Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Александр Александров: ИСКУССТВО


­­Данная миниатюра выставляется на обсуждение в Клубе Литераторов и Критиков
В обсуждении МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ
Свои мнения, сомнения, пожелания оставляйте в комментариях к этому посту.
Предметом обсуждения является содержание миниатюры,насколько полно реализован
Авторский замысел, интересно ли его художественное воплощение.
Стилистика и грамматика не являются важным предметом обсуждения,
но все рекомендации будут учтены.

Важный вопрос - рекомендуете ли вы этот материал к Публикации
в АЛЬМАНАХЕ КЛиК  (Золотой Фонд Избы-Читальни 2020)
или нет?
И почему?

Также вы можете представить свои или понравившиеся вам чужие авторские произведения
(ВНИМАНИЕ: принимается только проза!) для рассмотрения в КЛиК
условия публикации можно выяснить через личную почту КЛиК.



КЛиК представляет:

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ


Александр Александров – псевдоним.

Сорок шесть лет вполне обычной жизни. Школа, университет, школа – теперь, как место работы.
Учитель истории в маленькой сельской школе. Уже двадцать три года. Живу в Иркутской области.
Семья, дети. Все есть, как у всех. Литературными опытами занялся сравнительно недавно – лет пятнадцать.
Славы на этом поприще пока не снискал. Но, душой кривить не стану, хотел бы.
В девяностые годы, будучи юным, полностью поддерживал все перемены, происходившие в стране.
Даже состоял в партии Единая Россия. Пришел в чувство, только в последние годы, политические взгляды заметно полевели.
И чем ближе знакомлюсь с теорией, тем тверже становится убеждение, капитализм – причина всех бед.
Перед истинным искусством преклоняюсь.
Будь то живопись, музыка, литература или что-то другое - не важно.
Девиз по жизни: Dum spíro, spéro (с лат. — «пока дышу, надеюсь»).



ИСКУССТВО



Один мой старый приятель недавно удивил монологомо рок музыке.

«…Рок – это боль, – говорил он, - вырванная из жизни, развернутая как знамя и…
приумноженная зачастую до карикатуры.
В обычной жизни простой человек, тем более мужчина, столько страданий не встречает.
Каждый день - нет.

Хотя, наверное,бывают исключения.
И вот живешь - семья, работа, быт - нет страданий. Или носят они скоротечный характер.
Быстро забываются за текучкой.
Много ли нам попадается людей на грани нервного срыва? Или«ушедших в пике», как говорится?
Я и припомнить не могу, так это редко бывает.

Такможет нам и не хватает боли, эмоций и всевозможныхострых ощущений?
Да конечно, сплошной дефицит. Привычное кругом. Не радует и не огорчает.
Апопулярная музыка с лихвой компенсирует.
Там-то, только послушайте – одни страсти. Да на таком надрыве - край бездны!

Герои песен погружаются в пучину вечных и неизбывных страданий,
отвергают окружающий мир или вовсе погибают.
Их жизнь мучительна.И каждый жест, каждый звук имеет значение – тайное, гибельное.
И даже когда текст говорит о делах рутинных, музыкальный ряд не даст нам обмануться – дело не чисто.
Подвох рядом. Тревожные или даже катастрофичные нотки не солгут.
Нет выхода.

И постоянно нужно все и всех куда-то посылать (подальше, конечно).
Махать на все рукой! Плевать! И противопоставлять себя.
А как же?
Я вот, такой. А мир гадкий, потому что меня обидел.
Чем?
Ведь это музыка молодых. «У вас, ребята, вся жизнь впереди!» - хочется крикнуть.
«Да,впереди, – скажут, – но что нас там ждет? Предательство, разочарования, боль и вечный нервный срыв.
Стресс называется».

И они получат все это вместо счастья.
Потому что мысли, говорят, материальны…»

Приятель умолк, но не очень хотелось спешить с ним соглашаться.
Потому что мне вдруг вспомнилось иное.

…Пасмурный день уже сменился прохладным летним вечером.
Длинные тени деревьев черными корявыми ручищами потянулись к людям.
Свет испускает дух, наполняя воздух холодным дыханием смерти.
Опушка леса стала единственной стеной нашего неуютного ночлега. Крышей –
быстро наливающийся черным небосвод.
А остальное достроит ночь из бесконечной непроглядной тьмы.
Край большого поля нехотя тает во мраке, скрывая страшные, уродливые следы случившегося.
Зелень листьев и трав жадно насыщается темным, чернеет. Мир разъедают жуткие зияния и пустоты.
И только свет костров то тут, то там выхватывает из небытия редкие очаги жизни.
Висит гнетущая тишина, изредка нарушаемая резкими гортанными выкриками.
Стонов уже не слышно.

