Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Малые пророки Ветхого завета...Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона


Двенадцать малых пророков- Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия, которые вошли в Библию-в Ветхий завет. Малые пророки - название это происходит не потому, что они среди многих ветхозаветных пророков имеют по достоинству меньше значения, чем другие пророки, такие, как Исаия, Иезекииль, Иеремия или Даниил, но книги их значительно меньше, они имеют всего несколько страниц, или же только одну или несколько глав.Были и другие пророки, которые пророчествовали устно и поэтому их книги не вошли в Библию....
Пророки происходили из самых различных слоев населения — из крестьянского и пастушеского сословия, как например, пророки Осия и Амос. Или — из высшего общества, как например, пророки Исаия, Софония и Даниил. Были пророки священнического происхождения, как например, пророки Иезекииль и Аввакум. Господь выбирал пророков не по их социальному происхождению, но по их духовным качествам.
Евреи видели пророке человека Божия. Человека совершенно бескорыстного, беспредельно преданного Богу, бесстрашного перед сильными мира сего и в то же время глубоко смиренного, строгого к себе. Они в самых строгих словах, с безжалостной откровенностью обличали согрешающих, открыто им объявляли, как строги будут наказания за их беззакония.
Вот например обличительные фразы пророков Исаии и Иеремии: "Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!… Во что еще бить вас, продолжающих свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него (у народа)здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, необвязанные и несмягченные елеем… Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!" или вот слова пророка Иеремии незадолго до падения Иерусалима: "Не надейтесь на обманчивые слова: "Здесь храм Господень...Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, а потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено Мое имя, и говорите: "Мы спасены", - чтобы народ делал все эти мерзости? Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено Мое имя?"
Но пророки не только обличали. Когда происходили бедствия и общественные несчастья, пророки спешили утешить кающихся народ, которое имееи упование и надежду на милость Божию. Они обещали людям помощь свыше, предсказывали лучшее будущее. "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за грехи свои… Взойди на высокую гору, благовествуй Сиону! Возвысь с силой голос твой, благовествуя Иерусалиму! Возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его с властью. Вот награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь будет Он пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей" , - так написано в книге пророка Исаии.
Из малых пророков о Мессии писали Осия, Иоиль Амос и Михей — современники пророка Исайи, жившие лет за 700 до Р. Хр., а также пророки Аггей, Захария и Малахия, жившие после вавилонского плена, в 6-м и 5-м столетии до Р. Хр. При этих трех последних пророках строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Книгой пророка Малахии заканчивается ветхозаветное Писание.
Но книги не всех пророков, книги попали священное Писание, потому что некоторые пророчествовали устно, а других пророков книги были не канонические.
И даже, после таких великих пророков, как Илья, Самуил, Нафан, Елисей ...и т.д. не остались написанных пророческих книг.
Но пророками являлись и вожди Израильского народа, такие, как; Авраам, Ной, Моисей, или Соломон. Соломон, например, прославлял Бога притчами и книгой Екклесиаста и мы читаем Песни песней Соломона. (Соломон был двадцати лет от роду, когда после своего отца Давида, вступил на престол и попросил у Бога мудрости, но Бог дал ему не только мудрость, но и славу, и богатство. И Саломон был благодарен Богу и прославлял Его в молодости и, как говорится, в возрасте "мужчины в самом соку". В старости же, имея множество жён-язычниц, он стал поклоняться богам своих жён. Он отошёл от Единого Бога. За это Бог отнял у него всё, он стал безумным). О Соломоне вы можете прочитать сами. Тут речь идёт о других пророках.
А разве Иаков не был пророком? Он перед смертью предсказал судьбу всех своих двенадцати сыновей , от которых произошли народы (12 еврейских колен).
Да, эти вожди израильского народа были поистине пророками, но после них остались книги, которые относятся больше учёным или историческим книгам. Но все они, великие и малые пророки были искренне верующими людьми, и все они призывали к покаянию и прославляли Бога.
У древних евреев самыми почитаемы были большие пророки, такие, как Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, пророчество которых, были известны народу. Им они, чаще всего, прислушивались, но, а пророчествам двенадцати малых пророков они не всегда прислушивались, и, даже, смеялись над ними. Эти двенадцать малых пророков были часто гоними или убитыми фарисеями или царями, потому что они пророчествовали не угодное им. (В те, древние времена у каждого царя были часто придворные пророки, которые пророчествовали или предсказывали своим повелителям, только хорошее, что ласкало их слух).
