Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Манипуляции избирательными кампаниями


Манипуляции избирательными кампаниями
«БОЛЬШАЯ МАНИПУЛЯТИВНАЯ ИГРА» Автандил Цуладзе – М.: Алгоритм. 2000. – 336с. Тираж 5000 экз.

Книга написана давно, но актуальности совсем не потеряла. Более того - многие истины нуждаются в неустанном повторении, иначе мы обречены снова и снова наступать на всё те же старые грабли...

«Поскольку любые выборы – это театральная постановка, определяющим является умение держать своих избирателей в напряжении»
Жак Сегела

Термину «манипуляция» обычно приписывается негативный смысл. Под ним, как правило, понимают воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. К манипуляторам относят людей, которые любят, фигурально говоря, «таскать каштаны из огня чужими руками». Манипулируемые обычно предстают в образе невинной жертвы, попавшей под чары злостного манипулятора.

Огромные возможности для манипулирования большими массами людей дает игра на национальных чувствах. Социальное поведение человека во многом детерминируется национальными порядками и обычаями. Покушаясь на национальные права человека, тем самым покушаются на целостность личности, что не может не вызвать ответную агрессию. Принадлежность к той или иной нации вводит нас в систему координат «свои-чужие». При этом надо учитывать, что у соседствующих друг с другом наций сложились на протяжении веков определенные отношения, которые отражены в их исторической памяти. Эти отношения проецируются на межличностный уровень.
В условиях национального конфликта эта характеристика становится определяющей.

В огромном потоке информации индивидууму довольно трудно ориентироваться, он реагирует на определенные раздражители. Поэтому очень важна зрелищность и занимательность в подаче информации. Чтобы повлиять на поведение или убеждения аудитории, информация должна нести в себе мощный эмоциональный заряд. А так как отрицательные эмоции обладают гораздо большей энергетикой, то СМИ волей-неволей переполняются разного рода негативной информацией, драматизируют события. Для российских СМИ характерен выраженный катастрофизм.

Общественное мнение считает правдой то, что ему кажется правдой, является занимательным и сильно трогает его эмоции. И любые относительно непротиворечивые сведения, не совсем «топорно» поданные, всегда будут иметь большой эффект и общественный резонанс, чем самая настоящая, а потому пресная правда.

Часто авторы политической рекламы находятся в плену различных стереотипов. В письме, рассчитанном на «пожилую аудиторию», журналист Александр Минкин писал: «С развитием цивилизации люди не становятся умнее. Моя 88-летняя прабабка умерла в 1964 году, так и не научившись включать телевизор». Низведя пожилой электорат дл уровня беспомощных и бестолковых существ, Минкин через несколько предложений пишет: «Уважение к старикам – это гарантия благополучия всего народа. Это опора на мудрость и опыт. А у нас, вместо этого, пожилых людей грабят и обманывают снова и снова… Я думаю, что люди выбирают депутата, чтобы он защищал их. И я буду защищать Вас и не дам Вас обманывать».
Такая странная диалектика получается.

В действительности пожилые люди очень неплохо адаптируются к новинкам цивилизации. Из-за этого многих пожилых людей оскорбляет жалость, которую пытался продемонстрировать Минкин. И ещё вопрос: кого считать пожилым?

Когда подобные послания получают люди в возрасте 50-60 лет, полные сил и планов на жизнь, то как им реагировать на подобные «замогильные записки»? Очевидно – негативно.

При всех своих недостатках политическая реклама является верным признаком существования конкуренции на рынке. Засилье же пропаганды сигнализирует о приближении времён, далёких от демократии. Поэтому надо чётко различать эти два понятия: рекламу и пропаганду.
Центральное место в пропаганде занимает пропагандистское сообщение. Таким сообщением называется соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды. Первым элементом структуры сообщения является пропагандистски насыщенная информация о фактах и их оценке. Последние составляют главную часть пропагандистского сообщения, отражающую замыслы коммуникатора или потребности реципиента. Вторым членом пропагандистского сообщения является призыв, цель которого состоит в том, чтобы объединить людей вокруг какого-либо дела или идеи, нашедших своё выражение в информативной части пропагандистского сообщения. Призыв всегда содержит некоторые указания на то, какое именно действие ожидается от тех, кому предназначено это сообщение.
Надо иметь ввиду, что понятие «факт» в пропаганде довольно условно. Факты могут быть достоверными, искаженными и ложными. Кроме того, большую роль играет способ подбора и соединения фактов в единую картину. Для пропагандиста «факты» - строительный материал, не обладающий самостоятельной ценностью. Не более, чем кусочки смальты при создании мозаики для художника.

