Милица Фёдоровна
1984 — Иванко и царь Поганин — сова Чиветта (в титрах — Марина Капнист)
1985 — Искушение Дон-Жуана
1986 — Полнолуние. Ноктюрн
1986 — Золотая цепь — гостья Эвереста Ганувера (нет в титрах)
1986 — Премьера в Сосновке — костюмер областного театра
1986 — Рядом с вами — дежурная в школе
1987 — Прощай, шпана замоскворецкая… — Баба Роза
1988 — История одной бильярдной команды — гадалка Аманда
1988 — Мужчина для молодой женщины — Надырова
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Фатум / рыцарь / игуменья
1988 — Поляна сказок — стюардесса / регистратор брака / бабушка с ребёнком
1988 — Пуща — экономка
1989 — Искусство жить в Одессе — Маня
1989 — Этюды о Врубеле
1989 — Сероманец
1990 — Ведьма — ведьма
1990 — Два патрона на мамонта
1991 — Анна Карамазофф — бабушка Соня
1991 — Лох — победитель воды — мафиозо
1991 — Меченые — бабуля в обувной мастерской
1991 — Людоед — старая политкаторжанка
1991 — Экстрасенс
1992 — Белые одежды — сиделка у Тумановой
1992 — Сердца трёх — старая сеньора Солано
1993 — Шанс (короткометражный) — старуха
1994 — Тёмные воды — мать-настоятельница
1994 — Притча про светлицу
1974 - 2020, 31 мая





Рейтинг работы: 4
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 59
© 06.09.2020 Лия Гузей
Свидетельство о публикации: izba-2020-2891709

Рубрика произведения: Проза -> Быль


Эдельвейс       12.09.2020   22:03:12
Отзыв:   положительный
Лия у вас очень позновательная тема.
С уважением.


Лия Гузей       13.09.2020   15:47:57

Благодарю вас, Вольдемар! Приятно и стимулирует на дальнейшие истории.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1