У огня сидят и полулежат мужчины. Они почти не говорят. Я один из них.
Готовится скудный ужин.
Оружие на коленях. Рука еще подрагивает от напряжения дня, нервно поглаживает рукоять меча.
Но усталость уже гонит лихорадку прочь.
«Это была великая битва», - скажут потомки.
Мы же опустошенно смотрим перед собой, мучительно силясь понять, чем так угодили богам
, что они отвели в сторону весь этот металл, стремившийся разорвать наши тела.
Толчея. Отовсюду грозит острая сталь, тычет, летит, падает, норовя зацепить живое. И кровь…
Ее много.
И она не яркая, какой кажется обычно, а черная. Капли, падая на землю, мгновенно становятся ее частью.
А может нет? Не знаю. Я видел только темно-красное. Оно было всюду.
Мы живы?
Наверное. Но это будет завтра. А сейчас только пустота и усталость…

Голос Виктора Цоя уходит.
Сменяется нарастающим шумом, звуками огромного города
или «белым шумом» в голове теряющего сознание человека?

Я с удивлением оглядываюсь.
Рука покоится на колене, меча нет. Сижу на удобном диване,
и яркий электрический свет радостно наполняет уютный и мирный наш дом.
В висках стучит вопрос: что это?
Ответ рождается сам.

Это искусство.





Ссылка на страничку произведения автора:
https://www.chitalnya.ru/work/2781114/


Свободное обсуждение для всех желающих (в комментариях к этому посту)






Рейтинг работы: 35
Количество отзывов: 5
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 149
© 15.04.2020г. КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2020-2782506