Так или иначе, мы знаем не многочисленных придворных пророков, а двенадцать малых пророков, книги которых вошли в Священное Писание. Пусть эти книги, имеют несколько страниц, или, даже одну или несколько глав, но мы имеем возможность читать их. Мы знаем и помним имена; Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Впрочем, в разных святых источниках, у разных народов, книги этих пророков расположены в другом порядке.
Но, мы читаем нашу Библию с синодальным переводом, и в Ней двенадцать малых пророков следуют после четырёх больших пророков, хотя их рождение и пророчества были древнейшими, то есть происходили раньше. Например пророк Авдий пророчествовал в девятом веке до рождества Христова, во врем пророка Исаи, а Иоиль в восьмом веке. А большие пророки, такие как Иезекииль, и Даниил пророчествовали гораздо позже, в 6 веке в Вавилонском плену. 

КНИГА ОСИИ. (первая книга малых пророков 14 глав).
Первым малым пророком в священном Писание, после больших пророков, расположена книга пророка Осии. Он обличал беззакония Израильтян, возвещал им великие бедствия от иноплеменников, и переселение в плен ассирийский. Предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение, и не будет Ааронова священства. Что по всей земле распространится вера в Бога.
Пророк Осия был очень интересным человеком. Он был сыном Бееринина, жил во времена нечестивого царя Озии, а так же при царях Иудейских Иофама, Ахаза, Езекии и во дни Иеровама - царя Израильского (Ос. гл 1:1)
Бог избрал Осию, чтобы он пошёл и говорил израильтянам Слова Божии.
По повелению Бога Осия взял себе в жены блудницу. И Осия взял в жёны Гомерь, дочь Дивлама. Она зачала и родила сына.
Господь сказал Осии: "нареки ему имя Израеель...". И он назвал сына Израеель, что означало " Я взыщу кровь". Осия не только женился на блуднице, но и детей, родившихся в этом браке, называл именами, которыми Бог обращается к своему народу. Например Осия назвал дочь "Непомилованная". Это значит Господь не помилует Израиль. А после Гомерь родила третьего сына и назвали его "Лоамми" то есть "не Мой народ". Господь говорит через Осии во второй главе: "Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда"(гл 2:2-4).
"Дети блуда" - были ли они детьми Осии? В Библии об этом не сказано. Но мы знаем из книги Осии, что его жена была блудницей. Она уходила вслед за любовниками, а потом, когда ей становилось плохо, снова возвращалась к Осии(так и Израиль обращалась к Богу, когда ей становилось плохо).
Так же и современный человек, обращается к Богу, когда ему плохо(в безысходности).
Да, жена Осии часто прелюбодействовала и поэтому, вполне возможно, она родила этих детей в прелюбодеяние. Во второй главе книги мы читаем:"... блудодействовала мать их,". Она осрамила себя , ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки" За то вот, - говорит Господь: "Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь". А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого она сделали истукана Ваала "( гл2:6-8).
Так есть, и так было всегда; жёны блудодействуют и имеет любовников при живом муже, так же и муж имеет любовниц при живой жене, и часто дети рождаются в блуде. И, конечно, раньше и сейчас, в современном мире, человек живет в мире, который сотворил для него Бог и пользуется тем, что ему даёт Господь, но не понимает этого. И Господь говорит всем:"За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору, и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота её" (гл 2:9). Это предупреждение не только блуднице Гомерь или Израилю, но и нам, современным людям. Люди помните это!
Дальше Господь говорит такие строгие слова про жену-блуднице: "И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у неё всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы её и все торжества её. И опустошу виноградные лозы её и смоковницы её о которых она говорит: "это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои" (гл. 2:10-12).
А потом ещё Господь сказал: "И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь"( гл. 2:13).
Это относилось к Израилю, но, а так же относится и к нам. На примере жены Осии, Бог показывает нам отступление Израиля от Бога. и не только Израиля, но всех, кто незаслуженно пользуется Его благами. О, Бог мой, как Ты милосерд!
Да, Бог через Осии обличал народ Израильский и гневно пророчествовал, но это не угрозы, но призыв к покаянию. "Покайтесь и я всё прощу!" - говорит Господь во все века и, конечно, это относится и к нам, современным людям. Бог любит Свой избранный народ Израиль, и так же Он любит весь народ, к которому относимся и все мы, верующие в Него.
