Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О необходимом


Некоторое время тому назад на одном форуме один из моих собеседников задал мне неожиданный вопрос.
Он долго втирал что-то о религии, о любви к ближнему и прочее в том же духе. Я вяло оппонировал, когда он вдруг спросил:
- Вот скажи, я тебе дорог?
Я ответил мгновенно и вполне искренне:
- Нет.
Мой собеседник, очевидно, опешил, потому что долго молчал, потом спросил:
- Почему?
Пришлось задуматься о том, что нам дорого, а что - нет. Через некоторое время я сформулировал ответ: нам дорого то, без чего мы не можем обойтись.

Например, я не могу обойтись без кофе, сигарет, чёрного хлеба. Значит, все это для меня дорого. Дальше, я не могу обойтись без дома, семьи, города, в котором живу. Без Родины, наконец. Если у меня отобрать что-то из этого, то мне будет очень плохо, и, вероятно, я умру. Пусть не сразу, а через некоторое время, но проживу я наверняка меньше, чем мог бы.

В юности человек хочет владеть всем миром, ему дорого многое, слишком многое. Потом, с возрастом, понимаешь, что можно обойтись без значительной части того, что казалось тебе дорогим. Так, я могу обойтись - о ужас! - без музыки, без спиртного и даже - вы не поверите - без природы… Что поделаешь? Городской житель до мозга костей…

События 1991 года доказали, что я могу обойтись и без Родины. Её у меня отобрали, а я не умер. Я продолжаю жить.

Сформулировав ответ на вопрос о дорогом таким образом, я вдруг лучше понял финал фильма Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". Две женщины и один мужчина. Одну он любит, другую нет. Но остаётся с нелюбимой. Как понять, где здесь истина? Честно ли оставаться с нелюбимой женой? Можно благородно пожертвовать собой, но ради чего? Теперь мне понятно, что Платонов дорог своей нелюбимой жене, которая не может без него обойтись. И если он её бросит, она без него, может быть, умрёт. Но он не дорог своей старой возлюбленной Софье. Она вполне может без него обойтись, как уже обошлась один раз.

Здесь въедливый читатель может спросить меня, зачем я пишу об этом на форуме литературного сайта. Отвечу.

В последнее время я стал много читать дискуссий местных авторов. Споры о творчестве всегда интересны, хотя, положа руку на сердце, готов признаться, что могу без них обойтись. Причём - запросто, без каких-либо душевных мук. О чем же спорим? О вкусах. О конкурсах и победителях. О местных талантах. О рифмах, о строчках, о стихотворных размерах. Об эпитетах и сравнениях… Все это важные споры, однако никто не касается самого главного: для чего пишем?

А ведь пишем только для одного - для того чтобы наше слово стало для кого-то дорогим. Чтобы кто-то не мог обойтись без того, что мы написали.

Без этого бессмысленно спорить, кто из нас (избян) большой поэт, а кто средний или мелкий.

Ни правильность стихов, ни оригинальность рифм, ни темы, ни образы - на самом деле ничего не решают.

Решает только необходимость нашего творчества для читателя.

Каждый сам выбирает, без чего он не может обойтись. Правильный разговор о значении поэта должен выглядеть примерно так:
- Вам нравятся стихи поэта Имярек?
- Да, нравятся, но я могу без них обойтись.

И ничто другое не имеет существенного значения. Ни количество написанного, ни изданные книги, ни победа в конкурсах, ни лауреатство. Можно "на пальцах" доказать, что поэт А. талантливее поэта Б. Но на деле вдруг окажется, что читатель не может обойтись без стихов поэта Б., а о стихах поэта А. вежливо помалкивает.

Так что всё просто. Дорого - не дорого. Можно обойтись - нельзя обойтись.





Рейтинг работы: 4
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 16
© 20.06.2020 Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2020-2835270

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Асия Караева       29.06.2020   19:49:28
Отзыв:   положительный
Очень правильно Вы определили, как оценивать литературу! Очень четко. Абсолютно с Вами согласна!
Роберт Иванов       29.06.2020   20:03:12

Благодарю.
















1