Метки: КЛиК, Альманах, Критика,
Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Михаил Назарычев       04.05.2020   21:38:28
Отзыв:   положительный
Коротко пишу... Не погружаясь в доскональный анализ рассказа... Без оценки некоторых чисто технических качеств текста... Основной смысл рассказа, особенности восприятия произведения: О восприятии музыки, её влиянии на психоэмоциональное состояние человека... В рассказе обсуждаются только два направления: рок-музыки и популярная? Они противопоставляются?
Понятно, что есть сложившаяся система оценки произведений у ЛГ. Можно ли с ней спорить? Будет ли уместным повторение известного, что "сила" воздействия внешняя (различных видов искусства) определяется "подготовленностью" зрителя, слушателя к определённому, уже освоенному изобразительному языку произведений... Я последнее время слушаю много песен на стихи коллег портала... могу сказать что у некоторых, возможно, имеется шаблонность восприятия, понимание какая должна быть музыка, чтобы увлечь ... Но вот стоит, например, услышать хорошо поставленный голос, необычный тембр, выводящий безошибочно мелодию...и даже аккомпанемент... уходит на второй план... таков голос творца... Искренность, эпатаж, эмоциональная наполненность текста и т.д.? Что привлекает, что главное? Не знаю ошибка ли это или сознательный выбор, можно ли помыслить, что указанный музыкант в рассказе...исполнители... плохи? Что они не увлекают...
Литература (этот рассказ) должны ответить на вопрос почему, то или иное произведение не увлекает?... Музыка... На самом деле рассказ, не о музыкальном искусстве, а об иллюзии бытия... она "реальная", но можно ли говорить, что иллюзия ЛГ ярче конкретного, литературного текста... потому, что писать о музыке вероятнее сложнее чем её сочинять. Заявить об иллюзии бытия легче чем нарисовать её портрет палитрой иногда "трёх аккордовой" партитуры, полифонией рок музыкантов гр."Кино"?Но и это не важно для понимания основного для меня в рассказе... культурологический, временной фон "подавляет" ЛГ, настраивает слушателя на ожидаемый результат... как театр начинается с вешалки так и успех (искусство?), в современном понимании, начинается с рекламы, создания мифов, "рыхления" почвы стереотипов, для посадки нового зерна, иногда более плодовитого, генномодифицированного... Анализ успеха восприятия музыки мне кажется должен искаться именно в этом направлении... при прочих "равных" профессиональных качествах исполнителей и музыкального контента... Можно ли посоветовать, как улучшить рассказ... вероятно...
Но можно ли изменить иллюзию бытия слушателей музыки... нет... разве, что посадить рядом с каждым виртуального рассказчика типа Ираклия Андроников или Михаила Казиника и пр. перед моментами погружения в катарсис, спровоцированного иллюзиями самоосознания "Нирваны"...:-) Главная мысль произведения понятна. Есть размышления... порождающие ассоциации и ответный голос, не музыкальный... критический...
В заключении скажу, что есть хороший способ улучшить восприятие, например, тяжелого рока... это "повернуть" на максимум ручку громкости... Говорят, у нескольких десятков процентов населения есть особенности слухового аппарата и нервной системы... Низкочастотные колебания вызывают появления "эндорфинов"- «гормонов радости», но с определенного уровня ДБ... не у всех есть такие возможности, биологические качества, проявляется этот эффект, вызывающий мощное дополнение к воздействию музыкального искусства... :-)
Ольга Александрова       16.04.2020   18:42:20
Отзыв:   положительный
Я три раза перечитала миниатюру моего однофамильца под названием "Искусство", пытаясь как следует вникнуть в её содержание, понять замысел автора, его мысли, его посылы и выводы. Сразу признаюсь, что несмотря на то, что я очень люблю музыку, с рок-музыкой мне до сих пор вплотную сталкиваться не приходилось. А в миниатюре речь идёт именно о ней, о её воздействии на слушетелей, об эмоциях, которые она в них вызывает. Но только ли об этом? Ведь может быть это только фон? Я снова начала вчитываться в слова, произнесённые другом рассказчика. Вероятно автор не просто так подробно познакомил нас с его монологом. Так о чём он говорит? О боли, о страданиях, об острых ощущениях, которых ему в его будничной жизни не хватает. Сразу вспомнилось одно высказывание, которое не раз приходилось слышать в Европе: "Русские любят страдать!" Похоже, что и друг автора тоже. Или он просто устал от однообразия жизни, от её "рутины..., быта..., текучки"? Ему стало скучно, тоскливо без сильных страстей и "нервных срывов", без взлётов и падений, без риска и снова "без неизбывных страданий". Это понятие упоминается уже в третий раз. Но почему же ему так хочется этих страданий? Может быть, чтобы почувствовать, что он ещё жив, что ещё не окаменел от вечного и привычного повторения, от того, что завтра будет то же, что вчера и от того, когда ничто "и не радует, и не огорчает". И это только сейчас. Но ведь и впереди его тоже ждёт "предательство и разочарования", и опять боль, и опять "нервный срыв"... Вот о чём поведал автору его друг. А что же он? Согласен ли он со всем этим? Похоже, что нет.
Он задумывается над своим ответом. И ему на память приходит песня в исполнении Виктора Цоя. Он целиком поглощён её содержанием. Речь в ней идёт о боевых парнях, обветренных, суровых, бойцах, отдыхающих между боями. Совсем ещё недавно, может быть всего лишь несколько часов назад, они смотрели в лицо смерти, и им даже трудно поверить в то, что после такого страшного боя они каким-то чудом остались живы. Это они живут "на грани срыва", это их товарищи постоянно "уходят в пике", это их окружают страдания и боль. У них есть всё то, чего так не хватает другу автора. И ведь сам он тоже находится там, рядом с ними... И что же? Песня заканчивается, автор возвращается к повседневной действительности. И ему показалось таким радостным это возвращение в его "уютный мирный дом", к его привычной жизни, к свету, теплу и "мягкому дивану". Но какой же напрашивается вывод? Каков его ответ? Читаю: "Ответ рождается сам. Это искусство". Надо сказать, что ответ сильный и как бы логичный. "Искусство - это страшная сила!" - напомните мне пожалуйста, кто это сказал? Или речь там шла о красоте? Но я отнюдь не иронизирую. Сколько раз сама на концертах классической музыки забывала обо всём на свете - и о боли, и о страданиях, и о монотонных буднях, и была на вершине блаженства, на пике счастья... Но здесь другое. Ведь другу автора как раз через искусство хотелось почувствовать боль и ощутить страдания. По мнению автора и это тоже можно найти в искусстве. Несомненно. Я тоже с этим согласна. В этом ли и заключается замысел автора? Или в том, что он предлагает читателям задуматься об их жизни? О её смысле, ценностях, приоритетах, о её цели? Ну конечно же! И я в этот самый момент тоже занимаюсь этим - размышляю о жизни. Спасибо автору.
Михаил Ярославцев       16.04.2020   08:15:57
Отзыв:   положительный
Вывод для меня несколько неожиданный.
Почему-то увиделась привязка именно к Цою (творчества которого являюсь большим поклонником, если что).

Мне все-таки представляется, что понятие искусства не имеет жесткой привязки к жанру. Да, массовому искусству зачастую не хватает глубины, оно часто рассчитано на весьма непритязательную публику, но и в нём попадаются жемчужины.

