Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О селе Гузынцы Мордовской АССР


О селе Гузынцы (Кузым эрзянский) в интернете написано очень мало. Находится село на реке Пиксаур, в 22 км. от районного центра Б-Березники, и в 34 км. от ж/д станции Саранск. Название Кузым произошло от эрзянского слова - Куз- про русски Ель. Первоначальное название Кляурна это упоминается 1869г. в в связи с оброком на мёд. Тогда это село было казённое и состояло из 194 двора. население составляло 1488 чел. Действовали церковь, богодельня, базар. Но Кляурнэ (Килей ур эрзянский) упоминается и раньше в 1704 г в связи с оброком на мёд.
В 1740 году по указу Елизаветы Петровны население Гузынцы было обращено в христианство. Была построена деревянная церковь. Об этой церкви известий не сохранилось, но в начале 19 века (1869 г) Гузынцы упоминалось как село (Село-где действовала церковь). Вторую, деревянную церковь построили в 1889г, во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. Тогда население было 1400 человек, а к концу 19 века 2150 человек (присоединили Дегилёвку).
В настоящее время в Гузынцах проживает только 235 человек. Закрыли школу. Школа была на месте церкви. Ещё 1959 году из церкви основали клуб, а потом уж школу. Теперь и земли отошли Атемарской птицефабрики. Работать негде, некоторые, правда, работают на Атемарской птицефабрики, но многие уехали в Саранск, или другие города России, а некоторые и в другие страны.
Ещё раз напомню, что в 1931 году в селе было 227 дворов и 1346 человек. В военные годы из села было призвано 240-300 человек, а с войны вернулись только 130 человек многие искалеченные(110 человек погибли). Снизилась демография, так как тогда после войны на 100 женщин приходилось 66 мужчин). По переписи 2010 года численность населения составляла 235 человек. Конечно, здесь и сыграла большое значение выдача паспортов 1974 года, и ещё тогда многие уехали из села. Ещё напишу, что в Гузынцах тоже есть достопримечательности - это курган и могильник 17-18 веков. Это написано в Википедии и других источниках в интернете.
Я, когда училась в Гузынской школе 13-летней девчонкой,тогда не интересовалась историей села. Сама я из села Дегилёвка, и училась там 6 лет. Эти годы я помню смутно. Хорошо помню, что мы с сестрой и другими подружками, часто ходили Дегилёвскую полуразрушенную
церковь, там наш отец работал кладовщиком. Из церкви тогда, в советское время устроили зерносклад, и мой отец был кладовщиком, вроде завхоза. Дегилёвской историей тогда тоже не интересовалась. И только здесь в Питере (раньше в Ленинграде), будучи взрослой девушкой, я заинтересовалась: кто я, откуда я, и где мои корни? Тогда я чувствовала себя вроде дерева без корней. Вот тогда-то я прочитала многое, то есть, то,что нашла в интернете о родном селе.
Дегилёвка основано в 17 веке (1614г.) и называлась Новые Косогоры. Надо понимать, что из села Косогоры пришли первопоселенцы, а я себе вообразила старинную легенду, что три мужика (Аверьян, Буян и и Нуян)отстали от переселенцев финнов(так как мы финно-угры). И на красивейших местах возле водоёмов построили себе дома. Финны тогда, якобы, в поисках лучших мест отправились в Скандинавию из Ханты-Мансийска. Эту красивую легенду я долго хранила в памяти, и ещё спорила с другими на этот счёт.
А выходит, было более произаично. Село назвали в честь травы Дягиль, который обильно возрастал на поляне, на месте нынешней Дегилёвки. Правда, некоторые утверждают, что село названо в честь первопереселенца по прозвищу Дягиль.
Первое упоминание села в 1833 году (как Дяглёвка или Новые Косогоры). Если верить некоторым историкам, что Косогоры образовалось из ушедших людей из села Гузынцы (отказывающих от крещения в 1704 году), то вероятно, что первопоселенцы пришли из Косогор. Да, может быть. Но в Википедии сказано, что в Косогоры пришли люди и села Кургуды, что сейчас в Ичалковском районе. После в том же 17 веке с Новое Кургуды переименовали в Косогоры. Но был и второй этап прихода людей в Косогоры связано со строительством Пузской засечённой чертой.
