Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Смерть литературы


Мировая литература умерла. Нет, ее никто не убивал специально. Она умерла за ненадобностью.

Такие мысли пришли мне в голову, когда на днях ко мне обратилась девушка из средней школы с просьбой проконсультировать ее перед экзаменом по литературе.

-Какие у вас проблемы? – спросил я.
-Да вот, учительница сказала, что в сочинении обязательно надо опираться на какое-нибудь литературное произведение.
-Русской или мировой литературы?
-Учительница сказала, что без разницы.
-И какое вы выбрали?
-«Пиковую даму» Пушкина?
-Что ж, выбор хороший. Но я так и не понял, какие у вас проблемы.
-Я прочитала и ничего не поняла.
-А что сказала учительница?
-Она сказала, что, если не поняла, надо прочитать еще раз.
-Ну, и...
-Я прочитала и опять ничего не поняла. Объясните, если можете.
-Могу. Но вы хоть понимаете, что эта повесть Пушкина – насквозь антибуржуазна?
-Вот как?!! Никогда бы не подумала!

Девушка – ученица неглупая и старательная, искренне недоумевала. Пришлось объяснить ей, что в повести Пушкин изобразил нового для своего времени героя - человека капиталистической формации. Сделав своего героя немцем и дав имя Германн, Пушкин прозрачно намекнул, откуда ветер дует.

-Чтобы понять идею повести лучше, - объяснял я, - надо четко сознавать, на каком фоне появилась повесть Пушкина. Этот фон - романтизм. Что вы знаете о романтизме?
-Немножко знаю, - ответила девушка. – Культ чувств и все такое...
-Ага. Но ведь самое главное чувство – любовь. Между романтическими героями обязательно есть любовь, которая проявляется порой весьма бурно. Обычная ситуация в романтическом произведении: есть молодые люди, он и она, между ними вспыхивает чувство, но возникают препятствия, которые молодые люди преодолевают в стремлении обрести друг друга. Вы согласны?

Девушка согласилась.

-А что мы видим в повести Пушкина? Герой мечтает узнать тайну трех карт, которая принесет ему выигрыш в карты и вожделенное богатство, так? Что он делает для достижения своей цели? Он влюбляет в себя девушку-воспитанницу графини, знающей тайну трех карт, добивается любовного свидания, а когда девушка ночью отпирает ему дверь, то наш герой направляется куда?
-В спальню к старухе...
-Вы представляете, какой диссонанс пережила читающая публика?!! По всем канонам, герой должен был направиться в спальню к девушке, где между ними должно было состоятся... ну, вы сами понимаете – что...
-Да, понимаю.
-Вместо этого герой идет в спальню графини, где несколько часов ожидает возвращения старухи. Это в то время, как неподалеку в своей спальне его ожидает юная и красивая девушка (юные – они все красивые)... Вы можете представить такую ситуацию?
-Нет.
-А герой Пушкина – может. Теперь давайте подумаем, почему он может? Хочу отметить два момента. Первое – деньги для него важнее любви. И второе – человек для него не цель, а средство. Лиза для него – лишь способ попасть в спальню старой графини, и не больше того. Вряд ли его когда-либо заинтересует ее дальнейшая судьба...
-Мне все понятно, - сказала девушка. – Но, знаете, я, скорее всего не буду писать сочинение по «Пиковой даме». Как-то оно не ко времени... против капитализма, словом.
-Хорошо, а чем бы вы могли заменить?
-А что если взять Гоголя, «Мертвые души»?
-Вы хотите в сочинении рассматривать тему, когда человек делает деньги из воздуха, скупая – заметьте: не реальных крестьян, которых надо еще где-то расселить, чем-то занять, как-то кормить, - нет, он покупает всего лишь бумаги на них, чтобы затем заложить в банк и сделать на этом капитал?.. Вы понимаете, что Гоголь описывает чистую спекуляцию на фондовом рынке, какого тогда еще и в помине не было? А теперь это заурядное дело – делать деньги из ничего, из воздуха...
-Да, понимаю, «Мертвые души» не подходят... не нужна в сочинении критика капитализма. А что если взять Чехова? «Даму с собачкой», например... Правда, учительница не рекомендовала этот рассказ, говорит, что он уже затрепан в сочинениях до предела.
-Хорошо, а рассказ «Моя жизнь» вы читали?
-Читала, но давно и уже плохо помню.
-Это рассказ о том, как человек пошел на добровольный дауншифтинг и что из этого вышло. Вы знаете, что такое дауншифтинг?
-Да, это когда человек теряет свой социальный статус и добровольно опускается вниз по социальной лестнице.
-Вот-вот. Герой повести – Мисаил происходит из уважаемой семьи, его отец – городской архитектор. А он, помаявшись без дела на разных уважаемых работах, внезапно решает стать простым маляром. Странный человек! Думаю, этот рассказ также не очень вписывается в рынок.
-Ну, а вот Шекспир, например: и жил давно, так что у него вряд ли будет что-то про капитализм, и мировой классик к тому же... Я «Гамлета» недавно читала.
-Очень хорошо. Понравилось?
-Понравилось, но не могу понять – почему.

