Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Непутёвые заметки






о попытке проникновения в бездну веков
Древнего Мира,
предпринятой во время путешествия по
современному Египту
и о мучительном возвращение в настоящую
реальность.



От автора

Здравствуй мой друг! Вот ты и открыл мою самую дорогую сокровенную и заветную страничку. В прекрасном далёком детстве я грезил Древним Миром. Именно грезил, а не мечтал, у меня и в мыслях не могло появиться, что придёт время, и я побываю на земле одной из самых древних цивилизаций – в Египте.

Грёзы мои были восхитительными, лучезарными. Я видел людей, поля, скот, постройки и конечно пирамиды. Всё это было реально. Люди работали на полях, поили в Ниле скот, строили пирамиды. Я видел этот тяжкий труд: видел каменотёсов и их разгорячённые загорелые тела; видел струящийся пот, ощущал его запах и слышал их дыхание; видел огромные каменные блоки на полозьях, которые тащило множество людей, и слышал их скрип. Мне можно было бы даже разговаривать с этими людьми. И в тоже время, как всякий малыш, или даже отрок, я видел панораму Нила и полей с пирамидами, море жёлтого песка и конечно пальмы (и они в детстве очаровывали меня) с высоты птичьего полёта. Дух захватывало от увиденной панорамы простирающейся до горизонта, а что не мог увидеть, буйное воображение дополняло. Всё это складывалось, умножалось, преломлялось в моей детской голове, и не было человека счастливей меня!

Однако пришло время, и я в 2006 году побывал в Египте. Как и следовало ожидать, это государство с богатым древним прошлым, всецело поглотило меня и очаровало (в прямом смысле этого слова) так, что я написал своеобразный отчёт об этой туристической поездке. Писал его сразу же по приезду из Египта, пока я ещё был переполнен яркими впечатлениями. А в этом, 2013 году, я предлагаю Вашему вниманию редакцию того реферата, ранее подготовленного для публикации в интернете. (В Январе 2010 года мы приобрели компьютер).

Первая моя поездка из Хургады была в Каир затем в Александрию и в Луксор. В этом порядке я и написал свой реферат. Посещение Египетского музея в Каире я выделил в отдельную главу – это были самые волнующие, самые восхитительные мои переживания за все две недели, которые я провёл в Египте. Музей удивительная сокровищница произведений искусства Древнего Египта, с поразительными и очаровательными артефактами высочайшего мастерства древнеегипетского народа, процветавшего пять тысяч лет назад на берегах Великого Нила. Стоит заметить, что из инструментов у них были лишь медные (даже не бронзовые) зубила и пилы. Удивительно, это же начало выхода из каменного века.

Теперь усаживайтесь поудобнее, ведь рассказ мой будет не коротким и к тому же эмоциональным. Сказано умными людьми: не говори красиво, витиевато, цветисто и напыщенно; однако в данном реферате сделать это очень затруднительно.

«Кто имеет уши, да услышит!»



«Те, кто в прекрасном находят дурное –
Люди испорченные, и при том испорченность
Не делает их привлекательными.
Это большой грех».
Оскар Уайльд


Во время путешествия по Египту можно увидеть мусор, грязь, повсеместный недострой, нищенские хибары, но со спутниковыми "тарелками", грязь и скот в центре Каира и тот же повальный недострой так, что Каир выглядит как Сталинград после освобождения в Великую Отечественную Войну. Но можно посмотреть и с другой стороны: увидеть изумительные по своей красоте шедевры Древнего Египта: дворцы, храмы, некрополи, пирамиды всего и не счесть. Эта попытка и предпринята мной. Я всего лишь прикоснулся к безбрежному океану информации, ни о каком "проникновение" и речи быть не может.

Но и одного прикосновения хватило, чтобы очаровать меня навсегда. А что получилось Вам судить.






Нил. Каир


В начале из первичного океана Нун появился Атум, бог-демиург "тот, который сам себя создал". Он создал Нут и Геб – небо и землю. А в центре земли появился Египет, царство двух корон – Верхнего и Нижнего Египта. И существует он дольше, чем люди помнят. Суждено же ему существовать пока живут в памяти людей фараоны, как то: Аха, Джосер, Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаур, Хатшепсут, Аменхотеп IV, Тутанхамон, Рамсес II и все остальные: и Ра, и Гор, и Скорпион, конечно же, с потрясающим мастерством увековеченные скульпторами и живописцами.

Египет самое чудесное место на всём свете, и поныне оберегается многочисленными древними богами. Энергетика артефактов древней культуры Египта столь сильна, что посетившие эту страну, стремятся посетить её ещё раз, ещё раз увидеть пирамиды, сфинкса, долину Царей, Храм Амона-Ра, Александрию. Я горжусь тем, что побывал на этой земле.

На севере африканского континента среди жарких песков ливийской пустыни от Гизы до Файюма, на доброй сотне километров, вдоль Нила возвышаются восемь десятков пирамид. На плато Гизы загадочный сфинкс получеловек - полузверь. Весь мир от античности до наших дней не может разгадать эту загадку.

На всём: на деревушках сплошь рассыпанных по зелёному египетскому Эдему, на рощицах пальм, на море жёлтого песка, мрачно и безмолвно подавляющее саму мысль о жизни, и на непостижимом Сфинксе, и на пирамидах лежит печать неподвижности и спокойствия. Это словно стоп-кадр – фотография параллельного мира, словно всё залито стеклом.

Безусловно, пирамиды одно из семи чудес света. Они не дают тени, её никто не видит, это "горы камня, возведённые на горах камня" (Филон). Это гордость фараонов, стоившая невиданных денег, это тщеславие фараонов, величие простой формы, контраст между человеком и огромностью труда его рук. Глаз не в состояние охватить его, мысль отказывается воспринять, они навевают могучее чувство восхищения и подавленности. Но, так или иначе, а никто из нас не сможет не согласиться с утверждением: "Всё на свете боится времени, а время боится пирамид".

