Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

12 правил К.И. Чуковского, или Заповеди для детских поэтов.


Корней Иванович Чуковский говорил:
"Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше".
Задумайтесь над этими словами. Дети тонко чувствуют мир.
Всё, что они слышат и видят, они впитывают как губки.
А плохие стихи? Что они могут дать детям?
О чём рассказать? Чем поделиться?




Для детей надо писать как для взрослых, только лучше,
чтобы достучаться до их сердец,
потому что дети живут в другом, волшебном мире,
со своими образами и логикой.
Живые образы, живые интонации, "легкость пера" - вот что нужно.
Механически срифмованные слова никогда не найдут
правильной дороги к детским сердцам.
Строки не должны быть вымученными, о
ни должны литься из глубины сердца:
быть немножко сумасшедшими и уж точно сказочными.


К.И. Чуковский в своей книге "От 2 до 5" очень точно сформулировал заповеди,
которые должны соблюдать начинающие детские поэты.



Вот они (в самом кратком изложении):

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением.
Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.
"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете,
что для неё необходим всего один-единственный рисунок,
зачеркните эту страницу как явно негодную."

2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность -
образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

3. Словесная живопись должна быть лирична.
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями:
от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
"Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах,
ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска".

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер:
от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.

5. Повышенная музыкальность поэтической речи.
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.
"Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве:
Ах, почаще б с шоколадом…
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши.
Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, -
«Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, –
«Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов."

6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные).
Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве.
Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.

7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными).
Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка,
мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.

8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки.

9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами,
потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие,
лишь быстрое чередование событий.

10. Речь строится на глаголах.

11. Поэзия должна быть игровой.
Вся деятельность детей складывается в форме игры.
С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.

12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей
должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых.
Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.


Есть и тринадцатая заповедь.
Она была написана позже, но Корней Иванович не был бы собой,
если бы не написал её: детский поэт должен быть счастлив.
Счастлив, как и те, для кого он творит.
И это, на наш взгляд, самая главная заповедь.
Дети по природе своей счастливцы и оптимисты,
и не может хорошо писать для них человек несчастливый, хмурый и злой.
Только чувствуя себя счастливым человеком, можно творить чудеса.
И не только на бумаге.


Если кто-нибудь из вас решит когда-нибудь стать детским поэтом,
не чурайтесь этих заповедей.
Стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом -
иначе, чем пишутся другие стихи.
И мерить их нужно особенной меркой.
Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей.

И помните - только счастливый поэт может снова вернуться в мир детства и,
уже находясь там, в этом красочном, совершенно другом мире,
достучаться до детской души.

-------------------------------------------------------------

Материалы для ознакомления:

От 2-х до 5, авторская книжка
http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/onetofive
Гении и злодеи. о Чуковском
https://www.youtube.com/watch?v=_KJsqnK1-XM
Быков о Чуковском
https://www.youtube.com/watch?v=Ie6fAEXO-U8

-----------------------------------------------------------------------------------

Вы можете размещать ссылки на свои детские стихи и рассказы
в комментариях к этому материалу.
Возможно, на некоторые из них будут даны
критические отзывы от литкритиков КЛиК.

РедСовет КЛиК







Рейтинг работы: 35
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 73
© 19.06.2020 КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2020-2834824

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Елена Яковлева       20.06.2020   13:13:02
Отзыв:   положительный
Английская азбука для малышей: https://www.chitalnya.ru/work/116542/
Кому что снится: https: // www.chitalnya.ru/work/131884/
Письмо к моей мечте: https://www.chitalnya.ru/work/96688/
Критика желательна. Особенно на последнее.
орданайка ...       20.06.2020   15:31:36

Снится медведю, что липовый мед // идея-пять баллов!
Он беззастенчиво в улье берет: // беззастенчиво — не из детской оперы. * будто из банки он в улье берёт* ребёнок этот вариант сразу представит, а "беззастенчиво" - непонятно, стало быть минус в пользу интереса.

Пчелы, как будто, его не кусают // * пчёлы-медведя во сне, не кусают* вспомните правила Чуковского(С) строка — картинка, без образности, просто в сказочном мире.
И не жужжат, а негромко летают. // " негромко летают" (?) * тут же, рядом летают*

Снится пчеле, что летит над цветком
Самым красивым, огромным, как дом!//верю, сказочно... динамично!

Будто не нужно ей больше трудиться // деткам с детства, что пчела труженица, а она мечтает не работать? * роем всем будут во сне веселиться*
Можно в цветке навсегда поселиться!

Косточка вкусная снится собаке -
Та, что недавно потеряна в драке.
Кошке не нужно за мышкой гоняться -
Кошке сосиски на блюдечке сниться. // отменный катрен!

Снится мышонку, что снял он квартиру
Вовсе не в норке, а в дырке от сыра! // дырка от сыра-это просто дырка)) * стены и мебель из вкусного сыра* это ярче проявит воображение ребёнка, доходчиво
Рыжей пушистой хитрюге-лисице
Курочка-ряба с цыплятами снится. // супер воображалия!

Белке приснились орехи и шишки.
Грядка с морковкою снится зайчишке.

Только голодному серому волку //" голодному" — повтор, в этой строке можно пожертвовать.* В чаще глухой ночью серому волку*
Все на луну голосить бы без толку. // если сделать чище строку(?) * выть на луну остается без толку*
Только голодному волку не спится, // близкий повтор "волку" *просто голодному ночью не спится*
Вот потому ничего и не снится!
Елена Яковлева       23.06.2020   17:51:15

Я на своей странице вам ответила.
Ольга Альтовская       19.06.2020   19:39:23
Отзыв:   положительный
Хотелось бы услышать критику на эти два моих детских стишка.
https://www.chitalnya.ru/work/2030869/
https://www.chitalnya.ru/work/2834892/
КЛиК       19.06.2020   19:49:18

принимается))
Ли Са       19.06.2020   19:38:26
Отзыв:   положительный
А я пытаюсь писать для детей)))
Сказка, рассказ, песенка
https://www.chitalnya.ru/work/2664898/
https://www.chitalnya.ru/work/2664657/
https://www.chitalnya.ru/work/2833481/
говорят, что кое-что получается))
спасибо за напоминание о правилах. детки как никто другой всегда чувствую ложь, неискренность, поддельность.
Но хочу отметить ведь не все авторы в полной мере понимают что такое стихи для детей, ведь чаще (а этим грешат бабушки и дедушки) стихи о детях выдаются за стихи для детей, а это совсем другая история...
Валентин Шентала       19.06.2020   17:39:05
Отзыв:   положительный
Потому я и не стараюсь писать для детей - не получается!
КЛиК       19.06.2020   19:53:13

как говаривал Николай Корнечуков всем известный под лит. именем Корней Чуковский, что надо быть самому ребёнком.
вот вспомните себя с растаявшей шоколадкой в ладошке )) прочувствуйте и опишите)) получится!
Валентин Шентала       19.06.2020   19:57:00

я ириски любил. :)
Попробую!
















1