Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Владимир Шабля. КАМЕНЬ. Биографический роман. 1924 год, март. Томаковка. Кулинар.


Владимир Шабля. КАМЕНЬ. Биографический роман.
1924 год, март. Томаковка. Кулинар.

Едва проснувшись и открыв глаза, Петя понял, что на кухне происходит что-то интересное: его нос тут же уловил приятные съедобные запахи, а это бывает, когда бабушка готовит что-нибудь вкусненькое. Не мешкая, парнишка соскочил с кровати, быстро напялил штаны и рубашку, а затем прожогом бросился на кухню.
– Бабушка, что ты делаешь? – выпалил он с порога.
– Доброе утро, внучек! – спустя пару секунд улыбнулась в ответ Ирина.
Она выжидающе поглядывала на мальчишку, всем своим видом как бы предлагая ему ответить на приветствие, и в то же время продолжая работать белыми от муки руками.
– Доброе утро, бабушка! – не очень громко воскликнул Петя, а затем всё-таки возвратился к главному интересовавшему его вопросу, – чем это так вкусно пахнет?
– Вкусно пахнет ванилью и корицей, – разъяснила женщина. – Хочешь понюхать?
– Да!
Парнишка подбежал ближе и ухватился за бабушкин фартук. Ирина отряхнула руки, обтёрла их тряпкой, а затем взяла с полки одну из банок и показала внуку:
– Это корица, понюхай.
Она открыла крышку и поднесла банку к Петиному лицу. Тот уткнулся носом в ёмкость и с деловым видом начал втягивать в себя воздух.
– Хорошо пахнет! – с видом знатока констатировал он.
– А это ваниль, – продолжала научать Ирина, проделывая аналогичные операции с другой банкой.
Мальчик повторил процедуру обнюхивания, а затем с растерянным видом спросил:
– Так они что – разные?
– Кто? – не поняла Ирина.
– Банки, – пояснил свой вопрос Петя.
Наконец до женщины стал доходить смысл вопроса.
– Банки-то одинаковые, а вот приправы внутри банок – разные и по-разному пахнут, – растолковала она малышу его ощущения.
До этого момента Петя даже не подозревал о существовании специальных веществ для придания запаха, а тем более, что они по-разному пахнут. Теперь эта часть его восприятия действительности обрела осязаемые черты, и ребёнок немедленно пошёл дальше по пути познания мира:
– А что такое приправы? – продолжил мальчишка своё обычное осыпание взрослых вопросами.
– Это такие сушёные травки или вещества, которые хорошо пахнут или вкусные. Их добавляют в разные блюда.
– А почему ты добавляешь приправы в банки, а не в блюда? – не унимался Петя.
– Да нет, в банках приправы просто хранятся, а добавляют их в пищевые блюда, то есть в еду, – в борщ, котлеты, булочки, чтобы они были вкуснее и лучше пахли.
– А сейчас ты во что будешь их добавлять?
– Я уже добавила и корицу, и ваниль в тесто, – заверила Ирина, – чувствуешь?
Женщина пододвинула тесто к краю стола, у которого стоял внук, и тот, разместив нос поближе к упругому, покрытому белой мучной пылью куску, попытался распознать в нём уже знакомые запахи.
– Да, чувствую, – оценил свои ощущения Петя, – а зачем тебе тесто?
– Из теста я хочу сделать булочки, шанежки и куличи.
– Я тоже хочу делать булочки! – безапелляционно заявил мальчик.
– Тогда давай ты поможешь мне месить и раскатывать тесто, а я из него буду лепить и печь разные вкусные штуки! – предложила Ирина.
– Давай!
Бабушка водрузила внука на дебелый стул, стоящий у торца стола, с таким расчётом, чтобы тому было удобно обращаться с тестом, а затем оторвала ему небольшой комок.
– Я буду вымешивать свой кусок, а ты – свой: вместе мы быстрее справимся, – заверила она. – Смотри, как я делаю, и повторяй за мной.