Наверняка, египтяне любили жизнь, но абсолютно каждый с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Египтяне знали, не верили, а знали, что после смерти их ждёт вечная жизнь, и поэтому целыми десятилетиями делали приготовления к таинственному отплытию в вечность. "Смерть для меня теперь как запах благовоний, как странствие под парусом, когда веет ветер. Смерть для меня – как лотосовый аромат, как достигнутый берег страны упоений..." "Легче сокола взмываю я в небо, лечу на суд твой о Ра... Свидетельств, против меня нет..." Так писал неизвестный 4,5 тысячи лет назад в эпоху древнего царства египтян, в период строительства великих пирамид. Да, это поэт! Это даже лучше, чем "вечнозелёный тёмный дуб" склоняющийся над могилой в стихотворении Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", где "всю ночь, весь день мой слух лелея, о любви мне сладкий голос пел".

Египтяне верили, что суд вершит загробная "комиссия" во главе с богом Ра. Тот и Анубис взвешивают сердце, и если человек совершил больше хороших дел - он попадает в загробный мир, если больше плохих, то на арене появляется пожирательница душ. Поэтому каждый писал автобиографию, которую помещали в гробницу вместе с ним. В ней они писали, что помогали бедным, одевали нищих, слушались старших, что его любят и отец, и мать, и братья, что он превосходен. По правде говоря, в таких "исповедях" истины было маловато, но египтяне считали, что ради такого дела можно и схитрить. А вообще-то всё связанное со смертью окружалось ореолом таинственности и чрезвычайной важности. Система заупокойного культа была невероятно запутана.


Плато Гизе. Каир. Пирамида Хафра

При строительстве пирамид рабский труд не применялся. Строило пирамиды всё население Египта, по очереди сменяя друг друга, бесплатно и с невероятным энтузиазмом. Потому что верили: этот труд обеспечивает им место в раю, что они обязательно попадут в "страну упоений".

Материалом для первых гробниц (не пирамид) служил кирпич-сырец. Это были прямоугольные строения, с плоскими крышами и слегка покатыми стенами, а под ними в скале вырубались несколько комнат, тут и размещали тело умершего (мумию) и его вещи, оружие, еда... Такие гробницы называют арабским словом "Маста-ба", что значит "скамья" так как они и вправду похожи на скамейки. Высота таких скромных гробниц достигала четырёх метров.

4,6 тысячи лет назад, при правлении фараона III династии раннего династического периода Джосера, традиция прервалась, и он построил первую пирамиду в Саккара, что в 20 километрах от Каира. Правда, она ступенчатая, как в Южной Америке у индейцев, но построена она впервые из камня, а не из кирпича. По проекту визиря Имхотепа (легендарная личность, и после своей смерти он исцелял людей).

Проект менялся и дорабатывался шесть раз. Это было грандиозное сооружение (109-121-62,5 м) почти миллион тонн камня. Это революция в строительстве. Имхотеп был возвеличен в статус бога. В одной из комнат пирамиды было найдено 40 тысяч ваз, чаш и блюд из кварца, мрамора, доломита и других ценных пород камня.

Фараон Хуни последний из III династии раннего династического периода, строит пирамиду в Медуме. Её так и называют "Медумская пирамида", что в 64 километрах от Мемфиса – древней столицы Египта. Она ещё грандиозней, чем пирамида Джосера, её размеры 144-144-92 м. Это был восьми ступенчатый гигант и уже после окончания работ её гигантские ступени были заложены грубо отёсанным камнем. Затем она, уже фараоном Снофру из IV династии Древнего царства, была облицована известняком. И получилась первая в полном смысле этого слова пирамида. Снофру строит ещё две пирамиды в Дашуре, что на полдороге от Саккара до Медума ломаную и красную. Красная, потому что имеет красноватый оттенок. Это первая правильная пирамида, построенная по той же технологии что и пирамиды Гизы. Ломаная пирамида, потому что где-то с середины угол наклона сторон меняется в сторону центра. На эти две пирамиды пошло 9 миллионов тонн камня! Размеры ломаной пирамиды 189-189-105 м. Размеры красной 220-220-105 м.

Неподалёку от пирамиды Хафра возвышается огромная статуя, высеченная из скалы. Это лежащий сфинкс – лев с человеческой головой – знаменитый большой сфинкс. Высечь сфинкса повелел фараон Хафра. Её размеры 73 метра в длину и 20 метров в высоту. Предполагается, что это воплощение фараона Хафры в образе бога Гора, бога царской власти. Некоторые исследователи утверждают, что ни одна человеческая раса не имеет такие черты лица как у сфинкса.

4,5 тысячи лет существует сфинкс, и большую часть времени он был засыпан песком; только в 1926 году его раскопали археологи. 3400 лет назад его очистил от песка фараон Тутмос IV из XVIII династии Нового царства. Будучи принцем, ему было видение, что если он раскопает сфинкса, то он станет фараоном. Он его не только откопал и облицевал, но и покрасил в красные, синие и жёлтые цвета. Непосредственно перед сфинксом расположен Храм Сфинкса. Он, вероятно, построен фараоном Хафра. Находится этот храм в плачевном состоянии.

К юго-востоку от сфинкса расположен знаменитый Гранитный Храм - самое посещаемое место туристами. Здесь использовались блоки весом в 100 и 200 тонн. Здесь и знаменитая ювелирная точность. Стены очень мощные в три слоя кладки, из гранита и из известняка. Зачем? Считается, что он построен тоже фараоном Хафра и дорога им построена к своей пирамиде. В этом храме найдена выше упомянутая статуя Хафры (а всего их было в этом храме более 20). Она была зарыта под полом Храма, видимо поэтому, и сохранилась, а остальные либо похищены и вывезены, либо разрушены. Поговаривают, что Храм этот остался от Первого Времени и был построен богами, которые поселились в долине Нила в ту далёкую эпоху; называли его совершенно конкретно "Дом Осириса Властелина Ростау" (Ростау - древнее название некрополя в Гизе). В течение всего XIX века учёные единодушно считали, что он построен в заведомо доисторические времена (и на все времена).