В январе 1998 года ВЦИОМ провел опрос, посвященный отношению россиян е власти. Социологи предположили наличие у населения трёх типов сознания: рационального, мифологического и аполитичного. По итогам исследования было получено следующее распределение: рациональное сознание присуще 25% опрошенных, мифологическое – 55%, аполитичное – 20%. Другими словами, для более чем половины респондентов характерно мифологическое восприятие действительности. Именно фольклорность мышления российских избирателей и идеологическая сумятица в головах некоммунистической части электората позволили кремлёвским пиарщикам «раскрутить» имидж Путина за рекордно короткие сроки. Кинуть камень в «народного героя» никто не смел, а его поддержка «партии власти» значила очень многое.

На волне борьбы с террористами, которые посмели взрывать дома в Москве и Буйнакске, на новом витке чеченской войны (после вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана) победа Путина на выборах удивления не вызывала.
Но это была виртуальная победа.

Виртуальное пространство характеризуется тем, что создаётся искусственно.
Законы этого пространства задаёт программист. Когда человек попадает в это условное пространство, он вынужден принять существующие в нём правила игры. Определённая свобода выбора у него всё же имеется. Освоив правила игры, он может в какой-то степени управлять ситуацией. Но программист расставляет массу всевозможных ловушек, в которые игрок нет-нет да и попадается. К тому же программист может менять правила игры по ходу действия.

Таким образом, свобода выбора и действия, иллюзия которых создаётся у игрока, на самом деле практически отсутствуют. Зато у игрока создается ощущение, что он всё решает сам, хотя его поведение уже давно запрограммировано. Програмист-манипулятор достигает своих целей, а игрок думает, что достиг своих. Примерно так выглядит модель манипулирования людьми в виртуальном пространстве.

Путин давал интервью только лояльным и приближенным журналистам. Он не вступал в открытые дискуссии с другими кандидатами, заявляя, что ему некогда заниматься саморекламой.
Отсутствие прямого диалога между основными конкурентами является весьма красноречивым свидетельством «виртуальности» избирательной кампании. В развитых демократиях кандидаты познаются в сравнении, в очных дебатах.
У нас кандидат «от власти» ставит себя заблаговременно выше подобных процедур.

В нормальной ситуации дебаты должны вестись между двумя основными претендентами. Очный поединок кандидатов должен продемонстрировать избирателям, кто больше достоин их благосклонности. Но программистам виртуальной игры не нужны неожиданности. Весь процесс им надо держать под контролем. Тогда они достигают успеха. Хотя, по идее, контроль должно осуществлять общество. Но наши доморощенные манипуляторы убеждены, что общество ещё не доросло до их уровня и поэтому людей надо обманывать для их же блага. Такова философия российских Макиавелли.

Результатом подобной установки стала полная профанация самой идеи выборов. Политики (как от «партии власти», так и от оппозиции) дают интервью только «своим» СМИ, дебаты ведутся только между аутсайдерами гонки, имидж кандидата создается не на основе его реальных достоинств, а на базе созданной имиджмейкерами «наполеоновской легенды».

Как правило, среди претендентов всех уровней выборов можно выделить три основные группы:

1. «политические тяжеловесы»;

2. лохи;

3. подставные.

Наибольшую опасность представляют именно первые.
За ними стоят реальные деньги и поддержка властных структур. Очень часто это не группа, а единственный кандидат.

