Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ксения Борисовна Годунова. "Лебединый росчерк судьбы"


Ксения Борисовна Годунова. "Лебединый росчерк судьбы"
Ксения Годунова, дочь царя, невеста вдова, вышивальщица от Бога, первый поэт на Руси, сочинительница музыки и красавица, о которой мы и сами того не подозревая, знаем с детства.
Кто она, русская опальная царевна, затворница в тереме, инокиня поневоле - в конце жизни, пережившая столько, что хватит с лихвою на долю десятерых. Чем она привлекла меня? Что сразило меня напрочь в её судьбе, что я решилась написать, сказать о ней Вам? Признаться честно?
Презрение потомков, высказанное в комментариях под циклом статей, ей посвящённых. «Разборчивых» в исторических контекстах потомков в судьбе русской царевны Ксении Борисовны интересовало лишь её поруганное Лжедмитрием девичество, возможно, рожденный от него и умерший младенцем, ребенок и её гипотетическая смерть от сифилиса или иной дурной болезни. Более ничего. Ошеломленная комментариями, в первую секунду я не могла сообразить, о ком в них идет речь! А когда поняла, то меня захлестнула волна горького отчаяния. Именно так. Злость и холодная решимость пришли потом. И я отважилась, наконец, написать, что же меня в её Судьбе прочно - сразило. И что я буду помнить всегда о ней, лишь услышав это имя: Ксения Годунова. Я решилась сказать обо всем этом громко. И мне все равно, понравится ли все это Вам, мои читатели или - нет.
Итак.

Её образование. Она получила его наравне со своим братом, царевичем Фёдором, всерьёз постигая риторику, географию, музыкальную грамоту, основы сольфеджио, языки, рисование, грамматику, церковную историю - с малых лет.
С малых лет, её уже представляли важным персонам: патриархам, князьям и государям, как прилежную умницу и рукодельницу. В одном из писем иерусалимскому патриарху Софронию IV Борис Годунов пишет так:
«И дочь моя Аксинья, тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку» ( рушник).
Ксении в это время семь лет неполных. Выходит, что уже в этом возрасте она вышивала золотом и украшала жемчугом и бисером иконы, обережные полотенца, белье, ладанки. Что говорит о её терпеливости, смирении и усидчивости, внутренней сосредоточенности и художественном даре - шитье золотом давалось не всем, не каждому.

Её красота. Она легендарна. Осталась в воспоминаниях современников. Например, историк и писатель того времени рассказывал о ней весьма восторженно:
«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше.»
Читая это описание, я то и дело ловила себя на мысли, что где то уже слышала его. Мне кто то уже говорил о русской царевне Ксении. Но кто, где?! Вспомнив, рассмеялась. Михаил Афанасьевич Булгаков упоминает облик Ксении Годуновой в своей пьесе «Иван Васильевич меняет профессию». Пьеса послужила основой сценарию знаменитой комедии Л. Гайдая.
«Светла очами, бровьми союзна», - царевна русская, давняя, далёкая, получается ненавязчиво являла собою символ русской девушки, возвышенный и честный, сильный именно в тихом сиянии истинного благородства и серьёзности, мягкосердечия и доброты. Отзвук красоты Ксении Годуновой, так неожиданно, благодаря писателю Булгакову, остался с нами рядом.
На Ксению всегда и всюду обращали внимание: она посещала вместе с отцом и семьей, матерью, братом, все церковные службы, монастырские паломничества, щедро раздавала милостыни, вплоть до смерти своей. Будучи уже инокинею Ольгой в монастыре, дала из своих последних, «смертных» сбережений рубль серебром на погребение бездомного, чем удивила безмерно тех, кто окружал её.
Еще одно: У Ксении Годуновой, девушки среднего роста, была очень маленькая нога, в её гробнице при вскрытии, обнаружили крошечную, почти детскую, искусно сделанную из кожи туфельку, расшитую нитями и жемчугом. Возможно, расшила её она сама. Было найдено также и кольцо, подаренное при помолвке женихом, принцем Иоанном. Но о женихах Ксении немного позже.