Менее чем за 200 лет были построены все семь величайших пирамид Древнего Царства. Это ничтожный отрезок на фоне пяти тысяч лет существования Египта. И пять из них построены практически за 100 лет. Один только Снофру построил сразу две величайшие пирамиды и тут же, следующий фараон, Хуфу (Хеопс) строит самую грандиозную пирамиду. Ресурсы Древнего Царства были истощены, и возведение этой пирамиды было под силу личности сильной, способной мобилизовать немыслимое количество людей и материалов. Поэтому Хуфу в Египте, поминали не особенно добрым словом. По Геродоту этот монарх прославился как "жестокий нечестивец", что подтверждается текстами Среднего Царства. Лицо строителя Великой пирамиды Гизы, Хуфу стало известно благодаря найденной маленькой статуэтки высотой 7,5 см. из слоновой кости в Абидосе. Ничтожный размер фигурки представляется посмертным воздаянием жестокому правителю.

Должность местного правителя в провинции, часто сочеталась с высшим жреческим чином. А традиция наследования подобных должностей, привела к появлению настоящих "феодальных" династий на местах, чьи стремления к самостоятельности, стали причинами всё возраставшей слабости центральной власти на закате Древнего Царства. Борьба между местными князьками, на фоне всеобщего обнищания, что явилось следствием строительства пирамид, привела Египет к политическому и экономическому кризису, длившемуся около двух столетий, вплоть до Фиванских династий – основателей Среднего Царства.

Начались смутные времена - период первого распада. "70 царей Мемфиса правили 70 дней" (Манефон). Очень точная образная характеристика того смутного времени. Ушло в небытие Древнее Царство. И начался грабёж пирамид, мастаб, некрополей – всех захоронений. Уничтожалось всё и вся вплоть до правления Ментухотепа II (2065 - г. до н.э.), при котором государственное единство было восстановлено. Столицу перенесли из Мемфиса в Фивы (Верхний Египет). Очень печальная история заката Древнего Царства. (Почему нам так грустно?).

В текстах Древнего Царства говорится о военных походах фараонов, о хозяйственной деятельности, о строительстве храмов, жертвоприношениях, об экспедициях к рудникам и за кедром в Ливан. Примечательным в этом отношении является Розетский (Палермский) камень - важнейший исторический документ ранних династий. Это большая диоритовая плита, самый крупный фрагмент которой хранится в Сицилии в Палермо. А найден он в районе рукава Нила - Розетта. На нём-то и описывается деятельность фараонов. В частности много места уделено фараону Снофру, как он воевал Нубию и захватил семь тысяч пленников и двести тысяч голов скота, разгромил Ливию... Но ни слова не говорится о строительстве сразу двух величайших пирамид в Дашуре, которые должны были прославить его в веках. Нигде не сказано о строительстве пирамид Хуфу, Хафры и Менкаура на плато Гизе. Странно всё это. И наводит на мысль о строительстве их и всего комплекса Гизе в доисторические времена.

Мы до сих пор не знаем, кто построил великие пирамиды Гизе, говорит А. Ю. Скляров, и "для чего". По этому поводу высказывается много предположений. И вот одно из них, которое выдвинул Кристофер Данн, знакомый с новейшими технологиями и работавший в НАСА. Великая пирамида являлась электростанцией работающей на геомагнитных (или гравитационных?) полях земли. И ряд других предположений тоже, ориентируется на наши достижения и возможности. А мы всего лишь 100 лет назад и понятия не имели о ядерной энергии. Двести лет назад не знали что такое "электростанция"... "Разве может неандерталец, стоя перед гудящим трансформатором, догадаться, что трансформатор создавался вовсе не для того чтобы гудеть...? А ведь мы запросто можем оказаться в роли того же неандертальца, смотря на Великие пирамиды".

Не менее интересно пишет Алессандро Бонджоанни в книге "Сокровища Египта": "Мы не знаем, откуда была родом царица Нефертити, супруга Эхнатона, но гипотеза о её иноземном происхождении "теперь отвергнута большинством учёных". Родила шесть дочерей, статуэтки которых хранятся в Египетском музее в Каире. Поражает их неправильная форма черепа, неестественно удлинённая. Эта черта врождённая, что подтверждается аналогичными изображениями всех членов семьи, в том числе и Эхнатона. И с определённого момента времени все упоминания о Нефертити исчезают. Пришла ниоткуда и ушла в никуда.

А вот ещё информация к размышлению. Считается, что египтяне были неважными мореходами и использовали примитивные папирусные суда (леса, а тем более корабельного, в Египте нет) для плавания по Нилу и в каботажных целях вдоль морского побережья. Как известно папирусная лодка "Ра" была разрушена морской водой и смогла выйти всего лишь за Гибралтар (экспедиция Тура Хейердала в прошлом веке). Однако в древних египетских захоронениях обнаружили коллекции... бумерангов. Обнаружены они в гробнице Тутанхамона, но ни в каких египетских источниках не сказано об их изготовлении в Египте

В национальном парке Нового Южного Уэльса (Австралия), в 100 километрах к северу от Сиднея, на Тихоокеанском побережье, в расселине скалы, на её стенках обнаружены (держитесь за стулья!)... древнеегипетские иероглифы. Более чем 250 иероглифов. В которых говорится о кораблекрушении древнеегипетских путешественников, и о смерти их предводителя – "сына фараона IV династии Древнего Царства Джедефра!" подробно описана как сама гибель принца от змеиного яда, так и ритуал его погребения.

Есть факты, говорящие о путешествии египтян в Южную Америку. Мумии, хранящиеся в Мюнхене, проверили на наличие наркотиков (в 90-х годах прошлого века). Этот тест сделала Светлана Балабанова. Положительный результат был ударом для неё. Если никотин и можно было получить из некоторых африканских растений, то кокаин был доставлен только из Южной Америки. Здесь мы не будем говорить о технологии этого теста, он, конечно же, был перепроверен – ошибки нет! Этот метод широко принят и использовался тысячу раз.




 


Александрия

Имя Александра Македонского, так или иначе, связано почти со всеми семью чудесами света. Тысячи лет отделяют нас от тех далёких, почти сказочных времён. Всё в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Много такого теперь создано людьми, о чём народы древней Ойкумены и Эллады не могли и мечтать. Но знаменитые семь чудес света по-прежнему завораживают людей. Одно из семи чудес света – Александрийский (Фаросский) маяк, сооружённый на острове Фарос (сейчас это мыс в восточной Александрийской бухте в Египте).

