Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Полезно знать. Повторение - мать учения.


Полезно знать. Повторение - мать учения.
Предлагаем читателям авторские статьи Ирины Кабачковой https://www.chitalnya.ru/users/solaris1/
«Повторение — мать учения»

Статья №1. Ритм, размер, рифма, стопа. https://www.chitalnya.ru/work/2179264/

Написание стихов может быть как приятным хобби, так и любимым делом жизни. В любом случае новичку придётся освоить термины, некоторые правила и законы стихосложения. Многие совершают простую ошибку: берут какое-то известное стихотворение в качестве шаблона и по нему пытаются писать сами.
Сначала необходимо усвоить , что такое ритм, размер, стопа и рифма.
Стихотворение схоже с музыкальным произведением в области ритма. Как и в музыке, есть ударения, стопы( такты), паузы, чёткий ритмический рисунок.
Ритм образуют ударения в словах и паузы внутри строфы:
Двадцать пЕрвое. НОчь. ПонедЕльник...
Не каждое слово в стихотворной строке обязано иметь ударение и в одном слове могут быть несколько ударений, которые требует размер. В строке может быть сверхсхемное ударение, которое нарушает классический размер и создаёт новый ритмический рисунок.
Дополнительное сверхсхемное ударение называют спондеем, пропуск сильного слога, создающий стопу без ударения- это пиррихий, если пропускаются 2 слога и получается не меньше трёх безударных слогов подряд, то это трибрахий.
Размер стиха или строки определяется количеством безударных слогов в стопе.
Для начинающего автора лучше всего последователньо освоить сначала двусложные размеры:
хорей ----
Еду. ТИхо. СлЫшны звОны...
ямб ----
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный...
потом трёхсложные:
дактиль --------
РАнними лЕтними рОсами...
амфибрахий -- -- --
Не вЕтер бушУет над бОром...
анапест -- -- --
О, веснА без концА и без крАю
Чтоб определить стихотворный размер, лучше всего попробовать подирижировать строкой, как музыкальным отрывком. Если у вас получается дирижировать на счёт раз-два, то это двусложный размер, если на раз-два-три- трёхсложный. При этом нужно учитывать возможные пропуски ударений, сверхсхемные и смешанные размеры.
Для написания стиха важно понимать, в каком размере вы пишете стих. Старайтесь придерживаться одного размера и одной длины строк( по количеству стоп), однообразия в рифме( женской и мужской).
Для определения размера стиха вам важны первые слоги в строке, а для определения рифмы- последние. Если ударение падает на последний слог, то это мужская рифма, если на предпоследний- женская, если на третий от конца - дактиллическая. Чаще всего используют чёткое чередование рифм в строфе: аабб, абаб и абба и чередование женской и мужской рифмы, либо придерживаются одной женской или мужской.
Проще всего начинать с хорея и ямба 4-6 стопного абаб со сменой женской и мужской рифмы.
Для вашего стиха важна техническая стройность, поэтому обязательно выдерживайте везде один рисунок.
Мой дЯ дя сА мых чЕст ных прА вил, 4стопный ямб, женская рифма
КогдА не в шУт ку зА немОг, 4стопный ямб, мужская рифма
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. рифмовка абаб
Рифма- это не совпадение букв!, а совпадение ударных звуков и всех звуков после ударения в последней стопе с рифмуемой.
Поэтому зачастую очень далёкие сочетания являются хорошей рифмой:
вестник- местных, Париж- коришь, веселиться- виселица.
Для пишущего стихи важно знать, что большинство звуков речи в конце слов мы изменяем: ая, оё, эе, и мы превращаем в один полузакрытый гласный в фонетике обозначаемый как ( ъ ). Мы НЕ изменяем ы, у!
Поэтому можно рифмовать : реки-в аптеке-аптека-веко. Но иногда на конце слова о получает призвук у и мы можем рифмовать: реку-веко.
Большинство согласный на конце нами оглушается, поэтому правомерны смещения: б-п-в-ф-г-к-д-т-ж-ш-щ-з-с-ц. Определять правомерность смещения нужно на слух!
Сверхзвонкие р,л,м,н, й не оглушаются на конце!
Здесь же отмечу, что звукопись важна не только для определения рифмы, но и для всей строки. Звукопись влияет на восприятие содержания стиха. Красивые повторы звуков способствуют эстетике стиха:
Ты волна моя, волна
Ты гульлива и вольна - красивая аллитерация( повторение согласного Л ) помогает поэту создать образ.
Но многие скопления свистящих и шипящих звуков портят звукопись текста или делают его двусмыссленным ( с ракит..., плох. Уйду... и пр.)
Хорошая рифма - это не самое точное созвучие, но приблизительное. Самые точные грамматические рифмы считаются слабыми и неинтересными.Это формы одной части речи - близкие или совпадающие: делиться- мелется, носков- кусков. Это слова с совпадающими и рифмуемыми окончаниями и суффиксами одной части речи: растение- затмение, удивляющий- окружающий, кружок- дружок, вазочка- фразочка.
отнюдь не всегда начинающий автор может обойтись без грамматической рифмы, но необходимо отрабатывать своё мастерство и в подборе рифм.
Для отработки первичного навыка написания стиха помогает игра буриме.
Для буриме лучше использовать по 2 парных хороших рифмы, определиться с размером( ямб или хорей), с количеством стоп и как будет выглядеть в нём клаузула( конец строки-рифма). Нужно обязательно определиться с темой стиха( проще всего брать пейзаж или описание образа). Прочитав полученное, нужно убедиться в том, что мысль выражена . нет речевых и грамматических ошибок.
Следующим этапом полезно пописать пейзажные стихи или описания образов( образ щенка, цыплёнка, внука и пр.). Обязательно изначально приучать себя изменять и редактировать написанное, писать варианты стиха.

