
Я не могу преподавать хуже, чем могу преподавать.
Илья Габай
Какого учителя, читатель,
вы назовете идеальным? Может быть, того, кто любит детей? Увы, в пединститут идут чаще всего по другим
причинам. Может быть, хороший учитель тот, кто
досконально знает свой предмет и может научить ребят? Мне нравятся
учителя, дарящие детям неведомые миры. Вопросы не разрешенные. Габай всю жизнь
испытывал потребность в общении с детьми. Когда его лишили возможности
вернуться в школу после заключения, он переживал гораздо больше своих
институтских друзей. Может такова специфика предмета, но полюбить литературу в
рамках программы невозможно. Габай литературу знал, как, наверное, не многие из
современников, не только
программную. Были какие-то реперные,
внепрограммные точки на уроках Габая, которые мы запомнили на всю жизнь.
Инакомыслие в общественной жизни было под запретом, но инакомыслие в мире
литературы Габай упорно воспитывал в нас, а мы этого не замечали.
Может быть, школа
наша была особенная, для особенных учителей и учеников? Ничего подобного. Школа
была советская, казарменная. На переменах ученики ходили по кругу в рекреациях,
как заключенные, заложив руки за спину, разрешалось разговаривать в полголоса и
постоять у окна. А рядом между колонн
стояли, тоже заложив руки за спину,
завучи и дежурные учителя. Не помню, стоял ли с ними и Габай, ведь, несмотря на сопротивление, его завучем все-таки назначили. На пятый этаж вели две лестницы, по одной
нужно было подниматься, по другой спускаться. Учителя были вовсе не
продвинутые, работали в рамках программы, а программы были несовершенные.
Учительница биологии была сторонница Лысенко, а мы уже слышали о законах
Менделя. Но когда Габая арестовали в первый раз, педсовет убедил директора дать
самую положительную характеристику коллеге.
Сегодня это было бы невозможно. Учителя сегодня запуганы проверками,
разобщены и лишены чувства солидарности.
Правда, после второго ареста коллектив сломали, заставили осудить
инакомыслие. И все-таки нашлась смелая учительница и написала Габаю письмо в
заключение, рассказала о судьбе его пятиклашек, что ввергло его в состояние
просветленной печали.
Сегодня это кажется абсурдным, но в шестидесятые годы
школьники не слышали о Серебряном веке нашей поэзии. Для них не
существовало ни Пастернака, ни Гумилева,
ни Мандельштама, даже Ахматовой не было. Как странно, много раз я проходил по
Ордынке и не представлял, что Ахматова жива, ее можно встретить
в доме Ардовых. Ахматова была поэтом дореволюционной России. Габай
подарил нам целый мир. Конечно, он читал
подпольный «Реквием», знал стихи к
«Доктору Живаго», но обсуждал их со своими друзьями. Ученикам он просто
предлагал сделать свободный выбор, найти в библиотеках стихи поэтов Серебряного
века, выучить одно из них наизусть и
прочитать на уроке. Я выбрал «Жирафа»
Гумилева и помню его до сих пор.
И был абсурд истинный. Вы были, читатель, в театре
абсурда? Габай ввел нас в этот новый мир. Именно тогда
узнали мы о Данииле Хармсе. Через много лет, уже после перестройки, попал я в новосибирском театре актера на
французскую пьесу. В крошечном фойе стояла железная кровать с голой сеткой,
связка книг и табличка. «Здесь жил Хармс, оставил квартиру другу и ушел
неизвестно куда». В пьесе герой сдавал экзамен на водительские права. Вместо
машины инспектор и он сидели на двух стульях
и случайно задавили прохожего.
Габай подготовил меня к такому искусству, хотя в живописи придерживался
скорее традиционных взглядов, восхищался
импрессионистами, но недолюбливал мирискуссников, а кубизм Пикассо не
принимал.
И, конечно, нельзя
быть учителем и не работать в маленьком коллективе с детьми. Еще студентом
Габай работал пионервожатым, воспитателем в колонии, водил ребят в походы. Даже Сухомлинский,
знаменитый директор школы, руководил классом малышей. Когда учитель приходит в
школу, ему обычно дают пятый класс.
Я вновь в
ореоле следящих колец
табачного дыма. Я жду лишь сигнала,
чтобы выйти
один на один — без коллег
под теплые
взгляды юнцов небывалых
Действительно, курил Габай много, как и многие учителя, в
учительской на переменах клубились облака дыма, а в классе видели мы его чаще
не за столом с журналом в руках, а
присевшего непринужденно на тот же учительский стол и поправляющего
указательным пальцем спадающие очки. Были пятиклашки и у Габая. Из маленькой деревушки на Алтае Зеленой Рощи
он писал о них восторженно, какие они активные и любознательные (им можно
бесконечно читать стихотворения Пушкина!), несмотря на ужасающую среду
взрослых. Колхозники традиционно пили,
круг их интересов – жирный боров, нож и паяльная лампа, сало и самогон.
Лишенный сил, он зол и хмур.
Ночами, с подлинным талантом,
Как протестантов, режет кур.
Габай их не осуждал, они были не злые, просто
невежественные. Даже в уголовниках в заключении он видел неразвитых подростков.
Более того, он готов был
согласиться с мнением генетика
Эфроимсона о наследственности добра в человеке. Гены добра правоверные
марксисты не признавали.
Гораздо труднее
давались Габаю классные часы. Невозможно представить правозащитника, восхваляющего сталинскую Конституцию.
Сегодня, через полвека, ситуация еще хуже,
учителя покорно изучают и одобряют
«новую» Конституцию, в которую внесены поправки, недопустимые в цивилизованных странах. Наверное, рассказывал он деревенским ребятам
о новых книгах, не известных в провинции. Да и в Москве, как ни странно, новые
книги пробивали дорогу с трудом. Даже «Маленький принц», цитаты из которого он
часто приводил на уроках, казался нам
чудом, невозможным в учебниках и хрестоматиях.
Но и поэты, и писатели, заключенные в учебниках, предстали нам на уроках Габая в новом свете.