Александр родился в 356 году до н.э. в столице Македонии Пеле. Начал свои завоевания на севере, взяв город Фивы (одноимённый со столицей Нового Царства Египта под Луксором) в 336 году до н.э., а Фиванская армия считалась тогда лучшей во всей Элладе.

Город разрушен до основания, 30 тысяч человек продано в рабство. Александр, как это метко заметил Диодор, "озверел душой". Однако дом поэта Пиндара остался нетронутым. По словам Плутарха, Александру нужна была "слава в веках", а не просто власть и битвы.

В 334 году до н.э. он высадился со своей 50 тысячной армией на побережье Малой Азии (Анатолии) и тут же разгромил неприятеля у реки Гравник, а затем, не то, что двинулся – помчался к другим городам Анатолии, разрубив Гордиев узел. В 333 году до н.э. на реке Пинар была разгромлена армия Дария III. В 332 году до н.э. Египет сдался без сопротивления и провозгласил Александра сыном бога Амона и царём Верхнего и Нижнего Египта. В Египте Александр заложил новый город Александрию.

Дарий III тем временем собрал новую армию. Приказав вождям собраться в Вавилоне, "также и командиру бактрийцев Бессу прийти... Бактрийцы самые воинственные и суровые воины не похожи на изнеженных персов... всегда бродили с оружием в руках" (Квинт Руф) ". У персов после стольких потерь создана новая и более многочисленная армия". В 331 году до н.э. состоялась вторая битва вблизи деревушки Гавгамелы. Войско Дария вновь разбито. Персов пало в этом бою сорок тысяч человек "... потери македонцев не составили и 300 человек" (Квинт Руф). По полям были разбросаны богатства царя, деньги, предназначенные для платы огромной армии, золотые сосуды, золотые сбруи, повозки, наполненные огромным богатством. "Печальная картина даже для грабителя...", потому что у грабителей не хватало рук, чтобы подобрать добычу.

В 330 году до н.э. Александр достиг Дария III, умирающего, покинутого всеми и сражённого своим же сатрапом Бессом. Разорена Средняя Азия и сказочная Индия. Он рвётся за Инд, но вынужден остановиться. В 326 году до н.э. войско отказалось следовать за ним. Историк античности Квинт Курций Руф подчёркивает мстительную жестокость Александра. Им казнён его друг детства, соратник, полководец, свободный, знатный македонянец Клит, спасший ему жизнь в битве у речки Гравник. (Впрочем, и он отказался следовать за Александром далее за Инд). Александр представляется Руфом разбойником, "честолюбивым баловнем судьбы", хотя он и признаёт его личную отвагу и великодушие. Как бы там ни было, а бессмертия он добился. Наполеон и Суворов неустанно твердили: "20 лет - и ничего для бессмертия!" Юлий Цезарь плакал, когда ему исполнилось 33 года, потому что к этому времени не смог сделать того, что сделал Александр Македонский.

Александр повернул назад в Вавилон, откуда и правил своей империей от Дуная до Инда. Через два года он готовится к новым походам на Карфаген, Сицилию, Италию, Испанию. Но в 323 году до н.э. умирает при загадочных обстоятельствах, в тенистой прохладе Висячих садов Семирамиды. Пока его соратники делили наследство царя, его тело пролежало не погребённым в покоях Вавилонского дворца тридцать дней. Птолемей выкрал тело царя и в бочке с мёдом увёз его в Александрию в Египет, где и был похоронен в роскошном саркофаге на центральной площади основанного когда-то им города.

При династии Птолемеев, вплоть до 30 года до н.э. до кончины последней из Птолемеев Клеопатры – Александрия процветала. В Александрийской библиотеке было 700 000 свитков. Одного хранилища не хватало, и было построено второе. Они существовали шесть с лишним веков. В 390 году н.э. христиане разорили малую библиотеку. Большая же существовала ещё 300 лет. В 641 году н.э. Александрию захватили мусульмане, и халиф Омар сказал: "Если в этих книгах то же что и в Коране то они бесполезны; если не то же - они вредны" и уничтожил большую библиотеку.

Сейчас Александрия вытянута на 25 км. Там где когда-то был залив, сейчас полуостров густо заселённый арабскими кварталами и красивая мечеть Абу эль-Аббаса. Сюда стекаются туристы, и в парк Монтаза, и на пляж понежиться, и в форт Кейт-Бей, а под всеми этими новостройками, домами, где-то там, под землёй, спит древняя Александрия.

 

Красивейшая мечеть Абу эль-Аббаса – самая большая и популярная в Александрии находится неподалёку от форта Кейт-Бей. Сооружена мечеть в XVIII веке над усыпальницей мусульманского святого Абу эль - Аббаса эль - Мурси (1219-1287) – выходца из Андалусии. Мечеть считается шедевром строительного искусства.

На восточной окраине города, в парке Монтаза находятся два одноимённых дворца. Большой – мужской и малый – женский. Большой дворец был резиденцией последнего короля Египта Фарука. Вход в него закрыт. Малый, более скромный и уютный дворец, превращён в комфортабельный отель.

И там и тут и ещё в других уголках Александрии мне удалось побывать и всё увидеть. Фотоаппарат был старый – Зенит, плёнок не хватало всё фотографировать. Конечно же, были у колонны Помпея (Александрийский столп) и в Римском амфитеатре и в катакомбах, где укрывались ранние христиане.

К строительству маяка приступили в 285 году до н.э. после того как остров Фарос был соединён дамбой с материком. Неизвестно сколько лет строился маяк. Около 20 лет, а может быть и 5 лет. В разных источниках упоминаются разные сроки. И высоту маяка разные источники называют разной – 120-140 метров, а некоторые современные источники указывают 180 метров. Огонь был виден на 60 километров, а по некоторым данным за 100 км. Световое излучение было мощным, но система зеркал не известна. Из чего были сделаны зеркала? Из бронзы, из стекла? Некоторые считают, что вместо зеркал использовались прозрачные шлифованные камни (линзы). Масштабность этого сооружения неоспоримое доказательство расцвета античной культуры.

