Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Закарпатская школа живописи... А. Эрдели.


Закарпатская школа живописи... А. Эрдели.
Картина: "Мукачевский замок".

Термин «Закарпатская школа живописи» твёрдо вошёл в лексический арсенал современных критиков и искусствоведов. Коллекционеры и широкие массы постоянно проявляют стойкий интерес к этому выдающемуся художественному явлению. Популярность и успех всегда сопровождаются растущим рейтингом ведущих закарпатских авторов и их произведений. Особая аура европейскости и профессионализма отличает эту региональную школу всегда и везде. Закарпатская школа живописи становится абсолютным явлением духовного Начала.
Работам педагогов и учеников закарпатской школы присущи эмоциональное, чувственное отношение к окружающему миру, обостренная экспрессия цвета, оптимизм и жизнерадостность. Наиболее полно стиль и манера мастеров школы раскрылись в пейзаже.

На пьедестал почёта закарпатская школа живописи была вознесена в период "советской эпохи". Новая власть, которая пришла в 1945 году из-за Карпат, выслала на помощь "культурный десант". Мастера, художники, писатели, журналисты, приехавшие на Закарпатье, не могли опомниться от шока: на Закарпатье они увидели высокопрофессиональное, талантливое, самобытное и не регламентированное идеологическими шорами искусство.

Европейское художественное академическое образование для закарпатских мастеров было нормой, а ближе всего к Закарпатью были Будапешт, Вена, Прага, Мюнхен и даже Париж. Выпускниками Будапештской Академии искусств были в разные годы Йосиф Бокшай, Адальберт Эрдели, Игнат Рошкович, Емельян Грабовский. Мюнхенской Академии искусств – Дюла Вираг, Иерусалимской – Ене Морваи, Римской Академии святого Луки – Андрей Коцка, Высшей художественно-промышленной школы в Праге – Федор Манайло и Иван Гарапко. В Париже в Академии Жюльена учились Дюла Вираг.

Для организации и создания солидной художественной школы требовались предпосылки. И они сложились объективно на Закарпатье в первой половине ХХ века. Субъективный же фактор заключался в наличии талантливых личностей, которые реализуют свой творческий потенциал и способствуют развитию последователей. Они способны были научить, передать опыт и зажечь творческую молодёжь. Именно такими были и вошли в историю Закарпатской школы живописи её основоположники и учителя Й. Бокшай и А. Эрдели. Это – уникальные Личности, которые рождаются для выполнения своей миссии. Ведь взять на себя ответственность не только за судьбу учеников и последователей, но и за краевую живопись, - дело непростое. Сколько тяжёлых экзаменов ожидало их!

Адальберт Михайлович Эрдели (укр. Адальберт Михайлович Ерделі), настоящее имя и фамилия — Бейла Грыць (укр. Бейла Гриць; 25 мая 1891, с. Келеменфолво, Австро-Венгрия, ныне п. Климовица Иршавского района Закарпатской области Украины — 1955, Ужгород, УССР) — украинский живописец, один из основоположников закарпатской школы изобразительного искусства, выдающийся педагог.

В своем творчестве Эрдели обращался к экспрессионизму, фовизму, постимпрессионизму, символизму – стилям и направлениям, с которыми он познакомился в Мюнхене и Париже. В зависимости от творческого замысла художник выбирал доминирующий стиль для каждой работы. Считал себя экспрессионистом и последователем Сезанна.

Имя Адальберта Михайловича Эрдели неразрывно связано со становлением и раз-
витием закарпатской школы живописи. В Закарпатье, многие десятилетия нахо-
длившемся в полу колониальной зависимости от Австро-Венгрии, профессиональ-
ных художников почти не было, если не считать безымянных церковных художни-
ков. Творческие силы народа находили выход в домашнем крестьянском искусстве
и в художественных промыслах. Двум живописцем, Эрдели и Бокшаю, суждено было
сыграть решающую роль в формировании профессионального изобразительного ис-
кусства в этом крае. И в жизни, и в искусстве, и в преподавательской де-
ятельности они гармонично дополняли друг друга, не теряя ни своей индивиду-
альности, ни своеобразия творчества.