Статья №2 Немного о синтаксической природе стиха  https://www.chitalnya.ru/work/2184670/

Приступаю к этому разделу с некоторой опаской: либо я не нашла ничего подходящего для себя по этой теме, либо нашла отрывочное, поэтому выводы свои.
Синтаксис стихотворной строфы, конечно, тесно связан с синтаксисом словосочетания и предложения, которыми собственно и занимается этот раздел науки о языке. Связываются словосочетания и предложения с помощью синтаксических средств: формы слов и их взаимодействия, с помощью служебных слов, порядка слов в предложении и интонации.Кроме того, предложение является единицей речевого высказывания.
Многие источники утверждают , что строфа стремится в стихе совпасть с предложением интонационно и семантически( по содержанию), но это, конечно, не так. Мне бы как раз хотелось в этой заметке обсудить данную проблему.

Единицей силлабо-тонического стиха, безусловно, является строфа,"организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части", структурная единица стиха, имеющая определённый метр , размер и связанная с последующим текстом рифмой , смыслом, интонацией и синтаксисом. При этом строфа должна вычленяться не только с помощью рифмы и формальных признаков. Необходимо при написании и оценке стиха уделить внимание её наполнению Термин "ёмкость стиха" я встречала много раз, но не видела нигде исследований на эту тему. Поэтому придётся самой установить, что важнейшим параметром оценки строфы является её ёмкость , качество наполнения её пространства.
Строфа принципиально не совпадает с смысловой или синтаксической единицей, образует самостоятельную структурную единицу самого стиха как художественного произведения. Сам стих , образец лирики, как мне представляется, вполне можно сравнить с таким явлением синтаксиса как период . Кратко его можно охарактеризовать как очень большое сложноподчинённое предложение, отличающееся полным раскрытием темы, не имеющее связей с другими предложениями; самостоятельная единица текста. Стихотворение также отличается именно законченностью и единством, раскрытием темы. Текст стиха нами мысленно членится при этом не на предложения, а на катрены или другие части ,соответствующие графической разбивке стиха( или не соответствующие, но не связанные с членением на предложения). Иными словами, полезно представлять себе, что стихотворение ритмически, интонационно , подчинено не только организации своей строфы, лирической композиции, но и подчинено ритмическим законам построения предложения.Из всего этого вытекает, что , к сожалению, зачастую очень крупные синтаксические конструкции в стихе тяжелы ( не стоит начинающему увлекаться при написании стиха сложными предложениями и осложнёнными громоздкими оборотами).Тем не менее, можно привести примеры и удачного вписывания сложных конструкций. Обычно они занимают целое четверостишие, несколько четверостиший или даже стих целиком. Само по себе это может дать эффект внутренней гладкости и цельности текста, но может заставит увязнуть в нём читателя. Мне нравятся сочетания таких крупных предложений с неполными и односоставными, с парцелляцией. Это значительно облегчает конструкции.Если говорить о ёмкости таких текстов, они ёмки и обладают хорошим пространством строфы.