Моя дочь (пятнадцати лет) слушает свою музыку, современную её поколению. И тем не менее, даже я, выросший на "Битлз" и "Нирване", "Аквариуме" и "Кино", нахожу в её музыке и достойные тексты, и оригинальные мелодии, и берущие за душу сочетания первого и второго.
Марина Миртаева       15.04.2020   21:18:18
Отзыв:   положительный
Варвара прекрасный отзыв произведению оставила, да и на ТМ сказали много )))
Поэтому я похвалю идею нашего КЛиКа - выставлять на ТМ прозу!
Доброго пути этому начинанию!
Варвара Любопытная       15.04.2020   15:52:33
Отзыв:   положительный
Когда речь заходит о каком-либо направлении в искусстве важно почувствовать степень его воздействия на читателя, зрителя, слушателя, прежде всего, - в эмоциональном плане и далее, как следствие, – в интеллектуальном.
Для обсуждения и оценки представлена миниатюра »Искусство», в которой давние приятели делятся размышлениями о рок музыке. Мужской монолог сводится к пониманию глубины той растревоженности души, которую вызывают образные картины, всплывающие в сознании. Громкое звучание, рубленные, резкие фразы текста, харизма и высшая степень самоотдачи исполнителя, музыкантов… исходя из этого, вся сложная композиция рассказа построена на контрасте: сначала – монолог приятеля, далее – присутствие автора, который рассуждает о сущностном, рисуя метафоричные образы, и, наконец, заключительная часть – возвращение в реальность.
Центральный вопрос: «Так может нам и не хватает боли, эмоций и всевозможных острых ощущений?» поставлен не для полемики. Ответ уже существует: «Да конечно, сплошной дефицит. Привычное кругом. Не радует и не огорчает. А популярная музыка с лихвой компенсирует. Там-то, только послушайте – одни страсти. Да на таком надрыве – край бездны!» Размышляя над словами героя, мне приходит другая мысль о том, что рок-музыка, как правило, настолько исполнена энергии, что в какой-то момент начинает обретать силу уравновешенности, она не даёт перешагнуть за тот самый край бездны, не позволяет накопившейся агрессии губительно влиять до степени разрушения личности, страдать от болезненного восприятия несчастья, несправедливости, нелюбви… Кроме того, слушая рок-музыку, человек погружается в состояние сопричастности, ощущает попадание на одну волну с рок-музыкантами и поэтому не чувствует себя одиноким, уязвимым, непонятым…
«Ведь это музыка молодых. «У вас, ребята, вся жизнь впереди!» - хочется крикнуть. «Да, впереди, – скажут, – но что нас там ждет? Предательство, разочарования, боль и вечный нервный срыв. Стресс называется». Произойдёт ли катарсис? Через те же предательство, боль и нервный срыв… Любая война внутри себя тоже заканчивается миром.

Затронутая тема актуальна и для тех, кто задаётся вопросом о причинах столь продолжительной жизни песен Цоя. Энергетика слов и музыки распространяется во времени. В этой миниатюре действительно слышится призывный голос певца, но ценность её заключается не столько в эмоциональном восприятии, сколько в смыслах, которые рождает сознание и тогда звучит лаконичный ответ на главный вопрос: «Что это? » Это искусство.
Студент       15.04.2020   17:27:19

Извините, что реагирую на Ваш отзыв. По моему убеждению - рок-музыка разрушает сознание, поскольку в ней отсутствует гармония. Или же, можно выразиться иначе - гармоники рок-музыки, несущие в себе определённые звуковые колебания, присущая рок-музыке энергетика, оказывают негативное влияние на работу сознания.
Варвара Любопытная       15.04.2020   18:18:50

Ключевое словосочетание - "по моему убеждению"... Каждый может иметь своё мнение. Я думаю, что часть молодёжи в определённый жизненный период "прошла испытание" рок-музыкой и осталась, тем не менее, со здоровой психикой... Для кого-то Виктор Цой до сих пор - идол и занимает лидерские позиции в рейтинге рок-музыкантов. Если прийти на концерт, подогретым алкоголем или иными стимуляторами, то это окажет как раз то негативное влияние на сознание, о котором Вы говорите...
Студент       15.04.2020   19:58:49

Для объективности, можно поинтересоваться мнением медицинских специалистов. ) Мне приходилось читать такие материалы, негативно оценивающие влияние подобной музыки. Случалось и наблюдать такое влияние. ) Наверное, я отклонился от обсуждения темы. Автор будет недоволен. ) Миль пардон.
Лев Полыковский       16.04.2020   00:47:52

Я скорее соглашусь со Студентом . Виктор Цой никогда не был близким мне по духу певцом. Но я знаю одну витебскую поэтессу, которая от него в восторге. Это Лидия Шишко. И вообще рок - это не моё. Вот ей я могу предложить этот рассказ. Я его честно прочитал и не понял . Мысли просачивались сквозь фибры моей души не производя впечатления.
Студент       16.04.2020   08:34:21

Уточню, я выразил свой отношение к рок-музыке, но не к обсуждаемому произведению. ) Тема произведения безусловно актуальна, форма подачи интересна. Замечания по тексту я высказал ранее. )









1