В Косогорах уже 1863 году насчитывалось 516 дворов и и 2570 человек, а в 1878 году по инциативе И.Н. Ульянова там была открыта школа. В Косогорах была уже церковь. Первую деревянную, холодную церковь, построили в 1857 году, а в 1862 году вместо холодной, церкви построили тёплую, в честь Казанской иконы Божией матери. В 1915 году храм-церковь была замена на каменную, который и сегодня стоит в полу-разрушенном виде, но сейчас там идут реставрационные работы.
Пишут, якобы, что уже в 18 веке мордва стали православными. Которые мордва, эрзяне или мокшане? Вообще, в селе Гузынцы, где я жила в 13-летнем возрасте, до сих пор многие старухи(бабки) почитают и многочисленных эрзянских богов, а так же молятся Христу.
Я хочу сказать, что слово "мордва" режет мой слух. Я никогда не признаю, что я мордовка(хотя так написано в паспорте), и вообще, многие из села Гузынцы, Дегилёвки или Косогор, никогда не признают это общее прозвище "мордва", ибо это прозвище было дано русскими, потому, что им казалось, что , все люди, эрзяне и мокшане широкомордые.
Вот, во что вылилось наше эрзянское гостеприимство. Все лучшие высокие посты теперь занимают русские. Эрзянский народ-второсортный народ.
А тогда, давно, наш вождь Пургаз принимал всех сбежавшихся из "рабства" крепостных русских людей. А у нас эрзян и мокшан не было крепостного права и не было рабовладельческого строя. Так же феодальный строй нас миновал.
У нас, у эрзи был инязор (царь -как говорилось по-русски), но по-настоящему Пургаз был эрзянский вождь, а у мокши вождём был Пуреш. Между эрзи и мокши мало что общего, У нас разные культуры и только немного похожий язык. Это две разные народности.
А в 1552 г. когда было присоединение Руси и эрзянского народа, наши пра-прадеды пошли с Иваном Грозным на Казань. Конечно, они надеялись получить кой какие-то привилегии, или хотя бы защиту от набегов татар, но они глубоко ошиблись. И даже ещё тогда в, 1963-64году , в 13- летнем возрасте, мне бабушка рассказывала о набегах татар. Но то, что мне рассказывала бабушка, видимо, было давным давно( так как ей рассказывала её бабушка, видимо это было где-то в 14-15 вв. Она рассказывала несколько случаев про татар: вот одно из них: давно (при её прабабушке) было в деревне, как татары лезли в окно одного дома, но а девушка из того дома отрубила топором голову одного татарина. Или ещё мне бабушка пела вот такую песенку, которую якобы сочинили татары: "татарин-барин, русский -кучер, а мордва чучел". Да ещё много-много легенд она рассказывала про татар, русских и эрзю.
Но всё это легенды старины глубокой. А тогда в 13 лет, мы жили очень бедно, я помню, как мыла грязные пустые бутылки, чтобы сдать и получить 12 копеек за бутылку хотя бы на сахар. Хлеб мама пекла сама. Помню, как по-очереди мы крутили каменное колесо жерновы, который превращал зерно в муку. Помню бабушка получала пенсию 12 рублей, хотя бы 12 рублей, но а нашему отцу платили в колхозе 5 копеек за трудодень. Нас было у матери и отца десять человек, маме надо было прокормить нас. Я никогда не забуду кукурузные лепёшки. Так, кукуруцзной мукой расплачивался колхоз своим работникам. Меня взяла к себе бабушка в Гузынцы, чтоб прокормить хотя бы меня. Вот так я очутилась в Гузынце, и тот год моей учёбы в седьмом классе остался в моей памяти счастливым и лучшим годом. Наверное, я была молодая, здоровая и полна энергии. Тогда в тот далёкий 1963-64 год у меня было много подруг. В школе тоже училась хорошо. Моими любимыми учителями были Надежда Михайловна и Николай Григорьевич Никитины. Да и все Гузынские люди были очень хорошие...
Любовь Аверьянова 2020 год май...





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 15.05.2020 Любовь Аверьянова
Свидетельство о публикации: izba-2020-2808111

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


















1