Её творчество.
От природы она имела тонкий музыкальный слух, развитый занятиями, прекрасно знала нотную грамоту, нотное письмо, и сочиняла духовные песни, похожие на былины, баллады в народном духе. Из них уцелело всего лишь несколько отрывков.
Замечу только, что сочиняла песни эти царевна Ксения совсем не в веселую пору своей жизни, а именно: потеряв всех почти родных, пережив смерть жениха, герцога Иоанна, злостное поругание чести, наветы и хулу на имена родителей, гнев яростной толпы, смерть от яда. На её глазах задушили её мать и красавца - молодца любимого брата Фёдора Борисовича, начертившего первую княжества Московского, человека смелого, но весьма миролюбивого по нраву. Её же саму сделал своею невольницей гнусный обманщик и изменник Лжедмитрий. Она жила в заточении в его палатах шесть месяцев, несколько раз пыталась бежать, но безуспешно!
Однако никто и ничто не смогло отвратить её от стремления слагать напевы, в которых таилась глубокая нежность, любовь к родной земле, поруганной иноземцами, поляками и шведами, да еще и русскими бесшабашными бунтарями. Вот несколько строк из песни царевны Ксении, записанной случайно, в Архангельске, путешественником и собирателем народных виршей:

Что же? Едет к Москве Расстрига,
Так и хочет он терема ломать,
Терема ломать, царевну поймать.
На Устюжину, Железную послать.
Изловить и постричь,
И в решетчатый сад посадить.
Как же мне горевать - вековать?!
Как мне в тёмную келью ступить,
Как ступить, да не оступиться,
У игуменьи благословиться?*
(*  Мое переложение песни К. Б Годуновой на современный лад.)