Построил маяк Сострат-Книдский. Он боялся быть забытым потомками и сделал надпись в основании маяка, что это он построил его, а чтобы его голова не слетела с плеч, он оштукатурил эту надпись и сверху написал имя Птолемея.

Маяк простоял 1500 лет. Землетрясения и эрозия разрушили его. Его восстанавливали при Клавдии и Нероне, но после падения Римской Империи его уже не восстанавливали, а стали понемногу растаскивать. В середине XII века маяк ещё работал, имея высоту 80 метров. В XIV веке очередное землетрясение окончательно разрушило маяк. Из его развалин в XV веке султан Ашфар построил мусульманскую крепость с круглыми башнями, выходящими на море бойницами, которая существует и поныне. Очень интересная крепость. И сюда стекаются туристы со всего света и в том числе и из Египта. Изумительное зрелище, для меня и, думаю, не ошибусь, для всех кто никогда не видел средневековых замков.




 

Луксор

Луксор расположен в 300 километрах к юго-западу от Хургады и в 200 километрах к северу от Асуана. Здесь находился знаменитый город – столица Нового Царства Египта Фивы. Здесь же Карнак – храмовый комплекс. А на левом берегу Нила – Долина Царей, где обнаружено 62 гробницы. Пирамиды, мастабы, гробницы – все захоронения людей в Древнем Египте, производились на левом берегу Нила. Там заходит солнце, а на правом берегу встаёт – жизнь возрождается. Символом этого извечного возрождения является жук-скарабей. Около Долины Царей находится храм царицы Хатшепсут, "Храм миллионов лет".

Судя по этому храму, она была довольно успешной царицей. Впечатляющий храм, который имеет подземный ход, вырубленный в скале, к гробницам царей. Без теодолитов, без нивелиров ход был прорублен очень точно. Это Мекка туристов автобусы идут один за другим. (Пожалуй, стоит побывать в начале, в Долине Царей, Луксоре, а уж потом в Гизе). Затем туристы посещают Храм Рамсеса II, колоссы Мемнона и Храм Амона-Ра в Карнаке.


Храм миллионов лет


Царице принадлежит заслуга возведения в Фивах первого из "Храмов миллионов Лет". Это стало примером для её приемников: Аменхотепа II, Эйе, Рамсеса II, и Рамсеса III. Это сооружение не было просто Заупокойным храмом, хотя и расположено на левом берегу Нила. "Джессер Джессеру" - самый священный из священных храмов" стоит под защитой отвесной скалы на холме Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут сильно походит на более древний храм Ментухотепа II. Он включает три террасы, вырезанные в скале, две молельни (одна посвящена Хатор, а другая Анубису), а также солнечный храм на третьей террасе.

Так как традиция не позволяла женщине быть коронованной в качестве фараона, она присвоила себе мужской титул "Царь верхнего и нижнего Египта" и изображалась с мужскими атрибутами – бородой и короной. Но черты её лица изящны и женственны, даже на её сфинксе, на бороде которого написано: "Мааткара. Возлюбленная Амона и наделённая вечной жизнью". Она не была воинственной, но торговала со страной Пунт у Красного моря.

Несмотря на все предосторожности, царские усыпальницы были разграблены ещё в древности. Огромные гранитные саркофаги пирамид Хуфу и Хафры пустовали, когда до них добрались археологи. Внушительные по своим размерам статуи фараона Хафры, выполненные из твёрдого камня – зелёного диорита, разбиты и брошены в колодец.

Однако в 1922–23 гг. была обнаружена одна не разграбленная гробница царя XVIII династии Нового Царства Тутанхамона, умершего в 1338 году до н. э. Она находилась под другой и поэтому не была обнаружена грабителями. Несколько комнат окружало центральное помещение, где стоял саркофаг молодого царя (умершего, когда ему было 18 лет). И все эти помещения были забиты множеством вещей. Четыре колесницы окованных золотом, и золотой трон, и царские ложа, и оружие, и еда, многочисленные сундуки с обувью, одеждой, драгоценностями.

После того, как дверь была вскрыта, учёные увидели, как им показалось, всю стену из золота и бирюзы. Но это, как, оказалось, был ковчег, который занимал почти всю комнату. В нём находился ещё один ковчег, а во втором находился третий и ещё один четвёртый ковчег. Промежутки между ними были сплошь забиты вещами – опахалами, сосудами... Ковчеги выполнены из дорогого резного позолоченного дуба. Раскрытие их заняло восемьдесят четыре дня. В четвёртом ковчеге находился на золочёном ложе саркофаг в форме спеленатой мумии из розового гранита необычайной красоты, покрытый листами золота и сверкавший драгоценными камнями. В гранитном саркофаге находились ещё два саркофага из позолоченного дерева и, наконец, цельнолитой золотой саркофаг весом в 110,4 килограмма. Саркофаг изображает мумифицированного фараона в позе бога Осириса, со скрещенными на груди руками, в которых скипетр и плеть. В нём-то и лежала мумия фараона Тутанхамона, завернутая в 16 полотняных пелён. На мумии нашли огромное количество золотых украшений, её ноги были обуты в золотые кованые сандалии, пальцы рук и ног заключены в золотые футлярчики, а на лице маска – портрет из золота – ей цены нет, да и всему, что найдено, нет цены.

Что посещают туристы, так это колоссы Мемнона. Изготавливались статуи в каменоломнях, о чём свидетельствуют как записи самих древних египтян, так и незаконченная статуя в южной каменоломне Асуана. Там же находится незаконченный обелиск. Греческое имя Мемнон происходит от египетского Neb-maat-Re, которое является одним из имён Аменхотепа III, фараона XVIII династии Нового Царства. А это совпадает по времени взятия Трои Греками под водительством греческого царя Мемнона. (Троя была разграблена за 1000 лет до Александра Великого). Высота статуй порядка 20 метров, вес каждой статуи порядка 750 тонн и опираются они на кварцевый пьедестал порядка 500 тонн весом. Колоссы хотя и из твёрдого кварцита, но сильно пострадали от времени.