И мы решили сосредоточиться на «Гамлете».

2013





Рейтинг работы: 70
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 98
© 27.04.2020 Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2020-2793045

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Владимир Ворсобин       27.06.2020   15:10:14
Отзыв:   положительный
Бедная девочка, для нее
самое интересное в нормальной жизни
и в литературе все "умерло", как и для
школы тоже!
Значит, бедные наши дети и внуки...
Ведь выкидывали их школьной программы
Красную шапочку за волчий экстремизм
и многое чего еще..
Однако, разбираться надо не с литературой,
а тремя этажами выше...
У меня есть песня на эту тему,
"Литературный спецназ!"
Могу дать ссылку при случае.
С уважением и теплом
Роберт Иванов       27.06.2020   16:43:16

Ссылку давайте.
Валерий Леви       29.05.2020   12:12:35
Отзыв:   положительный
Девушка не совсем потеряна для литературы.
))
Одну мисс Красоты спросили - Кто написал Полонез Огинского?
Она честно призналась - что плохо знает авторов классической музыки.
))
Интересно написано.
Спасибо.
Юрий Алексеенко       29.05.2020   08:46:03
Отзыв:   положительный
Да ну... умерла. Скажете тоже... Девочки из средней школы, которые пришли к репетитору - это ещё не показатель. Вспоминаю своё время. Помню, как учителя вели урок литературы в школе. Три минуты о своеобразии сюжета литературного произведения, пять - о композиции и две - о главных героях... Причём лекция учителя шла под шумок задних парт. Естественно, выходили мы из класса не поняв того, что учитель хотел сказать. Из всего сказанного нам запоминались лишь только названия произведения. Да, кстати, помогали нам экранизации, увиденные с телевизоров.
А вы не задавали себе вопрос, почему выпускник гимназии времён Чехова мог свободно говорить на трёх иностранных языках, а наша средняя даже немецкому не могла как следует научить. То же самое по литературе. Гимназист знал более сотни стихотворений наизусть, а вы попросите почитать стихи выпускника школы 1985 года... результат будет налицо. Так что знание литературы - можно вычислить после того, как средние школы как следует возьмутся за преподавание ученических предметов.
Роберт Иванов       29.05.2020   09:09:31

Спасибо за положительный отзыв, ув. Алексеенко, но боюсь, что вы слишком прямолинейно поняли данный текст. Ситуация в нем вымышленная, хотя собрана из кусочков реальности. Так что там есть ещё пара слоёв, которые Вы не уловили.
Галина Уварова       29.05.2020   06:38:06
Отзыв:   положительный
Очень интересно вместе с Вами рассуждать о мировой литературе и не согласиться с утверждением, что литература умерла.
Спасибо, Роберт!
Рекомендую в редакторский анонс. Надеюсь, среди авторов Избы-Читальни у меня найдутся единомышленники.
Роберт Иванов       29.05.2020   09:04:54

Благодарю! Текст был мной написан в 2013 году и забыт. Я нашёл его случайно в компьютере. Решил опубликовать его здесь, на сайте ИЧ, в качестве пробного шара. То есть это немножко провокация. Провокация на разговор, разумеется.
михаил кедровский       28.05.2020   18:02:25
Отзыв:   положительный
Хорошо Вы пишете. Думаю, правда, что мировая литература уже не раз умирала, о чем Вам известно не хуже меня. Да и в тексте необязательно об этом упоминать, поскольку на сегодняшний момент точно умерла. Всех благ!
Роберт Иванов       28.05.2020   18:35:52

Спасибо! Я стараюсь.
















1