Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Известный-неизвестный Фет или Немец с русской душой


Известный-неизвестный Фет или Немец с русской душой
­­­­­Импульсом к написанию этой заметки послужил тот факт, что в 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения поэта Афанасия Фета.
Я очень люблю поэзию, но размышляя об этом поэте испытала почти что угрызения совести от того, как оказывается мало я о нём знаю.
Во время одного из моих приездов в город Орёл я увидела его памятник у Дома писателей. Это значит, что его судьба как-то связана с этим городом, как и судьбы многих других замечательных русских писателей и поэтов.
Когда я думаю об Афанасии Фете, то в голове сразу возникают строки его стихотворения:
«Шёпот, лёгкое дыханье, трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья...»
А ещё в ушах начинает звучать такой нежный и такой родной романс:
«На заре ты её не буди, на заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит».
Ну а это его радостное приветствие знакомо пожалуй каждому:
«Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало»…
От этих простых незамысловатых слов становится светлее на душе. Они согревают, ласкают, утешают, вызывают улыбку на лице. Перед глазами возникают описанные картины родной природы или образ сладко спящей молодой красавицы. Но кто же он, этот волшебник слова, переносящий нас в сказочную страну грёз, где мы сразу забываем наши печали и тревоги и погружаемся в мир идеальной почти неземной красоты?
Так вот оказывается, что этот «чистый лирик», о котором Некрасов написал в заметке «Литературные новости»: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г-н Фет»; и мысль которого подхватил в своей статье о сборнике Фета также критик В.П.Боткин, утверждавший, что «после Пушкина и Лермонтова русская литература не знала таланта более поэтического»; и несмотря на то, что Афанасий Фет в одном из своих стихотворений утверждает, что: «Я русский, я люблю молчанье дали мразной, под пологом снегов, как смерть, однообразной...» - русским на самом деле он не был.