Неподалёку от колоссов Мемнона находится Рамессиум – Храм Рамсеса II. Здесь находится поверженная гранитная статуя даже не колоссальная, а просто неимоверных размеров. Сложно понять какой она была высоты и какого веса, но по оценочным данным вес доходил до 1000 тонн!!! Вес пьедестала, на котором она стояла, достигает 750 тонн. Лицо статуи тщательно сбито. Статую целенаправленно уничтожали. Делали это арабы, они верят, что статуи фараонов, богов, а может быть вообще все статуи (по их религии изображать людей нельзя) обладают злой силой, в них селятся бесы.

Фараон Рамсес II был очень успешным фараоном. На этот период приходится золотой век Египта. Его называли не иначе как Рамсес Великий. Он из XIX династии Нового Царства. Правил он очень долго (1290–1224 г. г. до н.э.) – 66 лет. Его имя увековечено по всему Египту от Пер-Рамсеса, где его дворец в дельте Нила, до Элефантины (древнеегипетское поселение на острове с гаванью, у первого порога Нила) и Абу-Симбел, где его величественный скальный храм. Он возвёл (или захватил) огромное количество разнообразных сооружений большей частью в свою честь.



Храм Амона-Ра в Фивах назван в честь бога Амона чьё имя, вероятно, означало "сокрытый", является главным божеством Фив. Ко времени Рамсеса II он приобрёл ещё большее влияние из-за своей тесной связи с Ра, древним богом солнца.

Лесом своих колонн гипостильный зал олицетворяет тростники топи, из которой возникла земля во времена творения. 134 колонны, некоторые из которых достигают 23 метров в высоту, украшены резными изображениями листьев папируса. И все они сплошь покрыты изображениями различных сцен из жизни египтян, иероглифами.

Внутри храмового комплекса находятся обелиски. Цари подобно Тутмосу III возводили обелиски, чтобы подчеркнуть свою связь с богом солнца Ра. Обелиск своей позолоченной верхушкой указывает на солнце. На основании вырезаны павианы – существа, известные своей привычкой впадать в возбуждённое состояние при восходе солнца. Обелиски потихоньку растащили.

Каждый фараон считал своим долгом что-то пристраивать к этому комплексу, поэтому это самый долгий долгострой. Внутри храмового комплекса священное озеро оно служит источником чистой воды для омовения и питья бога Амона. Прежде чем вступить в храм здесь омываются жрецы.

Кроме главного входа пилона ещё есть и другие пилоны: пилон царицы Хатшепсут, пилон Тутмоса III, пилон Тутмоса I. Там же находится самое крупное изваяние из камня жука-скарабея – символа извечного возрождения, вокруг которого ходят туристы, загадывая желание ещё раз посетить это место. И я имел неосторожность обойти вокруг него.

Вот так всё прекрасно было, а теперь после двухтысячелетнего грабежа многое кануло в Лету, многое занесено песком, и где-то там, глубоко под ним Карнак, да и все Фивы, спят глубоким сном. И здесь на всём печать спокойствия и величия. Даже крики торговцев, толпящихся то тут, то там отдельными группами везде, где есть туристы, доносятся, словно через вату.


Хатшепсут, Тутмос III, Сети I, Рамсес II, несомненно, были великими фараонами Нового Царства. На их правление приходится золотой век Египта. Освобождение Египта началось с последним царём XVII династии Камесом, а завершилось в период правления первых царей следующей династии, Яхмоса, и Аменхотепа I, Которым удалось разбить Гиксосов, освободив тем самым дельту Нила – Нижний Египет. А также захватили Палестину и Куш. Тутмос III совершил 17 (!) военных кампаний, разбив Ливию и Сирию. Похоже, Хатшепсут очень сильно досаждала Тутмосу III, если он, закусив удила, в ярости разгромил всех своих соседей. Из Сирии Тутмос III вернулся с огромным количеством награбленной добычи. (Выше уже упоминалось о блистательных походах Снофру в Нубию, впрочем, он из Древнего Царства).

Армейская элита стала приобретать всё большее политическое и экономическое влияние. Начиная с XIX династии, отставные военные награждались земельной собственностью с правом передачи по наследству. Уже при XX династии Нового Царства появились признаки кризиса центральной власти – нового третьего распада. На девятнадцатом году правления Рамсес XI, пытаясь предотвратить кризис, провозгласил начало новой эпохи – "первый год Эры Возрождения". Попытался провести реорганизацию власти. Однако, в это же самое время, взошла звезда военачальника Херихора, происходившего из Ливийцев. Он настолько преуспел в занятии должностей и присвоении царских привилегий, что его имя (это невероятно, но факт) стало писаться в царских картушах! По его приказу экспедиции отправлялись за кедром в Ливан. Падает международный престиж Египта. Некий Смендес как наместник Нижнего Египта управляет Верхним Египтом из Таниса, а имя фараона не упоминается вовсе! Фактически царская резиденция была перенесена из Пер-Рамсеса в Танис.



В провинциальных областях, вышедших из-под контроля правителей и жрецов, иноземцы, прибывшие в Египет, получили полный простор для установления собственной власти. Так ливийцы, жившие в дельте Нила, в 945 году до н.э. посадили на престол в Танисе своего соплеменника по имени Шешонк I.

История повторяется, как и в Древнем Царстве. Через 400 лет после Тутмоса III начинается период третьего распада. Опять смутные времена, которые продолжались 400 лет вплоть до Позднего периода. После Ливийской XXII династии начинается период раздробленности Египта на множество княжеств. А далее уже приходит к власти XXV Эфиопская (Нубийская) династия. А затем уже в позднем периоде правят и Ксеркс I, и Дарий I, и Дарий II, и Ксеркс II. (Сирийская династия). Так продолжалось до Александра Македонского.

Это закат Нового Царства и всего древнеегипетского периода, "отплыли в вечность" легендарные фараоны и их египетский народ, который растворился в ордах азиатов и арабов. Такая же печальная судьба постигла и Этрусков, которые жили на территории современной Италии, исповедовали ту же религию, что и Египтяне и также растворились в народах Римской Империи. Почему же нам так грустно, почему же так трудно проститься с Древним миром Египта?

Не можем мы смириться с исчезновением целого народа, даже если он и достиг "берега страны упоений". Нет! А ведь в сохранившихся мумиях всё ещё можно рассмотреть лица их владельцев Сети I, Рамсеса II, Тутмоса II, Тутмоса IV.