На примере Осии, мы так же видим Божье послушание. И, даже, казалось, этот брак, который он заключил с блудницей, был очень позорным, но Осия заключил его.
И, конечно, под любовниками, понимаются боги иных религий, которые всегда были и есть в мире. Эти, другие, не духовные религии - это погоня за золотом, богатством, славой. Есть бог чрева, бог желаний и зависти.... и так далее. Да, может быть, мы и понимаем, что это дал нам Бог, но мы пользуемся всем, что даёт нам Бог, и берё м вё это, как доллжное, забывая благлодить Его за все блага?
Израиль, пошла вслед любовников своих, то есть вслед чужих богов. И такой факт обличения и призыв к раскаянью характерены для всех пророков.
В пророчествах изображены два варианта брачной линии — это либо невеста, которая вошла потом в блуд, либо блудница, которая через время вернулась к своему занятию.
И вот Осия приводит в свой дом блудницу ради двух целей; во-первых, для того, чтобы через образ своих детей обличить Израиль (в таком случае получается, что израильтяне называются детьми блуда или детьми брака, которые превратились в заблудших). Во-вторых, чтобы показать, что и блудница может стать благочестивой женщиной в браке. Если это возможно с блудницей, то это возможно с Израилем. Израиль может вернуться к Богу.
И мы, если покаемся и попросим прощения можем, как Израиль, вернуться к Богу. И как Осия свою личную жизнь подчинить Ему. И во всех пророческих книгах все пороки призывают к покаянию. Делает это и пророк Осия, но делает он это иначе. Словно бы открывает другую сторону действия Божьего в мире. Он говорит не столько о гневе, сколько о милосердии Божием. Он так и скажет в шестой главе: "Посему Я поражал чрез пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (гл 6:5-6) . "Милости хочу, а не жертвы", - вот эти слова многие, даже, вернующие не понимают, и они, якобы, жертвуют Богу (но внешне или только словами), а сердце у них далеко от Него. А Господу угодно наша милость, а не только деяния или слова, Он хочет от нас искренней, душевной веры и любви.
Бог не только грозный Судья, но Он - Милость, Он Милосердный и Всепрощающий Бог. И это , как нить проходит через всю книгу пророка Осии.
Надо ещё сказать, сравнивая древнюю жизнь с нашей современной жизнью, когда человек грешит, он нарушает отношения с Богом, предает Его. Все ответят перед Богом за свои грехи, но те, кто просит у Него прощения, не будут осуждены.
+++
ВТОРАЯ КНИГА - книга ИОИЛЯ. В ней всего три главы...
Имя Иоиль, по переводу с еврейского языка, значит – Иегова есть Господь. Иоиль был сыном Вафуила . (Некоторые толкователи думают, что Иоиль был сын пророка Самуила, и что Самуил назывался Вафуилом, так как он "ходатайствовал" за народ. Но это неверно, потому что в Библии ясно сказано, что сыновья Самуила были недостойными священничества).
Иоиль предсказывал наступление судного дня, когда Дух Святой изольётся на всех вне зависимости от пола и возраста. По преданию, записанному у Святого Ефрема Сириянина и других отцов церкви, Иоиль происходил из за-иорданской области (из колена Гадова или Рувимова), скончался в мире и погребен в своей земле.
Пророческое служение свое Иоиль проходил в иудейском царстве; это доказывается тем, что пророк в своих речах обращается к старцам и ко всем людям иудейским."Слушайте это старцы и внимайте все жители земли; бывало ли такое во дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду...( гл 1:2-3). А дальше Иоиль пророчествует о днях бедствий, которые падут на Иудею. А в 13-14 стихе 1 главы пророк обращается к священникам: "Препояштесь вретищем и плачьте священники! рыдайте служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния...созовите всех старцев, всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу" (гл 1:13-14). Главный порок, против которого выступает пророк Иоиль - это бездушное исполнение обрядового закона. Об этом и Осия и другие пророки пророчествовали в своих книгах.
Во времена Иоиля после развратного и гонящего верующих царя Манасии жил благочестивый царь Иоас, который стремился восстановить религию в Иудее,. Но он достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие. Он призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: "Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии" (Иоил. гл 2:12-13). Нередко в одном пророческом видении Иоиля видны события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане. Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над всей вселенной, относящемся к концу мира: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата (символическое наименование места суда), ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля" (Иоил. гл 3:12-18).
