
2020 год богат
событиями и юбилеями. Одним из больших
юбилеев этого года является и 250-летие
со дня рождения великого композитора
Людвига ван Бетховена. На Западе даже
в связи с этим весь 2020 год объявлен годом
Бетховена. Я живу уже несколько лет в
Австрии, с которой этот гениальный
человек был тесно связан. И просто не
могу не откликнуться на эту знаменательную
дату. Конечно Бетховен известен и любим
во всём мире, в том числе и в России, нет
ни одного классического русского
музыканта, который не исполнял бы его
произведения. Но мне хотелось найти
что-нибудь, что кроме всенародной любви
к его музыке соединяло бы его с нашей
Родиной. И после недолгих поисков я
набрела на интересные факты, связанные
с одним русским аристократом, который
долгие годы находился в дружеской
переписке с Бетховеным, был его меценатом,
покровителем и для которого тот даже
специально сочинил несколько своих
произведений, посвятив их ему. Речь идёт
о князе Николае Борисовиче Голицыне -
выходце из самого многочисленного
княжеского рода России. Нужно отметить,
что князья Голицыны на протяжении
нескольких веков занимали видное место
в истории нашей страны. Из этого старинного
рода происходило множество бояр,
фельдмаршалов, генерал-губернаторов,
полководцев, учёных, писателей, художников,
композиторов, канцлеров, министров,
сенаторов, дипломатов и других знатнейших
чинов. Василий Васильевич Голицын
(1572-1619) даже был претендентом на российский
трон.

Отец Николая
Борисовича, Борис Андреевич Голицын
(1766-1822) в звании генерал-лейтенанта
прославился на полях сражений Отечественной
войны 1812 года. А ещё с одним героем этой
войны, Алексеем Петровичем Ермоловым,
Николай Голицын в 1825-26 гг. нёс военную
службу в звании майора в особом корпусе
русских войск на Кавказе, которым
А.П.Ермолов тогда командовал, являясь
также генерал-губернатором Закавказья.
Но в историю этот представитель славного
княжеского рода вошёл прежде всего как
покровитель и друг Людвига ван Бетховена,
который очень много сделал для
пропагандирования его произведений в
России.
Николай
Борисович Голицын родился в 1794 году в
Санкт-Петербурге. Уже с ранних лет он
стал большим поклонником музыки, получил
музыкальное образование и в качестве
солиста-виолончелиста с большим успехом
выступал как в Петербурге, так и во
многих других русских городах, таких
как Курск, Воронеж, Одесса и т. д. Также
он был известен и как музыкальный критик.
Его статьи отличались высокой прогрессивной
эстетикой и очень ценились в
музыкально-литературных кругах, например
В.Одоевским, А.Серовым и другими. Во
время своего 3-х-летнего пребывания в
Вене, в начале 19 века, он открыл для себя
музыку таких великих композиторов, как
Моцарт, Гайдн и Бетховен. Творчество
последнего, с кем он познакомился лично,
произвело на него особо неизгладимое
впечатление. «Божественные гармонии,
которыми он щедро осыпает нас из своих
произведений крепко держат меня в своей
власти»,- писал он. И позднее признавался
в письме самому Бетховену, что
«...неизмеримо горд и счастлив быть его
современником». Николай Голицын был
почётным членом Петербургского
филармонического общества, через которое
он способствовал знакомству русской
публики с произведениями своего кумира,
а также их изданию в России. В благодарность
Бетховен сочинил для своего русского
друга 3 пожалуй самых лучших своих
квартета и посвятил ему одну увертюру.
В доме Н. Голицына, на его частых
музыкальных вечерах, где собирались
многие поэты, художники и музыканты
того времени, также всегда звучала
музыка знаменитого мастера. Много
произведений Бетховена исполняла и
жена Николая Борисовича — известная
пианистка Елена Александровна
Салтыкова-Голицына. В одном из своих
писем Бетховену Голицын пишет: «Я с
жадностью слежу за всем, что выходит
из-под Вашего пера, и я владею всем, что
Вы до сих пор сочинили...». Бетховен по
всей видимости ценил эту дружбу со своим
русским поклонником, он часто упоминал
его имя в своих письмах к друзьям и
родным. «С большим удовлетворением я
замечаю, - писал он ему, - что Ваша Светлость
проявляет интерес к продуктам моего
творчества… Зная о том, что Вы играете
на виолончели, я с удовольствием приложу
все усилия, чтобы порадовать Вас своими
сочинениями в этой области». А когда в
20-е годы 19 века он поделился своим
разочарованием по поводу охлаждения
Венской публики к его произведениям и
предпочтению ею лёгкой итальянской
музыке, Голицын с горечью ответил: «О,
сколько я отдал бы за то, чтобы сейчас
оказаться в Вене… Неблагодарность
этого города по отношению к Вам крайне
возмущает меня, и я думаю, что для Вас
было бы лучше покинуть это место. Ведь
у Вас везде столько почитателей, которые
преклоняются перед Вашим гением… Мне
бы так хотелось, чтобы весь мир почитал
Вас и восхищался Вами также как я...».
Умер Николай Борисович Голицын в селе
Богородское Курской губернии в 1866 году.
Многие из
писем этой переписки сохранились до
наших дней, они опубликованы или хранятся
в архивах разных стран. И в этот
Бетховенский год, год 250-летия со дня
его рождения, мне захотелось рассказать
об этой ниточке, связывавшей великого
композитора с Россией в лице одного из
его верных сыновей.