Афанасий Афанасьевич Фет действительно родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в России, в усадьбе Новосёлки, Мценского уезда, Орловской губернии в семье ротмистра в отставке, богатого орловского помещика, мценского уездного судьи Афанасия Неофитовича Шеншина (1775-1854) и Шарлотты Карловны Беккер-Фёт (1798-1844). Когда 45-летний русский помещик и потомственный дворянин Афанасий Шеншин приехал в 1819 году в немецкий город Дармштадт на воды, то остановился там в доме супругов Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма и Шарлотты Фёт. Между ним и молодой хозяйкой возник роман, несмотря на то, что она ждала в это время второго ребёнка. И 18 сентября 1820 года они тайно выехали в Россию, где 23 ноября у неё родился сын, крещённый по православному обряду и наречённый Афанасием. В метрической книге он был (вероятно за взятку) записан как «законный» сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались супруги лишь 4 сентября 1822 года, после того, как Шарлотта Карловна приняла православие и стала зваться Елизаветой Петровной Фёт. В 1834 году, когда Афанасию было 14 лет, «ошибка» в документах была обнаружена, и он был лишён фамилии, дворянства, русского гражданства и стал «гессендармштадским подданным Афанасием Фётом». Но в 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, со всеми связанными с нею правами, в том числе и правами потомственного дворянина, хотя литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»). Настоящий отец Афанасия Фета, асессор городского суда Дармштадта Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт, умер в 1826 году в возрасте 37 лет, так и не признав своего сына и не оставив ему после смерти никакого наследства.
В стихах Афанасий Афанасьевич так отзывался об этих семейных перипетиях:
«Смущаюсь я не раз один: как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин, и Фет я только средь поющих»
У Афанасия Фета была одна родная сестра — Каролина-Шарлотта-Георгина -Эрнестина Фёт, вышедшая замуж за сына двоюродного брата Афанасия Неофитовича Шеншина, а также 2 брата и 2 сестры из брака его матери с Афанасием Шеншиным. Интересно отметить, что дочь его сводного брата Василия Афанасьевича Шеншина, Ольга (1858-1942), являясь по матери дальней родственницей И.С.Тургенева, унаследовала после его смерти усадьбу Спасское-Лутовиново.
В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера. В это время он начал писать стихи и проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета, который окончил в 1844 году. Во время учёбы он начал печататься в журналах. В 1840 году вышел его сборник стихов «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету, ставшего впоследствии известным поэтом и критиком. В 1842 году появились его публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк, в котором в 1846 году был произведён в корнеты, а в 1851 году — в штабс-ротмистры. В 1850 году вышел в свет второй сборник Фета. Прикомандированный затем (в 1853 году) к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку, Фет в чине поручика был переведён в этот расквартированный под Петербургом полк. Поэт часто бывал в Санкт-Петербурге, где встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Л.Толстым и другими писателями. Наиболее тесные отношения у него установились с И.С.Тургеневым. В это время он также сблизился с журналом «Современник», в котором печатались его стихи, и редакция которого в 1856 году выпустила его стихотворения отдельным изданием.
Афанасий Фет женился в 1857 году на Марии Петровне Боткиной, сестре известного литературного критика Василия Петровича Боткина. Кстати поручителем невесты на свадьбе был Иван Сергеевич Тургенев. Детей у Афанасия Афанасьевича и Марии Петровны не было. В 1860 году на средства приданого жены Фет купил имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии — 200 десятин пахотной земли, деревянный господский одноэтажный домик в семь комнат с кухней, и на протяжении 17 лет занимался его развитием — выращивал зерновые культуры (в первую очередь рожь), запустил проект конного завода, держал коров, овец, птицу, разводил пчёл и рыбу в нововыкопанном пруду. Выручка от имения была основным доходом семьи. В 1867 году Афанасий Фет был избран мировым судьёй по Мценскому уезду сроком на 11 лет. В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьёвку в Курской губернии — барский дом на берегу реки Тускарь, у дома был вековой парк в 18 десятин, за рекой — село с пашнями, 270 десятин леса в трёх верстах от дома. В это время он много занимался хозяйственными вопросами, систематически объезжал свои владения на запряжённом в небольшую повозку осле по кличке Некрасов. Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным хозяином. В своей книге «Мои воспоминания», изданной в 1890 году, он рассказывает о себе как о помещике.
Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. Согласно воспоминаниям секретаря Фета Екатерины Кудрявцевой, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен он в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Теперь хотелось бы немного порассуждать о литературной судьбе Афанасия Фета.
Начало поэтической деятельности Фета пришлось на трудную пору. Замолкли Пушкин и Лермонтов, не печатал своих произведений Тютчев. Лишь только начинали Некрасов, Огарёв, Майков, Полонский, А.К Толстой. В 40-е годы 19-го века поэзия уступила первое место прозе. В этой-то поэтической «пустоте» и зазвучали стихотворения Фета. И уже его первые шаги обещали ему счастливую литературную судьбу. «Это несомненное дарование»,- так отозвался о нём Гоголь после прочтения его юношеских стихов. А рецензент первого сборника стихотворений Фета, профессор Московского университета П.Н, Кудрявцев, чуткий к поэзии, заявил: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет». Фета читают и переписывают в альбомы, любят и возлагают на него большие надежды. Популярность некоторых его стихотворений чрезвычайно велика. Например, «На заре ты её не буди...» было опубликовано в 1842 году, и романс, написанный А.Е.Варламовым, по словам Аполлона Григорьева, быстро становится песней «почти народною». Некоторые стихотворения Фета кажутся как будто нарочно написанными для того, чтобы их положили на музыку. Таковы его стихи-романсы: «Не отходи от меня...», «Буря на небе вечернем...» или его безглагольные стихотворения: «Шопот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...». О музыкальности стихов Фета было немало высказываний. Тот же Н.П.Кудрявцев сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглублённость. Сердце его, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовётся на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв её, принесёт ли его тёплая летняя ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня». В этой связи интересно замечательное письмо П.И. Чайковского к К.К.Романову о Фете, написанное в 1888 году. Для Чайковского поэзия Фета — «...явление совершенно исключительное. Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Недаром и сам Фет некоторые свои стихи называл «мелодиями».
Поэзия Фета — это поэзия намёков, догадок, умолчаний. Излюбленная поэтическая форма — небольшие бессюжетные лирические стихотворения. Три основные темы его творчества — природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты. Причём любовные мотивы часто входят неотъемлемым элементом и в лирику природы. Тщательно оберегая свою поэзию от житейских бурь и гроз, Фет и в природе тяготеет преимущественно к тихим явлениям. Природа у Фета одухотворённая. Её состояние гармонирует с настроением героя, поэтому часто пейзажная зарисовка оказывается развёрнутой метафорой. Но независимо от того, буря описывается или солнечный весенний день, природа всегда величественна и прекрасна. Друг Фета, критик В.П.Боткин находил, что «стихотворения, внушённые ему природою… останутся самыми замечательнейшими проявлениями русской поэзии, несмотря на их кажущуюся незначительность». Любовь для него — это защита «от вечного плеска и шума жизни». В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой, она пронизана то светлой печалью, то лёгкой радостью. В своём творчестве поэт утверждает самоценность красоты, её безусловную силу. Поэтому лица лирических героинь порой смазываются в собирательный образ, а описательно-пейзажная часть стихотворения переходит в философские размышления. Но постепенно из всего этого складывается целое — красота. Для поэта не так важно, кто или что производит такое впечатление. Ведь «только песне нужна красота, красоте же и песен не надо». В своей монографии о Фете «Радость земли» Д.Дарский пишет: «Чем для Шопенгауэра была воля, для Толстого — любовь, тем для Фета была красота — единое божественное бытие, которое проникает собою мироздание».