Но до великого суда над миром должно произойти сошествие Св. Духа и духовное обновление народа Божия: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов Моих и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна - в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Иоиль гл 2:28-32). "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок ....(гл 2:1). И здесь Иоиль призывает к покаянию и пророчествует о прощение Милосердного Бога.
Вообще Иоиль оставил первый свою книгу пророчество и это было за 800 лет до рождения Христа. Во время пророчества Иоиля были годы сравнительного спокойствия и благоденствия Израиля. Иерусалим, Сион, храм иерусалимский, богослужение были постоянно на устах пророка. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом.
КНИГА АМОСА. Является третьей книгой, после книг великих пророков. Амос не был священником, он был обыкновенным пастухом, но Бог призвал его на пророчество.
Он пророчествовал а 8 веке до Р.Х., при царе Иеровоаме.
Перед временем собрания плодов на землю еврейскую налетала саранча в огромном числе и истребила все посевы и всякую растительность. К этому присоединилась засуха. Произошел страшный голод. При таком бедствии, даже сильные верой упали духом, не говоря уже о малодушных. Тогда Богом и был воздвигнут пророк Амос, который должен был убеждать народ, что постигшее его бедствие средство к его нравственному исправлению и улучшению. Средство к еще большему укреплению его веры священником или царём. Амос возвещал о приближение Суда Господня. Обличал недостатки общества: социальную несправедливость. Он призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Сам он был бедный пастух и видел унижения бедных и всю несправедливость общества. И он понимал избрание Израиля, как высокую меру ответственности перед Богом. Бог призывает всех верующих бороться с несправедливостью в обществе и помогать нуждающимся.
Амос был пророком северного Израиля, оставивших свой след в Библии. Однажды, почувствовав призвание от Бога, он вошел в храм. Дело происходило в Вефиле, небольшом местечке на севере тогдашнего Израиля. Он прервал богослужение и стал обличать людей во грехах от имени Бога. Сперва прихожане растерялись и не отреагировали должным образом. Однако после того, как Амос стал это делать регулярно, иудеи начали с ним спорить, и даже гнать его.
Амос своё пророчество начал издалека. Сначала он говорил о суде Божьем над другими разными народами. Он говорил и о Дамаске, то есть о сирийцах будущих, о филистимлянах, о финикийцах, об эдомитянах, о моавитянах. Всех язычников он предупреждает, что Господь поразит их. "Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска" (гл 1:3-4). Так же он говорит о филистимлянах : "За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому."(гл 1:6-7). "И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон - и погибнет остаток Филистимлян, - говорит Господь Бог. Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза..."(гл 1:8-9). Об эдомитянах: потому что Едом преследовал брата своего, подавил чувства родства. О сынах Аммоновых говорит Господь через Амоса: "...потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои" (гл1:13).
Обличив эти народы в их жестокости и в том, что они проливали много крови невинных, пророк Амос переходит к иудеям. "За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень, и сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути". (гл 2:4). В отличие от язычников, иудеев Господь обличает не в том, что они безнравственны, а в том, что они забыли закон Господень. Пророк Амос говорит, что язычники судятся по закону совести, написанному в их сердцах. И наконец, Амос переходит к Израилю, говоря от имени Господа: "...не пощажу её, потому что продают правого за серебро и бедного за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих"(гл 2:6-8). Дальше Бог через Амоса говорит: "А Я истребил пред лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра, и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: "не пророчествуйте" (гл 2:9-12). А далее Господь говорит через пророка: "Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь"(гл 2:1).
О дне Господнем израильцы говорили, как о последнем дне, после которого наступит на земле всеобщее счастье. Также считалось, что каждый человек жаждет дня Господня. И вдруг Амос говорит совсем по-другому: "Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он - тьма, а не свет. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния" (гл 5: 18-20). И ещё пророк Амос пророчетвует так: "Говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетование, и все песни ваши — в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет, как горький день"( гл 8:9-11).