Она сознательно готовила себя к постригу после всего ею пережитого, но какова же была в ней сила Духа и Воли, тяга к красоте и свету, если и печаль свою неизбывную сумела она переложить в песню. Сумела вот так петь. Нежно, не воинственно, не озлобившись и не подстрекая никого к бунту. Это меня и потрясает в характере Ксении более всего. Признаюсь честно. Думаю, что мало кто сумел бы так сохранить достоинство и в менее страшные времена. Мужество сочеталось в ней с мягкостью и великодушием нрава непомерным. Заслуживающим едва ли не поклонения!
Будучи очень зрелым духовно человеком, Ксения оставила после себя неоценимые свидетельства того Смутного времени, страшного и беспощадного. О море болезнями и о голоде в княжестве Московском уже во времена Лжедмитрия и боярина Федора Басманова, при осаде монастыря польскими заговорищиками - князьями Лисовским и Сапегой, царевна, сокрушаясь о бедах русской земли, писала своей тетке, княгине Домне Ноготковой, уже как инокиня Ольга, 29 марта 1609 года:
«Я у Троицы в осаде, в своих бедах чуть жива, конечно, больна со всеми старицами, и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, да у нас же, за грех за наш моровыя поветрея, всяких людей измаяли скорби великия смертныя, на всякий день хоронят мёртвых, человек по двадцати, и по тридцати и больше».
После трудного освобождения от трёхлетней (!) осады Троице – Сергиева монастыря и посада, в котором осталось живых людей «едва ли на треть», Ксения спешно уехала в Новодевичьев монастырь, но и там её настигли беды и сокрушения великие. В одной из грамот того времени говорится, что в начале августа 1611 года казаки Ивана Заруцкого, «бунташные люди», взяли монастырь приступом и совершенно разграбили его. «Когда Ивашко Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли, они церковь Божию разорили, а черниц, королеву, дочь князя Владимира Андреевича, и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде и зрети не смели, ограбили донага, и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали, а как пошли из монастыря и церковь и монастырь выжгли».
После этого нового бесчестия и горя царевну Ксению и других монахинь отправили во Владимирский Княгинин монастырь, и о русской инокине, боярыне Ксении свет Борисовне, Годуновой больше не слыхано, не ведомо доподлинно не было никаких известий, вплоть до 30 августа 1622 года.
****
В этот день, сорока одного года от роду, Ксения Борисовна Годунова, русская боярышня и царевна, дважды невеста, «немужняя вдовица», мастерица - золотошвея, безвинная жертва чудовищных преступлений Смутного времени, предательства бояр и ярой жестокости лихоимца - самозванца Лжедмитрия Первого - расстриги монаха Григория Отрепьева - отошла в болезни ко Господу и была погребена в Троице – Сергиевом монастыре, близ могил своих родных: отца, брата, матери. Так она, смело, по тем временам, завещала, желала. Так и свершилось.
Она совсем не думала о бессмертии. Никогда. Но народ, любивший царевну и ценивший её высокую девичью, именно девичью, смелость, гордость и чистоту - и в поругании, и в бесславии, - решил по своему, иначе, трепетно сохранив вышивки Ксении, (им более четырехсот лет!) её лик на выгравированном на меди портрете, парсуне, посланной её жениху, герцогу Иоанну, слова её песен – заплачек, былинных, её баллад - легенд, листки её писем, отзвуки речений её лебединых. Её глаза, союзные брови, сияющее чело её, знакомо нам и близко, осязаемо нами с картин К. Маковского, С. Грибкова, В. Сурикова, со страниц трудов Николая Карамзина и Василия Ключевского, Николая Костомарова и Вл. Соловьёва, Юрия Катырева – Ростовского, Федора Буслаева и Александра Пушкина. Рядом с нами - её загадка, её образ, её шарм и незримое, одухотворенное временем, веками, присутствие, сопричастие нам и нашей жизни. Это и есть, наверное, бессмертие, истинная легенда жизни. Высокая честь её. Ксения Годунова её достойна по праву. Несмотря на злоречие и невежество далеких своих потомков.
_________________________________
*Иллюстрация дана, как образ.
© 05.05.2020 Лана Астрикова






Рейтинг работы: 29
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 22
© 30.06.2020 Лана Астрикова
Свидетельство о публикации: izba-2020-2842708

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


ИРИНА*G       02.07.2020   15:47:05
Отзыв:   положительный
Прочла с большим интересом и грустью в сердце...
Благодаря Вам столько узнаю′...
Спасибо большое за Ваш труд...
Ирина Борзых       02.07.2020   12:57:15
Отзыв:   положительный
Спасибо за эссе. Богата наша страна незаурядными личностями.
Печально, что сейчас у многих людей нет ничего святого, поэтому даже такие имена не защищены от поругания.
Спасибо за Ваш труд, неравнодушие и искренность.

С глубоким уважением, Ирина
Лана Астрикова       02.07.2020   13:31:32

спасибо искренне.
Ди.Вано       01.07.2020   13:00:25
Отзыв:   положительный
Очень значимое эссе.
Такое богатство личности, закреплённое у авторитетных авторов...
История бессмертия....
---Это и есть, наверное, бессмертие, истинная легенда жизни...
Признательна.
Лана Астрикова       01.07.2020   14:29:52

благодарю вас очень..
Инна Филиппова       01.07.2020   12:51:28
Отзыв:   положительный
Спасибо за это эссе...
За искренность и силу голоса!
Прочитала на одном дыхании...
Поклон...


Лана Астрикова       01.07.2020   14:27:00

Инна, спасибо. Я знала, что поймешь... Береги себя...
Наталья Зарубина(Дьякова)       30.06.2020   23:02:12
Отзыв:   положительный
Спасибо, Лана!
...сдерживая дыхание прочитала эссе.
Имя Ксении Годуновой не забудется!...........


Лана Астрикова       01.07.2020   09:58:36

,Благодарю сердечно...
















1