Сложные синтаксические конструкции, переходящие из катрена в катрен, создают эффект и перетекания самого стиха зачастую. Это опасный, но интересный приём. Кроме того, на композицию строфы в синтаксисе строфы работает не только строй предложения , но и его смысл. Перебивки тяжёлых синтаксических конструкций возможны не только с помощью лёгких и коротких. Такой перебивкой может служит просто новая семантическая единица, новая тема в тексте.
Наиболее ёмкими при этом всё же оказываются строфы с короткими рублеными словами, парцеллированными предложениями, неполными предложениями , где использован минимум служебных слов, местоимений, частиц, минимум однородных членов , нет осложнённых кострукций. Если при этом в тексте минимум инверсий, то проявляется в ощущении ещё и так называемая ясность стиха, лёгкость. Такие тексты целиком вполне приемлемы, интересны своей энергией и выразительностью. Но имея высокую ёмкость строфы они при этом имеют малое её пространство - и не только за счёт рубленого ударениями и паузами ритма. Поэтому если автор не хочет видеть стих слишком рубленым и текст не должен быть чересчур энергичен, повышая ёмкость строфы , он должен помнить и о её пространстве. И в этом вопросе опять поможет синтаксис. - Усложнение предложения, создание дополнительных напряжений с помощью инверсий, цезур, введение вводных конструкций , междометий, игра с временами и модальностью в тексте( это должно быть осознанным! необходимо проверять сочетаемость времён в тексте в процессе написания!!! поможет увеличить пространство самой строфы.Конечно же, понижают ёмкость строфы тавтология и т.н. "пустые"слова и "пустые" тезы. Это распространённая ошибка у новичков. Возникает она из-за стремления заполнить строфу, подбирая её к рифме. Нужно не заполнять строфу, а "двигать" вперёд текст, обязательно прописывать новый смысловой кусок ,а не топтаться на месте , обесценивая стих низкой ёмкостью и размыванием пространства одновременно.

Лексические повторы, рефрены, анафоры, эпифоры и многие другие стилистические и речевые фигуры наоборот улучшают пространство стиха, наполняют его и расширяют.
Таким образом, основными синтаксическими характеристиками строфы и стиха мне видятся его ёмкость, широта и наполненность пространства, конструктивная законченность и цельность как его частей, так и произведения в целом, улавливаемая на слух.
Говоря о пространстве самого текста, на мой взгляд, необходимо отдельно поговорить о композиции самого текста. Усложнение композиции текста, интересные вступления, концовки , осознанные кульминации делают пространство точно наполненнее. Здесь, на мой взгляд, уместно сказать об укороченной или не связанной строфе- концовке, которую сейчас полюбили многие авторы.Она тоже работает целиком именно на всё пространство произведения и его ёмкость. И даже короткая строфа, как ни парадоксально, именно расширяет пространство всего текста.
Ёмкость строфы,безусловно, связана с общей ёмкостью текста( строфы могут иметь разную ёмкость и это тоже может быть игрой автора), а также с звучностью , хлёсткостью фразы. Наверное, крылатые фразы имеют предельную ёмкость. К ней должны стремиться одностишия , двустишия и четверостишия.
Мне представляется , что естественным пределом ёмкости традиционного стиха является его музыкальность, песенность, которые расширяют его пространство , иногда несколько размывая и понижая ёмкость текста и снижая его энергичность.
К чему же должен стремиться автор и что оценивать критику с точки зрения синтаксической природы поэтического текста? Необходимо оценивать внутреннюю синтаксическую композиционную связность, логичность и стройность, хорошую ёмкость строф и всего текста, качество пространства строф и текста, композицию самих синтаксических конструкций и их качество , наполнение. Необходимо научиться оценивать ёмкость собственных текстов и их пространство , понимать , как они изменяются и использовать их осознанно.