В книге Амоса мы видим, что он пророчествуют о близком суде над Израилем, если израильтяне не верят призывам, что день Господень из желанного дня посещения Божьего превратится в день гибели - страшный день. Пророк призывает народ к покаянию, но нет покаяния. Пророк Амос обвиняет иудеев в том, что их язычество и отступление от веры, началось не сегодня, а давно. Он первым говорит о том, что Господу не нужны приношения и всесожжения, если они не связаны с правдой, с милосердием и с благочестием, истинным, духовным. День Господень для Израиля, согласно Амосу, близок. Это будет переселение за Дамаск. Это будет выселение из земель, где обитали северные израильтяне. В девятой главе сказано, что Амос видит Господа, стоящего над жертвенником и говорящего: "Ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись(гл 9 :1).
израильтяне вначале слушали Амоса, но потом, когда он в гневно стал пророчествовать об Израиле, начали с ним спорить(пререкаться) и гнать. Главным врагом Амоса был священник Амасия. Между Амосом и Амасией произошел спор. Об этом написано в седьмой главе. "И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его; ибо так говорит Амос: "от меча умрёт Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". Но, ведь, Амос говорил слова Божия. Амос предвидел то, что Израильтяне не хотели понять и принять его слов, так как в Израиле в то время, было время благоденствия. А потом, наконец, священник Амасия сказал ему: "провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский". И отвечал Амос и сказал Амасии: "я не пророк и не сын пророка, я был пастух, и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему Израилю". Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: "не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". За это вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе; сыновья и дочери твои падут от меча; земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей"
Как уже говорилось раньше пророк Амос действовал во время Иеровоама 2, следовательно, тогда же, когда и пророк Осия; поэтому и современное состояние народа при нем было тоже, что и при Осии. Народ Израильский в царствование Иеровоама 2 достиг такой высоты политического могущества, на какой стоял при Давиде, благоденствовал, наслаждаясь плодами своих побед над врагами, и думал о себе, как о народе могущественном и безопасном. Тогда народ израильский не только продолжал поклоняться золотым тельцам, но и идолам в Вефиле, Галгале, Вирсавии. Появилась роскошь, несправедливость на суде, притеснение сильных, разврат, самомнение и гордость. Предаваясь такой развращенной жизни, народ нисколько не думал об исправлении. Обличая их и призывая к раскаянию, пророк говорит, что настоящее благоденствие есть милость Божия. Лишь Он может защитить перед бурей, которая скоро последует, если народ не исправится.

КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ - книга пророка АВДИЯ. (содержит всего 1 главу).
Он пророчествовал в 9 веке до Рождества Христова. Пророчествовал о предстоящей гибели Едома. Господь говорит через пророка: "Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живёшь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоём: "кто низринет меня на землю? Но, хотя бы ты, как орёл поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо своё, то и оттуда Я низрину тебя..." (гл 1:3-4).
Едомляне - небольшой, родственный евреям народ, гордившийся своей мудростью и надеявшийся на неприступность скал Сеира, на которых он расселился. Едом был одним из самых непримиримых врагов народа Божия. И в книге пророка Авдия говорится о бедствийях, которые вскоре постигнут Едом. Пророк предсказывает народу Едома, что уже послан вестник к соседним народам с призывом вставать и выступать против Едома. Он говорит, что Едом уже находится в презрении других народов. Он разорен и разграблен и даже изгнан до границы. Прежние союзники Едома стали его врагами, мудрецы его истреблены, храбрые поражены страхом, и весь Едом доведен до погибели. Пророк Авдий указывает Едому причина суда над ним за его вероломное отношение к своим братьям в день их бедствия. От суда над Едомом пророк возвещает суд над всем языческим миром и далее предсказывает наступление "царства Господня", изображая его чертами, приложимыми к вечной Церкви Христа.
Книга Авдия состоит из одной главы, большей частью составляющей повторение из Иеремии. Когда и где жил Авдий, не говорится, но что он жил во время первого разгрома еврейского царства вавилонянами, то есть в одно время с Иеремией.
КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ ( с еврейского-голубь)- это пятая книга среди малых пророков.
Наверное нет ни одного верующего, который бы не слышал об Ионе, как его проглотил кит и он находился во чреве его три дня и три ночи. Об этом упоминается и в Новом завете словами Христа. В книге пророка Ионы говорится о послании Ионы Богом в Ниневии.
Из первой главы первого стиха видно, что Иона, (с еврейского, голубь) говорит, что он сын Амафинна, и В 4-й Книге Царств упоминается о том, что Иона называется сыном Амафииным из Гефаховера в колене Завулоновом; сходство имени и родословия указывает на то, что это был один и тот же пророк.
Иона жил или в начале царствования Иеровоама 2-го, или даже при Иoace.