Эрдели был, что называется, артистической натурой. В совершенстве владел
пятью иностранными языками. Блестящее дарование, чуткая восприимчивость, дар
собеседника и рассказчика делали его яркой и привлекательной фигурой, цени-
мой и среди студентов Академии художеств в Будапеште, и среди творческой
интеллигенции Мюнхена, и в художественных кругах Парижа. Всюду прочили ему
успех - Эрдели часто приглашали на международные выставки, где его картины
были отмечены критикой и публикой. Даровитому живописцу, уже вкусившему
европейской славы, казалось бы, незачем возвращаться в провинциальный Ужго-
род. Однако Эрдели относился к занятию искусством как к общественному слу-
жению, и все свои творческие и организаторские способности он решил употре-
бить на выявление и развитие художественных сил родного народа.

В 1927 году, после возвращения из Мюнхена, вместе с И. И. Бокшаем он откры-
вает студию, названной "Публичной школой рисунка". Преподавание здесь было
поставлено на солидную основу: в школе изучали перспективу, анатомию, исто-
рию искусства, рисовали с гипсов, писали натюрморты, пейзажи, обнаженную на-
туру. Эрдели как преподаватель всемерно поддерживал индивидуальность каждого
ученика, развивая наиболее сильные стороны его дарования. Моральная и нрав-
ственная позиция учителей воспитывала в учениках студии то же высокое отно-
шение к назначению искусства - почти все молодые художники учительствовал
впоследствии в карпатских селах, вели просветительскую работу.

Педагогическая деятельность не мешала Эрдели следовать своему непосредственному призванию - живописи. Закарпатский художник находился в курсе
всех течений в изобразительном искусстве, которыми был столь обилен XX век.
Эрдели писал портреты, пейзажи, натюрморты. Но всё-таки основным в его
творчестве была портретная живопись. Эрдели имел много заказов, его работы
отличались широкой манерой письма, пристрастием к насыщенным цветам, изобре-
тщательной композицией "Художница Магда"; портрет Андерса Остерланда;
"Портрет А. С.". Особое место среди его портретов занимает изображения
простых людей. В этих полотнах художник стремился создать обобщённый образ
человека из народа. Эрделиевские портреты-типы послужили основой для одной
из самых плодотворных традиций в искусстве Закарпатья. В своих пейзажах ху-
дожник достигал большой образной выразительности. Менее всего это "портреты
местности", хотя следование натуре было непреложным законом для Эрдели.
Эмоциональная насыщенность делает его холсты "пейзажами настроения", выра-
жению которого подчинены не только цветовое и композиционное решение, но
и энергия каждого мазка "Озеро"; "Осенний багрянец; "Карпаты".

Натюрморты Эрдели выявляют с особой наглядность артистичность его натуры.
Чаще всего это изображение ваз с цветами. Художник охотно вводил в компози-
цию фрагменты картин, скульптурные произведения "Уголок мастерской". Боль-
шая часть работ Эрдели находится в Ужгороде; картины художника есть также
в музеях Киева, Львова и других городов Украины.

Помимо творческой и педагогической деятельности Эрдели проводил беседы и читал лекции по истории искусства, писал критические и теоретические статьи.
С 1931 года он был неизменным председателем общества "Художественные деятели
Подкарпатской Руси".

Эрдели чутко реагировал на положение дел в крае. Военное лихолетье вызвало
появление мрачно-апокалиптической серии его "Распятий". Но когда в Закарпатье установилась Советская власть, Эрдели, обладая кипучим темпера-
ментом, сразу включился в созидательную деятельность народного правления.
Первая выставка закарпатских живописцев состоялась уже в июле 1945 года,
а в 1946 году в Ужгороде было открыто областное отделение Союза художников
Украинской ССР, председателем которого стал Эрдели. Осенью 1945 года начало
свою деятельность Ужгородское художественное училище прикладных искусств,
первым директором которого также был Эрдели.

Ныне закарпатская школа живописи- одна из самых сильных и интересных на
Украине. Творческое наследие Эрдели и та огромная роль, которую он сыграл
в становлении изобразительного искусства Закарпатья, обеспечивают ему до-
стойное место в истории украинского искусства.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 26.06.2020 Алексей Гончаров2
Свидетельство о публикации: izba-2020-2839780

Метки: Закарпатская, Школа, живопись.,
Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


















1