Статья №3. О фонетической природе стиха  https://www.chitalnya.ru/work/2184629/
  
Стих , как и язык, как и слово, можно рассматривать с разных позиций: с точки зрения содержания, с точки зрения его организационной природы, техники стихосложения, с точки зрения лексики, языка, его метафоричности , использования речевых и стилистических фигур, тропов, с точки зрения композиции. В начале мне видится уместным поговорить о звуковой природе стиха, о его фонике или благозвучии.
Фоника стиха определяется основными фонетическими законами русской речи. Для поэта важно, что в русском слове существует позиционная редукция гласных звуков а, о , э (обозначаются буквами а, о,э ; я, ё ,е) , а также оглушение звонких согласных в слабой позиции и в конце слова. (Существует и озвончение в сильной- например, косьба- (каез"ба). Полезно понимать , что при оглушении звонкая согласная заменяется парной глухой и ничем другим! б- п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к.
При подборе рифм полезно понимать, что мы рифмуем не буквы, а звуки и звуковая природа слова частенько далека от его буквенной оболочки. Поэтому нравится или нет, но свитер - литр - это рифма, поскольку в слоге -тер е редуцируется до Ъ и этот же звук возникает в качестве призвука и дополнительного слога в -тр (тър).
Многие поэты успешно это используют например, птица- делиться ( птИцЪ- д"иелИцЪ).
Благозвучной речью считается речь с большим количеством открытых гласных( а, о, у ,э) и гласных вообще( +и, ы) и речь с большим количеством сонорных согласных( р. л, м, н, й).Сонорные никогда не оглушаются на письме.
Речь с большим количеством шипящих и свистящих звуков считается неблагозвучной. Скопление согласных в одной артикуляционной позиции также создаёт некоторое неблагозвучие. Не слишком красиво звучит и скопление гласных. Наиболее благозвучным считание равномерное чередование гласных и согласных , как в слове, так и в строфе.
Внутренние рифмы, лексические повторы , рефрены, парцелляция и пр. вмешиваются не только в техническую сторону стиха, но и в звуковую.

Внутренние рифмы, аллитерации( созвучия согласных) сонорных, ассонансы(созвучия гласных), повторы, рефрены, наполнение текста сложными синтаксическими конструкциями, длинная строфа с хорошим внутренним наполнением и пр. усиливают плавность речи, песенность стиха, придают ему более спокойный характер и создают впечатление объёма, простора строки.Парцелляция, амбажеман, пиррихии, использование большого количества неполных предложений,отказ от большого количества прилагательных и причастий полной формы , слова в краткой форме,использование коротких слов , аллитерация звучных сочетаний в сильной позиции придают, напротив, энергию стиху и ощущение рублености строфы, ёмкости и экономности пространства строфы.
На мой взгляд, красивы, как намеренное песенное звучание стиха, так и рубленость фраз, а также их грамотное сочетание в одном тексте для улучшения звуковой природы стиха.
Безусловно некрасива и неряшлива поэтическая речь с большим количеством непреднамеренных скоплений гласных и согласных, случайным синтаксическим параллелизмом, избытком свистящих , шипящих и даже просто глухих звуков в стихе.Притянуты за уши рифмы, построенные с нарушением фонетических законов речи.


Благозвучность поэтической речи автор и читатель определяет при прочтении на слух! Поэтому автору полезно развивать музыкальный слух! Благозвучность/неблагозвучность строфы можно доказать при подробном фонетическом анализе и это доказательство будет неоспоримо. ) Однако никто фонетическим анализом для чувствительности к благозвучности не пользуется: развивают свою способность слушать речь.

Примерный порядок разбора стихотворения:https://www.chitalnya.ru/work/2184558/

1. История создания (для классики) и место в творчестве автора. Особенности произведения, которые позволяют его стилистически определить (акмеизм, футуризм и пр.). Значение в творчестве автора.
2. Жанр, жанровые особенности. Тема (пейзажная лирика, философская, любовная, гражданская и почему).
3. Тема (узко) и идея. Сюжет произведения и композиция с точки зрения содержания (пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог и пр.).
4. Лирический (герой, его роль, место, ракурс и пр.).Эмоция в произведении, её передача, сила, уместность и пр.
5. Художественные средства, художественные приёмы, раскрывающие тему, идею, использование тропов , стилистических и риторических фигур.Их роль.
6.Лексические особенности (разговорная лексика, высокая, низкая, архаизмы и зачем использованы).
7. Синтаксические особенности, синтаксические приёмы (инверсия, градация, парцелляция, анафоры, эпифоры, рефрены, повторы, риторические вопросы,аллюзии, умолчания и пр.).
8. Фонетические особенности (звуковые повторы, аллитерации, ассонансы, звукоподражания и пр.)
.9. Размер, ритм, рифма, сбои ( намеренные - пиррихии, спондеи - и ненамеренные), особенности строфы (анжамбеман, ёмкость строфы, синтаксические переносы, параллельные конструкции и пр.), формальная композиция( рисунок строф, внутренняя рифма и пр.).Все технические особенности.
10. Аргументированная оценка произведения(не в цифрах).

подготовила к публикации
Орданайка








Рейтинг работы: 4
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 64
© 09.07.2020 КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2020-2849111

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Ирина Борзых       11.07.2020   08:49:35
Отзыв:   положительный
Полезная статья. Спасибо.
















1