Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Реализм Бориса Васильева



     Как-то раз в поисках бесплатного книжного сайта, которых сейчас осталось совсем мало, набрела я на какой-то сайт, где все, кому ни лень, читатели пишут рецнзии. На те произведения, которые понравились, а в особенности на те, которые не понравились.

     Одна из рецензий была на рассказ Бориса Васильева "Великолепная шестёрка". Автор её высказала мнение, что Васильев - не советский писатель, раз он пишет такие рассказы, и весь сюжет высосан из пальца специально, чтобы очернить наше прекрасное советское прошлое.

     Сразу скажу, что абсолютно не согласна с автором той рецензии. Конечно,в большинстве своих произведений писатель пользовался методом социалистического реализма. Эти произведения экранизированы и известны всем: повести "А зори здесь тихие", "Не стреляйте в белых лебедей", кинороман "Офицеры". Но позже Васильев уже не мог пользоваться этим методом, так как ставил перед собой задачу правдивого изображения действительности. Что невозможно сделать, не рассказывая о тех недостатках, которые и при социализме (да простят меня его апологеты) имели место быть.

     Однако обратимся к конкретным произведениям.
     Для начала рассмотрим всё тот же раскритикованный неизвестным рецензентом рассказ "Великолепная шестёрка".
Сюжет ( для тех,кто не читал).
Шестеро ребят из пионерского лагеря угнали лошадей из близлежащего колхоза, чтобы покататься, а потом привязали животных в роще в рассчёте на повторную вылазку на следующий день, пока не приедут автобусы (смена закончилась). Но автобусы на следующий день приехали очень рано, собирались и уезжали в спешке, и о привязанных лошадях было забыто. Когда их нашли через несколько дней, животные погибли от голода и жажды, объев вокруг всё, до чего смогли дотянуться. Лошади были старые, колхоз списал их и подарил ветерану Прокудову. Бывший фронтовик с большой нежностью относился к лошадям: во время войны его, контуженного, спас конь,вытащив из воды. Поэтому гибель лошадей бывший разведчик переживает тяжело. Разобраться в случившемся поручают молодому участковому милиционеру, который приводит старика-ветерана в лагерь и приносит фотографии - свидетельства страшной гибели животных.

    Но начальник лагеря Кира Сергеевна воспринимает обвинения своих бывших уже воспитанников в штыки, так как всё это может повредить репутации вверенного ей детского учреждения и её личной. Киру Сергеевну поддерживают старшая вожатая и физрук лагеря, в один голос доказывая, что ребята на самом деле замечательные - спортсмены и победители олимпиад, да и патриотическому воспитанию уделятся в лагере большое внимание: каждую смену цветы к памятнику возлагают и проводят торжественную линейку под девизом "Никто не забыт, ничто не забыто".

     В общем, участковому, который с нежностью, как к собственному деду, относится к старому ветерану, так и не удаётся добиться сочувствия и понимания у этих черствых людей. Даже при помощи фотографий страшной гибели животных.

     А начальница лагеря, чтобы окончательно замять дело, тайком передаёт ветерану десять рублей, на которые тот покупает две бутылки водки и, выпив их, умирает в том самом сарайчике, где держал лошадей.

     Вот такой вот критический реализм, ничего общего не имеющий с социалистическим. Ведь совершённое зло остаётся безнаказанным, а шестеро "невинных шалунов" так никогда и не узнают, чем закончилась их "невинная" игра.

     Ту же тему - показного фальшивого патриотизма и, как результат, чёрствости и бездушия Б.Васильев развивает в другом своём рассказе - "Экспонат номер..."

     В рассказе старушка-мать, которая не дождалась с войны единственного сына, живет единственным, что осталось у неё в память о нём: фронтовыми письмами, которых всего два. Одно письмо было написано им самим, а второе - его другом, который написал матери письмо после гибели сына. Ослепнув в старости, мать просит соседку каждый вечер перечитывать ей перед сном эти письма. Она знает их наизусть,но это чтение наполняет её жизнь смыслом, таким образом она чтит память погибшего, и ей кажется,что сын по-прежнему жив.

      Чтобы письма не истрепались, соседка перепечатывает их и читает каждый вечер уже копии. А подлинники мать бережно хранит в шкатулке.

      В преддверии празднования очередной юбилейной даты ко Дню Победы к матери приходят пионеры из ближайшей школы. Им поручено раздобыть подлинные предметы, относящиеся к ВОВ для школьного музея. Мать предлагает им взять копии писем, но пионерам нужны полинники (чтобы их звено завоевало 1-е место в акции "Никто не забыт,ничто не забыто") и, воспользовавшись старушкиной слепотой, пионеры крадут их у неё. Обнаружив пропажу, мать, не вынеся потрясения, умирает. А письма в связи с "невысокой ценностью экспоната" попадают в хранилище музея, и о них все забывают.

      И ещё об одном рассказе хотелось бы упомянуть: "Холодно,холодно..." В этом рассказе речь уже несколько о другом - о жадности, приспособленчестве,стяжательстве, которые становятся причиной настоящего страшного преступления.

      Сюжет рассказа, на первый взгляд, довольно прост. Туманным дождливым вечером водитель-дальнобойщик берётся подвезти солдата, сбежавшего в самоволку. В пути завязывается разговор и водитель, которому попутчик сразу не понравился, потому что он с первого взгляда распознал в нём "хлюпика-интеллигента", начинает учить его жизни. То есть, учить тому, как нужно в жизни приспосабливаться, чтобы иметь все блага. Он хвастает, что добился уже трех загран.поездок в месяц благодаря своей хитрости и изворотливости.

      За разговором, увлёкшись, водитель случайно сбивает девушку. Боясь лишиться всех своих привилегий (загранпоездок), он затаскивает девушку в свой холодильник-рефрижератор. Солдатик противится этому и говорит, что раненой там холодно. Что следует перенести её в тёплую кабину и доставить в ближайшую больницу. Но водитель, поняв, что ситуация выходит из-под контроля, что он действительно может лишиться всех своих привилегий, избавляется от ненужного свидетеля и топит солдатика в ближайшей канаве, т.е. совершает уже умышленное убийство. Возможно, как раз это преступление будет в дальнейшем раскрыто и наказано, но писатель не рассказыват об этом, делая тем самым акцент на бессмысленной гибели двух человек.
Реалистичный и страшный в своей реалистичности рассказ.

     Нетипичны ли для советского времени описываемые ситуции? Да вполне типичны.Только далеко не каждый писатель мог взяться так открыто критиковать и дутый патриотизм, и мелкособственнические интересы, которые ставятся выше человеческой жизни.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 07.06.2020 Елена Яковлева
Свидетельство о публикации: izba-2020-2825952

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


















1