 


Египетский музей в Каире

Музей экспонирует около 150 000 находок, ещё 30 000 хранятся в многочисленных запасниках. Все вместе они охватывают пятитысячелетнию историю Древнего Египта от Додинастического до Римского периода. Естественно мы не можем охватить все экспонаты в настоящей работе, это просто немыслимо. Расскажу лишь о нескольких артефактах высочайшего мастерства. Мастера давно умерли, их гробницы покрыты песком и имена очень многих утеряны в глубинах веков, но музей продолжает беречь произведения их великого искусства.

Даже в самые смутные времена, в периоды распада на множество мелких княжеств, в периоды упадка царской власти, во времена распри жрецов из-за привилегий, земель и богатств, и жадности ливийских наёмников, во времена, когда к власти пришли чужеземцы из Ливии, Нубии и Сирии, искусство находилось на привилегированном положении, оно никогда не было в упадке. Во все времена создавались шедевры живописи, скульптуры и прикладного искусства. И более того, с приходом к власти ливийской династии, Египет вступил в столетний период процветания, что отразилось в монументальных постройках Шешонка I и его преемников (IX–X век до н.э.). Впервые, почти за 300 лет после Рамсеса III, были начаты работы по расширению храма Амона-Ра в Карнаке (Западные Фивы). В период ливийской XXII династии и в период очередного распада при XXIII династии (VIII–X век до н.э.) большую популярность приобретает изысканная скульптура из различных видов бронзы. Пробудился интерес к традициям Древнего, Среднего и Нового царств в круглой скульптуре и рельефе. Титулатура царей в начале VIII века до н.э. также выдержана в стиле величайших эпох древнеегипетской истории. Эфиопские правители, а это уже XXV династия, поощряли изучение древних образцов скульптуры и возврата к религиозным традициям.

Самое поразительное в музее – это сокровища Тутанхамона и коллекция мумий. Их таинственность и волшебство захватывает дух и воображение каждого посетителя. Экспонатов гробницы Тутанхамона очень много, но о нём самом, как это ни парадоксально, мы "знаем не много". Открывший его гробницу в 1922 году Говард Картер, назвал его "ускользающий из памяти", чьё правление во время последних лет амарнского периода является одним из "наиболее таинственных в египетской истории". Напомним, что в этот период правил фараон Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон и его не менее таинственная жена Нефертити, о чём упоминалось ранее. Нам известно, что жена Тутанхамона – дочь Нефертити и Эхнатона – юная Анхесенпаатон ("Предназначенная Атону"). Вот так, очень осторожно говорится о "наиболее таинственных" правителях Древнего Египта. Но мы-то знаем о существовании и других гипотез по этому поводу. В прочем мы отвлеклись.

Обворожительна погребальная маска Тутанхамона весом 11 килограммов. Золото, лазурит, кварц, обсидиан, бирюза, стекловидный сплав, высота 54 см. ширина 39,3 см. Это великолепная цельнолитая золотая маска. Слегка удлинённое, изящное лицо, миндалевидные глаза с изогнутыми бровями и полные губы. Поражает и изящная парадная колесница из дерева, покрытая золотом. Диаметр колёс 90 см. общая длина 250 см. Не стоит и говорить, что все экспонаты музея замечательны, но перед этими экспонатами я замер в изумлении, меня словно парализовало. Они источают дух великого прошлого. Густой дух Древнего Мира, буквально пошатнул меня. Это незабываемое впечатление. Я не помню кто, или что увлекло меня в другие залы музея.

Единственное изображение фараона Хуфу, строителя самой величайшей из величайших пирамид на плато Гизе, это статуэтка из слоновой кости высотой 7,5 см. Невероятно маленький размер. Потрясающий контраст между человеком огромной воли, сумевшим мобилизовать всё население страны для строительства пирамиды, между великой пирамидой и его ничтожно малым изображением. А ведь есть скульптурные изображения фараонов в три, пять и десять метров высотой. Всё ещё стоят колоссы Мемнона высотой в 20 метров! Сможем ли мы когда-нибудь понять этот парадокс?

Очень древний мотив с изображением фараона, побивающего своих врагов, встречается на царских памятниках с Додинастического периода, в частности на плите Нармера. Об этом уже упоминалось ранее, мы же перейдём к изображению Рамсеса II с пленниками. Это изумительная работа по камню. Фараон представлен в изысканном одеянии, голубой короне и сандалиях, держит за волосы трёх пленников. В его левой руке топорик, которым он намеривается поразить врагов. Изображения очень чёткие, проработаны до мельчайших подробностей. По лицам пленников со шрамами мы видим, что они принадлежат к нубийцам, сирийцам и ливийцам. А как чётко изображено одеяние фараона. Одновременно мы видим прозрачное платье фараона и передник и ноги. И всё это сработано по камню! О таких работах сказано, на первых страницах настоящей работы: "с потрясающим мастерством увековеченные скульпторами и живописцами".

Роспись по штукатурке была одной из самых распространённых техник декора в Древнем Египте. Редко какая роспись достигает уровня найденных "Медумских гусей". Она относится к правлению Снофру – отца Хуфу (Хеопса). Шесть гусей образуют две группы на фоне сада. Художником создана "утончённо - разряжённая" атмосфера, в которой: "гармонично сочетающиеся цвета находятся в совершенном согласии с расположением гусей в пейзаже". Прошло 4,5 тысячи лет, и видели бы вы, в каком прекрасном состоянии роспись. Это один из немногих примеров сохранности от разрушительного воздействия времени и человека. В южном Дворце Ахетатона были найдены несколько фрагментов росписи пола с изображением растений и животных. Сюжет с дикими утками среди болотных растений получил "наиболее удачное и выразительное решение". Найденные фрагменты относятся к правлению Эхнатона (1350–1333 г. до н.э.). В эпоху Нового Царства символы победы над тёмными силами Хаоса получили широкое распространение. В частности, их можно увидеть на знаменитых портретных изображениях Анхесенамон (жены Тутанхамона), это её второе имя, сжимающей диких уток. Эта символическая интерпретация отошла на второй план по сравнению с "простотой и трогательностью изображения жизни", чудесной во всех её проявлениях. В первой главе нами было сказано, что египтяне "наверняка" любили жизнь. Эта же роспись пола, единственное нами приведенное, но достаточное подтверждение того, что египтяне любили жизнь всей своей душой, как и любые другие живые существа в этом мире.