Малыш, поглядывая на наставницу, с азартом принялся теребить тесто. Он выпачкался в муку буквально с ног до головы. Бабушка же только посмеивалась да подбадривала внука, сама энергично меся тесто и приговаривая:
«Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём!
Для Петюши мы из теста
Много булок испечём!»
Через некоторое время Петя принялся вторить Ирине, проговаривая прибаутку вместе с ней. Наконец тесто было готово.
– Здорово мы с тобой потрудились, – подвела итог работе женщина, – но сильно устали. Правда?.. Фух!
Театральным жестом она вытерла пот со лба тыльной стороной ладони, а внук сразу же, как попугай, повторил её движения.
– Да, устали... Фух! – подтвердил он.
– Тогда давай отдохнём.
На стул, служащий Пете подставкой, бабушка водрузила небольшой чурбан и усадила на него мальчишку, заодно обтирая полотенцем его лицо от муки. Потом сама села на табуретку и вместе с внуком принялась декламировать очередной стишок:
«Мы устали и вспотели:
Так работать мы хотели!
А теперь передохнём –
Посидим и попоём!»
Несколько раз повторив четверостишие, и убедившись, что парнишка твёрдо его запомнил, Ирина перешла к следующему номеру программы:
– Ну что же, стишок рассказали, а теперь – споём, как и сказано в стишке.
Она расправила плечи и затянула свою любимую песню:
«Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю?
Чому мені, Боже, ти крила не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав».
Голос у Ирины был красивый и глубокий. Пела она вдохновенно, так что Петя заслушался. Под конец он попытался подпевать, но пока это у него получалось плохо.
– Ничего – ещё научишься! – успокоила бабушка. – А теперь давай лепить из теста булочки, шанежки и куличи. Ты что будешь формовать?
– Куличи!
– Ну, давай ты – раскатывай тесто, а я стану лепить куличи, – предложила женщина, подавая внуку небольшую качалку.
– Нет, я хочу лепить куличи! – запротестовал мальчишка.
– Хорошо, – согласилась Ирина, – сначала вдвоём раскатываем тесто, а потом – лепим куличи.
– Ладно, – пошёл на компромисс мальчонка.
Команда из внука и бабушки снова взялась за работу, параллельно рассказывая потешку:
«Лепим мы куличи,
Круглые как личико!
А достанем из печи
Вкусные куличики!»
Ирина умело и быстро расправлялась с тестом, заодно поддерживая энтузиазм малыша и убеждая его в том, что это именно он сделал такие красивые куличи, а бабушка только немного их подправила.
Почувствовав, что мальчишка достиг эмоционального пика, она аккуратно успокоила его, переключив внимание на заскучавшие в углу игрушки. А сама, сунув лист со стряпнёй в духовку, взялась за чистку картошки.
...
К торжественной раздаче свежеиспечённых булочных изделий были созваны все домашние. Огромное блюдо с выпечкой стояло посреди стола. И конечно же, «гвоздём программы» были самые красивые и самые вкусные куличи, вылепленные новоявленным «кулинаром».
И мама, и папа, и бабушка на все лады расхваливали Петины куличи, восторгаясь их румяной корочкой и диковинной, похожей на сказочных зверюшек, формой.
А сам «мастер» только улыбался. Он не мог ответить на похвалы, поскольку за обе щеки уплетал произведения собственного – в этом он не сомневался – поварского искусства.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 52
© 16.07.2020г. Владимир Шабля
Свидетельство о публикации: izba-2020-2854293

Метки: 1920s, 1920, Прибаутки, ПрибауткиДляМалютки, Детство, ДетствоСССР, Воспитание, ВоспитаниеДетей, ВоспитаниеМальчиков, ВоспитаниеЛюбовью,
Рубрика произведения: Проза -> Исторический роман











1