Многие известные писатели того времени высоко ценили творчество Афанасия Фета и были его большими и верными поклонниками. Так восхищённый Л.Толстой, прочитав стихотворение «Ещё майская ночь...» в 1857 г. писал Боткину: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Он был постоянным читателем новых стихотворений Фета, который посылал на его суд почти всё, что писал. Уподобляя одно его стихотворение мраморному изваянию, совершенному по своим формам, Толстой писал, что если оно «когда-нибудь разобьётся и найдут только отломанный кусочек… то и этот кусочек поставят в музей и по нём будут учиться». Но особенно горячим почитателем поэзии Фета был А.К.Толстой. В письме к своему приятелю Б.М.Маркевичу он писал: «Фет — поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе». А.Блок называет Фета одним из своих «великих учителей». «Кто не понимает Фета — не понимает поэзии», - восклицает И.Тургенев. И таким образом то или иное отношение к творчеству Фета сделало его поэзию своеобразным мерилом наличия или отсутствия у читателя поэтического чутья. По предсказанию критика Страхова «не только в настоящем, но и в будущем поэзия Фета останется истинным пробным камнем для способности понимать поэзию». Б.Садовский требовал признать Фета «первым после Пушкина русским поэтом». М.Е.Салтыков-Щедрин в рецензии на собрание стихотворений А.Фета пишет в 1863 г.: «В семье русских поэтов г-ну Фету бесспорно принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия...» Своеобразным апофеозом общественного внимания к Фету в 80-е годы стало празднование пятидесятилетия его деятельности. В прессе широко освtщался этот юбилей. «Он является в своих произведениях не пророком, не проповедником, - писала «Русская мысль», - в его стихах веет тихая грёза, снится светлая любовь, и спасибо ему за те сладкие мгновения, какие Фет вызывает в непредубеждённом читателе. Добрее и лучше становишься, перечитавши его стихотворения, а это ли не заслуга писателя-художника».
Вот таким был и таким вошёл в нашу жизнь этот удивительный русский поэт, идеалист и романтик в поэзии, поэт-художник, поэт-музыкант, воспевающий любовь, природу и искусство, этот немец с красивой русской душой.






Рейтинг работы: 208
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 474
Добавили в избранное: 1
© 11.04.2020г. Ольга Александрова
Свидетельство о публикации: izba-2020-2778983

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Ди.Вано       02.10.2021   12:55:39
Отзыв:   положительный
Здравствуйте,Ольга.
Давно заметила новенькое, но была занята приездом сына..
Вот вырвалась...глубокое эссе.
Много интересного узнала о Фете.
Да он велик.. Принимаю его стихи под настроение.
Созвучность радует, когда она возникает.
Нынче:
Забыв дела свои,
Давайте поболтаем
О странностях любви.
Любовь многообразна,
Но важно лишь одно:
Любить друг друга страстно,
А как, не все ль равно?!...
Спасибо.
С добром,
Ольга Александрова       02.10.2021   13:40:29

Спасибо Вам, дорогая Дина, что заглянули. И за Ваш лирический отзыв спасибо! А приведённое Вами семистишье просто чудесно. Вообще-то я написала это эссе ещё в 2020 году, к -200-летнему юбилею поэта. Но оно осталось незамеченным. А тут в Избушке объявили конкурс "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..." с просьбой посвятить конкурсные работы поэтам. Вот я и достала "моего" Фета из забытья, и попробовала "блеснуть" с ним на конкурсе, на которых мне до сих пор не везло. Правда из-за условий конкурса пришлось эссе сократить на треть. Призового места я правда не завоевала и на этот раз, но зато была четвёртой из 20 участников в разделе "Проза".
А один из членов жюри даже разместил эссе в "Редакторских анонсах"...
Как хорошо, что Вы пообщались с сыном! А я лечу к своему через неделю. Правда ситуация с ковидом в Москве опять осложнилась. Придётся соблюдать осторожность и наверно опять большую часть времени проводить дома. Но внуков обязательно увижу, и уже заранее очень радуюсь этому!
Всего Вам самого доброго и золотой поэтической Пушкинской осени! С теплом, Ольга
Ди.Вано       02.10.2021   16:51:22