Иона был одним из древнейших пророков Израиля. К этому же времени нужно относить и послание его в Ниневию, ибо Ниневия в книге пророка Ионы представляется славной и знаменитой, какой она не осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 лет до рождении Христа.
Нинивия - столица Ассирийское царства. Она при Ионе находилась в крайне-враждебных отношениях к евреям. Город Ниневия в то время был городом великим. Религия Ассирийцев отличалась многобожием и нравственным развращением. У них было 12 главных богов, в их числе такие, как: Ассур, Астарта, Дагон и другие, и так же много других второстепенных богов.
Поводом к послании Ионы на проповедь, послужило не только спасение Ниневии, но и назидание самим Евреям. Так, как у них развилась нетерпимость к язычникам, и стало преобладать мнение, что лишь Евреи спасутся, а язычники все погибнут. Господь показал Ионе, что спасение есть достояние и язычников. С другой стороны, это послужило предостережением евреям, чтобы они исправились. Пророк убедился, что и евреи могут погибнуть, если не раскаются, а место их займут язычники.
В первой главе книги сначала пророк говорит о себе (гл 1:1), затем о повелении Господнем; идти с проповедью в Ниневию (гл 1:2 ). Пророк должен был проповедовать, что разврат ниневитян велика и дошла до Бога. И, что, если Ниневитяне не вразумятся от проповеди Ионы, то погибнут.
Иона сначала не хотел идти в Ниневию и он не хотел исполнять воли Божией. Он решил бежать в Фарсис (Фарсис это один из островов Средиземного моря). Он пришёл Иоппия, который находился на берегу моря на запад от Иерусалима и решил бежать от лица Господня в другую страну.
Что же побудило Иону не исполнить повеление Господня? Существуют три предположения. Во-первых; пророк отказался от исполнения повеления потому, что это дело представлялось ему слишком трудным (город Ниневия был велик и славен, и крайне нечестив и пророк подумал, как же идти мне в такой город к грозным завоевателям с проповедью? И он отказался, (как некогда Моисей отказывался, ссылаясь на свое косноязычие, или Иеремия, ссылавшийся на свою юность). Во -вторых; пророк знал, что Господь милосерд и долготерпелив, и потому, вследствие раскаяния, прощает грехи. Он опасался, что, если Ниневия покается и его предсказание о ее погибели не исполнится, то его сочтут за обманщика и лжепророка, и он унизится в глазах иноплеменников. В - третьих; Иона не повиновался из ревности к славе Божией и из любви к своему народу. Евреи считали Ниневитян врагами Иеговы, и своими врагами, поэтому желали, чтобы они погибли. (Подобное желание погибели врагов народа Божия было свойственно ветхозаветным людям). Поэтому-то Иона, не желая спасения врагам Божьим, не исполнил воли Божией и бежал от лица Господня (гл 2:3).
Книга пророка Ионы показывает любовь Божию ко всем людям, независимо от их национальности, возраста и пола. Господь Иисус Христос напоминал иудеям о чуде пророка Ионы и укорял их в том, что ниневитяне покаялись от проповеди Ионы, а они не хотят каяться, хотя среди них находится Пророк больше Ионы. На чудо пребывания Ионы во чреве кита три дня и три ночи Господь указывал, как на прообраз своего трехдневного погребения и воскресения (Мт. гл 12:39-41).
Эта книга свидетельствует, что Господь вразумил пророка и научил, что Он есть Владыка всего мира. А значит и язычники так же относятся к Его царству, как и евреи (которые считают себя избранным народом).
Вначале мы видим, что Иона, презирал язычников и желал их гибели. И только после нравственной борьбы, успокоился в сознании, что сделал угодное Богу, ревнуя о Его славе и не желая спасения врагам Божьим.
Разве от Бога убежишь или где-нибудь спрячешься? Иона, не захотев исполнить волю Божью, убежал в другую страну(Фарсис). Но в то время, когда Иона решил бежать и сел на корабль, поднялась буря. Корабельщики решили найти виновного и бросили жребий. Иона, казался им человеком кротким и благомыслящим. Поэтому они не подозрили Иону в грехе. А потом, когда буря не стихала, все стали спрашивать его, кто он и откуда. Тогда пророк объявил, что он раб Иеговы, и, славя Бога, он признался в своём грехе. Когда корабельщики услышали, что наказывает их Бог еврейский за грех Ионы, они ужаснулись, потому что слава Бога была далеко распространена и среди язычников. Вначале корабельщики не хотели Иону бросать в море, а старались пристать к берегу. Но, видя, что все старания их напрасны и буря не прекращается, бросили Иону в море. Они, при этом просили Господа не вменять им это в грех. Когда, после этого, буря прекратилась, они обещали в благодарность за спасение принести Богу еврейскому жертву. Исполнить это они могли только в храме Иерусалимском (потому что, у евреев был единственный храм в Иерусалиме) во двор которого могли входить и язычники.