Традиция помещать фигурки слуг в мастабы важных сановников появилась во времена IV династии (период иступлённого строительства пирамид). Это гарантировало хозяевам обеспеченность в загробной жизни. Примечательна в этом смысле изящная статуэтка женщины, готовящей пиво (известняк, роспись, высота 28 см. найдена в Гизе). Относится к V династии Древнего Царства. Это реалистичный портрет реальной женщины, поглощённой своей работой. Пышнотелая представительница слабого пола опирается на сосуд, округлые руки обрамляют большую грудь. Непритязательный облик "маленького человека", довольного своей работой, пробуждает у зрителей чувство симпатии и человеческой теплоты. Небольшое ожерелье, может быть, самое простое, привносит женское кокетство в эту фигурку. У всех посетителей музея, смотрящих на эту фигурку, пусть на один миг, но душа открывается, смягчается сердце у любого человека. И не хочется расставаться с таким мгновенным, райским состоянием души.

Об изумительном изображении царицы Хатшепсут в росписи, и в скульптуре из камня, мы уже говорили ранее, теперь же остановимся на не менее блистательном изображении головы царицы. Фигурка высотой 18 см. из кварцита, найдена в Мемфисе и относится к XVIII династии Нового Царства, правления Эхнатона. Какого-либо известного "имени" у меня нет, следовательно, и терять мне нечего, поэтому я могу себе позволить предположить, что это, скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона. Также предлагаю Вашему вниманию голову статуи женщины, относящейся также к XVIII династии, найденной в Храме Амона-Ра в Карнаке, в западных Фивах. Это части статуй, от которых сохранились только лица. Черты лица проработаны очень тонко. Сделаны они были в период расцвета художественного мастерства. Восхитительное качество работы, если учесть, что обсидиан очень твёрдый камень. Такой камень привозили из Эфиопии, в Египте его нет. Глазницы и брови пусты, что нисколько не умаляет эстетического восприятия статуй. Видимо, первоначально они были заполнены, например, стекловидным сплавом. Несомненно, это разные женщины. Брови, глаза и губы отличаются друг от друга, но техника исполнения одна, и относятся они к одной династии, поэтому можно предположить, что исполнил их один мастер.

Жемчужиной сокровищ Египетского музея в Каире является статуя Хафры из зелёного диорита. Высота этой статуи 168см., найдена в Гизе, в гранитном храме Хафры. Данное изображение Хафры стало знаменитым сразу же после её находки. Это вершина мастерства придворных ваятелей, призванных воплотить божественность власти фараона. Глаза, и вообще вся фигура, излучают таинственный свет древности, свет своей божественной сущности. Этот "свет", или не менее физическое другое излучение, обволакивает, завораживает и очаровывает посетителя. Эта статуя выходит за рамки, собственно скульптуры, это послание, текст, высеченный из камня трёхмерный иероглиф. Мастерство скульптора превратило работу со сложным идеологическим контекстом в настоящий шедевр.

Именно монарх определял эстетические каноны, которые были обязаны соблюдать художники. В огромных мастерских, трудившимся на корону, не было места для индивидуального творчества (если не считать остраконы), напротив, чем точнее работа соответствовала жёстким официальным рамкам, тем выше она ценилась. При изображении человеческой фигуры обязательная для неё иконография была выше любого проявления индивидуального сходства. Эстетически безупречное и технически безукоризненное, оно не должно было выходить за крайне жёсткие рамки идеальных канонов. Единственным средством идентификации была краткая запись имени изображаемого. Возможность использования перспективы даже не рассматривалась.

Примечательны, в этом смысле, трёхфигурные скульптурные группы Менкауры (фараон, построивший третью пирамиду в Гизе) во всей полноте отражающие классические идеалы придворной скульптуры, преображающие человеческую природу фараона в божественную. Фигура фараона, увенчанная короной Верхнего Египта – доминирует в триаде, немного выдвинутая вперёд и чуть выше остальных фигур. В руках два цилиндрических объекта, назначение которых неизвестно. Женские лица идентичны. Но мы знаем, что справа богиня Хатор (на голове коровьи рога с диском солнца). Фигура слева – персонификация нома Верхнего Египта – Кинополя, о чём говорит припавший к земле шакал. У ног надпись: "Фараон – Царь Верхнего и Нижнего Египта, Менкаура – вечно любимый". (Все надписи на всех статуях, рисунках, фресках и остраконах, всюду, где бы они ни были – они просто очаровательны и восхитительны!)

У египтян было стойкое неприятие смерти человека. Они глубоко верили, что "люди рождаются для вечной жизни". Саркофаг, как и гробница, обеспечивали вечную жизнь умершему, служа в загробной жизни в качестве дома. Магическая сила рисунков на саркофагах гарантировала изобилие еды, питья и домашних принадлежностей, обеспечивала человеку спокойное и комфортное существование после смерти.

Фараоны, несомненно, добились бессмертия. Стоя в музее, перед всеми этими экспонатами, ноги подкашиваются, замираешь в немом восхищении, не в силах и слова произнести и весь мир для тебя не существует. А ведь нужно вернуться в настоящую реальность. Вот тут-то (я ничуть не смущён) слёзы и наворачиваются на глаза, а туристический автобус стоит, ждёт тебя. Тяжело расставаться с Древним Миром египтян, не скрою, что это даже мучительно. На ватных ногах проходишь к воротам музея, мимо пруда с цветущими лотосами – символом извечного возрождения. Сам же аромат лотоса, во что искренне верили египтяне, дарит бессмертие. Не зря выбран этот цветок. На закате солнца он закрывается и погружается в воду, а на восходе солнца он поднимается из воды и распускается. Жизнь продолжается!

Конец

Примечание: все фото и рисунок в заставке - работа автора.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 22.03.2020 Вьюжный мл.
Свидетельство о публикации: izba-2020-2761908

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  















1