Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Пятнадцатилетний командарм: русская отвага и северные боги в романе Семена Лопато «Мертвые видят день»



…На самом деле, герой этого романа начинал свою службу юнгой на подводном флоте, где юнги были не положены. Как, впрочем, и многое другое в советском мире, где было «не положено за четыре месяца отдавать половину страны врагу, которого двадцать лет назад, когда он был свежее, резче и сильнее, за четыре года не пустили дальше Риги».
И командует наш командарм армией духа, хоть по рангу-то ему не положено и начальник имеется, но это для уставных отношений, а в романе – альтернативный взгляд. И даже не на историю, а на время, когда и один в поле воин бывал непобедим. В отличие, скажем, от загнанных в котел армий.
Итак, «лодка нырнула носом вниз, включился ровный гул электромоторов, глубинные рули, приподнявшись из положения круто вниз, скорректировали носовой дифферент». Технически, как видим, текст на высоте, в вопросах морской и сухопутной техники автор преуспел, известны ему основы стратегии и тактики, так что местные битвы и грандиозные битвы в романе захватывают внимание и не отпускают до последней строчки.
То же самое – в жанровом стиле, ведь «Мертвые видят день» Семена Лопато – это, в свою очередь, и военная эпопея, и мифологический травелог. Отряд, созданный из погибших у берегов северной Норвегии моряков с советской подводной лодка и гитлеровского эсминца, попадает в загробный мир нордической Валхаллы. Капитаны кораблей отказываются примириться, и теперь по законам северных богов им предстоит долгий и смертельно опасный путь к престолу Вотана, где они вступят в последний поединок, итог которого определит победителя в противостоянии России и Германии.
Всюду царит вакханалия, погибшие герои в нордическом раю сражаются и пируют, и казалось бы, никому нет дела до высшей цели новоприбывших. «В штопаном бушлате и с пустыми руками, не зная, на что смотреть и куда поворачиваться, я стоял посреди бойни, не понимая почему никто не нападает на меня, - рассказывает юный герой. - Бой казался скоротечен, уже последние, с размаху нагибаясь, мечами добивали лежащих на земле, что-то необычное, странное происходило одновременно – вдруг словно уловив странный звук неслышимых труб, еще повсюду видя убиение, я вдруг увидел, как распластанные, поверженные, тут и там рассеянные по полю, вдруг заново начинали шевелиться; лежавшие навзничь, открывая глаза и глядя в черное небо, лежа, раскинув руки, словно что-то получая от окружающей черноты, сперва неправильно, с трудом, а затем вдруг легко и быстро поднимались с земли – порой схватывая протянутые им кем-то руки и лишь несколько первых шагов пройдя в обнимку, затем так же распрямляясь и уже отчетливо, не шатаясь, легко и в полный рост шли к столам, валясь на скамьи, крича и обнимаясь с сидевшими там, загораясь и оживая глазами, что-то упоенно быстро говоря среди таких же неестественно искривленных, оживленных, освященных сиянием лиц».
Впрочем, кроме битв и сражений, в романе предостаточно «мирных» сцен, ведь загробный мир – это еще и вечно живые жители городов и сел, а также мифические чудища, обитающие в здешних лесах, степях и болотах. Участники похода к престолу Вотана то и дело попадают в ловушки и западни, откуда с честью, русской смекалкой и немецким железным духом выбираются к следующим приключениям. Порой персонажи, встречающиеся на пути, напоминают о сказках братьев Гримм, но чаще всего – о неадаптированных для детей страшных историях Гофмана.
Итак, они они едут на паровозе по загробному миру – русские и немцы - в громоздких кожаных плащах, выданных на старте, обвешанные мечами, с железной розой Судьбы вместо компаса, и перед ними то маленькие уютные городки, то заснеженные равнины, то повсеместная Смерть. А то, бывает, и пешком. А дороги там знаете, какие? «По кучам песка и щебенке, через насыпи и рельсовые пути, огибая застрявшие составы, выбираясь из железнодорожных пут, спотыкаясь и чертыхаясь, добрались мы к бетонированной площадке на задворках железнодорожного узла».
Но тем и привлекателен роман, что сила военного духа, умение и смекалка героев применимы ко всем ситуациям. По сюжету, им то и дело предлагают сменить формат сражения – словно в компьютерной игре – и подобный драйв делает из романа о войне настоящий боевик. «– Простейший, вручную управляемый сверхлегкий истребительный модуль ИМ-5. Ручка газа, штурвал управления, приборное устройство – датчик топлива, дальномер, прицел, датчик высоты. Подсветка приборов, педаль ускорения. Все просто, разобраться несложно даже школьнику. Направляя модуль на выбранный объект, видя на дальномере сигнал разрешения атаки – с учетом остатка горючего и выбранной дистанции, нажимаете педаль ускорения и завершаете атаку на объект. Заряд – в тыльной части, активируется детонирующим путем. В общем-то больше мне нечего рассказать вам. Все. – Тренировки будут? – спросил кто-то из задних рядов. – По желанию – пожалуйста, если кому-то хочется, повторю, покажу, разъясню. Натурных тренировок, разумеется, не будет – да и зачем они – устройство не сложнее самоката. В местах размещения будете ждать приказа на полет. Если кому-то что-то неясно, оставайтесь, повторю. Такие есть? Тишина была ответом ему. – Хорошо. Тогда – все».
И в подобном темпе, напоминающем военный курсы в стиле «взлет-посадка», мчится повествование в романе до победного конца. Хотя, побед в Вальхалле не бывает, поскольку здесь идет постоянная война, и победители то и дело меняются. «– С кем идет война? – спрашивает у любимой юный герой. – Не знаю. Большие плавучие и летучие корабли приходят из-за горизонта. А что там – за горизонтом никто не знает. Мне всегда хотелось заглянуть за горизонт». Однако, в случае с нашим отрядом, речь о другом. Итог их путешествия – исход Второй мировой, и решающий поединок неизбежен. Ведь все происходит в 1942 году, и перелом в войне важен был для всех: и для живых, и для мертвых, как в романе Семена Лопато. «Я завидую им, - говорит одна из его героинь. - Они взлетят, они вырвутся, они прорвутся из тишины. – Они умрут. – Я знаю, что они умрут. И ты умрешь. Разве это не счастье – умереть в полете?». Тем более, добавим, что полет в раю для воинов весен, и поэтому у них еще будет шанс увидеть, что изменил их подвиг.

Семен Лопато. Мертвые видят день. – М.: АСТ, 2020. – 352 с.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 25.06.2020 Сергей Дорофеев
Свидетельство о публикации: izba-2020-2839074

Метки: война, вальхалла, мифология, аст, мертвые видят день, семен лопато,
Рубрика произведения: Разное -> Критика


















1