Во второй главе книги пророка рассказывается о поглощение Ионы китом и молитва Ионы к Богу (конечно, под китом нельзя разуметь в собственном смысле кита; еврейское слово "дагодол" означает, вообще морское чудовище). Под китом надо разуметь большую акулу,(потому что во - первых; у кита пасть маленькая, и он не может глотать целого человека, а большая акула сможет это сделать. Во - вторых; акулы обыкновенно следуют за кораблями и ищут около них добычи. В - третьих, в желудках акул часто находили мертвые тела людей).
Находясь в чреве кита, пророк обратился с молитвой к Богу об избавлении от смерти и ада, и Бог избавил его от погибели, повелевши киту выбросить Иону на сушу.
А в главе третьей рассказывается о втором повелении Божьим пророку Ионе идти с проповедью в Ниневию. "Еще три дня и Ниневия погибнет", - говорится в книге пророка. "Вот последнее средство вразумления Божия: если не вразумятся ниневитяне от проповеди Ионы, то погибнут".
Иона думал, что проведь неизвестного пророка, для такого развращенного народа, как тогдашние ниневитяне, не произведёт на них впечатление и народ не покается. Но они покаялись, это объясняется тем, что, с одной стороны, слава еврейского Бога была велика и среди язычников. С другой стороны, проповедь Ионы сопровождалась необыкновенными знамениями: началась буря, заблистали молнии, послышались грозные раскаты грома, - которые были знамением для язычников. Они, эти знамения, признавали за гнев богов. ( И не только Нинивия, но и все древние народы склонны были поражаться всем необычайным. Необычайным было для нинивитян и пришествие пророка Ионы из далекой страны с грозной вестью). А, когда солнце снова воссияло, ниневитяне подумали, что Господь простил им грехи. Иона начал скорбеть, видя, что враги народа Божьего не погибли, но получили спасение. Господь спросил Иону: "Неужели ты так сильно опечалился из-за милости Моей к Ниневии". Да, - ответил Иона, - даже до смерти. Но всё-таки он ждал и надеялся, что может быть, Господь еще разрушит Ниневию, и, чтобы видеть это разрушение, он сел пред этим городом в палатке. Господь произрастил растение(видимо тыкву, тыква, по-еврейски кикайон, вообще тенистое дерево, растущее на востоке, оно растет быстро, но также быстро может засохнуть от зноя и червей). И возрадовася Иона о дереве( тыкве), радость произошла не только из-за самого дерева, но, главным образом, потому, что он в этом увидел знак милости Божий к себе. "Господь, - думал он, - исполнит его желание, разрушить Ниневию". Увидев, что Господь еще не примирился с ним, Иона опять опечалился и начал просить себе смерти. Иона опасался, чтобы Господь не отверг народ еврейский и не призвал бы вместо него язычников. Он боялся, как бы спасённые ниневитяне не заняли место евреев. Пророк лучше желал умереть, чем жить, видя отвержение своего народа. Но, конечно, Господу было жаль погибели столь многочисленного народа, среди которого есть и дети, и люди которые не смогут отличить правое от левого и способные к раскаянию, и невинные, каковы младенцы. И значит, язычники спасутся через раскаяние и исправление. А нинивитяне усмотрели знак в том, что солнце воссияло, что Господь простил их. Они вышли из города к пророку, на руках внесли его в Ниневию и дали ему, дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. И Иона понял, что и язычники сохранили еще в себе чувство благоговения к (их)Богу. Они могут оценить добро и жить в дружбе с евреями, и, что путем религиозного просвещения возможно с ними сближение. Они так же могут вместе с евреями войти в царство Мессии, не отнимая Его у евреев(избранного народа).





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 03.07.2020 Любовь Аверьянова
Свидетельство о публикации: izba-2020-2844961

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


















1