Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Придираясь к Бродскому


Тяжеленный слог, с провалами вкуса, игрой и размытостью смысла. Фикция, имитация переживания, поэтическая неестественность — в каждом затянутом или даже коротком произведении.

                                   Точка всегда обозримей в конце прямой.

Что это, как не оригинальничание, не псевдозначительность? И все стихотворение — на расстоянии вытянутой руки от подобных определений. Приведу его полностью:

                                   Точка всегда обозримей в конце прямой.
                                    Веко хватает пространство, как воздух — жабра.
                                    Изо рта, сказавшего все, кроме «Боже мой»,
                                    вырывается с шумом абракадабра.
                                    Вычитанье, начавшееся с юлы
                                    и т. п., подбирается к внешним данным;
                                    паутиной окованные углы
                                    придают сходство комнате с чемоданом.
                                    Дальше ехать некуда. Дальше не
                                    отличить златоуста от златоротца.
                                    И будильник так тикает в тишине,
                                    точно дом через десять минут взорвется.

«Вычитание», «внешние данные» — здесь этой «прозы» еще немного, в некоторых строфах знаменитого «Осеннего крика ястреба» сквозь нее вообще не хочется продираться: обвисшие нити сюжетного шитья, избыток подробностей, а то и плюшкинского сора, рваные контуры идеи, рассудочность и описательность в одном флаконе, причем на грани занудства. И все это претендует на философичность, притчевость, бытийное откровение.
Не русская ментальность, которая с заводной, механистической изобретательностью говорит русскими словами о мелочах, русского мало интересующих.
Кстати, почему дом-то взорвется? Ничего подобного контекст вроде не предвещает: угасание — да, но не взрыв. Очевидно, что взрыв здесь просто притянут ради двух эффектных заключительных строчек. Хороших, выразительных. Не в пример «паутиной окованным углам»...
Думаю, столь «раскрепощенное» письмо и то отношение, которое это письмо с самых первых своих витиеватостей к себе задает, — уровень не совсем классики. Она лепится из чего-то другого. Не из разреженного воздуха. Не из вяловатого, сибаритского состояния души, которое поэт будто с трудом и высокомерно преодолевает, кладя на бумагу широкие прозаизированные сообщения или неуклюжие сентенции, как в случае с точкой в конце прямой, приведенном выше.
Ты говоришь, мой оппонент, что читателей у Бродского множество и что они к нему по-другому относятся? Соглашусь. Сам несколько стихотворений в минуты прежних увлечений посвятил ему. Но это, кажется, прошло.
Надолго ли — не ручаюсь.

2012

(Из книги: Ковалевский А. В.Порох и метан: Стихотворения. Эссе. Дневниковые записи / А. В. Ковалевский. Харьков: Факт, 2017. 448 с. (С. 179–181))






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 56
© 03.06.2020г. Алексей Ковалевский
Свидетельство о публикации: izba-2020-2822782

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика











1