Сын тоже из Москвы.
Надо страхи спрятать подальше.
Удач!!
Эльвира Степная       01.10.2021   17:30:30
Отзыв:   положительный
Прекрасное эссе про замечательного поэта Афанасия Фета.
Ольга, спасибо! Довольно увлекательно и подробно познакомили с жизнью и творчеством поэта.


Ольга Александрова       01.10.2021   18:11:40

Спасибо и Вам, уважаемая Эльвира, за Ваше доброжелательное прочтение моего эссе.
Иногда мы очень хорошо бываем знакомы с творчеством того или иного писателя или поэта. Перечитываем их стихи и произведения, не всегда задумываясь при этом, кто за этими произведениями стоит, какова была судьба их авторов. Конечно я не имею в виду таких литературных гигантов, как Пушкин, Толстой, Тургенев, Чехов, Достоевский. Но когда меня попросили написать биографические очерки по случаю юбилеев Афанасия Фета, Ивана Бунина и Огюста Флобера, то я столкнулась с некоторыми трудностями. Потому что обнаружила, что восхищаясь их творчеством, крайне мало о них знаю. И это послужило толчком к их новому открытию, как личностей, как обычных людей. Ведь хотелось кроме сухой передачи некоторых биографических сведений, познакомить читателей с ними поближе, помочь понять их, почувствовать, поспорить, подискутировать с ними, мысленно прикоснуться к ним, несмотря на разделяющие нас десятилетия и века. И уже только это было просто замечательным процессом. Ну а если написанное мной кому-то понравится, будет чем-то полезным или приоткроет новые стороны этих замечательных творцов, то наверно все мои усилия были не напрасны. Мне очень приятен Ваш отклик. Сердечное спасибо! С уважением, Ольга
Валерий Ткачёв       30.09.2021   13:23:56
Отзыв:   положительный
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за великолепный рассказ о жизни и творчестве великого поэта.
Прочитал и высоко оценил его во время конкурса: "Я мысленно вхожу в ваш кабинет...".
Эссе достойно того, чтобы читатели ознакомились с ним в рубрике "Редакторские анонсы".
Ольга Александрова       30.09.2021   14:29:09

Большое Вам спасибо, уважаемый Валерий, за такую приятную оценку моего скромного творчества - здесь, на моей страничке, а также в Вашей мини-рецензии на сайте конкурса. Вы доставили мне огромную радость Вашими комплиментами в мой адрес. Хотя эти комплименты в первую очередь заслужил сам герой эссе, его замечательные стихи, которые не стареют и которые так украшают нашу жизнь. И размещение этого очерка, с Вашей лёгкой руки, в "Редакторских анонсах" - поможет большему количеству читателей вспомнить удивительную поэзию этого великого лирика и возможно снова заглянуть в сборник его стихов. Сердечное спасибо!
Всего Вам самого доброго, С уважением, Ольга
Людмила Зубарева       01.09.2020   12:35:09
Отзыв:   положительный
Большое спасибо за такое глубокое эссе о жизни и деятельности Афанасия Фета. У многих на слуху его стихи, кто-о краем уха слышал о том, что он Фет, но он же Шеншин. Иногда упоминают о его встречах с Тургеневым и Толстым. А вот теперь -большой рассказ о его жизни...
Ольга Александрова       07.09.2020   13:35:13

Люсенька, большое спасибо за отзыв! Вот и у Фета-Шеншина наконец появился читатель. Я и сама до написания эссе слишком мало о нём знала... Так же как, например, и о писателе Бунине, о котором меня попросили недавно написать статью... А я никак не могу поймать нить повествования, лейтмотив, т.к. у меня нет с ним внутренней эмоциональной связи, как, например, с Тургеневым (которой даже хватило на то, чтобы написать и о его любимой женщине, также мне до тех пор неизвестной)... Всего доброго, не поддавайся осенним хандрам, как я, Ольга









1