Именно в этой группе происходит основная борьба за власть. Причем это незримая борьба. За выборный пост состязаются финансово-промышленные кланы и организованные преступные группировки. Задолго до окончания предвыборной борьбы её исход будет предрешен закулисным соглашением основных заинтересованных сторон… Лох – это романтик, идеалист, он свято верит в справедливость предвыборной борьбы. Лох может быть сильнейшим среди всех кандидатов в глазах избирателей. Но игра уже сыграна за его спиной и его удел – «неожиданное поражение с небольшим отрывом».
И выборы превращаются в соревнования «легенд»…

Принципиальные выводы:

Во-первых, мнение большинства ещё не есть воля большинства. Классическая теория демократии строится на том, что должна реализовываться именно воля большинства. Но ещё Й. Шумпетер в 40-50 годах констатировал, что воля эта зачастую оказывается сфабрикованной. И если западным демократиям все же удалось найти противовесы манипуляциям, то России до этого еще далеко.

Во-вторых, одержимость рейтингами свидетельствует о том, что у наших политиков нет отлаженных каналов обратной связи со своими избирателями. В условиях так и не сложившейся партийной системы, общей политической нестабильности, рейтинги как бы заполняют собой этот вакуум. Другими словами, повальное увлечение рейтингами свидетельствует о слабости и хрупкости существующей политической системы, о том, что российские политики «страшно далеки от народа».

В-третьих, рейтинг превратился в единственное мерило значимости политика, что, конечно же, неверно. Это произошло вследствие подмены реальных политических шагов и решений их имитацией.

В-четвертых, ориентация на рейтинг превратила всех ведущих политиков в законченных популистов. Границы между правыми, левыми и центристами стёрлись окончательно – они все говорят одно и то же, потому как знают, что хотят слышать от них избиратели.
Идеология у них одна – популизм.

P.-S. Путин выиграл предвыборную кампанию 2000-го года после взрывов в Москве и Буйнакске. Не является ли теракт в Домодедово сигналом к началу очередных выборов?

С тем, что думают по этому поводу сами жители России, вы можете ознакомиться здесь: http://www.berkem.ru/chistanapomnit-osobo-goluboglazym/





Рейтинг работы: 69
Количество рецензий: 7
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 924
© 25.01.2011 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2011-279748

Метки: Манипуляция, выборы, политтехнологии, пропаганда, реклама,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


нет       18.11.2012   16:21:47
Отзыв:   положительный
В 2000-м году зашел в книжный магазин. Смотрю, на полке стоит книга "Манипуляция сознанием". Поскольку психологией интересовался, решил посмотреть. Полистал 5 минут и не смог расстаться с этой книгой. Периодически перечитываю ее. Автор - Сергей Георгиевич Кара-Мурза. Там все эти фокусы с оболваниваем описаны с академической точностью и последовательностью. На каждый прием манипуляции отдано по несколько листов. А всего там около 700 страниц мелким шрифтом. Это одна из самых умных книг в наше время. Есть и еще ряд книг, написанный им же. Например - "Потерянный разум".
Бобровский
Сергей Павлухин       20.11.2012   12:57:47

Книги Сергея Кара-Мурзы читал. "Манипуляция сознанием" и сейчас в моей личной библиотеке. А вот "Потерянный разум" мимо проскочил (даже не помню, чтобы это название слышал).
Ну да, никто не может объять необъятное...
серёга наумов       06.11.2012   22:39:41
Отзыв:   положительный
Для российских СМИ характерен выраженный катастрофизм...

И это понятно - людей пугают, чтобы легче было манипулировать...

На выборы не хожу ещё с перестроечных времён - не жду от них ничего хорошего...
Сергей Павлухин       07.11.2012   01:22:22

Продажность российских чиновников ужасает.
Создаётся впечатление, что уже третье десятилетие страну спешно распродают "на корню" зарубежным инвесторам.
Для примера: http://vgil.livejournal.com/3401287.html


Владимир Рубцов       06.11.2012   18:50:15
Отзыв:   положительный
Я уже много лет как не хожу на выборы. Именно потому, что сопоставив все за и против, пришел к выводу, что всё равно победит тот, кто ... заранее запланирован победить, а голосовать - это профанация ... понимаешь что с тобой играют как с болваном, так ещё своим участием и подыгрываешь "игрокам". А так хоть какая то польза - ноги свои пожалеешь, если не пойдёшь голосовать. А если пойдёшь, то результат всё равно будет "нужный", в не зависимости "за" проголосуешь или "против", только нагрузка на ноги лишняя, да ещё и испытаешь отрицательные эмоции - ощутишь что с тобой играются. Увы, но власть на выборах не приобретают - её берут силой, а взявши любыми путями удерживают, пока кто-либо другой не отберёт ... и тоже силой, либо обманом. Других путей прихода к власти в нашем мире я пока не наблюдал (пишут об этом многое и разное, но выводы я делаю только на том, что сам наблюдал).
P.S.
Статья понравилась!
Сергей Павлухин       06.11.2012   21:40:21

Вот и я стал игнорировать все избирательные компании (кроме одной - выборов президента). Не хочу сам себя укорять, что не сделал всего, что могло от меня зависеть...
Хотя давно уже понял, что ни фига от меня не зависит. Трудно расставаться с иллюзиями, увы.


Владимир Рубцов       06.11.2012   22:26:26

Это было бы очень смешно (я об оленях), если бы не было так грустно! С улыбкой, Владимир.
Дмитрий Лавров       23.02.2011   12:13:22
Отзыв:   положительный
Всё так. беда в том, что за время столь ругаемого "дерьмократами" тоталитарного режима народ напрочь отучили от реальной политической борьбы за свои права. И учить этому новая власть и фактические правители - олигархи - НЕ СОБИРАЮТСЯ: это ОПАСНО для них. Отсюда общая пассивность, старая надежда на "доброго царя", неумение разобраться в том, кто есть ху, а кто - сравнительно приличный политик.
У меня на странице есть эссе по разным вопросам нашей внутренней жизни и общеполитические обзоры. Возможно, что-то из этого будет Вам интересно.
С уважением, Д. Лавров
Сергей Павлухин       23.02.2011   23:39:42

Сейчас работаю над интересной книгой "Капиталистический реализм". Она вышла тиражом в триста(!) экземпляров. Очень любопытные мысли там попадаются.
Надеюсь, что в ближайшее время поставлю в Интернет. Тогда специально вас оповещу, Дмитрий, так как думаю, что вам многое тоже покажется заслуживающим внимания.


Николай Лемкин       29.01.2011   13:58:12
Отзыв:   положительный
жутковато по большому счёту...
А написано крепко!
Сергей Павлухин       29.01.2011   14:18:03

Технологии-то давно известны.
Я уже несколько раз писал об этом:
1. "Люди-Зомби. Они среди нас". - https://www.chitalnya.ru/work/30844/
2. "УСТРАШАЮЩАЯ И УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" - https://www.chitalnya.ru/work/49892/
3. «МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ» - https://www.chitalnya.ru/work/74132/
Доцент       29.01.2011   02:35:08
Отзыв:   положительный
Отлично написано! Тоже хотел бы посоветовать ознакомиться: https://www.chitalnya.ru/work/281744/
Сергей Павлухин       29.01.2011   14:20:26

Благодарю вас за отзыв. Обязательно ознакомлюсь с рекомендованным текстом уже сегодня.

Сeргей Медвeдeв       28.01.2011   23:35:06
Отзыв:   положительный
Все бы так, но есть поправка: с 1991 года никто ни разу выборов не выигрывал - "правильно подсчитали".
"Суд времени" показал, как население относится к идеологии властей - по разным вопросам "поддержка" их составляет от 5 до 10%. Не зря передачу прикрыли...
Сергей Павлухин       29.01.2011   14:11:39

Вот я и попытался в самом механизме разобраться - как эти хитрые мужички с "диЭтическими" яйцами умудряются десятилетиями обворовывать великую страну, сохраняя внешний лоск и поддержку от не самых умных избирателей?
Ответ неутешительный...
Большая часть народа молчит, и молча смотрит на происходящее.


















1